Анализ рентабельности продукции

Анализ рентабельности продукции

В широком смысле слова понятие рентабельности свидетельствует прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, в случае если доходы от реализации продукции (работ, одолжений) покрывают

428

издержки производства (обращения) и, помимо этого, образуют сумму прибыли, достаточную для обычного функционирования предприятия.

В случае если прибыль относится к полным показателям и на ее базе нельзя сравнивать деятельность фирм с разным производственным потенциалом, то показатели рентабельности являются относительными чертями денежной эффективности предприятия. Вследствие этого они употребляются для сравнительной оценки эффективности работы отдельных отраслей и предприятий, производящих различные виды продукции в различных количествах. Показатели рентабельности относят к необходимым элементам оценки и анализа денежного состояния предприятия.

Неспециализированный суть понятия рентабельности — определение суммы прибыли, приобретаемой с одного рубля положенного капитала. Сущность рентабельности как экономической чёрта предприятия раскрывается через совокупность показателей. Потому, что показатели рентабельности являются относительными, они смогут быть выражены как в коэффициентах, так и в процентах.

Главные показатели рентабельности возможно объединить в следующие группы:

• показатели рентабельности продукции;

• показатели пассивов капитала (и рентабельности активов).

Первая несколько — показатели рентабельности продукции — обширно употребляется менеджерами предприятия для организации управления затратами, ценообразованием, при ответе вопроса о сужении либо расширении количества производства и сбыта, т.е. для разработки маркетинговой стратегии. Помимо этого, своевременный и регулярный контроль за уровнем рентабельности разрешает снизить влияние инфляции на денежные результаты предприятия.

Вторая несколько — показатели рентабельности капитала — разрешает оценить свойство предприятия приносить доход на положенный в него (предприятие) капитал и оценить эффективность применения оборотных и внеоборотных активов. Показатели пассивов и рентабельности активов используются при выборе структуры денег, при расчете рыночной цены предприятия, т.е. по существу при выборе экономической политики предприятия в грядущий период. Для инвесторов показатели пассивов и рентабельности активов ответственны с позиций эффективности вложений средств в предприятие.

Остановимся более детально на расчете главных показателей из указанных групп.

Первая несколько. Оценка рентабельности продукции, производимой предприятием, может производиться посредством показателей

429

рентабельности главной деятельности (окупаемость издержек) и рентабельности продаж. Исходной информацией для расчета показателей есть форма № 2 «Отчет о убытках и прибылях».

Рентабельность главной деятельности определяется как отношение прибыли (убытка), взятой от реализации продукции, к затратам на ее производство и реализацию (полной себестоимости) и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на реализацию и производство продукции.

Рп = ппрА

где П — прибыль (убыток) от продаж по стр. 050 формы № 2; 3 — затраты на реализацию и производство продукции, работ, одолжений, равные сумме значений стр. 020, 030, 040 формы № 2.

Этот показатель возможно вычислен и для отдельных видов продукции как отношение прибыли (убытка) от реализации данного вида изделий к себестоимости реализованного изделия. В этом случае употребляются эти внутрихозяйственного учета.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли (убытка) от продаж к сумме взятой выручки

РпР = Ппр/В.

Этот показатель характеризует эффективность производственной деятельности, т.е. показывает, сколько прибыли (убытка) организацией получено на 1 руб. выручки. Кроме этого, показатель отражает трансформации в политике ценообразования и свойство предприятия осуществлять контроль себестоимость реализованной продукции, т.е. ту часть средств, которая нужна для оплаты текущих затрат, появляющихся на протяжении производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов, относимых на себестоимость, и т.д. Отрицательная динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра стоимостей либо усиления контроля за применением материально-производственных запасов.

Отрицательное значение показателя свидетельствует, что в следствии реализации продукции организация взяла убыток.

Разумеется, что на трансформацию рентабельности продаж влияют те же самые факторы, что и на трансформацию прибыли от продаж: трансформации количества реализованной продукции, ее структуры и цены продукции, и затрат на ее производство и реализацию. Количественно оценить их влияние на показатель возможно посредством способов факторного анализа, подобно обрисованным выше.

Для расчета показателя по отдельным видам продукции употребляются эти внутрихозяйственного учета по выручке и прибыли, взятой в следствии реализации конкретного вида продукции.

430

По собственной экономической сущности показатель весьма близок к показателю затрат на 1 руб. реализованной продукции, что кроме этого употребляется для анализа эффективности главной деятельности предприятия.

Показатель затрат на 1 руб. реализованной продукции конкретно связан с прибылью от продаж и характеризует уровень затрат на реализацию и производство обезличенной продукции в целом по предприятию. Он определяется как отношение затрат на реализацию и производство продукции к выручке от реализации в отчетном периоде согласно данным формы № 2 «Отчет о убытках и прибылях»:

з1рп = з/в,

где 3 — затраты на реализацию и производство продукции, вычисляемые как сумма стр. 020, 030, 040 формы № 2; В — выручка от продажи товаров, продукции, работ, одолжений (за минусом налога на добавленную цена и подобных необходимых платежей), равная сумме по стр. 010 формы № 2. Разумеется, что 31рп + Р = 1.

Понижение показателя 31рп характеризует рост эффективности производственной деятельности организации, что возможно достигнут, с одной стороны, в следствии проводимой политики экономии затрат, а с другой — в следствии оптимизации структуры реализованной продукции и маркетинговой политики организации.

На данный момент на большинстве фирм планирование затрат на 1 руб. продукции не ведется, для сравнения возможно применять «естественное граничное» значение этого показателя. Оно рассчитывается из условия компенсации неизбежных текущих затрат предприятия его минимальной выручкой. К таким затратам направляться отнести:

• все затраты, включаемые в себестоимость продукции;

• финансируемые из прибыли (к примеру, затраты на содержание объектов соцкультбыта);

• косвенные налоги (к примеру, НДС, налоги и т.п.).

В случае если высказать предположение, что затрат, финансируемых из прибыли, у предприятия нет, а косвенные налоги сократить НДС, то «естественное» граничное значение показателя затрат на 1 руб. реализованной продукции будет равняется 0,833.

направляться подчернуть, что наряду с этим не будут учитываться налоги, относимые на денежный итог: налог на имущество, сборы на потребности образовательных учреждений и др. В другом случае граничное значение показателя было бы немного ниже.

В случае если при анализе затрат на 1 руб. реализованной продукции в состав выручки от реализации не включать косвенные налоги,

431

«естественное»

граничное значение показателя будет равняется 1.

Это указывает, что затраты на реализацию и производство продукции в отчетном периоде равны взятой выручке от ее реализации. В этом случае прибыль от продаж продукции (работ, одолжений) равна нулю. Превышение граничного значения говорит об убыточности главной деятельности предприятия.

Вторая несколько. На базе разных показателей прибыли и видов капитала возможно вычислить множество показателей рентабельности (либо прибыльности) в зависимости от целей проводимого ими анализа (табл. 31.6).

Таблица 31.6 Вид капитала Вид прибыли Внеоборотные активы Прибыль (убыток) от продаж продукции (работ, одолжений) Оборотные активы Прибыль (убыток) до налогообложения Личный капитал Прибыль (убыток) от простой деятельности Инвестированный капитал (личный капитал плюс долговременные обязательства) Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) Заемный капитал В общем виде формулу для расчета показателей рентабельности капитала возможно представить в следующем виде:

Рентабельность капитала = = Прибыль / Средняя за период величина капитала.

Как было отмечено в прошлых разделах, для фирм, находящихся в кризисном денежном состоянии, оценивать рентабельность деятельности целесообразно по конечному денежному результату — чистой прибыли (убытку).

Ниже приведены формулы для трактовки и расчёта главных показателей рентабельности капитала предприятия по чистой прибыли (убытку).

Рентабельность активов рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой цене всех активов организации.

Ра = Пч/Аср,

где Пч — чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода по стр. 190 формы № 2; Аср — среднегодовая цена всех активов организации, определяемая как среднеарифметическая величина валюты бухгалтерского баланса (стр. 300 формы № 1) на конец и начало периода.

432

Данный показатель отражает, сколько прибыли (убытка) предприятие в среднем взяло в отчетном периоде на 1 руб. положенных средств независимо от источника их привлечения. Он отражает эффективность применения имущества предприятия. Понижение показателя кроме этого может свидетельствовать о падающем спросе на продукцию компании и о излишнем накоплении активов.

Кроме этого, сравнивая рентабельность всех активов разбираемого предприятия со среднеотраслевым показателем, возможно выяснить уровень его конкурентоспособности.

Значение показателя меньше нуля определяет, какой убыток предприятие взяло на 1 руб. положенных средств.

Рентабельность оборотных активов вычисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой величине оборотных активов предприятия.

Рад = Пч/ Аоср,

где А — среднегодовая цена оборотных активов организации, определяемая как среднеарифметическая величина на конец и начало периода (стр. 290 формы № 1).

Этот показатель показывает, сколько прибыли предприятие взяло на 1 руб. положенных оборотных средств, и характеризует эффективность их применения.

Для определения факторов, воздействующих на значение показателя, пара преобразуем формулу:

Роа = Пч/Аоср = (Пч/В).(В/Аоср), где В — выручка от реализации продукции (работ, одолжений), равная сумме по стр. 010 формы № 2.

Из формулы разумеется, что на прибыльность оборотных активов воздействует, с одной стороны, ценовая политика предприятия и сложившийся на нем уровень затрат на реализацию и производство продукции, а иначе — деловая активность предприятия, измеряемая оборачиваемостью активов. Из формулы видны вероятные дороги увеличения рентабельности активов предприятия и, по сути, пути повышения прибыльности капитала — при низкой доходности продаж нужно стремиться к ускорению оборачиваемости производственных активов.

Отрицательным моментом есть обстановка, в то время, когда прибыль, приобретаемая на 1 руб. активов, меньше средней ставки по заемным средствам. Она отражает неспособность предприятия применять собственные финансовые средства более действенно, чем если бы они лежали на счете в банке.

Рентабельность инвестиций рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме среднегодовых размеров собственного капитала и долговременных кредитов.

433

Рск = Пч/(Скср + Д0),

где ^кср’ Д0 — среднегодовая цена долгосрочных обязательств и собственного капитала предприятия, определяемая как среднеарифметическая величина на конец и начало периода (стр. 490, 590 формы № 1).

Этот показатель определяет, сколько прибыли взяло предприятия на 1 руб. собственных положенных средств. Он характеризует эффективность применения капитала, инвестированного собственниками на долгий срок, и позволяет сравнить взятую прибыль с вероятным получением дохода от вложения этих средств в другие акции. Рост показателя свидетельствует, что предприятие действенно использует и личные средства, и долговременные кредиты.

Возможность получения более высокой рентабельности активов при применении заемных средств в большинстве случаев связывают с максимально твёрдым подходом к выбору проектов, финансируемых за счет кредиторов. Отбирают только те проекты, каковые снабжают экономическую рентабельность выше средней цены кредитов. Потому, что проценты за кредит, учитываемые в операционных расходах предприятия, уменьшают налогооблагаемую прибыль, применение долговременных заемных средств предприятием обычно более выгодно, чем применение собственных источников финансирования.

При отсутствии долговременных кредитов значение показателя рентабельность инвестиций определяет эффективность применения собственного капитала.

Рост значения показателя говорит о росте денежной устойчивости предприятия, что есть, без сомнений, хорошим причиной.

У фирм, конечным денежным результатом деятельности которых есть убыток, все показатели рентабельности капитала будут иметь отрицательное значение. В этом случае показатели употребляются в основном для отслеживания динамики их оценки и изменения прогнозируемых результатов денежно-хозяйственной деятельности предприятия.

Ниже рассмотрен пример анализа рентабельности ОАО «Громадные автомобили».

Пример 31.6. Результаты расчетов представлены в табл. 31.7.

Все показатели рентабельности, не обращая внимания на некое улучшение, говорят о неэффективности денежно-хозяйственной деятельности предприятия как в отчетном, так и в базовом периоде. Так, в отчетном периоде на любой рубль затрат на реализацию и производство продукции предприятие взяло 11 коп. коп и 13 убытка. убытка на 1 руб. выручки от ее реализации.

434

Таблица 31.7 Показатель Базовый период Отчетный период Валюты баланса 574 254 606 682 Оборотные активы 92 087 134 310 Личный капитал 262 378 155 169 Долговременные обязательства 33 19 Выручка от реализации продукции (работ, одолжений) 438 764 575 565 Затраты на реализацию и производство продукции (работ, одолжений) 512 147 647 807 Прибыль (убыток) от продаж -73 383 -72 242 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода -102 920 -102 696 Рентабельность главной деятельности, % -14 -11 Затраты на 1 рубль реализованной продукции 1,17 1,13 Рентабельность продаж, % -17 -13 Рентабельность активов, % -4 Рентабельность оборотных активов, % -23 Рентабельность инвестиций, % -12 Отрицательные значения показателей рентабельности капитала кроме этого говорят о невыгодности вложения и неэффективном использовании средств в предприятие.

Источник: economy-ru.com

Лекция 20: Кейс: Анализ рентабельности

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: