Что показывает рентабельность продукции

Что показывает рентабельность продукции

27. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Для экономической целесообразности и оценки результативности деятельности предприятия не хватает лишь выяснить полные показатели. Более объективную картину возможно взять посредством показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными чертями денежных эффективности и результатов деятельности предприятия.

Термин рентабельность ведет собственный происхождение от рента, что в буквальном смысле свидетельствует доход. Так, термин рентабельность в широком смысле слова свидетельствует прибыльность, доходность.

Показатели рентабельности применяют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных отраслей и предприятий, производящих виды продукции и разные объёмы. Эти показатели характеризуют взятую прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Чаще всего употребляются такие показатели, как рентабельность производства и рентабельность продукции.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение неспециализированной суммы прибыли к реализации продукции и издержкам производства (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

Рентабельность производства (неспециализированная) показывает отношение неспециализированной суммы прибыли к среднегодовой цене главных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):

где П – сумма прибыли; ОСср — среднегодовая цена главных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

Данный показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала взята эта масса прибыли.

Посредством рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, либо неспециализированная, балансовая рентабельность, является показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.

Увеличению уровня рентабельности содействуют повышение массы прибыли, понижение себестоимости продукции, улучшение применения производственных фондов. Показатели рентабельности применяют при оценке денежного состояния предприятия

27. Совокупность показателей рентабельности

В случае если прибыль выражается в полном выражении, то рентабельность – это   отно сительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень эффективности   (прибыльности) хозяйственно-денежной деятельности предприятия довольно опре дроблённой базы. Он характеризует степень отдачи использования и уровень затрат матери альных, трудовых и денежных средств в ходе производства и реализации продукции.

Предприятие рентабельно, в случае если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на реализацию и производство, но и для образования прибыли.

Показатели рентабельности (доходности) предприятия разрешают дать   оценку его денежных результатов и, в конечном итоге, эффективности. К этим показателям в большинстве случаев   относят уровень рентабельности, что выражается как отношение того либо иного вида прибыли к какой-либо базе. Различные показатели отражают различные стороны деятельности   предприятия.

В полной мере конечно, что в целом эффективность работы предприятия может   определяться только совокупностью показателей рентабельности. Она включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала   и другие показатели.

Первая несколько показателей — это рентабельность продукции, которую возможно вы разить двумя методами.

Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

Роль этого показателя пребывает в том, что с его помощью дается оценка затрат пред приятия на единицу производимой продукции. Помимо этого, с его помощью определяется   фактическая рентабельность. Во всемирной практике данный показатель имеет наименование «затра ты плюс».

Второй метод расчета показателя уровня рентабельности продукции – это расчет с   учетом доходности на положенный капитал.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных за тратах либо повышение спроса и соответственно понижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Помимо этого, данный показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношение в ней полной себестоимости и прибыли реализуемой продукции.

Как раз посредством этого показателя предприятие может принять решение относительно выбора пути повышения прибыли: либо снижать себестоимость, либо увеличивать количество производства.

Этот показатель, рассчитанный на базе чистой прибыли, именуют коэффи циентом чистой прибыли.

Третья несколько показателей рентабельности — рентабельность активов (либо инве стиций):

Данный показатель может видеться называющиеся ROI — Return on investment. т.е. рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность положенных в фирмы деласковых средств. В зависимости от обстановки может употребляться тот либо другой вид прибыли, но как правило оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли по окончании налогообложения, т.е. по чистой прибыли.

Рентабельность активов возможно представить себе как произведение следующих двух показателей:

Так, на рентабельность активов в первую очередь влияют две группы факторов, которые связаны с оборачиваемостью активов и рентабельностью продаж.

В большинстве случаев при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, т.е. его оборотных средств, поскольку их влияние на данный показатель существенно зависит от организации и состояния оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:

Четвертая несколько показателей рентабельности -рентабельность акционерного либо собственного капитала. Данный показатель занимает особенное место, поскольку отражает отдачу либо доходность главного вида средств, применяемых предпринимателем, — собственных средств.

ROE =ЧП/П III

где

ROE — рентабельность акционерного капитала ( Return on какое количество );

П III — средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, взятую на положенный рубль, и, во- вторых, степень риска предприятия, отражающую рост ROE.

На базе ROE предприятие может прогнозировать скорость увеличения собственной прибыли.

Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на базе следующего расчета и отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства:

An = ( ROExKpH )/100,

где

А П — прирост прибыли в планируемом году;

Крн — коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли.

Во связи с ROE возможно использована известная формула Дюпона:

ROE = (ЧП/В) х (В/Аср) х (Аср/П III ).

Эта формула существенно расширяет аналитические возможности предприятия, в следствии чего оно имеет возможность выяснить:

— динамику чистой прибыли в выручке от реализации продукции (рентабельность продаж);

— эффективность применения активов на базе выручки от реализации и су ществующие тенденции (оборачиваемость активов);

— структуру капитала предприятия на базе той доли, которую составляют в ак тивах личные средства;

— влияние перечисленных выше факторов на ROE.

Вместе с расчетом ROE фирмам направляться рассчитывать рентабельность так именуемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность перманентного капитала рассчитывается следующим образом:

Рик = ЧП/(П III + ПIV ),

где

ПIV — средняя величина долговременных кредитов и займов, взятых предприятием за определенный период, т.е. четвертый раздел пассива баланса.

Долговременный кредит фактически употребляется для создания внеоборотных активов, содействует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает личные средства предприятия. Исходя из этого показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, либо, иначе говоря средств, положенных в предприятие на долгий срок.

Подобно определяется рентабельность заемных средств, как долговременных и кратковременных в целом, так и раздельно кратковременных пассивов.

К пятой группе показателей рентабельности относятся все другие показатели.

Это в первую очередь показатели рентабельности акций.

Прибыль на 1 акцию:

EPS =ЧПА/КА,

где

ЧПА – чистая прибыль, предназначенная акционерам;

КА – среднее число обращающихся за год акций.

Отношение рыночной цены акции к доходу на нее составит:

Показатель выплаты барышов равен:

Источник: atacsoft.narod.ru

Рентабельность производства

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: