«Зоопарк ответов», порождающий недостоверную отчетность, «убил» много банков в кризис.
Внедрение аналитических информационных совокупностей, автоматизирующих отчетность, — одно из наиболее значимых направлений банковских ИТ на сегодня, уверенны специалисты рынка. Кризис вскрыл все неприятности в данной области, и сейчас банки вынуждены предпринимать меры для их решения.
Когда не именуют на рынке внедренные ответы в области аналитических информационных совокупностей, автоматизирующих банковскую отчетность: кто-то сравнивает их с зоопарком, где каждой твари по паре, кто-то предпочитает аналогию с лоскутным одеялом. Но сущность неприятности от этого не изменяется: большая часть того, что на данный момент действует в банках, — некоторый сложный микс из приобретённых у опытных разработчиков ответов — как современных, так и устаревших, и бессчётных дописок, к тому же требующих ручного ввода данных в громадных количествах.
Как воздействует отчетность на судьбу банковского «организма», ясно из статистических данных Банка России, в соответствии с которым во время 2008-2009 годов 30 из 66 отзывов лицензий у банков были обусловлены предоставлением недостоверных сведений в отчетности регулятору. Наряду с этим Илья Кузнецов, глава департамента «Отчетность» компании «Диасофт», отмечает, что причина сдачи недостоверной отчетности была отнюдь не в низком уровне автоматизации.
Как правило банки пострадали от целого комплекса неприятностей. Это и организация самого процесса подготовки отчетности, и несовершенная ИТ-архитектура, и непростая экономическая обстановка.
САМОПИСНЫЕ, УСТАРЕВШИЕ
Согласно данным компании Intersoft Lab, с 90-х годов и на момент финиша 2009 года в банковской практике исполнения требований Банка России господствуют следующие разработки:
• полуручная с применением таблиц MS Excel;
посредством специальных модулей в составе АБС (автоматизированных банковских совокупностей);
• посредством ответов, созданных собственным ИТ-департаментом банка.
Согласно данным специалистов компании, личные ответы до сих пор применяют более половины банков.
Наряду с этим модули в составе АБС разрешают производить не более двадцати из семидесяти предусмотренных на данный момент ЦБ форм отчетности, а личные «само-писные» разработки банков — в среднем 10-15 форм, считают эксперты рынка. Так, 2008 год показал кризис эффективности сложившихся совокупностей подготовки отчетности. А рост количеств обрабатываемых данных при работе с АБС снижает быстродействие и, следовательно, не хорошо отражается на обслуживании клиентов.
Более того, стало ясно, что по мере усложнения требований Банка России к отчетным формам (к примеру, при переходе от ежеквартального расчета необходимых нормативов к ежедневному) банкам нужно будет отказаться и от применения АБС, и от собственных ответов, перейдя к более опытным продуктам.
ИНСТРУМЕНТ, А НЕ ОТВЕТ
Сейчас на рынке большое количество аналитических совокупностей, но это скорее инструмент, чем готовое коробочное ответ, говорят специалисты. До тех пор пока разработчикам не удается создать совокупность, которая бы всецело автоматизировала процесс создания отчетности. Большая часть операций постоянно осуществляется вручную — включая, в большинстве случаев, окончательный вариант отчетности.
Но, и на начальной стадии — при загрузке данных в совокупность — избежать ручного труда нереально. «В то время, когда говорят об автоматизации отчетности, обращение в большинстве случаев идет о единых хранилищах данных, о процедурах по очистке — выверке данных и о процедурах их загрузки, потому, что в случае если изменяются данные в совокупности, и в хранилище они также должны поменяться», — поясняет управляющий директор по информационным разработкам Москоммерцбанка Виктор Романов.
Соответственно, какую бы идеальную аналитическую совокупность ни установил банк, кто-то обязан осуществить первичный ввод информации. В то время, когда клиент приобретает кредит и на него заводят счет, эти по его платежам попадают в совокупность — и в общем не имеет значение, вносят их вручную либо машинально. Но в случае если клиент в первый раз пришел в банк и обратился с заявкой на получение кредита, за обработку которой заплатил, а позже уже взял кредит и открыл счет, эти сведенья учтены машинально не будут.
Кто-то обязан внести их в совокупность.
Так, в дело на всех этапах работы вмешивается пресловутый «антропогенный фактор», и этого до тех пор пока избежать не удается, говорит Виктор Романов.
СЕМЬ ПИШЕМ, ПЯТЬ НА УМ КЛАДЕМ
Вручную приходится вносить в базы данных и поправки менее благовидные с позиций ЦБ либо, напротив, более «человечные» — как уж взглянуть. Так, бывают обстановке, в то время, когда клиент просрочил платеж на день-два и требует не учитывать ему просрочку и не начислять пени. И банк идет навстречу.
«Для того чтобы рода «сделки» меняют отчетность. В АБС нереально забыть обиду пени. Сделка прошла, начисления сделаны, попали в хранилище данных: столько-то заемщиков проблемных, столько-то пеней, такая-то отчетность по банку.
Такой-то допдоход, показатель резервирования», — поясняет Виктор Романов.
Так, каждая двойная бухгалтерия, существующая в банке, — в полном смысле дело рук его работников.
БОЛЬШЕ СОВОКУПНОСТЕЙ ХОРОШИХ И РАЗЛИЧНЫХ
«на данный момент мы видим явную заинтересованность банкиров в создании качественной совокупности формирования отчетности — и необходимой, репутационной, и аналитической — для действенного управления бизнесом, — комментирует Илья Кузнецов. — Чем выше ответственность и «продвинутость» банка, тем выше интерес к автоматизации этого наиболее значимого участка работы».
По словам специалиста, дабы создать такую совокупность, направляться учесть последовательность факторов. Прежде всего принципиально важно оптимизировать инвестиции в ИТ-инфра-структуру, заложить возможности для предстоящего развития, а это под силу лишь SOA-ответам.
Нужно автоматизировать все звенья процесса подготовки отчетности -дабы любой его участник четко знал, какие конкретно действия нужно предпринять на каждом конкретном этапе, а начальник процесса имел возможность бы осуществлять контроль эти действия. И еще одно необходимое требование — возможность эластичной настройки совокупности с учетом требований растущего бизнеса, говорит Илья Кузнецов.
Банкиры с ним соглашаются. По словам Виктора Романова, на рынке предлагается большое количество качественных совокупностей. «Что зашито, что возможно самому доделать. Лучшие — те совокупности, где работа с отчетностью разнесена на два уровня: первый — технологи-программисты (обрисовывающие, что такое кредит и какие конкретно они бывают), и второй — сотрудники, каковые пользуются уже самим агрегатором (автокредит, долгосрочный кредит)».
ЕЩЕ ОДНУ КОРОБКУ
Специалист говорит, что имеется хорошие коробочные ответы, но дабы они получили, нужно взглянуть, какие конкретно эти в том месте использованы и стыкуются ли они с совокупностью самого банка.
«Не редкость так, что эти имеется, а аналитику взять вы не имеете возможность. Это вопрос к информационной совокупности. А она не сама по себе, зависит от того, какая учетная политика, какой банк, какие конкретно бизнес-процессы.
Все взаимосвязано», -поясняет Виктор Романов.
Дорабатывают интерфейсы, в большинстве случаев, совместно разработчик и банк, на более поздних этапах подключаются кроме этого и финансисты с их требованиями к отчетности. Позже уже учитывается позиция маркетологов, рисковиков и другого персонала.
«Время от времени цена таковой настройки и доработки довольно большая, может быть и выше стоимости продукта», -резюмирует Виктор Романов.
И в большинстве случаев, задача: приобрести либо доработать — стоит у больших структур, говорит эксперт по банковским ИТ. Многие имеют и собственное хранилище аналитической отчетности, и ответ заказывают, потому, что внутреннее хранилище должно быть отдельным ответом, говорит Виктор Романов.
Не обращая внимания на большие стоимости, банкам, трудящимся с розницей, на сегодня никак не обойтись без современного ответа, потому, что кроме того средний руки банк не в состоянии обработать и проанализировать огромные количества проходящей через него информации.
Но банк, большой по активам, но трудящийся только с юрлицами, способен обрабатывать их кредиты собственными силами.
КАК ЛЕГКО И БЫСТРО ПОДНЯТЬ РЕЙТИНГ, ЕСЛИ ТЕБЕ ВСЕ ИЗВЕСТНО? | DOTA 2
Интересные записи
- Банкам дали время на построение системы защиты от киберкраж
- Андрей попов: «в непростые времена надо вкладываться в будущее»
- Лора файнзильберг: «сумасшедшего взрыва на рынке мфо не будет»
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Избежать «автоматизированного хаоса»
Информационно-аналитические совокупности каждого банка соответствуют масштабам его бизнеса. Условно рынок аналитических совокупностей возможно поделить…
-
Простые секреты одного из самых прибыльных банков европы
Прибыли Swedbank, наибольшего розничного банка Швеции, практически вдвое выше, чем у похожих кредитных учреждений в среднем по Европе, пишет The…
-
Кирилл свириденко: «карта — такая же простая и гениальная вещь, как колесо»
председатель совета директоров процессинговой компании «Мультикарта» — дочки банка ВТБ Кирилл Свириденко в интервью Bankir.Ru поведал, стоит ли ожидать…
-
Что делать простым одесситам в случае дефолта сша?
США на грани дефолта. В случае если это случится, волна мирового финансового кризиса не обойдет стороной и Украину. Как готовиться рядовым гражданам к…
-
Что изменит дефолт в жизни простых украинцев?
Кабмин заговорил о том, что Украина может оказаться не в состоянии обслуживать внешние долговые обязательства. Об этом говорится в проспекте эмиссии…
-
Как дефолт отразится на жизни простых граждан
Марат Пригожин, РИА Новости Украина Неплатежеспособность страны по внешним обязательствам — это одно из последствий финансового кризиса, позванного…