Михаил мамута: «безусловно, риск „черного кредитования” пока что остается»

Михаил мамута: «безусловно, риск „черного кредитования” пока что остается»

Согласно расчетам «Специалист РА», портфель микрозаймов в текущем году может вырасти на 25%, до 63 млрд рублей.

Какое влияние на рынок МФО оказывает регулятор, в то время, когда будет побежден «тёмный рынок» — на эти вопросы ответил на пресс-конференции «Микрофинансирование-2015» глава главного управления рынка микрофинансирования и методологии денежной доступности Банка России Михаил Мамута. Мы публикуем текст выступления.

Изменение модели бизнеса

Совокупные сумки микрозаймов увеличиваются. Это, возможно, единственный либо один из немногих сегментов рынка, где прослеживается уверенный рост. Конечно, его темпы снизились если сравнивать с прошлым годом, но, однако, это рост.

Это говорит о востребованности одолжений и о том, что у микрофинансовых организаций имеется собственная, еще невыбранная, база потребителей, в которую входят как субъекты малого предпринимательства, так и физические лица.

Последующий рост рынка микрофинансирования не будет весьма стремительным, он будет меньше, чем в прошедшем сезоне. На это, непременно, воздействуют экономические факторы, но одновременно с этим понижение позвано влиянием регулирования. Мы стремимся к тому, дабы рост был не только количественным, но и качественным.

Мы видим, что с рынка уходят, либо кроме того уже ушли, самые одиозные модели.

Как вы понимаете, в прошедшем сезоне мы ввели более твёрдые требования к МФО по резервированию. Их введение в воздействие растянуто на три с половиной года, и основное, дабы рынок успел к ним приспособиться. В прошедшем сезоне микрофинансовые организации должны были создать 5% от расчетного резерва, до Января этого года — уже 30%.

Это важный вызов, что свидетельствует, что компании должны обращать больше внимания на уровень качества сумок, потому, что нехорошие долги воздействуют на норматив достаточности и объём резерва капитала.

Эти меры уже оказали собственный влияние на уровень качества рынка. Большая часть микрофинансовых организаций улучшили политику кредитования, уровень качества отбора заемщиков. Вводится в воздействие современная, кроме того в чем-то инновационная модель скоринга — с применением не только хороших механизмов, таких как кредитные бюро либо базы данных госорганов, но и таких инновационных разработок, как Big Data.

И, в неспециализированном-то, это хорошо, потому, что может повысить уровень качества оценки и за счет этого снизить риск.

Мы видим, что с рынка уходят, либо кроме того уже ушли, самые одиозные модели, каковые были «заточены» на получение дохода не через проценты, а через штрафы, и так стимулировали попадание заемщиков в просрочку. Да, такие вещи имели место в 2014 году. Но благодаря закону и резервированию о потребительском кредитовании, что ограничил размер штрафов, влияние таких компаний на рынок на данный момент фактически отсутствует.

На все единичные случаи реализации таких некачественных моделей мы реагируем скоро. Причем реагируем как через работу по защите прав потребителей, так и в рамках неспециализированного надзора.

Второе место, по окончании займов до зарплаты, по темпам роста занял сегмент микрозаймов малому бизнесу — годовой прирост составил 24%.

В случае если проанализировать прирост портфеля МФО с 1 июля прошлого года по 30 июня этого года, то возможно выделить серьёзную тенденцию. На первом месте, с темпом роста 25,7%, остается сегмент займов физическим лицам «до зарплаты». Это ясно, тут всегда были самые высокую скорость роста, потому, что начальная база была низкой.

Но нас особенно порадовало, что второе место с очень малым отрывом занял сегмент микрозаймов малому бизнесу — юридическим лицам и ИП, годовой прирост составил 24%. Из-за чего нас это радует, ясно: для нас неизменно основной задачей рынка была и остается задача финансирования этой сферы.

Расчистка реестра

Что касается привлечения денежных средств, то главный количество привлечения был в последнем полугодии 2014 года. В первом полугодии 2015 года данный показатель стагнировал — по большей части компании трудились за счет собственных ресурсов. на данный момент отмечается некое оживление, включая и привлечение средств.

Скажем так: на фоне увеличения прозрачности компаний начала восстанавливаться инвестиционная привлекательность микрофинансового сектора. Непременно, будущее во многом зависит от предстоящих трендов экономики, но сохранение нынешней динамики на рынке МФО позволяет рассчитывать на возобновление роста.

Сейчас что касается той взаимосвязи и надзора между развитием рынка и надзором, что мы со своей стороны видим.

В текущем году в первый раз за всю историю отмечается отрицательная динамика количества микрофинансовых организаций в реестре. Тренд был заложен еще в 2014 году, но, однако, в случае если на 1 января 2015 года в реестре была 4261 микрофинансовая организация, то на 12 октября (самые свежие эти) — 3531 организация. Так, с учетом встречной регистрации новых игроков, за 2015 год из реестра были исключены сведения практически о 1400 компаниях.

Наряду с этим 554 организации вышли добровольно — по тем либо иным обстоятельствам, 835 компаний были исключены Банком России за нарушения требований действующего законодательства.

С учетом встречной регистрации новых игроков, за 2015 год из реестра были исключены сведения практически о 1400 компаниях.

У нас получил в полную силу механизм расчистки реестра от недобросовестных участников. Прежде всего мы исключаем компании, каковые не сдают отчетность либо предоставляют значительно недостоверную отчетность с показателями фальсификации. Но я с уверенностью могу заявить, что часть таких компаний на рынке значительно снизилась если сравнивать с 2014 годом.

Увеличение прозрачности рынка

Увеличение инвестиционной привлекательности — это прямое следствие не только новых правил, но и увеличения прозрачности работы МФО. И в случае если с новыми правилами у нас все более либо менее делается лучше (за первое и прошлый год полугодие этого года мы приняли более 10 нормативных актов, которые связаны с регулированием работы МФО), то с прозрачностью обстановка, само собой разумеется, была в 2014 году весьма печальная. Отчетность за девять месяцев 2014 года сдало менее 50% участников рынка.

Но в следствии мер, прежде всего не «наказывающего», а обучающего характера, каковые сознательно были применены Банком России, количество организаций, как следует сдающих отчетность, по результатам первого полугодия этого года составило уже 76%. Мы считаем, что данный рост продолжится и к Январю может составить 80–90%. В целом это показывает, что рынок делается более дисциплинированным, более важным, более опытным.

И это неизбежно влечет за собой увеличение прозрачности и, как следствие, рост инвестиционной привлекательности.

Количество организаций, как следует сдающих отчетность, к Январю может составить 80–90%.

Еще один принципиальный момент связан с законом «О потребительском кредите». Для нас это одна из областей активного надзора, где мы действуем не реактивно, лишь по итогам жалоб, а предупредительно. Мы совершили важную работу. Лишь за третий и четыертый кварталы 2014 года и первое полугодие этого года Банк России совершил около 4,5 тысячи надзорных мероприятий в части некредитных денежных организаций на предмет соблюдения требований этого закона.

Было распознано около 1400 нарушений требований закона. Другими словами фактически каждая третья проверка распознала нарушения.

Но принципиально важно подчернуть, что большинство отечественных предписаний были выполнены. Другими словами мы вынесли около тысячи предписаний, и лишь малый часть, десятки возможно, не были выполнены и повлекли за собой меры административного действия. Рынок, так, нас слушает и готов обучаться, что нам, само собой разумеется, весьма приятно.

Число нарушений уменьшается. Из общего числа жалоб граждан в Работу по защите прав потребителей лишь 8% приходится на МФО.

Неспециализированная тенденция к уменьшению числа нарушений, к увеличению прозрачности показывает, что неспешно рынок МФО приближается к стандарту, что мы желали бы видеть. Непременно, пока что остается риск «тёмного кредитования», риск нерегулируемого рынка. Судя по данным из регионов, такие компании еще имеется и работают , причем делают это более либо менее открыто.

В данной связи мы активизировали сотрудничество с прокуратурой по пресечению для того чтобы рода деятельности. Я напомню, что это как раз компетенция прокуратуры, потому, что, выходя из реестра, компании перестают быть некредитными денежными организациями и становятся легко нарушителями закона.

Из общего числа жалоб граждан в Работу по защите прав потребителей лишь 8% приходится на МФО.

За подобную незаконную деятельность законом предусмотрена ответственность до 500 тысяч рублей. И мы на данный момент вместе с прокуратурой и рядом публичных и саморегулируемых организаций, а также «Народным фронтом», трудимся над улучшением механизмов ответственности. Было соответствующее поручение президента, оно реализуется, и, я думаю, очевидно выраженная активность нелегального кредитования обязана значительно снизиться.

Это не означает, что «тёмный рынок» будет совсем побежден в скором будущем. Но имеется прямая зависимость: чем лучше развит легальный рынок, тем меньше у людей необходимости обращаться за какими-то вызывающими большие сомнения предложениями. И мы желали бы максимально поделить эти рынки в сознании потребителя.

В случае если мы сделаем «тёмный рынок» нелегальным совсем, в случае если уберем его с публичного пространства, то, непременно, потребителю станет несложнее отличать компанию «чистую», понятную, прозрачную от компании, которая очевидно что-то не то делает.

Напомню еще об одном серьёзном законе, что был принят по инициативе Банка России. Закон запрещает юридическим лицам, не являющимся некредитными денежными организациями, завлекать финансовые средства граждан согласно соглашению публичной оферты. Многие из вас не забывают случаи, в то время, когда в метро были развешаны прекрасные объявления, мне кроме того присылали фотографии, задавали вопросы, стоит в это вкладывать деньги либо еще подождать?

В том месте обещался доход под 10% в месяц, кое-какие случаи были еще «прекраснее». Но раз за разом при проверке происходила одинаковая история: мы осознавали, что это не МФО. Это компания, которая весьма похожа на МФО по своим «фирменным», скажем так, показателям.

Закон не запрещал юридическим лицам завлекать средства физлиц. Такое у нас, возможно, кроме того чрезмерно либеральное в данной части законодательство было. С 1 июля этого года эта история взяла некое ограничение: в случае если подобные объявления будут появляться в массмедиа, а это есть показателем публичной оферты, действует механизм реагирования через ФАС. Возможно оказывать действие как на рекламодателя, так и на того, кто эту рекламу доносит до потребителя.

Это должно привести к понижению числа таких случаев.

Замыслы

В завершение весьма кратко о том, что у нас на повестке дня на последнее полугодие. Во-первых, желаю напомнить о законе, разделяющем рынок на микрокредитные и микрофинансовые организации. О его задачах уже большое количество говорилось, исходя из этого , что над ним идет активная работа всех заинтересованных ведомств.

Кроме этого в начале следующего года мы планируем выпустить нормативный акт Банка России, выделяющий в реестре МФО компании, каковые специализируются на предпринимательском финансировании. Одновременно с этим мы рассчитываем, что сумма микрозайма для предпринимателей будет увеличена до 3 млн рублей. Правительственный закон об этом уже на рассмотрении в государственной думе.

Это серьёзная норма, направленная на поддержку предпринимательской активности граждан, денежного содействия для открытия ими собственного дела, в особенности в случае если речь заходит про малые города либо села.

Мы рассчитываем, что сумма микрозайма для предпринимателей будет увеличена до 3 млн рублей.

В случае если сказать более глобально, то у нас имеется официальный проект Банка России по формированию рынка микрофинансирования на период до 2018 года. Громадное внимание в нем уделяется доступности и повышению прозрачности рыночного финансирования, формированию предпринимательского микрокредитования, понижению экономических и социальных рисков в сегменте потребительского финансирования, формированию инновационных денежных разработок.

С целью достижения целей проекта развиваются особые механизмы, связанные а также с рефинансированием, секьюритизацией, с развитием стандартов сотрудничества с банками. Все эти меры по формированию здорового и нужного для потребителя и предпринимателя рынка должны сочетаться с мерами по совершенствованию законодательства, регулирования и предстоящими шагами по формированию надзора.

Речь Путина о защите прав потребителей | Путин ИНФО

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: