Как посчитать себестоимость

Как посчитать себестоимость

Калькуляционная единица. Статьи калькулирования. Порядок формирования элементов чистого дохода в цене

Издержки производства (себестоимость) — это выраженные в финансовой форме текущие затраты компании на реализацию и производство продукции, являющиеся расчетной базой цены

Калькуляционная единица — это единица конкретного изделия (услуги) по калькуляционным статьям (по калькуляции)

Базой расчета стоимостей — калькулирование себестоимости (издержек обращения).

Калькуляция составляется на принятую с учетом производственной специфики единицу измерения количества производимой продукции (1метр, 1вещь, 100штук, в случае если производятся одномоментно). Калькуляционной единицей может кроме этого быть единица ведущего потребительного параметра изделия.

Списки калькуляционных статей отражают изюминке производств.

Для современной отечественной практики самые характерным можно считать следующий список статей калькуляции:

  • сырье и материалы;
  • энергия и топливо на технологические цели;
  • зарплата производственных рабочих;
  • начисления на зарплату производственных рабочих;
  • общепроизводственные затраты;
  • общехозяйственные затраты;
  • другие производственные затраты;
  • коммерческие затраты.

Статьи 1-7 именуются производственными затратами, поскольку они конкретно связаны с обслуживанием производственного процесса. Сумма производственных затрат образовывает производственную себестоимость. Статья 8 (коммерческие затраты) затраты, которые связаны с реализацией продукции: затраты на упаковку, рекламу, хранение, частично транспортные затраты. Сумма производственных и коммерческих затрат — это полная себестоимость продукции.

Различают косвенные расходы и прямые. Прямые затраты относятся конкретно

на себестоимость конкретного изделия. В соответствии с приведенному списку прямые затраты представлены статьями 1-3, что характерно для большинства производств. Косвенные затраты в большинстве случаев связаны с производством всей продукции либо нескольких ее видов и относятся на себестоимость конкретных изделий косвенно — посредством коэффициентов либо процентов. В зависимости от специфики производства и прямые, и косвенные затраты смогут очень сильно различаться.

К примеру, в монопроизводстве прямые затраты — это фактически все затраты, потому, что результатом производства есть выпуск одного изделия (судо-, авиастроение и др.). Наоборот, в аппаратурных процессах (химическая индустрия), где из одного вещества получается одномоментно гамма вторых веществ, фактически все затраты косвенные.

Различают кроме этого условно-постоянные и условно-переменные затраты. Условно-постоянными именуются затраты, количество которых не изменяется либо слабо изменяется с трансформацией количества выпуска продукции. Для подавляющего большинства производств таковыми можно считать общепроизводственные и общехозяйственные затраты. Условно-переменными вычисляют затраты, количество которых прямо пропорционально зависит от трансформации количества выпуска продукции.

В большинстве случаев это материальные, топливно-энергетические затраты на технологические цели, затраты по зарплате с начислениями. Конкретный список затрат, как мы уже говорили, зависит от специфики производства.

Прибыль изготовителя в цене — величина прибыли за вычетом косвенных налогов, приобретаемая изготовителем от реализации единицы товара.

В случае если цены на товар свободные, то величина данной прибыли зависит напрямую от ценовой стратегии изготовителя-продавца (глава 4).

В случае если цены регулируемые, то величина прибыли определяется нормативом рентабельности, установленным властями, и посредством вторых рычагов прямого ценового регулирования (глава 2).

В современных русских условиях объектами прямого ценового регулирования на федеральном уровне являются цены на газ для объединений-монополистов, тарифы на электричество, регулируемые Федеральной энергетической рабочей группой РФ, тарифы на виды транспорта с громаднейшими грузооборотами (прежде всего тарифы на грузовом ЖД транспорте), цена на крайне важные лекарственные препараты и на услуги, самые существенные с народнохозяйственных и социальных позиций.

Объектом прямого ценового регулирования со стороны субъектов РФ и местных властей есть намного более широкий список услуг и товаров. Этот список в решающей мере зависит от двух факторов: степени социальной напряженности и возможностей региональных и местных бюджетов. Чем выше социальная напряженность и больше количество бюджетных средств, тем при других равных условиях больше масштабы прямого ценового регулирования.

В российской практике при национальном регулировании стоимостей и практически во всех случаях при совокупности свободных стоимостей в качестве базы для применения процента рентабельности при исчислении прибыли в расчет принимается полная себестоимость единицы товара.

Пример. Структура себестоимости по статьям калькуляции в расчете на 1000 изделий выглядит следующим образом:

  1. Сырье и главные материалы — 3000 руб.
  2. электроэнергия и Топливо на технологические цели — 1500 руб.
  3. Зарплата главных производственных рабочих — 2000 руб.
  4. Начисления на зарплату — 40% к зарплате главных производственных рабочих
  5. Общепроизводственные затраты — 10% к зарплате главных производственных рабочих.
  6. Общехозяйственные затраты — 20% к зарплате главных производственных рабочих.
  7. Затраты на упаковку и транспортировку — 5% к производственной себестоимости.

Нужно выяснить уровень цены изготовителя за размер прибыли и одно изделие от реализации одного изделия, в случае если приемлемая для изготовителя рентабельность образовывает 15%.

1. Исчисляем в безотносительном выражении косвенные затраты, данные в процентах к зарплате главных производственных рабочих, на 1000 изделий:

  • начисления на зарплату = 2000 руб. *40%. 100% = 800 руб.;
  • общепроизводственные затраты = 2000 руб. *10%. 100% = 200 руб.;
  • общехозяйственные затраты = 2000 руб. *20%. 100% = 400 руб.

2. Определяем производственную себестоимость как сумму затрат статей 1-6.

  • Производственная себестоимость 1000 изделий = 3000 + 1500 + 2000 + 800 + 200 + 400 = 7900 (руб.).

3. Затраты на упаковку и транспортировку = 7900 руб. · 5%. 100% = 395 руб.

4. Полная себестоимость 1000 изделий = 7900 руб. + 395 руб. = 8295 руб.; полная себестоимость одного изделия = 8,3 руб.

5. Цена изготовителя на одно изделие = 8,3 руб. + 8,3 руб. · 15%. 100% = 9,5 руб.

6. А также прибыль от реализации одного изделия = 8,3 руб. · 15%. 100% = 1,2 руб.

Цена изготовителя — цена, включающая прибыль и себестоимость изготовителя.

Фактическая реализация товаров (одолжений) по стоимостям изготовителя (цена производителя, заводская цена) вероятна в основном в том случае, в то время, когда в структуре стоимостей нет косвенных налогов. В современной хозяйственной практике список таких товаров (одолжений) ограничен. В большинстве случаев, в структуре цены в качестве ярких ценообразующих элементов присутствуют косвенные налоги. В цены безотносительного

большинства товаров (одолжений) включен налог на добавленную цена (НДС).

В структуре цен на последовательность товаров присутствует налог. Этот косвенный налог включается в цену товаров, для которых характерен неэластичный спрос, т. е. увеличение уровня цены в следствии включения в нее налога не ведет к понижению количества приобретений данного товара. Тем самым реализуется фискальная налоговая функция — обеспечение доходов бюджета. Вместе с тем подакцизные

товары не должны быть товарами первой необходимости: введение налога в этом случае противоречило бы требованиям социальной политики. Вследствие этого и в отечественной, и в интернациональной практике подакцизными являются прежде всего табачные изделия и алкогольная продукция. Такие товары, как спички и сахар, характеризующиеся самой высокой степенью неэластичности спроса, подакцизными не являются, потому, что входят в список товаров первой необходимости.

Наровне с главными федеральными налогами (налогом на добавленную цена и налогом) в стоимости смогут включаться другие косвенные налоги. К примеру, до 1997г. в Российской Федерации в структуре цены был предусмотрен особый налог. В 1999г. фактически во всех регионах РФ был введен налог с продаж.

Позднее эти косвенные налоги были сняты.

Остановимся на методике расчета величины налога на добавленную цена в цене как самый распространенного налога.

Базой для исчисления налога на добавленную цена помогает цена без НДС. Ставки НДС устанавливаются в процентах к данной базе.

Пример. Уровень цены изготовителя —

9,5 руб. за одно изделие. Ставка налога на добавленную цена равна 20%. Тогда уровень отпускной цены, т. е. цены, превышающей цену изготовителя на величину НДС, составит:

  • Цотп = Цизг + НДС = 9,5 руб. + 9,5 руб. · 20%. 100% = 11,4 руб.

Элементами цены выступают кроме этого посредническая оптовая и торговая надбавка . в случае если товар реализуется через сеть розничной торговли .

Отпускная цена — цена, по которой изготовитель реализует продукцию за пределы предприятия.

Отпускная цена превышает цену изготовителя на величину косвенных налогов.

регламентирования и Правила учёта посреднических одолжений

Посредническая (торговая) надбавка (скидка) — форма ценового вознаграждения оптового (торгового) посредника.

Издержки обращения — личные затраты посредника не учитывая затрат на приобритаемый товар.

И оптовая посредническая, и торговая надбавки по экономической природе, как отмечалось в главе 2, являются стоимостями одолжений соответственно посреднической и торговой организаций.

Как каждая цена, посредническое ценовое вознаграждение содержит три элемента:

  • затраты посредника либо издержки обращения;
  • прибыль;
  • косвенные налоги.

Рис. 9. Неспециализированная структура цены в современных русских условиях. Ип — издержки производства (себестоимость); П — прибыль; Нк — косвенные налоги, включаемые в структуру цены; Нпоср — надбавка оптового посредника.

По мере развития борьбы цепочка посредников значительно уменьшается. На данный момент в отечественной практике большой ассортимент потребительских товаров реализуется только посредством торгового посредника и прямо с завода-производителя.

В хозяйственной практике ценовое вознаграждение посредника может рассчитываться в форме скидки и надбавки .

В полном выражении посреднические надбавка и скидка совпадают, потому, что исчисляются как отличие между ценой, по которой посредник закупает товар — цена закупки. и ценой, по которой его реализовывает — отпускная цена. Отличие между понятиями «надбавка» и «скидка» появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки — цена, по которой посредник получает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки — цена, по которой посредник реализует данный товар.

  • Посредник получает товар по цене 11,4 руб. и реализует его по цене 13 руб.
  • В полном выражении скидка = надбавка = 13 руб. — 11,4 руб. = 1,6 руб.
  • Процент надбавки образовывает 1,6 руб. · 100%. 11,4 руб. = 14%, а процент скидки образовывает 1,6 руб. · 100%. 13 руб. = 12,3%.

В условиях свободных стоимостей посреднические надбавки употребляются в том случае, в то время, когда продавец не испытывает твёрдого ценового давления, т. е. занимает на рынке положение монополиста (фаворита). В таковой ситуации продавец имеет возможность прямо додавать вознаграждение за посреднические услуги.

Но чаще посреднические надбавки употребляются как рычаг ценового регулирования со стороны властей, в то время, когда конъюнктура рынка разрешает реализовать товар по цене более высокой, чем это допускается заинтересованностями народно-хозяйственной и социальной политики. Так, в Российской Федерации в течение долгого времени использовались снабженческо-сбытовые надбавки на наиболее значимые виды горючего. Эти надбавки регулировались федеральными властями.

На данный момент фактически во всех регионах России действуют торговые надбавки по продуктам повышенного социального значения. Эти надбавки регулируются местными властями. Масштабы их применения значительно увеличились по окончании кризиса 1998г.

В условиях свободных стоимостей посреднические скидки употребляются в том случае, в то время, когда продавец должен рассчитывать собственные показатели в твёрдой зависимости от стоимостей, складывающихся на рынке. В этом случае расчет вознаграждения посредника строится на принципе «скидывания» этого вознаграждения от уровня рыночной цены.

Посреднические скидки предоставляются в большинстве случаев производителями посредникам по сбыту и своим постоянным представителям.

Наровне с надбавками и посредническими скидками, которые связаны с уровнем цены, широкое

распространение взяла такая форма вознаграждения посредника, как установление для него процента от цены реализованных товаров .

Прибыль посредника определяется с применением процента рентабельности к издержкам обращения. Издержки обращения — личные затраты посредника (к примеру, плата за аренду помещения, затраты на зарплату работников, хранение и упаковку товара).

Затраты, которые связаны с закупкой товара, в издержки обращения не входят.

Пример. С учетом условий прошлого примера определим максимально допустимые издержки обращения для посредника, в случае если минимальная приемлемая для него рентабельность равна 15%, а ставка НДС на посреднические услуги — 20%.

Полную величину посреднического вознаграждения мы можем представить уравнением, приняв за х максимально допустимые издержки обращения:

  • х + х * 0,15 + (х + 0,15х) * 0,2 = 1,6;
  • х = 1,16 (руб.).

В случае если реализация товара сопровождается одолжениями не одного, а нескольких посредников, то процент надбавки каждого последующего посредника рассчитывается к цене его закупки.

Пример. Посредник реализует товар торговой организации. С учетом вышеуказанных условий эта реализация будет совершена по цене 13руб. (11,4 + 1,6).

Тогда розничная цена при предельно допустимом уровне торговой надбавки в 20% составит 15,6 руб. (13 + 0,2 * 13).

надбавки и Посреднические скидки нужно отличать от надбавок и ценовых скидок .

Первые, как указано выше, составляют вознаграждение за посреднические услуги, исходя из этого их наличие неизменно связано не с одной, а с несколькими ценовыми стадиями (их число прямо пропорционально числу посредников).

надбавки и Ценовые скидки — инструменты стимулирования сбыта (глава 4). Они употребляются по отношению к одному ценовому уровню и связаны с одной ценовой стадией.

Неспециализированная структура цены в современных русских условиях с учетом всех перечисленных выше элементов представлена на рис. 9.

Источник: www.grandars.ru

себестоимость продукции

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: