Русский экономика сталкивается с ограничением кредитного предложения. Необходимо ли стимулировать кредитование, как это видят власти, либо, наоборот, направляться разрешить кредитному сжатию всецело реализоваться? В текущей ситуации принципиально важно верно выбрать меры и кредитную политику национальной помощи.// Сергей Моисеев. Банковское обозрение, #x2116; 4/6, апрель 2009 г.
На русском банковском рынке отмечается прекрасно выраженная зависимость ставки по кредиту от удельного веса просроченной задолженности в кредитном портфеле. Она характеризуется степенной кривой, в случае если рассчитывать на базе ежемесячных данных за 1998-2009 годы по всему финсектору (рисунок 1). При просроченной задолженности в 3% кредитного портфеля ставка приближается к 18,5%, а при «просрочке» в 10% составит не меньше 45,3%.
Само собой разумеется, на кредитные ставки воздействуют не только просроченные долги. Они зависят и от вторых факторов, в первую очередь от цены денег для самих банков. Но на практике инфляция, цена ресурсов, «просрочка» и другие конъюнктурные факторы изменяются синхронно, так что можно считать, что уровень «просрочки» отражает влияние и остальных факторов.
Повышение ставок на первый взгляд выглядит естественной реакций банков на угрожающий рост кредитных рисков. Но удорожание кредита увеличивает возможность вовлечения банков в проигрышную игру с недобросовестными заемщиками. При увеличении ставок число добросовестных заемщиков уменьшается, а рискованных, наоборот, растет. За научное обоснование этого феномена Нобелевский комитет в 2001 году наградил американского экономиста Джозефа Юджина Стиглица (см. «Кредитное рационирование на рынках с асимметричной информацией»)1. Создатель протестировал экономико-математическую модель кредитного рационирования Стиглица-Уэйсса (Stiglitz-Weiss model) по русским данным на начало 2009 года. Употреблялась модель для постоянного времени, где задавалось пара главных параметров кредитного рынка. К ним относятся часть фактического самофинансирования в русском экономике в целом (64%), средневзвешенная рентабельность активов в нефинансовом секторе (11,3%), средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям сроком до года (18%) и безрисковая ставка — доходность облигаций Банка России (10%).
Структура мер по борьбе с кризисом правительства РФ на 2009 год |
Мероприятие | Количество, млрд рублей | Часть, % |
Капитализация банков | 1100,0 | 37 |
Социальная политика: финансирование Пенсионного фонда и усиление соцзащиты | 533,4 | 18 |
Налоговое стимулирование, включая понижение налога на изменение и прибыль порядка амортизации | 387,2 | 13 |
Помощь субъектам федерации | 300,0 | 10 |
Предоставление гос гарантий | 300,0 | 10 |
Прямое финансирование настоящего сектора (РЖД, Росагролизинг, ОПК и др.) | 163,6 | 6 |
Повышение госрасходов (закупка машин, обеспечение жильем) | 67,5 | 2 |
Помощь малого предпринимательства | 40,5 | 1 |
Субсидирование ставки | 37,6 | 1 |
Льготное кредитование | 6,0 | 0 |
Итого | 2935,9 | 100 |
Правительства РФ на 2009 год»
Исходя из конъюнктуры на начало 2009 года номинальная равновесная ставка для русского экономики составляла около 14%. Она подразумевала комфортную среду для подавляющего числа заемщиков. Просроченная задолженность наряду с этим не составляла бы более 1,0-1,5%. Выше равновесной ставки начинает нелинейно расти риск недобросовестного поведения заемщиков. При кредитной ставке в 18% возможность выдачи кредита добросовестному заемщику образовывает около 96,28%, а при ставке в 25% — уже 90,89%. Так, банки вовлекаются в порочный круг, в то время, когда просрочка вынуждает их поднимать ставку, дабы поддержать рентабельность бизнеса и субсидировать утраты по неисправимым кредитам за счет добропорядочных заемщиков. Одновременно с этим удорожание кредита ведет к повышению риска неверного отбора заемщиков и их безответственного поведения. Стандартная политика компенсации риска за счет цены кредита в конечном итоге может обернуться не хорошо для обеих сторон — остановкой кредитования.
Оптимальной кредитной политикой во время денежной нестабильности, в то время, когда возможности заемщиков остаются неясными, есть рационирование кредита. Банкам целесообразно уменьшать предложение кредитных продуктов, сохраняя ставки на приемлемом для заемщиков уровне. Главный акцент обязан делаться на ужесточение2 и скрининг стандартов кредитования. С позиций рыночной структуры финсектора рационирование кредита будет действенным на концентрированном рынке, где клиенты обслуживаются в ограниченном числе банков.
Рационирование кредита на макроуровне может заключаться в понижении кредитования в настоящем выражении до количеств, соответствующих размерам экономики. По приближенным оценкам это образовывает около 25%: 14% за счет инфляции в 2009 году и 11% понижение номинального количества кредитного портфеля (на 2,3 трлн рублей). С учетом спада в Экономике часть кредитов в ВВП может снизиться с 47% в 2008 году до 43% в 2009-м.
На отраслевом уровне рационирование кредита может происходить за счет трансформации структуры активов финсектора либо под давлением регулятора. Первое свидетельствует, что банки должны снизить ограничения кредитования в пользу вторых активов. С 1998 года часть кредитов в активах банков непрерывно возрастала (рисунок 2). Экономика волновалась настоящую кредитную экспансию, сопровождавшуюся долговым бумом на внешних рынках. Решающую роль в этом ходе имели неявные гос гарантии (потому, что главными заемщиками, на которых приходилось более половины внешнего долга, стали корпорации и государственные банки), и минимальный валютный риск. В следствии экономика была перекредитованной — в июле 2008 года часть кредитов в активах банков достигла исторического максимума в 77,4%. Это был драматический рекорд, потому, что банки, «набитые под завязку» неликвидными кредитами, столкнулись с замечательной угрозой утраты ликвидности при мельчайшей дестабилизации межбанковского рынка. Откат назад и приведение в норму размеров кредитного портфеля и происходит на данный момент.
Каково адекватное место кредитов в банковских активах? Создатель совершил расчеты по более чем сорока государствам Западной и Восточной Европы, в следствии чего обнаружилось, что в среднем кредиты в активах занимают 51% (медиана — 52%). Кредитная активность варьируется от минимальной (в Лихтенштейне кредиты занимают 11% активов, в Люксембурге — 21%) до предельной (Украина, Испания, Литва — все были перекредитованы, ссуды — более 70% активов). Вся несколько государств, переживавшая кредитную экспансию, вошла в рецессию и полномасштабный банковский кризис. Неликвидные кредитные сумки не разрешили банкам достойно встретить оттекание клиентов и денег вкладчиков. В случае если сказать об умеренной кредитной активности, то ее воплощением может принимать во внимание еврозона (кредиты занимают 42% активов) либо ЕС в целом (43%). При России приемлемой долей ссуд, по нашим расчетам, может принимать во внимание диапазон 50-60% активов, учитывая не сильный удовлетворенность спроса на заемные ресурсы.
При кредитной ставке в 18% возможность выдачи кредита добросовестному заемщику образовывает около 96,28%, а при ставке в 25% — уже 90,89%. |
Второе параллельное направление, по которому может происходить рационирование кредита, — сжатие финсектора под действием регулятора. «Программа мер по борьбе с кризисом Правительства РФ на 2009 год» предусматривает повышение национальных затрат за счет средств Резервного фонда в размере 2,75 трлн рублей. Не приводит к, что выплеск в экономику внушительной суммы будет содействовать росту стоимостей. Одновременно с этим в той же стратегии декларируется обеспечение экономической сбалансированности и понижение инфляции. Власти лелеют надежду на замедление инфляции до 10% в 2010 году и 7,5% в 2011 году. Правительству совместно с Банком России предстоит финансовая стерилизация, которая традиционно будет осуществлена за счет банков, а не монополий. Первые показатели надвигающейся рестрикции уже видны: размещение временно свободных средств бюджета на депозитах в 2009 году не запланировано. Одновременно с этим норматив необходимых резервов с мая увеличивается до 1,5%, а с июня — до 2,5%. Банку России хватит сократить ограничения по беззалоговым аукционам, дабы не допустить погашения прошлых долгов по рефинансированию за счет новых кредитов. Так, естественным методом возможно изъято из банков 2,75 трлн рублей — ровно столько, сколько предполагается израсходовать из Резервного фонда. Из финсектора может уйти около 15% пассивов, организованных за счет Банка России, а других источников фондирования банки не отыщут (рисунок 3).
Финансовые власти, в принципе, можно понять. Нестабильность закончилась, у регулятора имеется все основания свернуть экстренное финансирование либо, в лучшем случае, приостановить накачку банков деньгами, сохраняя прошлый уровень задолженности по рефинансированию. Так, все возвратится на круги собственная, и банкам нужно будет учиться жить соразмерно внутренним ресурсам в стране.
Правительству совместно с Банком России предстоит финансовая стерилизация, которая традиционно будет осуществлена за счет банков, а не монополий. |
Иначе, избыточная кредитная рестрикция несет с собой новые угрозы. В марте 2009 года на форуме Global Investment and Finance глава МинФина Алексей Кудрин объявил, что прироста количеств кредитования в этом году может не быть, и это будет содействовать решению проблемы инфляции. По словам Кудрина, понижение количеств кредитования приведет к понижению инфляции и, как следствие, к понижению ставок по кредитам. В случае если практически разглядывать связь двух номинальных кредитного — предложения и величин инфляции, то между ними вправду существует хорошая сообщение. По нашим расчетам, повышение номинального темпа прироста кредитов на 1% через 11-12 месяцев ведет к росту инфляции на 0,20-0,24%. Это отражает среднюю длительность производственного цикла и «перегрев» экономики, что наблюдался в 2006-2007 годах.
Но в случае если углубиться в анализ, то связь не выглядит столь однозначной. Понижение количеств настоящего кредитного портфеля на 1% в течение двух месяцев ведет к росту месячной инфляции в Российской Федерации на 0,29-0,31%. Разъясняется это дефицитом оборотных средств — предприятия вынуждены закладывать денежный недостаток ресурсов в цену продукции. Так, продолжительное рационирование кредита способно не снизить инфляцию, как декларирует Кудрин, а наоборот, ее повысить. Зарубежные изучения подтверждают существование для того чтобы риска. В одном из последних американо-испанских изучений доказано, что инфляция может самовоспроизводиться в условиях твёрдого кредитного рационирования5.
Кредитное рационирование на рынках с асимметричной информацией
Эффекты информационной асимметрии на кредитном рынке делятся на две группы. Первые эффекты, появляющиеся до заключения кредитных сделок, связаны с негативным отбором заемщика (adverse selection). Вторые эффекты, проявляющиеся по окончании выдачи кредита, принято именовать «моральным риском» либо «риском безответственного поведения» (moral hazard).
Негативный отбор заемщика свидетельствует, что при завышенных процентных ставках добросовестные заемщики отказываются приобретать кредит, потому, что они знают, что не сумеют его вернуть. Наоборот, безответственные и рисковые заемщики предъявляют спрос на кредиты. В следствии увеличивается возможность, что банк осуществит неверный отбор заемщиков. Чем выше ставки, тем больше возможность, что будет выдан заведомо просроченный кредит.
Риск безответственного поведения может проявиться в том, что, взяв кредит, заемщик применяет его не по назначению. Чем выше процент, тем больше стимул у заемщика принимать участие в рискованных проектах. Данный феномен стал называться «негативная побудительная мотивация» (adverse incentive)3.
Дабы избежать рисков, экономическая теория рекомендует банкам в условиях повышенной информационной асимметрии воздержаться от увеличения ставок. В ситуации неопределенности банкам направляться осуществлять рационирование кредита — ограничивать его предложение. Рационирование кредита подразумевает, что банки смогут удерживать ставки на некоем равновесном уровне, дабы привлечь как возможно больше добросовестных заемщиков.
Уникальная мысль рационирования кредита была высказана Джозефом Стиглицем с Эндрю Уэйссом из Стэнфордского университета еще в первой половине 80-ых годов XX века. Сейчас их работа «Кредитное рационирование на рынках с несовершенной информацией» входит в двадцатку самый цитируемых публикаций по экономике. За «анализ рынков с асимметричной информацией»4 и несложную идею рационирования кредита Джозеф Стиглиц из Колумбийского университета (Нью-Йорк) совместно с Джорджем Акерлофом и Майклом Спенсом в 2001 году взяли Нобелевскую премию в области экономики.
Устойчивое ограничение кредита влечет за собой и другие неприятности. В следствии применения банками кредитного рационирования предприятия не в состоянии обеспечить оптимальное распределение ресурсов в кратковременном периоде. Помимо этого, они вынуждены отказываться от долговременных инвестиций, потому, что не смогут сгладить собственные затраты во времени.
Кредитное рационирование ведет к дискриминационному дифференциации кредитованию и росту заёмщиков. Обстоятельством тому есть хорошая корреляция между доступностью кредита и активами заёмщика. Так, рационирование кредита, не смотря на то, что и есть разумной политикой с позиций банков, имеет значительные отрицательные эффекты в настоящем секторе.
В случае если разглядывать рационирование кредита как «провал» в обычной работе банковского рынка, то он требует вмешательства страны для сглаживания негативных последствий. Власти смогут оказать влияние на доступность кредита как в региональном, так и в отраслевом разрезе.
В «Программе мер по борьбе с кризисом Правительства РФ на 2009 год» увеличение доступности кредитования для фирм настоящего сектора обозначено вторым по значимости направлением увеличения устойчивости национальной денежной совокупности. В общем итоге количество мер по борьбе с кризисом запланирован на сумму 2936 млрд рублей (см. таблицу). Из них 49% помощи дастся банкам, 22% — фирмам, 10% — населению и региональным 18% — властям.
Смягчить рационирование кредита разрешают запланированные меры: прямое финансирование настоящего сектора и льготное кредитование со стороны государственного бюджета, субсидирование ставки и предоставление гос гарантий.
гос гарантии по кредитам в Европе
гос гарантии по кредитам среднему и малому бизнесу находят широкое распространение в Италии. Важность их помощи разъясняется тем, что на компании, где число сотрудников не превышает 20 человек, приходится 44% валовой добавленной цене в занятости и 60% экономике. На национальном уровне действует госфонд обеспечений для средних и малых фирм (State Fund for guarantees to SMEs).
Анализ различий между заемщиками, применяющими и не приобретающими гарантии, совершённый экспертами экономического анализа и Института исследований (Италия), говорит о том, что господдержка выясняется действенным инструментом. Она смягчает рационирование кредита со стороны банков. В частности, средний бизнес и малый, опирающийся на гарантии, характеризуется громадным долговым рычагом (левереджем) и меньшим бременем процентных платежей. В следствии гарантии в Италии взяли широкое признание — ими обеспечено 50% количества кредитов среднему и малому бизнесу.6
Подобным образом гос гарантии используются в Германии. Изучения для отдельных германских земель говорят о том, что гарантии по кредитам средним и малым фирмам помогают не только средством понижения кредитного рационирования. Они кроме этого оказывают хорошее влияние на экономическом уровне: отмечается рост выпуска продукции, объёмов и занятости финансирования.7
В случае если a priori сказать об эффективности планируемых мер, то прямое финансирование либо льготное кредитование со стороны государственного бюджета есть нехорошей формой помощи. Оно искажает рыночное поведение и демотивирует предприятия улучшать собственные показатели. Прямое финансирование еще больше отдаляет заемщиков от банковских кредитов, потому, что ослабляет требования к их денежному положению.
Субсидирование ставки стоит на втором месте среди нехороших мер. Эта мера не повышает доступности кредита, искажает борьбу на кредитномрынке и самое основное — не ликвидирует кредитных рисков. |
Субсидирование ставки стоит на втором месте среди нехороших мер помощи. Субсидируемая ставка не есть средством решения проблемы доступности кредита. Она искажает борьбу на кредитном рынке и самое основное — не ликвидирует кредитных рисков, лежащих в базе рационирования кредита.
самые эффективными будут меры, конкретно снижающие кредитный риск, — это расширение обеспечений/поручительств по кредитам. гос гарантии по кредитам находят широкое распространение в Ветхом Свете (см. «гос гарантии по кредитам в Европе»). Они требуют меньшего количества ресурсов и приближают заемщика к стандартам простого банковского кредитования.
Именно на совокупность федеральных и региональных обеспечений направляться положиться, в случае если мы желаем благополучно пережить период рационирования кредита.
1 — Рационирование кредита (credit rationing) — обстановка на кредитном рынке, в то время, когда спрос на ссуды остается неудовлетворенным в следствии ограничения предложения кредита банками, даже в том случае, если заемщик готов оплачивать больший процент при том же уровне риска. Кредитное рационирование результат информационной асимметрии между кредитором и заёмщиком, появляющейся благодаря негативного отбора, морального риска либо хороших издержек ex-post мониторинга состояния заемщика.
2 — Скрининг (screening) — проверка, рассмотрение либо отбор других экономических ответов.
3 — Подробнее см. Тихонов А.О. Информационная состоятельность денежного рынка: институциональная структура и теоретическая концепция.
Сборник материалов II Интернациональной научно-практической конференции Нацбанка Республики Беларусь «Неприятности выбора действенной финансово-кредитной политики в условиях переходной экономики», Минск, 19-20 мая 2008.
4 — Stiglitz J.E . Weiss A. Credit Rationing in Markets With Imperfect Information // American Economic Review, 1981. — Vol. 71, #x2116;3. — pp. 393-410.
5 — Gomis-Porqueras P. and Haro A. Global bifurcations, credit rationing and recurrent hyperinflations // Journal of Economic Dynamics and Control, 2007. — Vol. 31, #x2116;2. — pp. 473-491.
6 — Zecchini S. and Ventura M. The impact of public guarantees on credit to SMEs // Small Business Economics, 2009. — Vol.32, #x2116;2. Zecchini S. and Ventura M. Public Credit Guarantees and SME Finance. The Institute for Studies and Economic Analyses Working paper #x2116;73, October 2006.
7 — Neuberger D. and Rаthke-Doppner S. Effectiveness of Public Loan Guarantees and Guarantee Banks: an Empirical Study for Mecklenburg-Vorpommern. Thunen-Series of Applied Economic Theory Working Paper #x2116;87, 2008.
Программа субсидирования процентной ставки по ипотеке
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Сергей гандзюк: «ипотека – это продукт для определенного класса»
Ипотека – дорога к дому с двусторонним перемещением: с одной стороны, заемщики, с другой – банки. Избежать «аварий» возможно лишь при соблюдении…
-
Нет возможности платить по кредитам, что делать? реструктуризация долга по кредиту
В мире, полном хаоса и кризисов, каждому хочется жить достойно. И в случае если раньше не было возможности и приобрести нужную вещь, то с возникновением…
-
Кредитование по плавающим ставкам: правда ли, что это нужно банкам и их клиентам?
На конференции Национальной денежной ассоциации «Российский рынок деривативов: способны ли производные денежные инструменты (ПФИ) застраховать русского…
-
Эльвира набиуллина: «центробанк мягче не будет»
ЦБ видит структурные реформы в сельском хозяйстве, пищевой и химической индустрии, в импортозамещении. «Это те сектора экономики, каковые являются…
-
Кредитные карты банков россии: сравнительный обзор предложений
Кредитные карты банков В первый раз кредитные карты показались в Российской Федерации в 2000 году. С 2000 по 2003 года к выпуску потребительских карт…
-
Цб оценил риски российской банковской системы
Центробанк выпустил «Обзор рисков денежных рынков» за три последних месяца 2016 года, подготовленный департаментом денежной стабильности Банка России….