Внедрение дополнительных сервисов в платежных устройствах, с одной стороны, разрешает увеличить функционал, а с другой — может привести к созданию очередей и неоправданным расходам.// Вероника Сошина. БО №2 (117) февраль 2009 .
О правилах организации сети платежных устройств в Банке Москвы поведал глава процессингового центра банка Вячеслав Межов.
— Какова сейчас сеть банкоматов и POS-терминалов Банка Москвы и каково ее территориальное распределение? — Сейчас мы располагаем, учитывая банки-агенты, 1800 банкоматами. Примерно 40% банкоматов и POS-терминалов находятся в Столичной области, остальные установлены в регионах. Нужно подчернуть, что банкоматов банков-агентов чуть больше 100 штук.
Условия сотрудничества с банками-агентами стандартны: с каждой совершённой транзакции банк-агент приобретает определенное вознаграждение, размер которого оговаривается лично. Но оно, в большинстве случаев, меньше вознаграждения, перечисляемого платежной совокупности при выдаче наличных в банкомате.
Банки-агенты берут на себя все затраты по приобретению оборудования, по его обслуживанию, обеспечению связи и другие накладные затраты. — Имеется какая-то схема, по которой рассчитывается оптимальное количество банкоматов для определенной территории? — При установке платежных устройств мы в первую очередь ориентируемся на эмиссию карт в конкретном регионе, по причине того, что отечественные банкоматы обслуживают прежде всего карты Банка Москвы. Часть транзакций с чужими картами образовывает менее 5% от общего количества операций.
Большая часть операций с картами вторых банков производится в больших торговых комплексах, метро. Фундаментальный принцип вычисления самые доходных точек для установки банкомата достаточно простой: чем больше проходимость, тем больше операций. Образно выражаясь, совершенным местом возможно перекресток двух дорог.
В моей практике был случай, в то время, когда банкомат был установлен у дороги при въезде в город. Терминал создавал свыше тысячи транзакций по чужим картам каждый месяц. Данный случай возможно назвать неповторимым, по причине того, что в местах скопления людей банкоматы на данный момент установлены фактически на каждом шагу, и большая часть банков располагает собственной сетью.
Секрет успеха заключался в том, что данный банкомат первенствовал и единственным в обозримом пространстве, а его вывеска была видна с дороги. Но, как я уже сообщил, это беспрецедентный случай.
В большинстве случаев, в торговых комплексах выделяется особая площадка, где банки устанавливают собственные банкоматы. — Не редкость, что банкомат был невостребованным? — У нас имеется программа «Оценка эффективности банкоматов», которая ведет учет количества совершённых объёма и операций наличности, прошедшей через аппарат. На базе этих показателей рассчитывается прибыльность банкомата. Но минимальный количество прибыли любой банк определяет сам. Данный показатель зависит от нескольких факторов.
Во-первых, на обслуживание каких клиентов, собственных либо чужих, ориентирован банк. В случае если на чужих, то минимальное допустимое количество операций с чужими картами возможно от 400 до 500 операций каждый месяц. В случае если банкомат нацелен на обслуживание собственных клиентов, ориентиром, в большинстве случаев, помогает количество выданной наличности. К примеру, банкомат с оборачиваемостью 1 млн рублей в месяц держать бессмысленно. А 20 млн рублей — это уже прекрасный результат.
Во-вторых, большое значение имеет размер рабочей группы. Кстати, данный фактор может внести значительные поправки в расчет. При размере рабочей группы 10% от суммы операции оборот в 1 млн рублей может оказаться в полной мере рентабельным.
А при комиссии 0,3% проходимость, само собой разумеется, должна быть существенно выше.
Техобслуживание создают поставщики оборудования. При таковой схеме работы нет необходимости держать штат экспертов. |
В то время, когда банкомат не приносит прибыли, принимается соответствующее ответ. Не редкость, что банкомат, установленный в бизнес-центре, проводит сто транзакций в месяц. В таких случаях он или переносится на склад, или устанавливается в новой точке.
Справка.БО Банк Москвы — один из наибольших универсальных банков России, предоставляющий диверсифицированный спектр денежных одолжений как для юридических, так и для частных лиц. Банк Москвы входит в топ-5 наибольших российских кредитных организаций по размеру активов и в топ-3 по количеству привлеченных средств населения. На данный момент Банк Москвы обслуживает более 107 тыс. корпоративных и более чем 9,5 млн частных клиентов. Среди клиентов — юрлиц — наибольшие отраслевые фирмы. В Банке Москвы действует личный процессинговый центр, обслуживающий карточные программы банка. Процессинговый центр сертифицирован Visa International и Europay International и располагает широкой сетью банкоматов (1,8 тыс. штук), и пунктов выдачи наличных. |
— Планирует ли Банк Москвы активное расширение сети платежных устройств в скором будущем? — на данный момент в Москве тяжело отыскать офисный либо торговый комплекс, в котором бы не было банкомата Банка Москвы. В случае если сказать о развитии региональной сети, то все зависит от экономической обстановки в каждой конкретной области. — А кто создаёт обслуживание банкоматов и POS-терминалов? — Обслуживание платежных устройств возможно поделить на две части — техническое обслуживание и инкассация.
Да и то, и второе у нас дано на аутсорсинг. Техобслуживание у нас создают компании, каковые поставляют оборудование. Такая схема работы достаточно эргономична и удачна банку, по причине того, что не требуется держать штат экспертов.
Ответ об отдаче инкассации на аутсорсинг было принято в далеком прошлом. К примеру, в мелких регионах собственную работу инкассации держать полностью нерентабельно. — Какого именно принципа вы придерживаетесь при выборе модели банкоматов? Приходится ли в незащищенных местах закупать банкоматы с более большим уровнем укрепленности? — Физические нападения на банкоматы, само собой разумеется, бывают, но весьма редко. Приблизительно один-три случая в год.
Мы закупаем стандартные модели у трех фаворитов данной отрасли, аппараты которых владеют приблизительно однообразными чертями. Срок работы банкомата образовывает около семи-восьми лет. Цена банкомата фактически не воздействует на срок его работы. — Банкоматы Банка Москвы предлагают множество дополнительных сервисов. К примеру, оплату услуг ЖКХ, спутниковой связи, приобретение паев и другое.
Со стороны банка расширение функционала банкоматов — это имиджевый движение либо возможность взять дополнительную прибыль? — Учитывая то, что дополнительные сервисы «отвлекают» банкоматы от главной их функции — выдачи денег, приводят к созданию очередей, мы загружаем банкоматы лишь самыми распространенными видами платежей. Это оплата услуг ЖКХ, одолжений операторов сотовой связи громадной тройки, одолжений спутниковой связи и другие.
Внести такие сервисы в меню достаточно легко. Это возможно сделать из процессингового центра. К примеру, сравнительно не так давно мы внедрили так новую опцию — перечисление пожертвований в фонд социальной помощи Центрального федерального округа «Помощь семей и детей в тяжёлой жизненной обстановке». Банкомат принимает средства, как простой платеж.
Но время от времени для расширения функционала платежного терминала нужно внести трансформации в его устройство. Для решения таковой задачи нужно объехать все банкоматы, а их у нас, напомню, 1800. Ясно, что эта процедура более долгая и затратная. К примеру, переход на обслуживание чиповых карт у нас занял год, по причине того, что необходимо было любой банкомат обеспечить соответствующим оборудованием.
Исходя из этого принципиально важно предварительно отлично посчитать, во что обойдутся транспортные затраты, услуги экспертов, установка нового ПО и какой в конечном итоге это может принести итог. — Сейчас производители предлагают множество дополнительных атрибутов для банкоматов, к примеру, монетоприемники, каковые нужны для осуществления приема некоторых платежей. Вы оснащаете собственные терминалы такими устройствами? — Монетоприемниками и монетодеспенсерами отечественные банкоматы не оборудованы.
Прием же наличных реализовывают особые модели банкоматов. Таковой функцией у нас оснащено около 25% банкоматов.
Срок работы банкомата образовывает около семи-восьми лет. Цена банкомата фактически не воздействует на срок его работы. |
Вырабатывать сеть всецело из банкоматов, оснащенных функцией приема наличных, не имеет смысла. В этом случае нужно учитывать специализацию банка. В случае если банк ориентирован на зарплатные проекты, то ему принципиально важно обеспечить выдачу наличных средств, в случае если на кредитование, то прием денег.
В случае если это универсальный банк, как Банк Москвы, то выбор модели банкомата зависит от его расположения. В организациях, с которыми мы трудимся по зарплатным проектам, ставятся банкоматы, осуществляющие выдачу наличных, а в отделениях банка, где нет кассиров, ставится банкомат с функцией cash-in. Кстати, ожидается, что в этом либо следующем году производители начнут предлагать банкоматы cash-in c сайтингом, другими словами банкоматы смогут выдавать деньги, каковые внес прошлый клиент.
Для клиентов, само собой разумеется, ничего не изменится, но банку это разрешит сэкономить на инкассации. — Возможно, срок эксплуатации некоторых банкоматов уже подходит к концу. Вы снимаете их либо переоборудуете? — На данном этапе уже имеется определенное количество ветхих банкоматов, каковые мы выводим из эксплуатации и ставим новые. К тому же требования систематично изменяются, и ветхие банкоматы им уже не соответствуют.
Исходя из этого семь лет — это срок не только физического, но и морального износа аппарата. — Возможно ли сейчас операционные конторы заменить банкоматами? — Да, и мы деятельно используем такую возможность. У нас раскрываются конторы без кассиров, другими словами в помещении сидят сотрудники за простыми столами, а рядом стоит банкомат с функцией cash-in, что делает все операции с наличностью.
Это выгодно банку, по причине того, что не требуется платить сотруднику заработную плат, не требуется оборудовать рабочее место. — А активность и грамотность населения в применении платежных устройств в последнии месяцы выросла? — Как показывает статистика, 93% операций — это все же обналичивание денежных средств, другими словами сперва пользователи снимают деньги, а позже несут их в магазин. В случае если сказать о дополнительных сервисах, то тут отмечается некое повышение числа пользователей. По большей части рост происходит в оплате одолжений сотовой связи и услуг ЖКХ.
Обмануть банкомат — с помощью билетов банка приколов 3 млн
Интересные записи
- Максим чернин: «страховой рынок очень консервативен»
- Обзор изменений в банковском законодательстве с 1 января 2016 года, часть 2
- Семь типов вкладчиков по версии barclays
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
В большинстве случаев затронутая нами тема освещается на закрытых семинарах для экспертов банка. Согласно точки зрения автора, читатели специального…
-
Банкоматы с расширенным комплектом функций — ключ кредитных организаций к прибыльному рынку розничных платежей. // Наталья Логвинова. Банковское…
-
Банкоматы, терминалы и карточки: своё или чужое?
Обслуживание клиентов посредством терминалов и банкоматов вне офиса стало уже привычной картиной для больших банков и холдингов. Применение клиентами…
-
Российские банкоматы безопаснее американских
Началось обновление ПО банкоматов и POS-терминалов. // Оксана Дяченко. Банковское обозрение, №4, апрель 2005 г. Современные банкоматы могут фактически…
-
Банкоматы и наличные всех переживут
Денежные медиа полны фактов и цифр о том, как все больше потребительских транзакций проходит в безналичном виде — через карты, бесконтактные платежи или…
-
Английский банк Barclays пару дней назад представил последнюю новинку. Речь заходит об устройствах чтобы получить наличные бесконтактным методом. Клиенту…