Сейчас Банк России должен был передать в Министерство финансов собственные предложения по реформированию аудиторской отрасли. Как сообщил прессе глава департамента корпоративных взаимоотношений ЦБ Елена Курицына, аудиторская отрасль требует реформирования сходу по многим направлениям.
Но на данный момент вылечить все неприятности нереально. Исходя из этого регулятор сосредоточился на самые серьёзных и серьёзных моментах.
Сокращение круга субъектов, подлежащих обязательному аудиту
Елена Курицына указала, что в нынешней версии закона об аудите много хозяйствующих лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, подлежат обязательному аудиту. Громаднейшей критике подвергаются положения, которые связаны с тем, что под необходимый аудит попадают организации в зависимости от размера выручки либо величины активов.
Это не оказание обычных аудиторских одолжений, а просто продажа подписи аудитора
«Мы не понимаем, кто есть клиентом для того чтобы аудита,— сообщила она.— Кто есть потребителем, кто заинтересован в качественном результате для того чтобы аудита. К сожалению, отсутствие заинтересованного, потребителя аудита и мотивированного заказчика ведет к формированию на аудиторском рынке предложений „аудита” в кавычках, что осуществляется за весьма маленькую финансовую оплату.
И это не оказание обычных аудиторских одолжений (качественный аудит неизменно дорогостоящ), а просто продажа подписи аудитора под аудиторским заключением. Очень важно было отыскать ответ, по которому мы бы смогли четко осознавать, кто есть интересантом, кто есть потребителем, кто есть клиентом качественного аудита того либо иного субъекта».
Банк России предлагает исключить пункт об необходимом аудите фирм с определенной величиной активов и выручки
По словам Елены Курицыной, по широкому кругу организаций, подлежащих обязательному аудиту, одним из самые мотивированных клиентов есть Центробанк. Это кредитные организации, страховые организации, НПФ, публичные общества, общества, бумаги которых торгуются на бирже. «И в этом смысле Центробанк не будет таким регулятором, заинтересованным с двух сторон в увеличении качества аудита, и мы сами себе не сможем дать какую-то поблажку»,— выделила она.
В соответствии с этим Банк России предлагает исключить пункт об необходимом аудите фирм с определенной величиной активов и выручки. Требования закона об необходимом аудите в данной части ЦБ желал бы синхронизировать с законом о консолидированной денежной отчетности.
Увеличение требований к входному билету на аудиторский рынок
В случае если сказать об неспециализированном аудите, то на данный момент аудиторская организация в праве быть включенной в реестр, если она предоставит данные о наличии трех трудящихся по трудовому контракту аудиторов.
Надлежащее уровень качества работы таких организаций обеспечить нереально
«Наряду с этим они совсем не обязательно должны трудиться лишь в данной аудиторской организации,— растолковала Елена Курицына.— На практике, к сожалению, такая лояльность в регулировании ведет к тому, что аудиторы числятся в десяти, пятнадцати, кроме того двадцати аудиторских компаниях. И не просто числятся. Все эти компании, применяя аттестаты как раз этих аудиторов, есть зарегистрированными в качестве аудиторских организаций и тем самым приобрести собственный статус.
По сути это как бы лицензия на работу».
Соответственно, надлежащее уровень качества работы таких организаций обеспечить нереально. И это большая неприятность, с которой Банк России сталкивается на данный момент как регулятор.
«В случае если сказать об неспециализированном аудите, то мы предлагаем фиксировать, что аудитор со своим аттестатом по главному месту работы обязан трудиться лишь в одной организации, и как раз в данной организации, по главному месту работы, он в праве подписывать аудиторские заключения в качестве начальника задания»,— указала представитель ЦБ.
Пересмотр требований к аудиторам, контролирующим поднадзорные ЦБ организации и публично значимые хозяйствующие субъекты
К таким компаниям регулятор желает подойти с максимальной серьезностью.
«на данный момент чтобы аудировать банковскую отчетность, нужно быть аудиторской организацией и иметь в штате аудитора с так называемым единым аттестатом,— отметила Елена Курицына.— Мы желаем поменять эти условия. У аудиторской организации должно быть не меньше 12 аудиторов с соответствующими квалификационными аттестатами и как минимум несколько аудиторов, каковые соответствовали бы требованиям, предъявляемым, в соответствии с отечественными предложениями, начальники аудиторского задания».
В ЦБ считают, что аудиторская организация должна иметь нужный «стаж работы» с поднадзорными регулятору компаниями как минимум несколько лет. Аудиторская организация не должна в течение последних трех лет иметь фактов, в то время, когда признанная ею точной денежная отчетность потом оценивается Банком России как недостоверная, а совершённые аудиторские процедуры — совершёнными ненадлежащим образом. Не должно быть фактов признания аудиторского заключения заведомо фальшивым и без того потом.
«Непременно, те же самые факторы, которые связаны с деловой репутацией и профессионализмом аудиторской организации,— добавила представитель ЦБ.— Не должно быть признания того, что не соблюдаются кодексы опытной этики, требования по независимости аудиторов за последние три года».
Он не имеет права подписывать заключение ни от какой второй аудиторской организации
Дополнительные требования предлагается предъявлять и к начальникам аудиторских испытаний, которых в аудиторских организациях должно быть как минимум несколько. Таковой человек обязан трудиться в одной аудиторской организации, в том месте, где лежит его трудовая книжка. Он не имеет права подписывать заключение ни от какой второй аудиторской организации.
Потом — стандартные требования о несудимости. «Мы бы желали, дабы у него было как минимум несколько лет опыта работы с поднадзорными Банку России организациями и публично значимыми хозяйствующими субъектами,— уточнила Елена Курицына.— Он обязан всегда повышать квалификацию. Должны отсутствовать факты несоблюдения требований о независимости аудитора при проведении аудиторской проверки».
Кто сможет аудировать банки и все остальные организации, поднадзорные ЦБ, и как отделить тех, кто будет иметь право осуществлять лишь неспециализированный аудит
ЦБ решил пойти по пути реестра, что желает вести сам
«Обсуждались различные идеи,— поведала представитель ЦБ.— Возможно было покинуть ответ на усмотрение самого рынка — написать критерии, которым обязан бы был соответствовать аудитор. А дальше уже пускай сам банк либо сама публичная компания удостоверяется в том, что ее аудитор соответствует всем этим параметрам. Это был один из вариантов.
Но мы осознали, что риски для рынка через чур высоки. И свободы и цена либеральности — уверенность Банка России в этом аудите и уверенность компании в том, что они выбирают верного аудитора».
Исходя из этого ЦБ решил пойти по пути реестра, что желает вести сам. Данный реестр будет вестись по сути по аналогии с теми процедурами допуска, каковые во множественном количестве регулятор уже делает в отношении вторых поднадзорных субъектов.
«Другими словами получается, что сперва аудиторская организация попадает в реестр участников СРО, позже набирает нужный опыт, затем она в праве обратиться в Банк России чтобы быть допущенной к аудиту публично значимых организаций»,— указала она.
ротация и Независимость
Мы предлагаем ротацию аудиторского партнера
«Мы предлагаем поменять по сути всю статью, которая говорит о независимости аудитора, привести в соответствие с последним европейским регулированием и с теми практиками, каковые на данный момент внедряются в ЕС ,— поведала Елена Курицына.— Вопрос ротации — это также один из элементов обеспечения независимости. Мы не предлагаем необходимую ротацию аудиторских организаций. Мы не думаем, что на данный момент это есть каким-то значимым элементом для русского рынка.
Мы предлагаем, в соответствии с рекомендациями Европейской директивы, ротацию аудиторского партнера — именно того самого физического лица, которое подписывает аудиторское заключение. Предлагаем, дабы начальник был в праве трудиться с одной компанией в течении семи лет, а позже у него должен быть паузу в работе с данной компанией как минимум несколько лет».
ЦБ рассчитывает, что его предложения вступят в силу с 1 января 2018 года.
Финансовый анализ и аудит деятельности компании — М.Серов, Э.Иванченко
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
- За работу нелегала на рынке микрофинансирования планируется ввести штраф 5 млн рублей
Штраф 5 млн рублей законодатели собираются ввести для работы юрлица и 2 млн рублей — для работы должностного лица, занимающегося нелегальным…
- Прецедент с ucs может изменить весь рынок процессинга
Недавний случай, в то время, когда суд первой инстанции стал стороником НКО ОРС в иске против процессинговой компании UCS и присудил компенсировать…
- В 2017 году начнется реформирование оставшейся части банковской системы
Глава комитета Госдумы России по денежному рынку Анатолий Аксаков на пресс-конференции 20 декабря 2016 года в пресс-центре МИА «Российская Федерация…
- Пять цитат директора финтехдепартамента цб вадима калухова с fintech lab 2016
На второй ежегодной конференции Fintech Lab 2016 глава департамента денежных разработок ЦБ РФ Вадим Калухов поведал о готовности регулятора идти…
- В конце года ставки на денежном рынке могут вырасти
Но острой дефицита средств, как это было в 2014 году, все же не ожидается. Таким прогнозом поделился начальник Sberbank Investment Research Александр…
- Чем грозит тарифная война на рынке моментальных переводов
Тарифная война на рынке моментальных финансовых переводов снижает борьбу и лишает банки-партнеры части столь нужного сейчас комиссионного дохода. Кирилл…