Что такое программное обеспечение компьютера

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ и ИНФОРМАТИКА Бурное развитие новой информационной разработке и расширение сферы ее применения стали причиной интенсивному формированию ПО (ПО). Достаточно подчернуть, что в 1996 г. мировым сообществом на ПО затрачено более чем 110 миллиардов долларов. Причем тенденции ПО говорят о том, что динамика затрат имеет устойчивую тенденцию к росту, приблизительно 20% в год.

Под программным обеспечением информационных совокупностей понимается совокупность программных и документальных средств для и эксплуатации совокупностей обработки данных средствами вычислительной техники.

В зависимости от функций, делаемых программным обеспечением, его возможно поделить на:

  • системные программы (время от времени именуют базисным программным обеспечением);
  • прикладные программы;
  • среды программирования.

К системным относятся в первую очередь программы и операционные системы, входящие в состав ОС (к примеру, драйвера для разных устройств компьютера (от британского слова drive — руководить), т.е. программы, управляющие работой устройств: драйвера для сканера, принтера и т.д.). Не считая операционных совокупностей еще относятся обслуживающее ПО (их ещё именуют сервисные либо утилиты, от британского слова utilize — применять) для обслуживания дисков, архиваторы, противовирусные программы и т.д.

К прикладным относятся программы, предназначенные для ответа задач в разных сферах деятельности человека (бухгалтерские программы, текстовые и графические процессоры, базы данных, экспертные совокупности, переводчики, энциклопедии, обучающие, тестовые и игровые программы и т.д.).

К средам программирования относятся инструментальные средства для новых программ (ЛОГО, QuickBASIC, Pascal, Delphi и т.д.)

5.2. Системное ПО. Операционные совокупности

ОС — комплекс программ, неизменно (псевдопостоянно) находящихся в памяти ЭВМ, организующий управление устройствами автомобили и ее сотрудничество с пользователем (интерфейс). В ОС в большинстве случаев входят следующие программы: стартовая программа, диспетчер (монитор либо супервизор) (очередность выполнения программ), редакторы, загрузчики (для ввода программ в ОЗУ), файловая совокупность, административная совокупность (учет ресурсов), конечно базисное ПО.

Классификацию операционных совокупностей возможно проводить:

  • по принципу организации интерфейса пользователя
  • по количеству в один момент обрабатываемых задач
  • по количеству в один момент трудящихся пользователей

Обычная работа ОС, соответственно и компьютера, зависит от двух главных факторов:

1. Неприкосновенность системных файлов.

2. Оптимальное состояние памяти — наличие как свободного пространства на диске, так и обычное (нефрагментированное) размещение файлов на диске.

С целью достижения оптимального состояния памяти пользователю достаточно знать следующее. Во-первых, на протяжении собственной работы большая часть программ создают временные файлы, каковые самостоятельно не всегда (по разным обстоятельствам) удаляют с винчестера. Такие временные файлы имеют расширение .tmp. Пользователь может и обязан удалять их вручную, произведя поиск tmp-файлов. Большая часть tmp-файлов возможно найти в каталогах TMP и TEMP.

Во-вторых, время работы с дисками происходят удаления файлов и постоянные операции записи, в следствии чего информация на магнитном носителе получает фрагментарный темперамент, что замедляет процесс ее поиска ОС. Для устранения неприятностей фрагментарности диски нужно иногда дефрагментировать, для чего экспертами создана масса программ. ОС Windows имеет и собственную программу дефрагментации Defrag.

ОС (ОС) — комплекс программных средств, что загружается при включении компьютера и снабжает:

  • загрузку в выполнение и оперативную память всех программ;
  • управление ресурсами компьютера (оперативной памятью, процессорным временем, файловой совокупностью, внешними устройствами);
  • диалог пользователя с компьютером, предоставляя эргономичный метод сотрудничества (интерфейс ).

Интерфейс — это совокупность правил и средств, каковые снабжают сотрудничество устройств, человека и программ.

В зависимости от объектов сотрудничества интерфейс определяют как пользовательский, аппаратный, программный. К примеру, интерфейс между пользователем и программно-аппаратными средствами компьютера именуют интерфейсом пользователя, а между аппаратным и программным обеспечением — аппаратно-программный интерфейс.

5.3. файловая система и Файлы

Логическая структура дисков складывается из:

  • загрузочной области,
  • FAT-области,
  • области каталогов,
  • области данных.

Главное назначение файлов — хранить данные. Они кроме этого предназначены для передачи данных от программы к программе и от совокупности к совокупности. Иначе говоря файл — это хранилище стабильных и мобильных данных. Но, файл — это что-то большее, чем легко хранилище данных.

В большинстве случаев файл имеет имя, атрибуты, время создания и время модификации.

Понятие файла изменялось с течением времени. Операционные совокупности первых громадных ЭВМ воображали файл, как хранилище для базы данных и, исходя из этого файл являлся комплектом записей. В большинстве случаев все записи в файле были одного размера, довольно часто по 80 знаков любая.

Наряду с этим большое количество времени уходило на запись и поиск данных в громадный файл.

В конце 60-х годов наметилась тенденция к упрощению операционных совокупностей, что разрешило применять их на менее замечательных компьютерах. Это отыскало собственный отражение и в развитии ОС Unix. В Unix под файлом понималась последовательность байтов.

Стало легче хранить эти на диске, поскольку не нужно было запоминать размер записи.

Unix сильно повлиял на другие операционные совокупности персональных компьютеров. Практически все они поддерживают идею Unix о том, что файл — это легко последовательность байтов. Файлы, воображающие собой поток данных, стали использоваться при обмене информацией между компьютерными совокупностями. В случае если употребляется более сложная структура файла (как в операционных совокупностях OS/2 и Macintosh), она неизменно возможно преобразована в поток байтов, передана и на втором финише канала связи воссоздана в исходном

виде.

Итак, мы можем вычислять, что файл — это поименованная последовательность байтов, имеющая собственное имя и хранящаяся на внешнем носителе.

Файловая структура является системой хранения файлов на запоминающем устройстве, к примеру, диске. Файлы организованы в каталоги (время от времени именуемые директориями либо папками). Любой каталог может содержать произвольное число подкаталогов, в каждом из которых смогут храниться другие каталоги и файлы.

Метод, которым эти организованы в байты, именуется форматом файла.

Чтобы прочесть файл, к примеру, электронной таблицы, нужно знать, как байты воображают числа (формулы, текст) в каждой ячейке; дабы прочесть файл текстового редактора, нужно знать, какие конкретно байты воображают знаки, а какие конкретно шрифты либо поля, и другую данные.

Программы смогут хранить данные в файле таким методом, какой выберет программист. Обычно предполагается, но, что файлы будут употребляться разными программами. По данной причине многие прикладные программы поддерживают кое-какие самый распространенные форматы, так что другие программы смогут осознать данные в файле.

Компании по производству ПО (каковые желают, дабы их программы стали стандартами), довольно часто публикуют данные относительно форматов, каковые они создали, дабы их возможно было бы применять в других приложениях.

Все файлы условно возможно поделить на две части — текстовые и бинарные.

Текстовые файлы — самый распространенный тип данных во всем компьютерном мире. Для хранения каждого знака значительно чаще отводится один байт, а кодирование текстовых файлов делают посредством особых таблиц, в которых каждому знаку соответствует определенное число, не превышающее 255.

Файл, для кодировки которого употребляется лишь 127 первых чисел, именуется ASCII-файлом (сокращение от American Standard Code for Information Intercange — американский обычный код для обмена информацией), но в таком файле не смогут быть представлены буквы, хорошие от латиницы (среди них и русские). Большая часть национальных алфавитов возможно закодировать посредством восьмибитной таблицы.

Для русского самый популярны сейчас три кодировки: Koi8-R, Windows-1251 и, так называемая, другая (alt) кодировка. Подробнее о кодировании русского текста поведано в главе Обработка документов.

Такие языки, как китайский, содержат намного больше 256 знаков, исходя из этого для кодирования каждого из них применяют пара байтов. Для экономии места обычно используется следующий прием: кое-какие знаки кодируются посредством одного байта, тогда как для других употребляются два либо более байтов. Одной из попыток обобщения для того чтобы подхода есть стандарт Unicode. в котором для кодирования знаков употребляется диапазон чисел от нуля до 65 536.

Таковой широкий диапазон разрешает воображать в численном виде знаки языка людей из любого уголка планеты.

Но чисто текстовые файлы видятся все реже. Люди желают, дабы документы содержали диаграммы и рисунки и применяли разные шрифты. В следствии появляются форматы, воображающие собой разные комбинации текстовых, графических и других форм данных.

Бинарные файлы, в отличие от текстовых, не так и в них, в большинстве случаев, нет привычных нам слов — только множество непонятных знаков. Эти файлы не предназначены конкретно для чтения человеком. Примерами бинарных файлов являются файлы и исполняемые программы с графическими изображениями.

Файловую совокупность возможно представить в виде дерева, лишь корень (root) этого дерева находится вверху, а ветви растут вниз. Листья этого дерева и имеется файлы, а разветвления — каталоги (директории). На следующем рисунке для изображения файлов употребляются прямоугольники, а для каталогов — овалы.

Что такое программное обеспечение компьютера

В каждом каталоге (разветвлении) возможно большое количество каталогов и различных файлов. В этом смысле каталог делает две серьёзные функции: в каталоге сохраняются каталог и файлы соединяется с другими каталогами, как ветвь дерева соединяется с другими ветвями. Любой каталог может содержать множество каталогов, но сам должен быть потомком лишь одного каталога.

При входе в совокупность пользователь оказывается в собственной домашней директории, в которой он может создавать файлы, удалять их и копировать. Имя, которое дается каталогу либо файлу при его создании, не есть полным. Полным именем есть его путевое имя. В ОС Linux путевое имя складывается из имен всех каталогов, образующих путь к файлу от вершины дерева (/). Эти имена отделяются друг от друга знаками косая линии (/, слеш).

Путевые имена даются и файлам. Практически имя, которым совокупность обозначает файл, является комбинацией имени файла с именами каталогов, образующих путь от корневого каталога до каталога данного файла.

Путь возможно полным и относительным. Безотносительный путь — это полное имя файла либо каталога, начинающееся знаком корневого каталога. Относительный путь начинается знаком текущего (рабочего) каталога и является обозначением пути к файлу относительно рабочего каталога.

Информация, содержащаяся на диске, делается дешёвой для просмотра, редактирования и загрузки при применении особых программ — операционных оболочек (Norton Comander, Диско начальник, Проводник и др.). Чаще всего видящейся проблемой при работе с вышеназванными программами есть ошибочное удаление либо редактирование программных модулей (файлов с расширением .exe. com. dll. sys. vxd. 386. drv ) ,- исходя из этого не нужно обращаться к файлам с вышеприведенными расширениями через операционные оболочки, так как работа с данными файлами — это прерогатива только программистов.

Для просмотра файлов с иными расширениями существуют особые программы, каковые верно отображают формат файла:

Чаще всего видящиеся расширения:

Архивные файлы

arj. arc. zip. zoo. pak. lzh. rar. cab

Источник: www.ido.rudn.ru

§ 2.3 Программное обеспечение компьютера

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: