Как определить норму расхода топлива

Как определить норму расхода топлива

Наши партнеры

Материал подготовлен экспертами редакции издания бухгалтерский учёт и Налоги

Обновленные Нормы расхода горючего: популярно для бухгалтера

«Позвоните в бухгалтерию, пускай подготовят приказ об увольнении такого-то. » — эта фраза директора таксопарка, раздавшаяся в одном украинском (!) сериале, полностью совершенно верно отражает ментальность некоторых отечественных начальников. А многих бухгалтеров, слышавших что-то подобное не только в кино, она точно заденет за живое. «Ну из-за чего в бухгалтерию. » — воскликнут они. — «Из-за чего не в отдел кадров, не юристу, не секретарше в итоге ?» Из-за чего для других экспертов круг их обязанностей четко очерчен а бухгалтер в ответе за всех, а также время от времени и за инженерно-технический персонал?

Из-за чего, в случае если бухгалтер того же таксопарка не прочтет сегодняшнюю статью и не перескажет ее хотя бы в общем директору, тот может так и не определить про обновленные Нормы расхода горючего для автотранспорта? И действительно, из-за чего.

Сущность трансформаций: кратко о главном

Необходимость внесения трансформаций в Нормы N 43, каковые были приняты 15 лет тому назад, назрела в далеком прошлом. Запрещено утверждать, что все эти долгие годы документ был в застывшем состоянии — по мере появления новых марок и моделей транспортных средств он пополнялся соответствующими базисными линейными нормами расхода горючего для них. Но сама методика расчета нормативного расхода горючего трансформаций не претерпевала, что не разрешало полностью учесть современные условия эксплуатации (к примеру, повышенный скоростной режим на автомагистралях; перемещение в больших городах с затрудненным перемещением, в частности в заторах; поездки на маленькие расстояния и т. п.).

С принятием приказа N 36, вносящего в Нормы N 43 достаточно значительные трансформации, методика расчета норм расхода горючего дополнена и доработана с учетом результатов последних изучений экономичности машин в различных условиях.

Главное, что привлекает внимание , — в этом документе показались базисные линейные нормы расхода горючего для новых моделей (модификаций) автомобилей (табл. А.2.3) автобусов (табл. А.4.2), бортовых машин (табл. А.6.3), самосвалов (табл. А.8.1), и грузопассажирских-автомобилей и автомобилей фургонов (табл.

А.10.3)*. Причем для каждого из транспортных средств приведены его идентификационные эти, в частности развернутая колесная формула, что облегчает определение нормы расхода горючего для соответствующей модели.

Большой переработке подвергся разд. 3 Норм N 43, посвященный определению коэффициентов корректировки норм расхода горючего, приведенных в форме процентов увеличения либо понижения базисного значения нормы, при помощи которых осуществляется учет дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов (о них поведаем в отдельном подразделе статьи).

Помимо этого, трансформации затронули порядок определения нормы на исполнение транспортной работы в зависимости от вида горючего. Обновлена кроме этого методика определения временных смазочных расхода материалов и норм топлива, предусмотрена процедура разработки личных норм под заказ.

Обращаем внимание: не все из перечисленных выше трансформаций начинают использоваться в один момент. Как предусмотрено п. 4 приказа N 36, он вступаете силу с 01.03.2012 г. а это значит, что уже в марте фирмам нужно будет пересмотреть порядок списания ГСМ в основном из-за новых корректирующих коэффициентов.

В это же время табл. А.2.3, А.4.2, А.6.2, А.8.1, А.10.3, о которых говорилось выше, и приложения Д, Е, Ж к Нормам N 43, каковые потребуются фирмам для установления временных личных базисных линейных норм расхода горючего, должны вступить в силу со дня официального опубликования приказа N 36. Увидим, что на момент выхода данной статьи такое опубликование не произошло.

Перед тем как перейти к рассмотрению главных трансформаций Норм N 43, обозначим место и роль этого документа в хозяйственной деятельности фирм.

Статус Норм расхода горючего:

необходимый либо факультативный?

Как указывается в самих Нормах N 43, они предназначены для планирования потребности фирм, учреждений и организаций в горюче-смазочных материалах (потом — ГСМ) и контроля за их расходованием, ведения отчетности, рационального режима использования и введения экономии нефтепродуктов, а также будут использоваться для разработки удельных норм расхода горючего.

Авторы приказа N 36, которым вносятся трансформации в указанные Нормы, цель таких трансформаций видят в усовершенствовании совокупности смазочных расхода материалов и нормирования топлива колесными оборудованием и транспортными средствами с учетом современных условий и новых конструкций эксплуатации, а также в содействии экономии моторных горючих и увеличении безопасности дорожного перемещения. Наряду с этим в приказе N 36 утверждается, что совокупность нормирования расхода ГСМ предназначена для всех субъектов хозяйствования, действующих в Украине и эксплуатирующих машины (еще раньше на этом моменте акцентировалось внимание в письме Госадминистрации автомобильного транспорта от 12.08.2009 г. N 3623-21/07/19-09).

Вместе с тем возможность безоговорочного распространения нормативно-правового акта, имеющего межведомственный темперамент, но не прошедшего соответствующей государственной регистрации, на всех субъектов хозяйствования достаточно вызывающа большие сомнения. На это справедливо указывалось в письме Главного КРУ Украины от 11.08.2010 г. N 02-14/1232.

Согласно точки зрения ГлавКРУ, Нормы N 43 необходимы для исполнения только для фирм, организаций и учреждений, каковые входят в сферу управления Минтранса. Другие центральные органы аккуратной власти, и субъекты хозяйствования должны создать личные нормативные документы по нормированию смазочных материалов и расхода топлива в правовом поле.

Что касается применения Норм N 43 в налоговом учете, то ни в этом НКУ, ни в прошлом Законе о налоге на прибыль нет и не было предписаний об обязательности применения этого (либо любого другого) нормативного документа в целях включения ГСМ в затраты (ранее — в валовые затраты). Но это совсем не свидетельствует, что анлимитное (ненормируемое) применение горючего на протяжении эксплуатации колесных транспортных средств можно считать правомерным, потому, что это противоречило бы главному правилу налогового учета — относить на уменьшение объекта налогообложения лишь затраты, которые связаны с хозяйственной деятельностью**.

Вследствие этого нам представляется нужным все же применять Нормы N 43, тем более что на

этом постоянно настаивали и в условиях нового налогового законодательства настаивают осуществляющие контроль органы (см. к примеру, разъяснения сотрудников налоговой администрации, приведенные в соответствующих консультациях из ЕБНЗ под кодами 11.07.08 и 110.07.20). Вместе с тем было бы вернее, опираясь на концепцию, предложенную в Нормах N 43, создать собственное положение о списании ГСМ, где максимально учесть специфику конкретного предприятия.

Это тем более принципиально важно, что в самом документе Минтранса хозяйствующим субъектам дается большая самостоятельность, к примеру, при корректировке базисных линейных норм расхода горючего посредством соответствующих коэффициентов (о них скажем ниже). А дабы было ясно, о чем идет обращение, предварительно напомним ключевые принципы нормирования расхода горючего.

Нормирование расхода горючего: ключевые принципы

Нормирование расхода горючего — это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации машин, для чего используют базисные линейные нормы, установленные в отношении конкретных моделей (модификаций) машин, и совокупность нормативов и корректирующих коэффициентов, каковые разрешают учесть выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.

В первую очередь увидим, что с принятием приказа N 36 обновились методики определения нормы на исполнение транспортной работы Нw (п. 1.3 Норм N 43), нормы на одну тонну снаряженной массы Нg (п. 1.4 Норм N 43), нормы на маневрирование в местах разгрузки и погрузки, и исполнение операции по разгрузке*** Нz (п.

1.5 Норм N 43) и нормы расхода горючего на работу независимого (свободного) обогревателя Нон (п. 1.8 Норм N 43), но дабы не уводить разговор в сторону, раздельно их обсуждать сейчас не будем.

Среди существующих видов норм расхода ГСМ, каковые установлены Нормами N 43, чаще всего используемой есть базисная линейная норма Нs на пробег автомобиля (на 100 км). Базисные линейные нормы по типам машин приведены в таблицах приложений А и Б в разрезе моделей (модификаций) машин в алфавитном порядке.

не меньше ответственный термин, что употребляется в Нормах N 43, — нормативный расход горючего (Qн ). Он свидетельствует расход горючего автомобилем (оборудованием, разной техникой на колесном шасси ит. п.) при осуществлении пробега, исполнении транспортной либо особой работы в определенных условиях эксплуатации.

Нормативный расход горючего для каждого конкретного автомобиля (оборудования) рассчитывается по приведенным в разд. 4 Норм N 43 формулам в зависимости от типа автомобиля (оборудования) и его назначения с применением соответствующих коэффициентов расхода и норм топлива их корректировки. К примеру, в соответствии с формуле, содержащейся в п. 4.1 этого документа, нормативный расход горючего для автобусов и легковых автомобилей рассчитывается так:

Qн = 0,01 х Нs х S х (1 + 0,01 х Кзнак суммы ),

где Qн — нормативный расход горючего, л (м 3 );

Нs — базисная линейная норма расхода горючего, л/100 км (м 3 /100 км);

S — фактический пробег автомобиля, км, что определяется по показаниям спидометра и отражается в путевом странице (о необходимости применения путевых страниц как первичных документов, дающих право на отражение в составе затрат цены использованных ГСМ, сообщено в консультации из ЕБНЗ под кодом 110.07.20);

Кзнак суммы — суммарный корректировочный коэффициент, %.

Фактическое же количество горючего (Тф ), израсходованное в течение смены (рейса), определяется согласно данным измерительных устройств автомобиля в начале и окончания смены (рейса) с учетом количества горючего, которым был дозаправлен автомобиль в течение смены (рейса).

Потом предприятие должно сравнить фактическое количество израсходованного автомобилем горючего с нормативным расходом для отражения цены использованных ГСМ в налоговом и бухгалтерском учете. Обсуждение учетных нюансов покинем напоследок, а на данный момент, как и было обещано, приведем список корректирующих коэффициентов к нормам расхода горючего в редакции, которая начала функционировать по окончании вступления в силу приказа N 36, т. е. с 1 марта 2012 года.

Поправочные коэффициенты к нормам расхода горючего

Как установлено п.п. 3.5.1 Норм N 43, при расчете нормативного расхода горючего дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются методом применения корректирующих коэффициентов, приведенных в форме процентов увеличения либо понижения базисного значения нормы расхода горючего.

Если сравнивать с прошлым содержанием разд. III Норм N 43 по окончании принятия приказа N 36 снаружи ничего не поменялось. Как и раньше, в п. 3.1 перечислены повышающие, а в п. 3.2 — уменьшающие коэффициенты, наряду с этим п. 3.3 установлено, что при применения в один момент нескольких корректировочных коэффициентов рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, равный сумме данных надбавок (уменьшающие корректировочные коэффициенты являются отрицательными):

В это же время из всех повышающих коэффициентов лишь два и дальше будут устанавливаться по ветхим правилам — при работе на дорогах со сложным замыслом (см. п.п. 3.1.3 Норм N 43) и при почасовой работе грузовых (не считая самосвалов) и грузопассажирских машин (см. п.п. 3.1.11). Остальные из повышающих, и все уменьшающие коэффициенты подверглись важной переработке.

Из самый распространенных коэффициентов повышенное внимание рекомендуем обратить на новые правила применения надбавок за работу зимой (см. п.п. 3.1.1), за работу в городских условиях (см. п.п. 3.1.4), и на поддержание приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля (см. п.п.

3.1.13).

Основное, что кидается в глаза при изучении новой совокупности таких коэффициентов, — уменьшение шага разделения их значений, что призвано обеспечить более правильное использование любого из них и в конечном счете сэкономить горючее. Вместе с тем предприятия на первых порах должны осторожничать при обосновании выбора каждого из коэффициентов, в противном случае установление их новых значений не учитывая настоящих условий эксплуатации автотранспорта может привести к резкому перерасходу ГСМ, что отразится на итогах их хозяйственной деятельности.

Обобщим в табличной форме данные о корректировочных коэффициентах, предусмотренных разд. 3 Норм N 43 (с учетом трансформаций, внесенных приказом N 36), и об порядке и условиях их применения.

Источник: atxp.org

Как замерить расход топлива точно!

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: