Статьи по теме
В прошлом номере мы коротко говорили об опубликованных сравнительно не так давно новых нормах смазочных материалов и расхода топлива на автомобильном транспорте, установленных Минтрансом России. К налоговому законодательству данный документ прямого отношения не имеет, но бухгалтеру однако необходимо принять его к сведенью.
До издания нового документа, утвержденного Минтрансом России 29 апреля 2003 года (его официальное наименование — Руководящий документ Р3112194-0366-03), действовали смазочных расхода материалов и нормы топлива на автомобильном транспорте, утвержденные этим же ведомством 29 апреля 1997 года. Прошлый документ гласил, что утвержденные им нормы действуют до 1 января 2002 года. Потом данный срок два раза продлевался: первый раз — до 1 января 2003 года, второй — до 1 июля 2003 года 1 .
Абзац 4 Руководящего документа Р3112194-0366-97 отменил воздействие прошлых норм. Так, с 29 апреля действуют новые смазочных расхода материалов и нормы топлива.
В целом они изменились несущественно. Кое-где они мало увеличены, а где-то, наоборот, снижены. Добавлено большое количество новых моделей, марок и модификаций машин, для которых ранее нормы отсутствовали.
Но это не основное. Принципиально важно то, что сам факт появления нового документа породил вопросы, кто и как обязан использовать нормы расхода ГСМ.
Для чего необходимы нормы
«Руководящий документ рекомендован для транспортных фирм, организаций, предпринимателей и др. независимо от формы собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и особый подвижной состав на шасси машин на территории РФ». Так Минтранс России определяет круг пользователей новых норм.
Читаем дальше: «Нормы расхода горючих (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода горючего, для ведения статистической и своевременной отчетности, других себестоимости видов и определения перевозок транспортных работ, планирования потребности фирм в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению фирм, энергосбережения режима и осуществления экономии потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.».
Итак, нормы предназначены в числе другого и для «осуществления расчетов по налогообложению фирм». Но не нужно это принимать практически. Новые нормы касаются налогообложения не напрямую, как, к примеру, нормы суточных, а только косвенно, и вот из-за чего.
При расчете налогооблагаемой прибыли необходимо руководствоваться главой 25 НК РФ. Как мы знаем, исчерпывающего перечня затрат, признаваемых в целях налогообложения прибыли, она не содержит. Данный перечень открыт, но в нем нашлось место для затрат на содержание служебного транспорта, к числу которых относятся и затраты на приобретение ГСМ.
Речь заходит о подпункте 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
Данный пункт не ограничивает затраты на содержание служебного транспорта какими-либо нормами. Соответственно затраты на приобретение ГСМ не нормируются. И однако нормы, утвержденные Минтрансом России, необходимо принимать к сведенью при расчете налога на прибыль.
Но основанием для этого есть не статья 264, а статья 252 Кодекса.
Мы неоднократно писали, что при признании затрат необходимо выполнять три критерия, установленные 252-й статьей Кодекса. В частности, затраты должны быть экономически оправданны. В случае если затраты организации на приобретение ГСМ существенно превышают установленные Минтрансом России нормы, их экономическая обоснованность может вызвать у налоговой администрации честные вопросы.
И это логично: нормы Минтранса России — прекрасно продуманы и в полной мере разумны. И не смотря на то, что они разрабатывались не для налоговых расчетов, но смогут быть использованы инспекцией в суде и, как представляется, будут являться убедительным доводом для судей.
Итак, с возникновением новых норм подход к их применению не изменяется. Затраты на приобретение ГСМ напрямую так же, как и прежде не нормируются. Но в случае если ваша «девятка», проехав 1000 км, «съела» не 7500 л бензина, как ей положено Минтрансом России, а 16 800, как Mercedes-Benz S600, такую «прожорливость» нужно будет обосновать.
Или не включать превышение в затраты.
Как вычислить нормативный расход ГСМ
Разобравшись с вопросом, для чего необходимы нормы, возможно переходить к следующему: как их использовать. Но прежде необходимо сообщить пара слов о
документах, подтверждающих затраты на приобретение ГСМ. Так как как раз из них берется информация для расчета нормативного расхода горючего.
Для подтверждения факта приобретения ГСМ нужны утвержденный кассовые чеки и авансовый отчёт. А дабы подтвердить их расход пригодятся путевые страницы.
Формы путевых страниц для разных видов транспорта утверждены распоряжением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Большинство данных в этих формах нужна прежде всего для начисления заработной платы водителю. Нас же интересуют графы, где указан пробег (либо время работы — для спецмашин).
Порядок списания затрат на приобретение ГСМ в налоговом учете зависит от расходов признания и метода доходов, что использует организация. При способе начисления в расходах согласится цена купленных и израсходованных ГСМ. При кассовом способе прибавляется еще один критерий — ГСМ должны быть оплачены.
Ну и, очевидно, и в том и в другом случае необходимо принимать к сведенью экономическую обоснованность затрат, другими словами соответствие фактического расхода ГСМ нормативному.
Нормативный расход горючего
Выяснить нормативный расход горючего возможно посредством формул, каковые приведены в Руководящем документе. Их шесть и различаются они в зависимости от вида транспортного средства: для легковых и грузовиков, автобусов, самосвалов, особых и специальных машин.
Несложнее всего вычислить нормативный расход горючего для автомобилей . Для этого используется формула 1.
Формула 1. Нормативный расход горючего для автомобилей
Нормативный расход горючего (л) = 0,01. Базисная норма (л/100 км). Пробег автомобиля (км). 1+ 0,01. Суммарный поправочный коэффициент (%)
Суммарный поправочный коэффициент — это сумма коэффициентов, учитывающих условия и особенности автомобиля его эксплуатации (см. таблицу).
Пример 1
Столичная организация обладает автомобилем ВАЗ-2109. Автомобиль находится в эксплуатации более 5 лет. Из путевых страниц видно, что его пробег в ноябре 2003 года составил 1800 км.
Вычислим нормативный расход горючего.
Базисная норма расхода бензина для ВАЗ-21099 — 7,7 л на 100 км. Дабы вычислить нормативный расход, необходимо учесть поправочные коэффициенты.
Первый коэффициент связан с работой в зимний период. В Москве, как направляться из приложения 2 к комментируемому документу Минтранса России, данный период продолжается 5 месяцев — с ноября по март. В течение этих месяцев используется предельная надбавка в 10%.
Конкретную величину Минтранс России рекомендует региональным либо местным органам власти выяснить своим распоряжением, а при отсутствии для того чтобы документа — начальнику организации своим приказом.
Помимо этого, региональные и местные власти (или начальники организаций) смогут уточнять окончания периода и дату начала применения зимней надбавки в которых рекомендуют пределах для данного региона (по согласованию с региональными либо местными работами Гидрометцентра России). В большинстве случаев распоряжение об установлении зимней периода и надбавки ее применения утверждается каждый год ближе к наступлению зимнего периода. В Москве, к примеру, в октябре.
В случае если распоряжение не принято, зафиксируйте надбавку самостоятельно. В отечественном примере воспользуемся предельной ее величиной — 10%.
Второй коэффициент связан с работой в городах с населением более чем 3 млн. человек. На данный момент, согласно данным переписи, в столице живут около 10,5 млн. человек. Исходя из этого в этом случае мы смело можем применить еще один поправочный коэффициент — 25%. (Эта величина используется, в случае если местные власти или начальник организации не установят меньшее значение.)
Третий коэффициент связан со сроком эксплуатации автомобиля. Для автомобилей, у которых он превышает 5 лет, коэффициент образовывает 5%, снова же в случае если местные власти или начальник организации не установят меньшее значение.
Возможно кроме этого посчитать надбавку за прогрев автомобиля при средней за сутки температуре ниже +5 °С (1 ч прогрева это, в соответствии с нормам, лишние 10 км пробега). Но, допустим, в ноябре организация решила этого не делать.
Тогда суммарная надбавка составит 40% (10% + 25% + 5%). Нормативный расход горючего будет равен 194 л [0,01. 7,7. 1800. (1 + 0,01.
40%)].
Таблица. Условия, повышающие норму расхода горючего
Источник: www.rnk.ru
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств
Интересные записи
- Как увеличить доходы малого бизнеса.
- Что такое «автоплатеж» и как его использовать при оплате кредита
- Как выиграть в интернет аукционе
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Как определить норму расхода топлива
Наши партнеры Материал подготовлен экспертами редакции издания бухгалтерский учёт и Налоги Обновленные Нормы расхода горючего: популярно для бухгалтера…
-
Нормы расхода топлива: как безопаснее списать гсм
Когда компания получает или берет в аренду автомобиль, в учете появляется постоянная статья затрат — бензин ГСМ). Его возможно списывать на основании…
-
Нормы расхода топлива и смазочных материалов
Эти советы составлены на основании распоряжения Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р О введении в воздействие методических рекомендаций о нормах…
-
Для многих людей слово экономия есть не просто неким комплектом звуков, а имеет в полной мере конкретное воплощение в действиях и поступках. Потому, что…
-
Зимняя норма расхода топлива с какого числа
I. НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Методические советы смазочных расхода материалов и Нормы топлив на автомобильном транспорте (потом — нормы расхода…
-
Что такое фактический расход топлива и примеры его расчета
Как мы знаем, затраты на горючее смогут быть включены в себестоимость продукта и вычтены из облагаемой налогом прибыли. Но дабы они были признаны, нужно…