Cистемы бюджетирования — критерии оценки.

Cистемы бюджетирования - критерии оценки.

Интерес к совокупностям бюджетирования и денежного планирования сейчас существенно вырос. Всего 2 года назад было проблематично отыскать данные о специальных совокупностях бюджетирования — через чур мало было предложений на русском рынке. На данный момент авторам статьи удалось найти сведения о более чем 30 совокупностях бюджетирования. /Валерий Чаусов, председатель совета директоров компании Intersoft Lab и другие/ 

Критерии оценки совокупностей бюджетирования

Дата: 20-01-2002
Авторы: Валерий Чаусов — председатель совета директоров компании Intersoft Lab
Александр Ашкинадзе — председатель совета директоров консалтинговой компании ТрастКонто

Интерес к совокупностям бюджетирования и денежного планирования сейчас существенно вырос. Всего 2 года назад было проблематично отыскать данные о специальных совокупностях бюджетирования — через чур мало было предложений на русском рынке. На данный момент авторам статьи удалось найти сведения о более чем 30 совокупностях бюджетирования в русских ресурсах сети Интернет. Представленные на рынке совокупности бюджетирования как зарубежного, так и отечественного производства, разнообразны по собственному построению, используемым информационным разработкам, ориентации проработки и глубине функциональности на размер предприятия и сферу деятельности. Неудивительно, что многим потенциальным пользователям сложно разобраться, какая как раз совокупность бюджетирования самый подходит им из всех совокупностей, представленных на рынке.

Задачей данной статьи есть формирование параметров оценки совокупностей бюджетирования, использование которых к конкретным программным продуктам может служить хорошей методической базой для тех, кто действительно озабочен проблемой выбора совокупности бюджетирования. Эталонная совокупность бюджетирования

Представим собирательный образ совокупности бюджетирования, содержащий большая часть свойств и функций разных совокупностей. В сравнении с ним возможно объективно выяснить преимущества, особенности и недостатки совокупностей бюджетирования, представленных сейчас на русском рынке. Итак, разглядим элементы разработки бюджетирования и подходы в их автоматизации с четырех позиций:

  • свойства и Состав информационных объектов совокупности бюджетирования.
  • алгоритмы и Функциональность совокупности бюджетирования.
  • Организация работы пользователей с совокупностью.
  • Архитектура, средства и платформа интеграции.

свойства и Состав информационных объектов

Первое, на что стоит обратить внимание при рассмотрении совокупности — это состав ее информационных объектов. Они характеризуют информационную мощность совокупности — определяют, какими понятиями и в какой степени детализации возможно оперировать при исполнении работ по бюджетированию.

  1. Измерения бюджетных замыслов статей. анализ и Планирование бюджета — в большинстве случаев, многомерная задача. Одинаковые цифры требуется разглядывать в разрезе организационно-штатной либо денежной структуры, в разных денежных инструментах, в разрезе поставщиков, потребителей, продуктов и одолжений. Все эти измерения бюджетных статей должны характеризоваться соответствующими справочниками. Как минимум, этих справочников в совокупности должно быть четыре:
  1. Организационно-штатная и денежная структура. Данный справочник в обязательном порядке должен быть иерархическим и допускать неограниченную вложенность уровней структуры. Наряду с этим нужно различать как структурные (либо денежные) подразделения, так и менеджеров, важных за тот либо другой участок планирования. В денежной структуре находит отражение иерархия центров прибыли, затрат, денежной ответственности, отчетности, ценообразования, управления ресурсами и других центров, определенных методикой бюджетирования. Не смотря на то, что для начала работы с бюджетом в большинстве случаев хватает первых трех видов.
  2. Валюты, направления. В большинстве случаев, консолидированный бюджет в итоге приводится к какой-нибудь одной валюте. Время от времени требуется его представление в других валютах (значительно чаще — лишь в одной дополнительной). На первый взгляд, для данной цели возможно обойтись несложным пересчетом бюджета из одной валюты в другую. Но, в случае если учесть процесс учёта и планирования, то окажется, что на этих этапах легко нужно вводить значения в совокупность в различных валютах. Следовательно, в совокупности должно отыскать отражение ведение валютных котировок. Лучше, в случае если в совокупности возможно вести разные виды направлений. Эта особенность может значительно пригодиться при учете внешних и внутренних стоимостей предприятия.
  3. Продукты, услуги, материальные сокровища. В той же степени, как и для валют, существует потребность в справочнике товарно-материальных сокровищ. Для производственных либо торговых фирм планирование бюджета неразрывно связано с их номенклатурой. Что же касается хозяйственной деятельности фирм, то независимо от сферы их деятельности, смету капитальных вложений либо хозяйственных затрат неизменно эргономичнее вести в натуральном измерении. Но, потому, что бюджет — это денежный документ, наличие в совокупности цен на услуги и товары для приведения натурального учета к финансовому легко нужно.
  4. Клиенты, поставщики и потребители. Такое измерение бюджетных статей может не находиться в упрощенном варианте совокупности бюджетирования. Но, при планировании и особенно при учете постоянно имеется возможность и желание указать — для каких контрагентов выполняются операции. В случае если нет для того чтобы измерения бюджетной строки, то информация о клиентах, поставщиках и потребителях все равно присутствует в совокупности в виде примечаний, комментариев к статьям либо бюджетным строчкам и т.д.. В случае если же эти сведенья структурировать в виде еще одного классификатора бюджета, то появляется возможность вести планирование бюджета с позиций ориентации предприятия на собственных клиентов (потребителей). А это, со своей стороны, дает дополнительную, весьма полезную данные при анализе бюджета для фирм, ориентированных на рынок. Кроме этого наличие поставщиков и справочников потребителей значительно упрощает ввод информации в совокупность при учёте и планировании.
  • Бюджетные замыслы статей — это информационное сердце совокупности бюджетирования. Статьи бюджета в разрезе вышеперечисленных справочников объединяются в замыслы статей по собственному назначению. какое количество в совокупности бюджетирования должно находиться таких замыслов статей? Как минимум три: бюджет расходов и доходов, бюджет перемещения денежных средств, и бюджет пассивов и активов (баланс). Но, в большинстве случаев, для более полного учета специфики работы предприятия, реализации определенной методики бюджетирования и создания эргономичных в эксплуатации рабочих мест используются исходные и производные замыслы:
    • бюджет закупок и бюджет продаж, в стоимостном и натуральном выражении, определяющие бюджет операционной деятельности (прямые расходы и доходы), привлечения ресурсов и бюджет размещения, бюджет по бизнес-направлениям, бюджет проектов — это далеко не полный перечень видов бюджетов, используемых для расходов бюджета и построения доходов;
    • смета капитальных вложений, замысел резервов, определяющие другие виды и косвенные расходы затрат, нужные для получения неспециализированной расходов и картины доходов и перемещения денежных средств;
    • бюджет перемещения денег — специфичный для кредитных учреждений замысел, бюджет перемещения товаров, запасов, бюджет задолженности (БДДС в разрезе кредиторов и дебиторов), платежный календарь — средство контроля расходования средств;
    • и: управленческий баланс, денежный замысел и другие вспомогательные таблицы, облегчающие расчет денежных результатов. Значительный вопрос — это метод реализации в совокупности перечисленных видов замыслов. В случае если в совокупности их количество ограничено, то это указывает, что совокупность значительным образом ориентирована на определенную методику бюджетирования либо специфику деятельности предприятия. В этом случае тяжело сказать об ее универсальности. Как ни необычно, но чем меньше в совокупности видов замыслов, тем более универсальной она есть и возможно настроена на совсем разные разработки бюджетирования.
      Базой замыслов есть бюджетная статья. В рафинированном виде — это строка с числовым значением и названием, и со значениями справочников, определяющих измерения бюджетной статьи. Но для полноценной работы с бюджетом этого часто бывает не хватает. Исходя из этого у бюджетных статей смогут находиться следующие особенности:
      • Хранение значений во временных периодах — сутки, месяц, квартал, год — для обеспечения разных учёта и режимов планирования (год по кварталам, квартал по месяцам и т. д.), и для исполнения всестороннего анализа бюджета.
      • Неограниченная иерархия статей бюджета — для обеспечения процессов агрегации и сверления информации (drill down) при анализе структуры бюджета.
      • Собственное и консолидированное состояние, замысел, факт, отклонение — безотносительное и процентное.
      • Возможность учета значений статьи в натуральном измерении и разных валютах.
      • Дополнительная аналитика статей, нужная для реализации таких возможностей, как, к примеру, учет остатка невыполнения замысла в условиях его перевыполнения внеплановыми операциями.
      • Проводки по бюджетным статьям, разрешающие документировать изменение значений статей.
      • Первичная информация, применяемая при расчете плановых и фактических значений бюджетных статей. Ее наличие в совокупности бюджетирования есть показателем развитых совокупностей. Она ликвидирует ограничения табличного представления информации о бюджете, реализованного лишь в виде замыслов статей. К первичной информации для бюджетирования относятся:
        • бюджетные документы и Бюджетные строки, заявки, сметы, договора, соглашения, другие виды и платёжные документы документов, на основании которых выполняется расчет значений статей.
        • Объекты помощи денежной логики: аналитические и синтетические бухгалтерские квитанции с проводками, счета управленческого учета, механизмы двойной записи, показатели, нормативы. Наличие в совокупности первичной информации может являться как значительным подспорьем при автоматизации процессов бюджетирования, так и быть источником значительных затрат в эксплуатации. В большинстве случаев, первичная информация, нужная для совокупности бюджетирования присутствует и в других совокупностях автоматизации предприятия — в совокупностях автоматизации бухгалтерии, внутреннего хозяйства (заработная плат, главные фонды), совокупностях автоматизации главной и своевременной деятельности. Дублирование данной информации в совокупностях может привести как громадному количеству ее повторного ввода в совокупность бюджетирования, так и к разработке сложных совокупностей интеграции. Ответом данной неприятности есть использование разработки Хранилищ данных с замечательными средствами интеграции приложений, снабжающими надежное сотрудничество совокупности бюджетирования с другими совокупностями автоматизации предприятия. алгоритмы и Функциональность совокупности бюджетирования
        • Методы совокупности бюджетирования — это интеллектуальные автоматические калькуляторы, каковые снабжают расчет значений бюджетных статей. Чем больше в совокупности процедур и алгоритмов расчета, чем более они разнообразны — тем в основном удается достигнуть автоматизации процесса бюджетирования. Множество стадий процесса бюджетирования, сложность организационной и денежной структуры предприятия, разнообразие подходов в расчёте и планировании фактических показателей приводят к необходимости применения разнообразных методов:

          1. Методы планирования. В большинстве случаев, большое внимание в совокупностях бюджетирования уделяется как раз технологии планирования. Методы планирования различаются по собственному назначению:
            • Расчет значений статей по временному горизонту планирования. Снабжает на основании значения статьи за один временной промежуток (к примеру, квартал) вычислить значения статьи за другие временные промежутки (к примеру, месяц).
            • Расчет значений статей по ЦФО. При планировании сверху-вниз разрешает вычислять значение статьи для различных ЦФО на основании целевого значения статьи. Наряду с этим используются как весовые коэффициенты, так и справочники коэффициентов.
            • Использование статистических способов расчета для отражения в бюджете логики объемных операций, учет сезонных колебаний, ритейловых операций. Использование настроек расчета и шаблонов статей в виде языка формул.
            • Расчет значений статей на основании значений вторых статей.
            • Расчет значений статей по бюджетным документам и второй первичной информации.
            • Обеспечение процесса планирования от достигнутого — перенос значений статей с прошлого периода, как планового, так и фактического с применением коэффициентов и без них.
            • Моделирование что в случае если. Пересчёт исходного распределения значений статей на основании трансформации одного из рассчетных показателей.
            • Реализация разработки скользящего бюджета, в то время, когда временной горизонт замысла, равный кварталу, каждый месяц переносится на один месяц вперед по окончании очередного отчетного периода.
            • Методы учета выполнения бюджета. Иногда, при рассмотрении совокупностей бюжетирования, незаслуженно мало внимания обращается на задачи автоматизации учета выполнения бюджета. И совсем зря. В случае если при планировании бюджета больше интеллектуальной работы и ручного труда экспертов, то учет фактов при выполнении бюджета в большей мере поддается автоматизации. Особенность методов учета выполнения бюджета содержится в том, что они сильно зависят от вида совокупностей автоматизации на предприятии, состава данных в них и принятой учетной политики. Различаются два вида методов:
              • Учет факта на основании данных бухгалтерского учета. Это методы расчета значений статей на основании остатков, проводок и оборотов по квитанциям бухучёта. Наряду с этим используются фильтры по маске, корреспонденции квитанций, показателям аналитики, таблицы разноски по статьям и многие другие приемы, разрешающие взять в автоматическом режиме максимум информации для учета выполнения бюджета.
              • Расчет значений статей согласно данным внесистемного учета, по бюджетным документам и второй первичной информации. Он вероятен лишь в совокупностях с расширенным комплектом информационных объектов. В случае если сложности с получением первичной информации в совокупности бюджетирования решены, то методы расчета будут воображать собой комплект специальных процедур, ассоциированных с видами документов.
              • консолидация и Агрегация — методы, в равной мере используемые как при планировании, так и при фактическом учете.
              1. Агрегация — это расчет значений статей по временным периодам. К примеру, квартальных значений — на основании ежемесячных. Агрегация обязана выполняться по иерархиям и всем измерениям бюджетных статей, валютам, агентам и т.д. Это простые методы, но они требуют большой вычислительной мощности совокупности.
              2. Консолидация денежных и количественных значений статей. Это также методы, агрегирующие значения статей нижестоящего уровня в значения статей вышестоящего уровня. Но в этом случае речь заходит о консолидации бюджетов ЦФО впредь до бюджета всей организации. Исторически сложилось так, что данный метод агрегации имеет отдельное наименование консолидация, потому, что это не только вычисления, но и отдельная разработка по получению данных от ЦФО при участии в ходе бюджетирования многих менеджеров. По методу реализации метода консолидации значительно отличаются совокупности бюджетирования с таблично-файловой организацией данных от совокупностей с единой базой данных. В первом случае — это множество операций, среди них и неавтоматизированных, наличие особого рабочего места для консолидатора. Во втором — автоматическая процедура, слабо отличается в собственной реализации от агрегации.
            • Аллокации и трансферты. Эти методы призваны обеспечить перераспределение расходов и доходов по ЦФО в связи с учетом общекорпоративных затрат, и при применении внутреннего ценообразования на ресурсы, материальные сокровища, товары и т.д.
              Учет общекорпоративных затрат, в большинстве случаев, выполняется в снабжающих подразделениях — АХО, работа автоматизации, автопарк и т.д. Кроме этого к этим затратам относятся затраты на управление, коммунальные платежи и т.д. Задача методов аллокации — перенести выполненные либо планируемые общекорпоративные затраты на ЦФО в соответствии с установленными правилами. Часто аллокации рассматриваются не только как комплект методов разноски значений статей, но и как последовательность исполнения этих методов, в то время, когда исходными данными для расчета являются результаты прошлых этапов

              1С бюджетирование и казначейство: критерии выбора

            • Интересные записи

              Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: