Тема 5. Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ
Наровне с национальным пенсионным обеспечением и национальным пенсионным страхованием действующая у нас совокупность пенсионного обеспечения населения допускает и наличие совокупности негосударственного пенсионного обеспечения через негосударственные пенсионные фонды.
Правовые, экономические и социальные отношения, появляющиеся при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и опытному ликвидации и пенсионному страхованию указанных фондов, и ключевые принципы национального контроля за их деятельностью регулируются ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ от 7.05.1998.
Негосударственный пенсионный фонд есть особенной организационно-правовой формой некоммерческой организации, т. е. не имеет извлечение прибыли в качестве главной цели собственной деятельности и не распределяет взятую прибыль между участниками. Целью создания фонда есть осуществление им негосударственного социального обеспечения. Фонд в соответствии с целью создания может делать следующие виды деятельности:
1) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с контрактами негосударственного пенсионного обеспечения;
2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ Об необходимом пенсионном страховании в Российской Федерации и соглашениями об необходимом пенсионном страховании;
3) деятельность в качестве страховщика по опытному пенсионному страхованию в соответствии с договорами и федеральным законом о создании опытных пенсионных совокупностей.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется добровольно. Вкладчики есть в праве по собственному усмотрению заключать пенсионные соглашения в пользу участников с любым негосударственным пенсионным фондом. Как раз пенсионный контракт определяет порядок и размер внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии.
Предметом пенсионного соглашения есть осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Пенсионный контракт содержится на бессрочный срок и возможно расторгнут согластно судебному вердикту, по желанию вкладчика, а также в случае ликвидации организации-вкладчика, или по вине фонда (прекращение действия лицензии фонда, ликвидация фонда), или в связи со смертью участника до наступления пенсионных оснований. Прекращение уплаты пенсионных взносов вкладчиком не имеет возможности являться обстоятельством расторжения пенсионного соглашения. При расторжении пенсионного соглашения фонд обязан выплатить вкладчику выкупную сумму либо перевести ее в второй фонд.
Негосударственные пенсионные фонды смогут заключать пара видов контрактов:
1. Соглашение негосударственного пенсионного обеспечения — соглашение между вкладчиком фонда и фондом, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.
2. Соглашение об необходимом пенсионном страховании — соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица либо его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии либо выплаты его правопреемникам. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в пункте 6 статьи 16 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Осуществление деятельности в качестве страховщика негосударственного пенсионного обеспечения фондами произошло с 1 января 2004 года. Для осуществления этого вида деятельности фонд должен иметь лицензию, зарегистрировать в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда, подать в уполномоченный федеральный орган прошение о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и отвечать требованиям, установленным ст. 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»:
— иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения как минимум несколько лет;
— иметь опыт одновременного ведения как минимум несколько тысяч именных пенсионных квитанций участников в течение не меньше одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года — не меньше 20 тысяч именных пенсионных квитанций;
— иметь величину финансовой оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не меньше 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года — не меньше 100 миллионов рублей;
— в целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц иметь совокупный вклад соучредителей фонда, внесенный в фонд финансовыми средствами, в размере не меньше 3 миллионов рублей с 13 января 2003 года, не меньше 30 миллионов рублей с 1 миллионов 2005 рублей и 100 января года с 1 января 2009 года;
— не иметь актуарного недостатка по итогам актуарного оценивания в течение не меньше последних двух лет деятельности;
— не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.
Негосударственный пенсионный фонд получает права юрлица с даты госрегистрации в правовом поле РФ. Учредительным документом фонда являются устав фонда, что утверждается его соучредителями (соучредителем).
Устав фонда обязан содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименование фонда, причем в наименование должны быть включены лова «негосударственный пенсионный фонд», сведения о его местонахождении; положения о целях и предмете деятельности фонда; сведения о компетенции и структуре органов управления фонда, нормах представительства в органах управления; положения о порядке назначения на пост и освобождения от должности чиновниковов, принятия ответов, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, ликвидация и реорганизация фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, и о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.
Устав является сводом определяющих устройство, деятельность, права и правил фонда и обязанности положений, необходимых для выполнения всеми органами фонда. Как раз устав определяет правовое положение фонда. К оформлению устава предъявляется ряд условий. Он должен быть составлен в письменной форме, не содержать исправлений, подчисток либо подтирок и утвержден всеми соучредителями фонда.
В уставе фонда обязана находиться информация обо всех органах управления фонда, их порядке и полномочиях избрания либо назначения. Компетенция, порядок и состав образования органов зависят от организационно-правовой формы юрлица.
Органы управления фонда смогут включать в себя:
1) совет фонда — это верховный орган управления фондом, в задачу которого входит осуществление неспециализированного управления деятельностью фонда;
2) попечительский совет — это коллегиальный орган, делающий надзорные функции и снабжающий публичный контроль за деятельностью фонда;
3) ревизионные комиссии для обеспечения своевременного контроля за деятельностью аккуратного органа фонда;
4) исполнительный директор, аккуратная дирекция — это аккуратный орган фонда, осуществляющий своевременное управление деятельностью фонда.
Негосударственный пенсионный фонд в праве на осуществление собственной деятельности с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению.
Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению, а в будущем при осуществлении указанной деятельности фонд обязан соответствовать указанным требованиям :
1) начальник аккуратного органа фонда должен иметь стаж работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях либо иных денежных организациях как минимум несколько лет,
высшее юридическое либо денежно-экономическое образование (при наличии иного образования — особую опытную подготовку);
2) главбух фонда должен иметь опыт работы по профессии как минимум несколько лет, высшее профобразование;
3) величина финансовой оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна быть равна как минимум несколько миллионов рублей, с 1 января 2005 года — не меньше 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года — не меньше 50 миллионов рублей.
На пост единоличного аккуратного органа, участника коллегиального главного бухгалтера и исполнительного органа фонда не смогут быть назначены:
1) работники управляющей компании, специального депозитария, юрлица, с которым заключен соглашение на проведение оценки имущества фонда, аудитора фонда, и лица, завлекаемые указанными организациями для исполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым соглашениям, и оценщик фонда — физическое лицо;
2) аффилированные лица управляющей компании, специализированного аудитора и депозитария фонда, и лица, с которым заключен соглашение на проведение оценки имущества фонда;
3) лица, каковые осуществляли функции единоличного аккуратного органа либо входили в состав коллегиального аккуратного органа управляющей компании, специального депозитария, акционерного инвестиционного фонда, опытного участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации либо негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организациями нарушения, за которое у них были отменены лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, в случае если с момента для того чтобы аннулирования прошло менее трех лет;
4) лица, в отношении которых не истек срок, за который они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
5) лица, имеющие судимость за умышленные правонарушения.
Субъектами негосударственного пенсионного обеспечения являются фонды, специальные депозитарии, управляющие компании, участники и вкладчики. Участниками взаимоотношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и опытному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, и другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных инвестирования и резервов средств пенсионных накоплений.
К иным участникам взаимоотношений по негосударственному пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению относятся аудиторы, актуарии, заключившие контракты с фондом на оказание соответствующих одолжений, и др.
Процесс создания фонда возможно поделить на следующие этапы:
— принятие соучредителями ответа о создании фонда;
— принятие устава фонда, избрание его органов правления и формирование уставного капитала;
— госрегистрация фонда;
— получение лицензии на осуществление деятельности по пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению.
Фонд, как любое юрлицо, возможно создан в следствии волеизъявления соучредителей, т. е. создан, либо в следствии реструкуризации уже существующего юрлица. В первом случае основанием для фонда есть ответ соучредителей. Соучредителями смогут быть всецело здоровые граждане и (либо) юридические лица, каковые не являются:
1) зарубежными гражданами либо лицами без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их нахождения (проживания) в Российской Федерации;
2) лицами, включенными в список в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, взятых преступным методом, и финансированию терроризма;
3) публичными объединениями либо религиозными организациями, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности;
4) лицами, в отношении которых вступившим в законную силу судебным вердиктом установлено, что в их действиях находятся показатели экстремистской деятельности.
Фонд обязан обеспечить постоянное своевременное управление собственной деятельностью; обязан организовать внутренний контроль за соответствием собственной деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и опытному пенсионному страхованию требованиям законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих указанные виды деятельности. Внутренний контроль обязан осуществляться должностным лицом (контролер) либо отдельным структурным подразделением (работа внутреннего контроля).
Фонд обязан иметь сайт в Интернете, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому фонду.
Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению предоставляется уполномоченным федеральным органом без ограничения срока ее действия.
Фонды обязаны каждый год по результатам денежного года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и доходов от размещения пенсионных резервов, которое осуществляется актуарием, и проводить свободную аудиторскую диагностику.
Актуарное оценивание осуществляется актуарием и включает в себя результаты актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, и результаты оценивания актуарной цене средств пенсионных средств и резервов пенсионных накоплений.
Ежегодному аудиту подлежат ведение бухучёта, пенсионных квитанций негосударственного пенсионных счётов и пенсионного обеспечения накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат опытных пенсий, и ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской специализированных управляющих депозитариев и отчётности компаний по размещению и формированию средств пенсионных резервов и формированию, инвестированию и передаче средств пенсионных накоплений. аудитор и Актуарий, не имеет возможности являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специального депозитария.
В соответствии с ст.25 Закона о негосударственных пенсионных фондах фонды реализовывают размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, и через управляющую компанию (на основании соглашения доверительного управления). Фонды есть в праве самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в национальные акции РФ, иные объекты и банковские депозиты инвестирования, предусмотренные Правительством РФ.
Прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде реструкуризации (слияния, разделения, выделения и присоединения) либо ликвидации. Реструкуризация фонда осуществляется на основании ответа совета фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и необходимого пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями актуария и аудитора.
При ликвидации фонда его пенсионные резервы употребляются для выполнения обязательств по пенсионным соглашениям, выплаты выкупных сумм, перевода выкупных сумм в другие фонды по выбору вкладчика либо участника, а при отсутствии для того чтобы выбора в фонд, указанный в пенсионных правилах, или для перевода выкупных сумм в счет уплаты страховых премий по контрактам пенсионного страхования участников, заключенным со страховыми организациями, по выбору вкладчика либо участника. При недостаточности пенсионных резервов на указанные цели смогут быть использованы средства объединенных гарантийных фондов.
При обнаружении нарушений фондами законодательства, национальный уполномоченный орган: дает фондам необходимые для исполнения предписаний об устранении нарушений, а при невыполнения предписаний приостанавливает воздействие лицензий; обращается в суд с исками о защите прав и заинтересованностей участников, иных государства и заинтересованных лиц; обращается в суд с исками о ликвидации фонда, каковые реализовывают деятельность без лицензий.
Государство не отвечает по долгам негосударственного пенсионного фонда в отличие от Пенсионного фонда РФ, в отношении обязательств которого государство несет субсидиарную ответственность, т.к. ПФР есть национальным учреждением.
Вопросы для самоконтроля
1. Порядок создания негосударственного пенсионного фонда.
2. основные направления и Структура деятельности негосударственного пенсионного фонда.
3. Контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.
Источник: txtb.ru
Что такое негосударственное пенсионное обеспечение (первое видео)
Интересные записи
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
В РФ действуют три вида пенсионного обеспечения: Национальное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств бюджета страны….
-
Социальное обеспечение как социально экономическая категория
14.1. принципы и Экономические основы социального обеспечения Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, при заболевания,…
-
Как узнать задолженность в пенсионный фонд?
Многих тревожит информация о задолженностях в пенсионный фонд. Большая часть людей не знают, куда возможно обратится с волнующим вопросом. Давайте…
-
Как узнать долги по пенсионному фонду
Ответы юристов (2) Дарья, если вы не дорожите статусом Личного предпринимателя и не опасаетесь его утратить, и в случае если предпринимательство не…
-
Организация материально-технического обеспечения на предприятии
21.1 Организация материально-технического обеспечения на предприятии К неправовым формам национального управления относятся организационные действия и…
-
Что такое система обеспечения пожарной безопасности?
Общепризнанно, что совокупность обеспечения пожарной безопасности — это, с одной стороны, совокупность средств и сил, а иначе, мер юридического,…