Директор,
Юридическая компания АВТО Содействие
Кристина Валерьевна Шлеина окончила Тюменский юридический университет МВД России и на сегодня имеет более чем десятилетнюю юридическую практику.
Учитывая большой опыт в вопросах защиты прав потребителей и в частности в спорах во страховыми компаниями, мы попросили решить вопрос возмещения ущерба по ДТП.
В. Компенсация причиненного ущерба, в большинстве случаев, складывается из двух частей. Первую часть компенсирует страховая компания. Вторую часть – виновник ДТП.
И никто из них не пытается выплатить все, что причитается.
Обстановка в отношении страховых компаний, по окончании последовательности трансформаций в прошедшем сезоне в закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 04.11.2014) Об необходимом страховании гражданской ответственности обладателей транспортных средств (потом – ФЗ «Об ОСАГО»), существенно изменилась, в случае если ранее общество привыкло, что страховые компании занижают страховую выплату и в большинстве случаев вопрос о полном возмещении ущерба по окончании ДТП возможно было решить лишь по суду, то на данный момент по ДТП случившимся по окончании 17.10.2014г. вопросов о недостаточной страховой выплате фактически не появляется.
Страховое возмещение по ОСАГО не покрывает материальный ущерб полностью потерпевшему в двух случаях:
- В части превышения цены восстановительного ремонта суммы страховой выплаты. По ОСАГО страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется компенсировать потерпевшим причиненный вред, образовывает:
- а) в части возмещения вреда, причиненного жизни либо здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
- б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.
При таких условиях обязанность по возмещению ущерба в силу ст. 1064 ст. 1079 ГК Российской Федерации прежде всего лежит на обладателе ТС, как на обладателе источника повышенной опасности, ответственность возможно переложена на водителя-виновника ДТП, в случае если шофер руководил ТС на законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
При повреждения имущества потерпевшего — в размере затрат, нужных для приведения имущества в состояние, в котором оно пребывало до момента наступления страхового случая. К указанным в подпункте б пункта 18 настоящей статьи расходам относятся кроме этого затраты на материалы и запасные части, нужные для восстановительного ремонта, затраты на оплату работ, которые связаны с таким ремонтом. Размер затрат на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (подробностей, агрегатов и узлов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.
Наряду с этим на указанные комплектующие изделия (подробности, агрегаты и узлы) не имеет возможности начисляться износ более чем 50 процентов их стоимости.
Размер затрат на материалы и запасные части, нужные для восстановительного ремонта транспортного средства, затрат на оплату связанных с таким ремонтом работ и цена годных остатков определяются в порядке, установленном Банком России.
В соответствии с Распоряжения пленума Верховного суда РФ № 2 от 29 января 2015 г. «О применении судами законодательства об необходимом страховании гражданской ответственности обладателей транспортных средств».
Согласно соглашению необходимого страхования размер страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему в следствии повреждения транспортного средства, по страховым случаям, наступившим начиная с 17 октября 2014 года, определяется лишь в соответствии с Единой методикой определения размера затрат на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Положением Центробанка РФ от 19 сентября 2014 года № 432-П. (Потом Единая методика»)
Но размер страхового возмещения по Единой методике, в большинстве случаев, не покрывает ущерб полностью. Сравнительно не так давно Верховный суд отказался удовлетворить требования гражданки, потребовавшей признать частично недействующими положения Единой методики оценки ущерба. Согласно ее точке зрения, они нарушают право потерпевшего на полное возмещение причиненных ему убытков.
Так, все, что не покрывает страховая компания, обязан компенсировать обладатель ТС/виновник ДТП.
Но в этот самый момент отчаиваться не следует, заключения специалиста по Единой методике также смогут различаться от совершённой конкретно независимым экспертом и страховой компанией.
В большинстве случаев, страховые компании для понижения суммы выплаты пробуют исключить повреждения либо по минимуму установить цена норма часа. Так, к примеру, цена норма часа возможно корректировать, так в соответствии с письму Министерства Юстиции России от 22.01.2015 N 23-301, сведения о стоимости материалов, стоимости и запасных частей одного нормо-часа работ в информационных базах данных (справочниках) отличаются более чем на 10% от цены материалов, стоимости и запасных частей одного нормо-часа работ, вычисленных специалистом с учетом принципов и подходов, указанных в п. 7.2 Методики Банка России, по классическим источникам информации в соответствующем регионе.
Исходя из этого если не хватает суммы страхового возмещения, не следует сходу бежать и брать с виновника ДТП. Страховые компании с радостью платят по досудебному урегулированию, в случае если потерпевший представит заключение специалиста по Единой методике, напомню, что претензионный порядок по ОСАГО необходимый для выполнения потерпевшим.
Еще хотелось бы подчернуть, что при определенных условиях потерпевший в праве на возмещение потерянной товарной цене ТС, а это дополнительное возмещение ущерба.
В соответствии с Распоряжения пленума Верховного суда РФ № 2 от 29 января 2015 г. «О применении судами законодательства об необходимом страховании гражданской ответственности обладателей транспортных средств».
К настоящему ущербу, появившемуся в следствии дорожно-транспортного происшествия, наровне со ценой запасных частей и ремонта относится кроме этого потерянная товарная цена, которая является уменьшением цены транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в следствии снижения прочности и долговечности отдельных подробностей, агрегатов и узлов, защитных покрытий и соединений благодаря дорожно-последующего ремонта и транспортного происшествия.
Потерянная товарная цена подлежит возмещению и при выбора потерпевшим метода возмещения вреда в виде оплаты и организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции техобслуживания, с которой у страховщика заключен соглашение о ремонте транспортного средства в рамках контракта необходимого страхования.
Все вышеуказанное относиться к отношениям между потерпевшим и страховой компанией.
Что касается возмещения ущерба виновником ДТП.
Виновник с силу ст. 15, 1064, 1079 ГК Российской Федерации обязан компенсировать материальный ущерб в следующих случаях:
- Отсутствие полиса ОСАГО — Нарушением виновником п. 2.11 ПДД РФ (с. 12.37 КоАП несоблюдение требований об необходимом страховании гражданской ответственности обладателей транспортных средств) т.е. к примеру на момент ДТП у виновника отсутствовал полис страхования ОСАГО предусмотренный законом . При таких условиях, закон «Об ОСАГО» на взаимоотношения между потерпевшим и виновником не распространяются и право требования у потерпевшего появляется полностью, т е или по фактическим затратам или за заключению специалиста на базе Методических рекомендаций Изучение автомототранспортных средств в целях определения цены оценки и восстановительного ремонта не учитывая износа комплектующих изделий (подробностей, агрегатов и узлов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.
А отличие в расчете между единой методикой и методическими рекомендациями возможно большой.
Отличие учета износа комплектующих изделий (подробностей, агрегатов и узлов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. ДТП это неизменно нежданно как для потерпевшего, так и для виновника ДТП.
В случае если в прошлых случаях, обладатель ТС может себя
обезопасить от непредвиденных убытков, в первом случае это помнить о продление полиса ОСАГО, во втором случае позаботиться о расширении страхового покрытия (многие страховые компании предлагают полисы необязательного страхования гражданской ответственности).
Кроме того в случае если виновник ДТП и выполнил все указанные выше условия, то обезопасить себя от ответственности компенсировать ущерб от ДТП в сумме отличия учета износа ТС потерпевшего нереально.
В соответствии с Распоряжения пленума Верховного суда РФ №25 от 23.06.2015г. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ.
При разрешении споров, которые связаны с возмещением убытков, нужно иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только практически понесенные соответствующим лицом затраты, но и затраты, каковые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК Российской Федерации).
В случае если для устранения повреждений имущества истца употреблялись либо будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом либо соглашением, затраты на такое устранение включаются в состав настоящего ущерба истца всецело, не обращая внимания на то, что цена имущества увеличилась либо может увеличиться если сравнивать с его ценой до повреждения.
Размер подлежащего выплате возмещения возможно уменьшен, в случае если ответчиком будет доказано либо из событий дела направляться с очевидностью, что существует другой более разумный и распространенный в обороте метод исправления таких повреждений аналогичного имущества.
направляться кроме этого учитывать, что уменьшение цены имущества истца если сравнивать с его ценой до нарушения ответчиком обязательства либо причинения им вреда есть настоящим ущербом кроме того в том случае, в то время, когда оно может конкретно проявиться только при отчуждении этого имущества в будущем (к примеру, потеря товарной цене автомобиля, поврежденного в следствии дорожно-транспортного происшествия).
Так, компенсировать ущерб от ДТП потерпевший может полностью, для этого нужна своевременная помощь квалифицированного юриста. В. Иногда клиенты обращаются к юристу, в то время, когда с момента ДТП прошло уже какое-то время, и сложность появилась с получением компенсации от страховой компании.
Главная сложность, которая появляется в данных случаях это отсутствие документов о фиксации повреждений транспортного средства от ДТП, поскольку по прошествию определенного времени сложно отнести повреждения к тому либо иному ДТП.
Таким документами, являются акты осмотра ТС по ДТП, или полное заключение по восстановительной цене. Кроме того в то время, когда имеется акт осмотра ТС на дату ДТП, появляются сложности в расчете цены ремонта. так как машину времени еще не придумали, цены существенно изменяются, а справочники, ПО, каталоги, каковые применяют специалисты, содержат сведения на дату обработки информации.
Остальные документы как доказательства как правило вернуть не сложно, больше работы в виде запросов в ГИБДД, страховые компании.
Исходя из этого взять компенсацию полностью возможно и необходимо, даже в том случае, если прошло определенное время, основное позаботиться о фиксации повреждений, представить ТС к осмотру страховщику и не забывать о сроках исковой давности, так срок исковой давности в соответствии с ст. 196, 966 ГК Российской Федерации по требованиям, вытекающим из контракта имущественного страхования (КАСКО) образовывает два года.
По требованиям, вытекающим из соглашения страхования риска ответственности по обязательствам, появляющимся благодаря причинения вреда судьбы, здоровью либо имуществу вторых лиц (ОСАГО) образовывает три года.
В. Как взять адекватное заключение специалиста о сумме ущерба — свободная оценка об потере товарной цене, причиненного ущерба, стоимости восстановительного ремонта.
Как потребителю, нужно осознавать, что от качества, адекватности, законности выполненного заключения зависит и финал как досудебного, так и судебного урегулирования вопроса по возмещению материального ущерба от ДТП.
Конечно потребитель не есть специалистом и самостоятельно выяснить адекватность заключения не имеет возможности. В этом случае достаточно проверить документы экспертной организации, специалиста техника о разрешении на осуществление данной деятельности.
В случае если заключение нужно для возмещения в рамках ОСАГО, то специалист техник должен быть аттестован и пребывать в реестре специалистов техников при Министерстве юстиции Российской Федерации и в реестре аккредитованных при РСА специалистов техников.
В. Самые обычные случаи отказа страховой компании в компенсации ущерба по окончании ДТП: Клиент подал заявление на возмещение ущерба. А компания говорит, что ее трассологическая экспертиза не сходится с теми событиями, каковые он изложили в заявлении.
Отказы в выплате страхового возмещения по обстоятельству не соответствия указанных повреждений заявленному страховому событию одна из самых распространенных. Большая часть таких отказов являются надуманными для уменьшения убытков.
При рассмотрении данного вопроса, не будем брать в расчет, в то время, когда вправду со стороны водителей имелись мошеннических действия виде подставного ДТП. В остальных же случая, нужно будет возмещать нарушенное право на выплату по суду.
Возможно функционировать двумя методами. Первый метод это обраться в суд с совершённой за собственный счет автотехнической экспертизой как с доказательством размера причинного ущерба от ДТП и на протяжении процесса совершить судебную трасологическию экспертизу, или второй метод, сходу обратиться в суд с трасологической и автотехнической экспертизой,
Сам по себе факт отказа в возбуждении дела не может быть основанием для отказа в страховой выплате.
Так как застрахован риск – противозаконные действия третьих лиц, для этого достаточно самого факта причинения вреда и как подтверждение этого являются документы из компетентных органов, касающихся событий наступления события, имеющего показатели страхового случая. Это смогут быть справки, распоряжения, как в возбуждении, так и в отказе возбуждении дела.
Для возбуждения дела нужен состав правонарушения, а в большинстве случаев субъект правонарушения – лицо причинившее ущерб – неизвестно, а для выплаты страхового возмещения по этому риску достаточно доказать, что заявленные повреждения появились в следствии действия третьих лиц.
В этом случае без экспертизы не обойтись, единственным доказательством возможно изучение всех событий наступления страхового случая.
И обрисовать порядок действий без конкретизации,– какой событие, в чем содержится отказ, какая неисправность имела возможность поспособствовать взятым повреждениям по заявленному событию имеющего показатели страхового, ответить полноценно на этот вопрос не вероятно.
Поделю ответ на две части. Отказ по ОСАГО и отказ по КАСКО.
Отказ по ОСАГО.
В соответствии с п. 21 ФЗ «Об ОСАГО». Страховая компания обязана в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздников, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате либо прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами необходимого страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему либо выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта или направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.
При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате страховщик за ежедневно просрочки уплачивает потерпевшему финансовые средства в виде денежной санкции в размере 0,05 процента от установленной настоящим законом страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.
Так, законом предусмотрены законные методы борьбы с не предоставлением мотивированного отказа.
По КАСКО особых норм не предусмотрено. Но, при доказательстве, что отказ был необоснованным, со страховщика возможно взять неустойку. Страховое возмещение есть финансовым обязательством, за несвоевременное выполнение которого используется ответственность, предусмотренная статьей 395 ГК Российской Федерации.
В каждом вопросе из практики применения юридических знаний существует множество, на первый взгляд, мелочей, тонкостей, нужен оптимальный порядок действий, разрешающий взять отличных показателей с мельчайшими утратами времени, нервов и средств.
Кристина Валерьевна в предложенном интервью подтверждает тот факт, что помощь высококвалифицированного эксперта в ответе непростых обстановок не только нужна, но и очень нужна.
Источник: legalmap.ru
Как возместить ущерб после ДТП? Подробные разъяснения адвоката.
Интересные записи
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Как возместить ущерб от дтп, превышающий лимит по осаго?
Страховка не всегда покрывает причиненный в следствии ДТП ущерб. В зависимости от обстановки закон предусматривает возможность обратиться с гражданским…
-
Как возместить ущерб после дтп
Библиотека — нужная информация К сожалению, случается такое, что автовладельцы попадают в ДТП. В этом случае они сталкиваются с проблемой возмещения…
-
Исковое заявление возмещение ущерба дтп
28567 просмотров Благодаря рекомендациям юристов, представленных в данной статье, Вы сможете самостоятельно подготовить исковое прошение о возмещении…
-
В то время, когда человек возмещает ущерб потерпевшему, он обязан попросить его оформить расписку в получении денежных средств. Это нужно сделать чтобы в…
-
Как возместить моральный ущерб
Возмещения адекватного морального вреда добиться куда сложнее, чем любого другого. Обстоятельство содержится в том, что тут действуют больше не…
-
Исковое заявление о возмещении ущерба от преступления
Пример искового заявления о возмещении имущественного ущерба от правонарушения, с учетом последних трансформаций законодательства. В случае если в…