Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права

Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права

В совокупность российского права входит последовательность отраслей — самые крупных ее подразделений. Любая из них распространяется на особенный вид публичных взаимоотношений, требующих соответствующих способов правового регулирования* (подчинение одних субъектов вторым либо закрепление равенства сторон и др.).

В литературе высказывались сомнения по поводу самостоятельности денежного права как отрасли в совокупности права. Утверждалось, например, что это часть национального и административного права, либо кроме того лишь административного. В дискуссии по этому вопросу были высказаны убедительные аргументы, опровергнувшие упомянутые сомнения, и основной довод — наличие у денежного права специфики в методе и предмете правового регулирования, что требуется для выделения совокупности юридических норм в отрасль права.**

______________________

* См. Алексеев С.С. Неспециализированная теория права. М. 1981. Т. 1. С. 244; Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.

М. 1997. С. 353.

** См. к примеру: Бесчеревных В.В. Компетенция Альянса ССР в области бюджета. М. 1976. С. 24—32; Ровинский ЕА. Указ. соч.

С. 59—85.

Прошло более двух десятилетий с того времени, как утвердительный ответ на данный вопрос обоснованно утвердился, а дискуссия безболезненно и незаметно закончилась. Ее бес и бесперспективностьплодность особенно очевидны в наше время. Экономические преобразования, усиливая роль денежного механизма, приводят к необходимости более глубокой правовой регламентации его функционирования, обусловливают развитие денежного права РФ в качестве особенной отрасли права.

Увидим, что денежное право в независимом виде существовало в дореволюционной (до 1917 г.) России и преподавалось в университетах.* Такое же положение существует и в современных зарубежных государствах.**

____________________

* К примеру, были изданы пособия и книжки: Лебедев ВА. Денежное право:

В 2 т. СПб. 1882—1885; Тарасов А. Очерки науки денежного права. 1883;

Львов Дм. Курс денежного права. М. 1888; Слуцкий М.И. Популярные лекции по денежному праву. СПб. 1902.

** См. к примеру: Годме П.М. Указ. соч.; Ангелов А. Денежно право на НР Болгария. София, 1960.

Итак, являясь в совокупности права РФ одной из его отраслей, денежное право имеет собственный предмет регулирования, не характерный вторым отраслям права, в частности финансовые публичные отношения, появляющиеся в ходе финансовой деятельности муниципальных образований и государства. Они отличаются спецификой целенаправленности и содержания, форм проявления.

Для взаимоотношений, каковые входят в предмет данной отрасли права, характерна необходимая сообщение с функциями по образованию, распределению либо применению национальных (и муниципальных) финансовых фондов (доходов), и контролем за этими процессами. Такое содержание предмета денежного права обусловливает и особенности его способов регулирования, т.е. приемов, способов, средств юридического действия на поведение участников денежных взаимоотношений, на темперамент связей между ними.

Главный способ денежно-правового регулирования — императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам денежных взаимоотношений со стороны вторых, выступающих от имени страны либо городов и наделенных вследствие этого полномочиями . Таковой способ характерен и последовательности вторых отраслей права, к примеру административному. Но в денежном праве он имеет специфику в собственном конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных страной на властные действия.

По собственному содержанию эти предписания касаются размеров и порядка платежей в национальную либо муниципальную казну, целей применения национальных и муниципальных денежных средств и т.п. Таковой способ содействует вовремяму и полностью поступлению средств в распоряжение государства (либо городов), их применению по целевому назначению в соответствии с национальными (муниципальными) программами и планами, соблюдению режима экономии.

При применении страной для создания собственных ресурсов платежей необязательного характера (национальные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в выясненной части кроме этого действует способ властных предписаний. Таким способом, к примеру, государство устанавливает условия проведения национальных внутренних займов, выпуска националенных казначейских обязательств, что не может быть поменяно соглашением сторон и есть необходимым для соблюдения лицами, вступившими в эти отношения.

Особенности главного способа денежного права заметно проявляются и в круге национальных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам денежных отношений.

В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большинство таких предписаний реализуется денежно-кредитными органами страны, созданными специально для осуществления денежной деятельности. Вместе с тем муниципальные органы власти вправе создавать муниципальную налоговую работу и муниципальное казначейство в целях управления средствами местной обеспечения и казны поступления в нее местных налогов.* Но они смогут действовать в этом направлении и через национальные налоговые органы и федеральное казначейство.

Участники денежных отношений, которым направлены эти предписания (разные органы национального управления, организации и т.д.), находятся во связи с этими органами и в зависимости от них только по линии функций денежной деятельности. У них нет подчинения по всем направлениям, как при отраслевом управлении «по крутикали» (министерство — «вверху» и подведомственные ему организации — «внизу»).

_____________________

* См: закон «О денежных базах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997 № 39. Ст.

4464.

Но это не свидетельствует, что денежно-правовое регулирование способом властных предписаний не распространяется на отношения «вертикального» подчинения. Властные предписания, касающиеся денежной деятельности фирм, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Но для денежно-правового регулирования самый характерно применение этого способа как раз в функциональных взаимосвязях с денежно-кредитными органами.

Денежно-правовому регулированию характерны и иные методы: советы, согласования и т.п. На данный момент такие способы приобретают все более широкое использование (это обусловлено увеличением уровня самостоятельности субъектов Федерации, муниципальных органов власти, фирм, организаций и учреждений). Так, федеральное законодательство содержит советы субъектам РФ о преобразовании их внебюджетных целевых фондов в бюджетные, устанавливает отдельные налоги, о введении которых принимают решения представительные органы власти субъектов РФ.

По вопросам, касающимся неспециализированных правил налогообложения, в Федеральном Собрании РФ должны быть рассмотрены предложения субъектов Федерации. Денежные органы смогут предоставлять фирмам на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит (отсрочку

платежа на базе соглашения между ними). Все эти способы смогут пребывать в том либо другом сочетании с главным способом денежно-правового регулирования — способом властных предписаний.

Особенности денежного права полнее раскрываются при его отграничении и сопоставлении от вторых отраслей права.

В связи с тем, что денежное право распространяется на одну из областей деятельности страны, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом, охватывающими своим действием деятельность и организацию страны в целом.

Имеется сходство и по видам национальной деятельности, на каковые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Право, закрепленное в конституции закрепляет базы организации и деятельности представительных и аккуратных властей. А административное право регулирует публичные отношения в области национального управления, осуществляемого органами аккуратной власти.

Денежное же право распространяется на оба этих вида национальной деятельности, потому, что денежная деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Право, закрепленное в конституции — ведущая отрасль в совокупности права. Оно закрепляет правовое положение личности, базы публиченного строя русского страны, его федеративное устройство, систему и деятельности и принципы организации националенных органов и муниципальных органов власти. Как и все отрасли права, денежное право базируется и начинается на этих основах.

К примеру, федеративное национальное устройство России обусловило наличие бюджетных прав у республик, краев, областей, независимых образований как субъектов Федерации, возможности их участия в ответе денежных вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов. Денежно-правовые нормы, регулирующие порядок и состав образования государственных доходов, основаны на конституционных положениях об экономической совокупности РФ, о разнообразии форм собственности как ее базе.

Право, закрепленное в конституции содержит кроме этого нормы, непосредственно относящиеся к денежному праву. Они закрепляют базы организации денежной деятельности страны.

Как пример возможно указать нормы, устанавливающие компетенцию Госдумы по принятию законов о федеральном бюджете, сборах и налогах и по вторым вопросам денежной деятельности страны, полномочия Правительства РФ по обеспечению единой денежной, кредитной и финансовой политики, права органов местного самоуправления по утверждению местного бюджета и установлению местных налогов. Эти нормы конкретизируются в денежном праве.

Исходя из них, оно устанавливает подробные правила, касающиеся деятельности национальных органов и органов местного самоуправления в области финансов. Так, существует многочисленная несколько денежно-правовых норм, каковые подробно регулируют порядок составления, утверждения и рассмотрения бюджетов всех уровней, порядок реализации утвержденных бюджетов, определяют список бюджетных доходов и т. д. Конституционное право закрепляет исходные начала как денежного права в целом, так и каждого денежно-правового университета.

Потому, что большая часть образования, использования и распределения национальных финансовых фондов (доходов) осуществляется в ходе национального управления как деятельности органов аккуратной власти, денежное и административное право применяют сходные способы правового регулирования, в основном, способ властных предписаний. Но при

всем сходстве этих отраслей они различаются по предмету регулирования. Отношения, каковые конкретно связаны с выполнением органами национального управления функций по образованию, использованию и распределению национальных деласковых фондов, входят в предмет денежного права.

К сфере преисподняяминистративного права относится координация и регулирование деятельности министерств, других органов и комитетов выполнительной власти в экономике, социально-культурной сфере и т.п. функции. Денежное же право определяет источники и порядок образования финансовых фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д.

В ходе деятельности денежно-кредитных органов появляются кроме этого отношения, каковые регулируются нормами как денежного, так и административного права. Денежное право регулирует такие отношения, каковые конкретно связаны с исполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их контролю и распределению за применением. Административное право закрепляет структуру денежно-кредитных органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения чиновниковов и т.п.

Сообщение денежного права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возникающие в ходе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом.* В их круг вошли и нормы денежного права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их денежной деятельности.

___________________

* По вопросу о месте муниципального права в совокупности российского права высообщены неоднозначные мнения, обосновывающие и его комплексный темперамент, и самостоятельность, и вхождение в другие отрасли права, к примеру административное. См. к примеру: Кутафин О.Е. Фадеев В И. Муниципальное право России. М. 1997; Писарев А.Н. Муниципальное право РФ. М. 1997; Бялкина Т.М.

Муниципальное право РФ. Воронеж, 1998; Старилов Ю.Н. Административное право.

История, наука, предмет, нормы. Воронеж, 1998. Ч.1. Гл. 4.

Денежное право находится в тесной связи с гражданским правом, потому, что в его предмет среди имущественных взаимоотношений входят и финансовые отношения. Помимо этого, национальные органы, а также денежно-кредитные органы, осуществляя госууправление и дарственное регулирование в сфере финансов, в один момент выступают в качестве юрлиц.

Исходя из этого в связи с исполнением ими функций по распределению и мобилизации национальных денежных средств они вступают в отношения на базе соглашения (к примеру, контракт ссуды, соглашение хранения и др.). Для таких взаимоотношений характерно равенство, экономическая обособленность сторон, и в предмет денежно-правового регулирования они не входят.

Нормы денежного права в этом случае устанавливают порядок мобилизации денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники денежно-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса образования и распределения создаваемых ими финансовых фондов, методы проведения контроля за денежной деятельностью организаций и т.п. Во всех этих случаях эти органы наделены властными полномочиями, нужными для исполнения их функций.

Денежное право связано и с другими отраслями российского права. Но в рассмотренных случаях соприкосновение между отраслями права самоё близкое.

Выяснение изюминок денежного права, умение отграничить его от вторых отраслей права имеет значительное практическое значение, поскольку содействует четкой организации финансовой деятельности муниципальных образований и государства с учетом ее специфики, оказывает помощь верному применению юридических мер действия в нужных случаях.

Смотрите кроме этого:

ФИНАНСЫ. Денежное право Учебное пособие

Источник: www.bibliotekar.ru

Разведопрос: Клим Жуков про рождение революции: несостоявшаяся буржуазная революция

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: