Банк россии: прекращение поддержки

Банк россии: прекращение поддержки

Экономический кризис в Российской Федерации закончился.

Возможно кроме того назвать время его окончания – апрель 2010 года. Посткризисное восстановление русском экономики и оздоровление финсектора разрешают правительству РФ и Банку России перейти к постепенному завершению помощи отечественного рынка.

Кризис подошел к концу, пора думать о будущем

Апрель можно считать завершением кризиса, о чем свидетельствуют показатели денежного рынка, созданные МВФ для оценки целесообразности сворачивания мер по борьбе с кризисом. В частности, индикатор неопределенности на межбанковском рынке (спрэд между заявленными ставками по размещению и привлечению межбанковских кредитов), цена кредитных дефолтных свопов и другие показатели возвратились на докризисный уровень либо кроме того опустились ниже его. И сейчас власти приступают к сворачиванию мер антикризисной помощи.

Из-за чего «exit policy», как ее назвали за границей, купила независимое значение? Она призвана минимизировать искажающие эффекты стабилизационной политики. В случае если сворачивание мер по борьбе с кризисом будет затянуто либо регулирование так же, как и прежде останется мягким, финансовые власти столкнутся с рядом новых угроз.

В актуальные задачи стратегии завершения мер по борьбе с кризисом, которые связаны с деятельностью Банка России, входят:

— понижение риска инфляционного давления в конце 2010 – начале 2011 года;

— предотвращение неадекватного ценообразования на денежные активы благодаря излишней ликвидности в банковском секторе;

— избежание гиперреакции валютного курса рубля;

— и, наконец, устранение риска безответственного поведения участников рынка.

Каждый регулятор призван стабилизировать рыночную среду. Если он тратит упрочнения на разъяснение собственной политики, на понижение неопределенности будущего — рынок воздает ему сторицей: и стабилизация оказывается успешной, и участники рынка испытывают доверие к регулятору. Но похоже, что Банк России есть исключением.

Тогда как ФРС США публично расписала, что и как она будет делать, сворачивая меры по борьбе с кризисом, Банк России предпочитает хранить молчание. Само собой разумеется, регулятор не может быть уверен в собственных предстоящих действиях, в то время, когда его политика сильно зависит от внешних рынков. Однако центральными банками наработан арсенал формирования рыночных ожиданий в условиях неопределенности собственных действий: «веерные» диаграммы, сценарные расчеты, публикация консенсус-прогнозов и пр.

Банк России остается в стороне от новейших средств сотрудничества с целевой аудиторией, так же, как и прежде полагая, что лучшей политикой есть политика молчания. В следствии экспертному и банковскому сообществу самому приходится делать за финансовые власти работу: разрабатывать и предлагать варианты сворачивания мер по борьбе с кризисом. По крайней мере, тогда появляется предлог для диалога, а за ним и возможность избежать нелепых действий, вредящих рынку.

Что возможно предложить финансовым влияниям и чего ожидать от них в свете грядущего сворачивания антикризисной политики? В конце 2009 года на встрече министров финансов и управляющих центральных банков государств G-20 были приняты интернациональные советы, касающиеся exit policy. В целом они носят достаточно характер и ориентированы в первую очередь на сокращение дефицита и фискальную консолидацию бюджета, и прекращение действия нестандартных инструментов финансово-кредитной политики.

В России и развивающихся странах масштабы антикризисной политики, как и сам кризис, были скромнее, и финансовым влияниям не потребуется разрабатывать изощренные программы завершения мер по борьбе с кризисом. Однако exit policy в Российской Федерации затронет изменения и процентную политику финансово-кредитного инструментария.

Процентные маневры

В течение кризиса 2008–2009 годов процентная политика Банка России пережила пара фаз развития. В осеннюю пору 2008 года регулятор произвел экстренное понижение ставок по инструментам рефинансирования для увеличения ликвидности в банковском секторе и расширения доступности операций рефинансирования для банков. В ноябре 2008 – феврале 2009 года ему было нужно пойти на временное увеличение ставок для борьбы с оттоком атаки и капитала на курс рубля.

С апреля 2009 года по настоящее время Банк России осуществляет понижение ставок для стимулирования кредитной активности и роста поизводства.

В свете завершения мер по борьбе с кризисом процентная политика Банка России сталкивается с рядом среднесрочных задач. К ним относятся:

— поддержание текущего экономического восстановления;

— плановое понижение инфляции до 5–6%;

— поддержание приемлемой волатильности действенного курса рубля; понижение ставок по кредитам.

Одновременно с этим Банку России при принятии ответов о процентных ставках нужно обращать внимание на пара рисков. В конце 2010-го и в 2011 году может появиться угроза роста инфляции из-за возобновления хорошего сальдо текущего роста и счёта затрат бюджета, каковые традиционно возрастают к Январю. Помимо этого, реализуя политику низких ставок, Банк России обязан учитывать возможность формирования денежных «накопления» и пузырей излишней ликвидности в банковском секторе.

Ожидается, что в середине 2010 года финансовый рынок достигнет «дна» ставок. Для Банка России это будет знаком к необходимости пересмотра процентной политики. Но в целом процентная политика не может быть предопределена до конца 2010 года по многим причинам.

Во-первых, Банк России не придерживается формальных правил финансово-кредитной политики, каковые предпочитают кое-какие центральные банки за границей. Во-вторых, процентная политика во многом ориентируется на курсовую политику. Ставка рефинансирования владеет чувствительностью как к ставкам ведущих зарубежных центральных банков, так и к курсу рубля. В следствии процентная политика дрейфует за стоимостями на беспоставочные валютные форварды.

По всей видимости, регулятор предпочтет инерционное поведение. Ставка рефинансирования будет понижаться с запаздыванием, так и не достигнув оптимального «дна» летом 2010 года (которое оценивается в 6,5–7%). По всей видимости, нам предстоит заметить еще несколько понижений ставки на 0,25% в месяц, и на этом эпопея смягчения процентной политики завершится.

Цена инерционного поведения будет пребывать в укрепляющемся рубле и не сильный экономическом восстановлении.

Идет большое количество бесед о том, что ставка рефинансирования не может быть адекватно снижена в связи с угрозой инфляции во второй половине 2010 года. Но необходимо иметь в виду, риск инфляции проистекает не из-за понижения ставок Центробанка, а из-за вероятного стремительного восстановления мирового спроса на сырьевые товары.

Это, со своей стороны, приведет к значительному притоку денег в русского экономику и росту совокупного внутреннего спроса, и повышению стоимостей в «неторгуемых» секторах с мельчайшим уровнем борьбы. Низкие ставки выступают не главным причиной инфляции.

Ликвидность на американских горках

При реализации сценария инфляционного давления Банку России не останется иного выхода, как ужесточать финансово-кредитную политику. Одновременно с этим направляться подчернуть, что переход к рестриктивной политике вероятен лишь по окончании выхода экономики на устойчивые скорость увеличения. На протяжении абсорбации ликвидности финансовые власти смогут руководствоваться рядом мыслей.

Не имеет смысла поднимать ставки в условиях излишней ликвидности, потому, что это окажет минимальное влияние на рынок. Ужесточению процентной политики может предшествовать изъятие излишней ликвидности, которое целесообразно осуществить за счет необходимых операций и резервов на открытом рынке (депозитных аукционов). Так, ставка рефинансирования может оказаться одним из последних инструментов, задействованных для понижения инфляционного давления.

Второй важный фактор, что нужно принимать к сведенью, — неравномерность затрат бюджета в течение года. Процентная политика будет действенной в борьбе с инфляцией, если она проводится в координации с налогово-бюджетной политикой. В частности, размещение временно свободных бюджетных денег на банковских депозитах должно учитывать смягчения и фазы ужесточения финансово-кредитной политики.

Помимо этого, стерилизация финансовой массы средствами финансово-кредитной политики не может удержать низкую инфляцию без сокращения бюджетных затрат в настоящем выражении. При длящегося недостатка единственным неинфляционным источником финансирования бюджетных затрат смогут стать национальные заимствования на внутреннем рынке, а не применение средств резервного фонда либо внешние национальные заимствования.

Возвращение стандартных инструментов

На протяжении кризиса Банк России большое внимание уделил увеличению эффективности совокупности рефинансирования и операциям пополнения банковской ликвидности в целом. В 2008 году были снижены дисконты по операциям прямого РЕПО с ОФЗ и ОБР, и случилось увеличение количеств операций прямого РЕПО. Помимо этого, регулятор отправился на понижение минимального уровня кредитного рейтинга облигаций, принимаемых в ломбардный перечень.

Банк России включил в перечень приемлемого обеспечения акции и биржевые облигации, и акции, выпущенные эмитентами, входящими в список системных фирм, утвержденный правительством РФ.

По завершении кризиса появляется вопрос о сокращении кредитных рисков Банка России и пересмотре ломбардного перечня исходя из параметров приемлемого обеспечения, действовавших в условиях обычной работы рынка. Обсуждалось пара вариантов: одномоментное изменение перечня, его пересмотр при достижении «дна» ставок и другие подходы.

В целом вряд ли возможно назвать действенные обстоятельства, по которым Банку России не нужно пересмотреть ломбардный перечень в пользу консервативных инструментов. Конкретно из него смогут быть исключены обычные и привилегированные акции корпораций как самые рискованные инструменты, не характерные для залоговых операций центральных банков.

Одновременно с этим, дабы не привести к дестабилизации рынка и сбои в управлении ликвидностью банков, облигации эмитентов из списка системных организаций правительства РФ смогут сохраниться в ломбардном перечне впредь до их погашения. По окончании погашения текущих выпусков новые облигации тех же эмитентов в ломбардный перечень смогут быть включены, лишь если они удовлетворяют параметрам, используемым к бумагам остальных эмитентов.

Во время кризиса Банк России существенно удлинил сроки операций и кредитования прямого РЕПО. Это было вызвано необходимостью предоставления ликвидности банкам по широкому каналу. По мере нормализации обстановки с ликвидностью срочность операций пополнения ликвидности обязана возвратиться в простые рамки.

Практически рынок самостоятельно содействовал завершению среднесрочных операций Банка России. Спрос на долгие операции РЕПО на срок от полугода и выше ни при каких обстоятельствах не был большим, а с восстановлением ликвидности банков и вовсе сошел на нет. Помимо этого, параллельное сохранение кратковременных и среднесрочных операций предоставления ликвидности вносит конфликт в управление конъюнктурой финансового рынка.

При пополнении ликвидности при помощи среднесрочных операций кратковременные ставки выходят из-под контроля, а спрос на короткосрочные инструменты Банка России падает. Наконец, нужно иметь в виду, что задача любого центробанка пребывает в управлении ценой заемных денег на кратковременном рынке. Вмешательство на более длинных рынках угрожает как дополнительными рыночными рисками, так и утратой гибкости процентной политики и политики управления ликвидностью.

Беззалоговые аукционы

Беззалоговое кредитование Банка России сыграло важную роль в обеспечении банков ликвидностью на пике экономического кризиса 2008–2009 годов. Мы думаем, что Банк России обязан сохранить кредиты без обеспечения, но с значительной модификацией. Текущие аукционы беззалогового кредитования смогут без неприятностей прекратить собственной воздействие (новые аукционы не проводятся, банки погашают остаток ссудной задолженности в срок).

Аукционы беззалогового кредитования как операции на открытом рынке должны сохраниться в качестве нестандартного инструмента на период денежных кризисов.

Одновременно с этим нужно осуществить переход к кратковременным беззалоговым кредитам как операциям постоянного действия для поддержания текущей ликвидности банков. Наряду с этим Банк России может решить следующие задачи: поддержание лишь текущей ликвидности банков; разрешение недостатка качественного обеспечения; уход от неприятности распределения обеспечения среди банков; сглаживание волатильности ставок на МБК; стимулирование консолидации банков. Беззалоговые кредиты будут операциями постоянного действия со следующими чертями:

— маленькие сроки (не более 7 дней);

— операции проводятся на ежедневной базе;

— фиксированные ставки на уровне ставки рефинансирования;

— наличие кредитного рейтинга от интернациональных и русских агентств;

— определение лимитов на банки исходя из величины собственного капитала, структуры и рейтинга пассивов;

— санкции за многократное обращение к инструменту (при повторном ролл-овере ставка возрастает на очередные 0,5%).

Не было счастья, да несчастье помогло

Как ни необычно, экономический кризис существенно ускорил модернизацию финансово-кредитной политики. Во-первых, были апробированы новые инструменты, такие как аукционы беззалоговых кредитов и временные обеспечения по межбанковским сделкам. В последующем они могут быть востребованными при происхождении новых периодов денежной нестабильности.

Во-вторых, случилась перенастройка целевых операционных ориентиров финансово-кредитной политики. Усредненный курс доллара США и Евро стала более волатильной, значение процентных инструментов повысилось. В-третьих, Банк России наладил тесный диалог с банковским и экспертным сообществом, что добавило понимания финансово-определённости и кредитной политики рыночным ожиданиям.

Меры по борьбе с кризисом, так, приблизили преобразования финансово-кредитной политики, которые связаны с более свободным курсообразованием рубля и увеличением эффективности процентной политики, каковые в последующем разрешат реализовать инфляционное таргетирование.

Все эти трансформации должны быть подкреплены адекватной информационной политикой. Ее цель обязана пребывать в предотвращении дестабилизации денежного рынка в связи с непредсказуемостью сворачивания антикризисной помощи. В задачи информационной политики Банка России на протяжении завершения мер по борьбе с кризисом должны входить:

— управление ожиданиями трансформации ставки рефинансирования; сглаживание колебаний ставок финансового рынка;

— предотвращение шоков на рынке облигаций (фондовый риск);

— минимизация процентного риска банков; помощь банкам в управлении риском ликвидности.

Банку России целесообразно принять информационный меморандум о завершении антикризисной политики, что в общем определял бы меры и предстоящие задачи финансовых правительства.

Помимо этого, положительно воспринималось бы обнародование замысла завершения мер по борьбе с кризисом с объяснением параметров завершения каждой операции; публикация укрупненного графика со последовательностью и сроками постепенного завершения мер по борьбе с кризисом; раскрытие прогнозов инфляции ставки и изменения рефинансирования в форме веерных диаграмм без четких обязательств Банка России (для минимизации процентного риска и риска ликвидности в банковском секторе). При успешной реализации информационной политики Банк России сможет добиться нескольких результатов. В их числе понижение неопределенности будущего и предсказуемость грядущих событий для участников рынка, минимизация паники и риска обвала, рост доверия к политике рост понимания и Банка России действий финансовых правительства.

ЭКСПЕРТИЗА

Предложения по постепенному завершению антикризисной экономической политики, которая связана с деятельностью виды России

и Банка Группы мер Сроки исполнения Задачи Предложения Сроки завершения/продления
1. Процентная политика
1.1. Экстренное понижение ставок по инструментам рефинансирования постоянного действия Сентябрь — октябрь 2008 Увеличение ликвидности доступности рефинансирования и банковского сектора, увеличение цены приемлемого обеспечения Этап закончен Нет
1.2. Временное увеличение ставок по инструментам финансово-кредитной политики Ноябрь 2008 — февраль 2009 Противодействие оттоку капитала с внутреннего рынка и ослаблению курса рубля Этап закончен Нет
1.3. Устойчивое понижение ставок по инструментам финансово-кредитной политики Апрель 2009 — н.в. Стимулирование кредитной активности и роста поизводства Продолжение понижения ставок по мере замедления инфляции II–III кв. 2010
Стабилизация ставок при вероятном возрастании инфляционного давления III–IV кв. 2010
1.4. Сохранение низких ставок по инструментам финансово-кредитной политики Ожидается в IV кв. 2010 — I кв. 2011 Противодействие инфляционному давлению Сохранение низких ставок и изъятие ликвидности при помощи операций и обязательных резервов на открытом рынке IV кв. 2010–I кв. 2011
2. Управление ликвидностью финсектора
2.1. Понижение нормативов ФОР до минимального исторического уровня в 0,5% Октябрь 2008 — Апрель 2009 Пополнение ликвидности всего финсектора Увеличение нормативов ФОР после достижения дна по ставкам и накопления достаточного количества ликвидности в банковском секторе III–IV кв. 2010
2.2. Увеличение коэффициента сглаживания с 0,55 до 0,6% Октябрь 2008 Увеличение гибкости управления ликвидностью банков Предстоящее увеличение коэффициента сглаживания по мере накопления средств на кор.депозитах и счётах в Банке России, и восстановления кредитной активности III–IV кв. 2010
2.3. Увеличение лимитов размещения средств бюджета страны на депозиты банков с 625 млрд до 1,55 трлн руб. Октябрь 2008 Пополнение ликвидности наибольших банков Отход от управления ликвидностью бюджета через банковские депозиты в пользу депонирования на счете Федерального казначейства в Банке России Вторая добрая половина 2010 года
2.4. Модификация механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозитах в банках Ожидается во второй половине 2010 года Сглаживание цикличности на финансовом рынке и координация с процентной политикой Банка России Перевод организации размещения средств бюджета страны к Банку России; ориентация аукционной ставки на процентную политику Банка России, а не на конъюнктуру МБК; составление расписания аукционов с учетом прогнозируемого уровня ликвидности в банковском секторе Вторая добрая половина 2010 года
3. Увеличение эффективности совокупности рефинансирования
3.1. Понижение дисконтов по операциям прямого РЕПО с ОФЗ и ОБР Сентябрь 2008 Увеличение количеств операций прямого РЕПО Вернуть дисконты до ранее установленных уровней для ОФЗ со сроком до погашения более 1 года II–III кв. 2010
3.2. Увеличение поправочных коэффициентов к оценке цены нерыночных активов по Положению №312-П Октябрь 2008 Увеличение потенциала операций рефинансирования под нерыночные активы Сохранение коэффициентов для развития указанного инструмента рефинансирования, увеличение коэффициентов по мере роста качества сумок II–III кв. 2010
3.3. Понижение минимального уровня кредитного рейтинга облигаций, принимаемых в ломбардный перечень Октябрь 2008 Расширение контрагентов и ломбардного списка по рефинансированию Восстановление предельного уровня кредитного рейтинга по окончании увеличения ФОР, но до увеличения ставок IV кв. 2010
3.4. Введение механизма предоставления кредитов без обеспечения с последующим увеличением сроков и лимитов этого инструмента Октябрь 2008 Решение проблемы недостатка приемлемого обеспечения у банков во время кризиса Сокращение сроков кредитования до 5 недель (отказ от кредитов на 3, 6 и 12 мес.) II кв. 2010
Сокращение кредитных лимитов на банки до отметки текущей ссудной задолженности II кв. 2010
Сокращение лимитов на аукционы III кв. 2010
Завершение проведения аукционов, консервация инструмента до следующего периода денежной нестабильности IV кв. 2010
3.5. Кратковременная модификация кредитов без обеспечения с учетом оговорок по срокам, ставкам, рейтингам, штрафам и лимитам Ожидается в IV кв. 2010 Увеличение гибкости управления текущей ликвидностью, преодоление недостатка качественного приемлемого обеспечения и его неравномерного распределения среди банков Переход к кратковременным (до 7 дней) беззалоговым кредитам как операциям постоянного действия для поддержания текущей ликвидности; введение лимитов на банки и штрафной ставки за ролл-овер IV кв. 2010
3.6. Включение в ломбардный перечень биржевых облигаций и акций в один момент с допуском Банка России к биржевым торгам Октябрь 2008 Расширение контрагентов и ломбардного списка по рефинансированию Сохранить обновленный инструментарий Бессрочно
3.7. Включение в ломбардный перечень облигаций и акций, выпущенных эмитентами, входящими в Список системных фирм, утвержденный Правительством РФ Февраль 2009 Решение проблемы недостатка приемлемого обеспечения у банков во время кризиса Исключение из ломбардного перечня акций. Ветхие выпуски облигаций погашаются, новые выпуски в ломбардный перечень не включаются, что приведет к его сокращению IV кв. 2010
4. Минимизация процентных рисков банковского сектора
4.1. Проведение операций ломбардного кредитования на срок 30 дней по фиксированной ставке, и ломбардных аукционов на срок 3 месяца Октябрь 2008 Понижение процентных рисков для банков Сохранить обновленный инструментарий Бессрочно
4.2. Увеличение сроков кредитования банков в соответствии с Положением №312-П с 30 до 90 календарных дней Октябрь 2008 Понижение процентных рисков для банков Сохранить обновленный инструментарий Бессрочно
4.3. Увеличение сроков кредитования банков в соответствии с Положением №323-П до 1 года Май 2009 Понижение процентных рисков для банков Завершение операций II кв. 2010
4.4. Введение операций прямого РЕПО на срок 1 год по фиксированной ставке Май 2009 Рефинансирование затрат на осуществление инфраструктурных проектов Завершение операций II кв. 2010
4.5. Введение аукционов прямого РЕПО на сроки 3, 6 и 12 месяцев Июнь 2009 Понижение процентных рисков для банков Завершение операций II кв. 2010
5. Помощь финансовой устойчивости и межбанковского рынка банков
5.1. Заключение соглашений с наибольшими банками о временной компенсации убытков, взятых на МБК Октябрь 2008 Поддержание ликвидности банков и перераспределения ресурсов через рынок МБК Завершение операций в соответствии с законом 31.12.2010
5.2. Увеличение капитализации банков за счет обмена привилегированных акций на ОФЗ Июль 2009 стимулирование достаточности и Поддержание капитала кредитной активности банков Инструмент был не пользуется спросом Нет
5.3. Продолжение программы субординированного кредитования Время не выяснено Восполнение недостатка собственного капитала по окончании расчистки баланса от «нехороших» активов и поддержание кредитования на фазе восстановительного роста поизводства Перераспределение средств программы обмена привилегированных акций на ОФЗ в пользу субординированных кредитов (внесение ОФЗ в капитал в форме кредита) Время не выяснено
6. Селективная денежная помощь банков
6.1. Выделение ВЭБу средств до 50 млрд долл. методом размещения Банком России депозита на 1 год для целей рефинансирования внешней задолженности банков и фирм нефинансового сектора Октябрь 2008 Сокращение оттока капитала с давления и внутреннего рынка на курс рубля за счет рефинансирования внешнего долга корпоративного сектора Этап закончен Нет
6.2. Предоставление субординированного кредита Сбербанку на 500 млрд руб. Октябрь 2008 Пополнение собственного капитала и компенсация оттока вкладов населения Досрочное погашение для нормализации избытка и сокращения капитала денежного рычага II–III кв. 2010
6.3. Предоставление ВЭБом субординированных кредитов большим банкам при помощи размещения на депозите ВЭБа средств ФНБ в количестве 450 млрд руб. Октябрь 2008 Увеличение финансовой устойчивости и достаточности капитала банков Осуществить переоформление кредита в облигации (либо в CLN — Credit Link Notes) с последующей продажей на открытом рынке II–III кв. 2010
7. восстановление и Санация деятельности кредитных организаций
7.1. Размещение депозитов Банка России в больших банках (ВЭБ, ГПБ, Промсвязьбанк, Национальный резервный банк) для обеспечения санации проблемных банков Сентябрь–октябрь 2008 Компенсация сокращения обязательств, поддержание финансовой устойчивости и ликвидности банков Этап закончен Нет
7.2. Денежное оздоровление банков через АСВ Сентябрь 2008 — н.в. Предотвращение банкротства банков при помощи санации либо перепродажи инвесторам Закрепление полномочий АСВ по оздоровлению кредитных организаций на постоянной базе С IV кв. 2010 бессрочно
8. надзор и Банковское регулирование
Отмена обязанности Банка России вводить в отношении банков-участников совокупности страхования вкладов запрет на привлечение депозитов населения при нарушении параметров допуска в совокупность по собственному капиталу, активам, ликвидности и доходности, и необходимых нормативов С октября 2009 до конца 2010 г. Предотвращение выхода банков из банковской страхования паники и системы вкладов Динамика главных показателей банков, включая рентабельность и активы, остается неудовлетворительной. Нужно продолжить воздействие закона №227-ФЗ. Помимо этого, оценивать состояние банка как «неудовлетворительное» по группе показателей не за три месяца, а за шесть месяцев подряд Продолжить на I–II кв. 2011
Льготный режим формирования резервов на вероятные утраты по ссудам в соответствии с №2359-У и №2156-У С января 2009 г. по июнь 2010 г. Понижение давления на личный капитал банков Динамика просроченной задолженности замедлилась, но ее накопленный количество остается высоким. Экономия резервов достигает 420–450 млрд руб. (10–15% от количества резервов). Целесообразно отменить льготный режим, в то время, когда экономия резервов не будет быть больше 5% Продолжить на III–IV кв. 2010 г.

Когда Microsoft откажется от поддержки Windows 7???

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: