Проект закона об ОМС — попытка создания совокупности действенного здравоохранения. Полноценная модернизация совокупности здравоохранения потребует больших капиталовложений в развитие длительного совершенствования и инфраструктуры законодательной базы.
Совокупность необходимого медицинского страхования (ОМС) ожидают важные трансформации. Вместо тендеров по выбору страховой медицинской организации ответ о выборе будет приниматься самим застрахованным, ужесточится ответственность страхователей за неуплату страховых взносов, в тариф на медицинские услуги будут включены эксплуатационные и часть капитальных затрат медучреждений. Эти и другие новации ожидаются по окончании вступления в силу закона об ОМС, проект которого стал дешёв общественности 25 мая.
Как новая совокупность ОМС будет действеннее действующей?
В отыскивании идеала
Русский совокупность ОМС — что-то среднее между бюджетно-распределительной совокупностью, созданной еще в 1920−х годах Николаем Семашко, и страховой моделью, задуманной в начале 1990−х годов, но всецело так и не реализованной. Финансирование национальной совокупности здравоохранения идет сходу по двум каналам — через совокупность ОМС и напрямую, из бюджета и бюджетов субъектов федерации. В тариф по ОМС входят только прямые затраты медучреждений, а эксплуатационные и капитальные оплачиваются напрямую по смете.
Переходность нынешней совокупности медицинского страхования — главная причина ее недочётов, к числу которых относятся в первую очередь разбалансировка систем и территориальная раздробленность мотивации субъектов ОМС. Фокус заинтересованностей страховых медицинских организаций на данный момент смещен от защиты прав застрахованных к победам в тендерах, мотивация медучреждений направлена не на предоставление качественной помощи, а на получение бюджетных дотаций и средств.
Наличие нескольких источников финансирования снижает уровень ответственности всех участников совокупности — как тех, кто наполняет совокупность деньгами, так и медицинских организаций. Фонд необходимого медицинского страхования практически получил обязаности одновременно и страхователя, и страховщика. В следствии во всей данной чехарде потерялся больной, его права и потребности, а медпомощь практически прекратила быть бесплатной, качественной и дешёвой.
Радикальная реформа финансирования медицины с полным переводом ее на страховые правила разрешит упорядочить совокупность, сделать ее прозрачной, подчинить экономическим стимулам. Вопрос в том, как совершить эту реформу.
Фиксация спектра услуг, покрываемых программой ОМС, может войти в несоответствие с Конституцией, обеспечивающей общую бесплатную медпомощь. Отказ от помощи неэффективных медучреждений больно ударит по гражданам.
Да и сами страховые медицинские организации не совсем еще готовы к принципиальному увеличению собственной роли в совокупности ОМС, а это — получение функций своевременного планирования медицинской помощи, защита застрахованных, а также по суду, организация межтерриториальных взаиморасчетов. Для этого нужны большие капитальные вложения в создание соответствующей инфраструктуры, открытие представительств и офисов, пополнение штатов, внедрение информационных совокупностей.
Действительно, совершенно верно так же изначально страховые компании не готовься к введению ОСАГО. И все же в сжатые сроки была создана инфраструктура рынка, включающая гарантийный фонд РСА, которая разрешила обеспечить достаточно действенное функционирование ОСАГО.
Нерешительный ход
Как проект закона об ОМС продвигает нас к идеалу страховой медицины? Нужно признать, что закон очень противоречив. Сохраняется территориальная раздробленность совокупности, остается принцип многоканальности финансирования.
В проекте закона указано, что единственным страховщиком в совокупности ОМС делается фонд ОМС. «У нас функции страховщика включают, к примеру, сбор страховых взносов и еще достаточно большое количество всего, чем страховые медицинские организации, по сути, не занимаются. Исходя из этого мы идем по конструкции передачи полномочий страховщика страховой компании. Другими словами сама страховая медицинская организация страховщиком не есть, а фонд передает ей часть собственных полномочий, экспертизу к примеру.
Из этого и появляются деньги на ведение дела и запрет на получение прибыли, как раз вследствие того что страховая компания лишь делает полномочия страховщика», — пояснил на открытом заседании, совершённом «Специалистом РА», Владимир Зеленский, глава департамента развития медицинского социального Министерства развития и страхования здравоохранения.
В следствии реформы страховая медицинская организация практически теряет статус страховщика, функция защиты прав застрахованных закрепляется за территориальными фондами, будет установлена верхняя планка затрат на ведение дела страховой медицинской организации на уровне 1,5%. «Помимо этого, в нарушение статьи 927 Гражданского кодекса РФ из договорных взаимоотношений в совокупности ОМС исключается понятие соглашений страхования, заключаемых между страхователем (работодателем либо администрацией субъекта РФ) и страховщиком (страховой медицинской организацией), каковые определяли права, обязанности и ответственность сторон», — делится впечатлением от законопроекта Надежда Мартьянова, председатель совета директоров ЗАО «МАКС-М», глава комитета по социальному страхованию Общероссийского альянса страховщиков.
Страховые компании опасаются, что роль страховой медицинской организации в совокупности, декларируемой в качестве страховой, практически будет сведена к сервисной составляющей.
Рецепт эффективности
Реформа медицинского страхования назрела в далеком прошлом. Но перед тем как поменять совокупность, нужно осознать, к чему мы должны стремиться, какие конкретно составляющие должны быть у действенного финансирования здравоохранения.
Во-первых, совокупность ОМС должна быть единой — нужно выяснить и законодательно установить четкий и однозначный спектр услуг, предоставляемых в рамках программы ОМС, единую сетку тарифов оплаты медицинских одолжений, единые требования к страховым медицинским организациям. «Единые стандарты должны быть закреплены в виде закона, что обязан всегда обновляться. В законе нельзя прописать все стандарты, но это должен быть документ на уровне закона.
Существуют организации, каковые несут ответственность за это, к примеру Государственный стандарт. Новое медицинское достижение, новые медицинские препараты должны машинально проходить стандартную рабочую группу и вноситься в регламент», — подчеркивает Анатолий Сандимиров, председатель совета директоров ООО «РЕСО-Мед».
Во-вторых, совокупность финансирования здравоохранения должна быть настроена так, дабы все ее главные субъекты были мотивированы на действенное исполнение собственных функций. «Каждая совокупность действенна лишь тогда, в то время, когда участники заинтересованы в ее своём существовании и существовании в нее. Самый главный недочёт нынешней совокупности в том, что ни один из ее участников, по большому счету ни один, не заинтересован ни в ней, ни в ее функционировании, ни в собственной роли в данной совокупности», — сетует Дмитрий Кузнецов, председатель совета директоров МСМС.
С сотрудником соглашается Нина Галаничева, председатель совета директоров ОАО «РОСНО-МС»: «Сегодняшний принцип финансирования медучреждений (на содержание койко-мест, койко-дней) никак не мотивирует увеличение качества их одолжений. Мотивация главного врача, персонала ЛПУ от качества лечения никак не зависит. И в рациональном расходовании средств сейчас в ЛПУ также никто не заинтересован».
Застрахованные должны осознавать себя клиентом страховой медицинской организации, получающим медицинские услуги. Страхователи должны отвечать за неуплату страховых взносов. Страховые медицинские организации должны осуществлять контроль уровень качества, обоснованность и объём медицинской помощи, защищать интересы застрахованного, в том числе и в суде, и нести за это ответственность.
Медицинские учреждения должны быть нацелены на предоставление качественной помощи в достаточном количестве и проведение профилактических мероприятий.
«Реформа должна быть направлена среди них и на то, дабы на базе волеизъявления больного была реализована возможность выбора более действенного лечебного учреждения и дабы все формы медучреждений имели возможность на равных условиях соперничать за предоставление более качественной медицинской услуги. Тогда начнут функционировать рыночные механизмы. До тех пор пока этого нет, аккумуляция в данной совокупности громадных либо меньших денег принципиально не поменяет обстановке, по причине того, что каждые деньги необходимо тратить действенно», — вычисляет Сергей Плехов, помощник председателя совета директоров ОАО «СОГАЗ-Мед».
В-третьих, вся совокупность ОМС и ее субъекты должны быть экономически независимыми. Страховые тарифы для трудящегося и неработающего населения должны определяться на базе актуарных расчетов исходя из заданной совокупности единых стандартов показателей уровня и медицинского обслуживания здоровья населения.
Тарифы на оплату медицинских одолжений должны рассчитываться исходя из настоящих затрат медучреждений, включая эксплуатационные и капитальные затраты ЛПУ. «В совокупности ОМС на данный момент действуют неестественные тарифы, каковые ничем не обоснованы, а нарисованы в зависимости от уровня бюджетного финансирования. Ясно, что по таким тарифам далеко не все коммерческое лечебное учреждение, кроме того при наличии права, захочет принимать участие в совокупности ОМС. Приведение тарифов в соответствие с настоящей ценой медицинских одолжений — еще один неизбежный вопрос, что нужно решать», — отмечает Андрей Рыжаков, исполнительный директор, член правления СГ «АльфаСтрахование».
Адекватное денежное обеспечение собственной деятельности должны иметь не только лечебные учреждения, но и страховые компании. На данный момент величина средств на ведение дела страховых медицинских организаций существенно зависит от территории. В среднем в 2009 году часть затрат на ведение дела составляла только 1,7% от поступивших в страховые медицинские организации средств.
Так, по оценкам «Специалиста РА», затраты страховых медицинских организаций в расчете на одного застрахованного в 2009 году составили 56 рублей. На эти средства страховые компании должны были производить полисы ОМС, проводить экспертизу качества медицинской помощи, трудиться с обращениями обитателей, информировать граждан об их правах в совокупности ОМС.
В-четвертых, нужно создать правовое поле для обоюдного существования совокупности ОМС и платного здравоохранения, выяснить, какие конкретно услуги покрываются полисом ОМС, а какие конкретно — за счет средств граждан, создать условия для входа на рынок ОМС коммерческих лечебных учреждений. «Необходимо не забывать, что реформа ОМС проводится как раз в интересах людей, а людям в первую очередь нужно, дабы медпомощь была неизменно дешёвой и по-настоящему, а не декларативно бесплатной. Практика практически существующей сейчас, но незаконной оплаты рентгеновских изучений, анализов должна быть прекращена, по причине того, что это настоящая теневая платная медицина. В то время как значительно логичнее прописать в законе комбинированный подход: выяснить некоторый бесплатный для больного минимум одолжений, за что заплатит государство в силу собственных возможностей; а для всех дополнительных опций ввести нормативно предусмотренную оплату или через ДМС, или лично больным в медучреждении», — рассуждает Павел Зубрилин, вице-президент ОАО «Росгосстрах».
12 Гуло Сергей Львович. Проблемы закупок лекарств в ОМС.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Сергей меднов: «золотое время для банков закончилось»
Во втором интервью со старшим вице-президентом банка «Открытие» Сергеем Медновым мы поболтали о волне цифровой изменении, которая накрывает финсектор,…
-
Гарегин тосунян предложил ввести kpi для работников цб
Прежде всего это касается сотрудников надзорного блока, но в совершенстве должно быть реализовано во всем Банке России, заявил на XXVII съезде АРБ глава…
-
Что на самом деле означает взлом oracle для банков и клиентов
«Взлом Oracle возможно компрометирует практически каждую американскую банковскую карту» — с подобными заголовками вышли недавние новостные статьи на…
-
Заём для прекрасных дам
Микрофинансирование держится на дамах, с них оно начиналось и за их же счет во многом и поддерживается. Более 60% заемщиков МФО в Российской Федерации —…
-
Все для удобства клиента, даже если клиенту это ни к чему
Похоже, антимонопольное ведомство Англии (The Competition and Markets Authority, CMA) готово изобретать все новые методы вынудить кредитные учреждения…
-
Центробанк разработал новые правила для цк
Банк России представил закон «О внесении трансформаций в закон О клиринговой деятельности и клиринге и отдельные законы РФ». Незадолго до публичного…