Характеристика основных этических категорий

Характеристика основных этических категорий

Категории этики — это главные понятия этической науки, отражающие самые существенные элементы морали.

При всем разнообразии подходов к определению совокупности этических категорий возможно выделить общепризнанные, самые важные в теоретическом и практическом отношении категории:

добро и зло,

благо,

справедливость,

долг,

совесть,

ответственность,

преимущество и честь.

К категориям этики относят кроме этого смысл жизни, счастье и др.

Добро и зло — самые общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и аморальное.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее хорошее нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от аморального, противостоящего злу.

Зло — категория этики, по собственному содержанию противоположная добру, обобщенно высказывающая представление о аморальном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это неспециализированная абстрактная черта отрицательных моральных качеств.

С категорией хороша связано и такое понятие, как добродетель — устойчивые хорошие качества личности, показывающие на ее моральную сокровище. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает хорошие требования и нравственные принципы, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять — делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с этими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость.

Христианская вера в эру средневековья выдвинула три главные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Всевышнего, надежду на его любовь и милость к нему).

При всей изменчивости взоров в различное время и в разных слоях общества честность, человечность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.

В обыденной жизни благо — все, что содействует людской судьбе, помогает удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, есть средством с целью достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом.

К примеру, мастерство лишено утилитарной пользы; развитие индустрии, материального производства приводит человечество на грань экологической трагедии.

Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага довольно часто употребляется как синоним хороша.

Справедливость в обществе понимается в разных качествах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между воздаянием и деянием за добро и зло, практической ролью различных людей и их социальным положением, обязанностями и правами, их признанием и заслугами1

Аристотель в первый раз поделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти нюансы справедливости сохраняют собственный значение и в наше время.

Несправедливость противоположна справедливости. Она в том месте, где человек принижен, его права и преимущество не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни свидетельствует справедливость (justitia). Юрист, так, представитель справедливости.

Справедливость — этическая и правовая категория. «Эта категория, — пишет Е. А. Лукашева, — подчас объявляется этиками как своеобразны моральная, а юристами — как своеобразны право-

вая»2

Мысль справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержиться во Общей декларации прав человект, а также применительно к деятельности суда. В частности ст.

10 декларации гласит: «Любой человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, в праве, на базе полного равенства, на то, дабы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости свободным и беспристрастным судом». Ст. 14 Интернационального пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требова-

Философский энциклопедический словарь. М. 1983. С. 650 Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М. 1986. С. 88.

ние справедливости к судам при производстве по гражданским делам и уголовным, конкретизирует его в виде минимума процессуальных обеспечений для каждого обвиняемого в уголовном правонарушении.

Требование справедливости в стране и обществе воплощается в конкретных нормах и основных принципах Конституции РФ.

Для профессии юриста справедливость имеется нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость вычисляют синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с мечом и весами. Это указывает, что делающий выводы должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан совершенно верно взвесить все за и против, а решив, непреклонно проводить честное ответ в судьбу.

В юридической деятельности принципиальна справедливости соотношения и проблема законности. В силу сложности и известной консервативности законодательства регулируемых им взаимоотношений смогут появляться ситуации, в то время, когда ответ, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, и ситуации противоположного рода.

В это же время незаконное ответ в принципе нельзя признавать честным, исходя из этого нужно вовремя отражать в законодательстве происходящие в обществе трансформации, предусматривать возможность выбора ответов в зависимости от событий дела (к примеру, процесс смягчить наказание либо вовсе от него высвободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных решить в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, вторым людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует

для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной обстановке.

Долг возможно социальным: патриотический, воинский, долг доктора, долг судьи, долг следователя и т.

п. Долг персональный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Удачно делать прокуратуры функции и свои работники судов смогут лишь тогда, в то время, когда они глубоко поняли социальное значение собственной деятельности и владеют высоким эмоцией долга, готовы до конца, вопреки всем препятствиям и трудностям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не имеет возможности мириться с нарушениями законов, прав человека, государства и интересов общества.

Совесть время от времени именуют второй стороной долга. Совесть — самооценивающее чувство, переживание, один из старейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть — категория этики, характеризующая свойство человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия собственного поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и потребовать от себя их исполнения.

Совесть — субъективное осознание личностью ответственности и своего долга перед обществом, вторыми людьми, выступающее как ответственность и долг перед самим собой3.

Юрист, ведя делопроизводство либо делая другие функции, действует в сфере, затрагивающей крайне важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, выясняется перед необходимостью принимать важные ответы, часто в непростых моральных обстановках. И лишь работники с развитым эмоцией совести, талантливые верно, самокритично и принципиально делать выводы поступки и свои побуждения, смогут действенно делать собственную высокую миссию и поддерживать престиж личности и своей профессии.

Ответственность — категория этики, характеризующая личность с позиций исполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, разглядываемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, нужно учитывать последовательность факторов, а также: способен ли человек делать предписанные ему нравственные обязанности; верно ли он их осознал; обязан ли он нести ответственность за последствия собственных действий, на каковые воздействуют внешние события; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность — необходимость и обязанность давать отчет в собственных действиях, поступках, нести ответственность за их вероятные последствия.

Преимущество — категория этики, означающая особенное моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании сокровища человека как личности.

Преимущество — выражение ответственности человека за собственный поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Преимущество обязывает выполнять нравственные поступки, сообразовывать собственный поведение с требованиями нравственности.

Одновременно с этим преимущество личности требует от вторых уважения к ней. признания за человеком соответствующих прав и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении преимущество зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М. 1989. С. 321—323.

Понятие преимущества личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его преимущество, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Преимущество человека — одна из высших нравственных сокровищ.

Честь как категория этики свидетельствует моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, в то время, когда моральная сокровище личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным публичным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи. честь ученого, доктора, предпринимателя. ).

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он владеет лично и которая в собственности социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация— вывод о нравственном виде человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно долгого периода их деятельности. Репутация, очевидно, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс судейской этики РФ, принятый в 2004 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное преимущество, заботиться о собственной чести, избегать всего, что имело возможность бы причинить ущерб репутации.

принципы и Этические категории пронизывают всю жизнь людей, кроме того и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, а также регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью нужно юристу как для понимания и изучения права, так и для практической деятельности по его применению.

Вопросы для самопроверки:

Дайте определение понятия этика?

Что образовывает предмет этики как философской науки?

Выясните главные этапы развития этических учений.

Каковы характерные изюминки периода предэтики?

Каковы характерные изюминки древней этики?

Каковы характерные изюминки средневековой этики?

Каковы характерные изюминки этики Нового времени?

8. Дайте определение и перечислите главные этические катего- рии.

9. Какие конкретно функции делают этические категории?

10. Назовите характерные черты этических категорий? Рекомендуемая литература:

1. Гусейнов А.А. Иррлитц Г. Краткая история этики.- М. 1987.

Зеленухин А. В. категории и Предмет этики: Учебное пособие. -Саратов: СГАП, 2002. — 124 с.

Иванов В. Г. История этики Старого мира: Учеб. пособие для институтов — СПб. 1997.

Кант И. Лекции по этике //Этическая идея. М. 1990.

Источник: sci.house

Кускова С.М. Специфика философских категорий

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: