Мощная, открытая, суверенная

Мощная, открытая, суверенная

Русский денежная совокупность неадекватна ни текущим потребностям экономики, ни амбициозным целям модернизации страны. // Дмитрий Гришанков, Павел Самиев. «Специалист» №16 (605)/21 апреля 2008

Русский денежная совокупность неадекватна ни текущим потребностям экономики, ни амбициозным целям модернизации страны. Серьёзной составной частью замысла построения замечательной суверенной денежной совокупности будет программа капитализации нерыночных на данный момент элементов национального достатка — почвы, недр, недвижимости, интеллектуальной собственности

Материалы данной статьи — итог масштабных обсуждений и исследований, совершённых по Ассоциации «и» инициативе Эксперта региональных банков России. На базе этих материалов был подготовлен главный доклад прошедших 16 апреля слушаний Общественной палаты «Национальная денежная совокупность: мощь, открытость, суверенитет». Следующие две статьи — журнальные предположения двух вторых главных докладов, раздавшихся на слушаниях. Репортаж с мероприятия просматривайте «Как усилиться, не закрываясь»

Снаружи все обстоит в полной мере благополучно: турбулентность и глобальный кризис ликвидности на фондовых рынках до тех пор пока задели нас по касательной, денежный рынок (в терминах активов, капитала, выдаваемых кредитов) увеличивается фантастическими темпами, а количественные ориентиры, заданные Стратегией развития финсектора на 2004–2008 годы, достигнуты досрочно (см. таблицу 1).

К началу нынешнего года активы русских банков уже составили 61,4% ВВП (ориентир в стратегии — 60% к началу 2009 года), капитал — 8,1% ВВП (ориентир — 8% к 2009 году), кредиты нефинансовым организациям — 26,5% ВВП (ориентир — 28%). не меньше впечатляющие темпы демонстрируют и небанковские денежные университеты (см. таблицу 2).

Таблица 1

Российский финсектор начинается опережающими темпами

Индикаторы Плановые показатели стратегии
на 1 января 2009 г. (%) Фактические показатели
на 1 января 2008 г. (%)
Отношение суммарных активов к ВВП 56–60 61,4
Отношение собственного капитала к ВВП 7–8 8,1
Отношение кредитов нефинансовым организациям к ВВП 26–28 26,5

 

Источник: расчеты «Специалиста РА» согласно данным Банка России

Таблица 2

Российский финсектор — мизерный если сравнивать с масштабами экономики

Суммарные нетто-активы денежных университетов разных типов На 1 января 2007 г. (млрд руб.) Отношение к ВВП
на 1 января 2007 г. (%) Прирост за 2006 г. (%)
Коммерческие банки 14 045,6 52,4 44,1
Паевые инвестиционные фонды 420,5 1,6 79,7
Неспециализированные фонды банковского управления 16,8 0,1 115,5
Негосударственные пенсионные фонды (собственное имущество) 509,9 1,9 48
Страховые компании 675,0 2,5 10,3

 

Источники: Банк России, «Специалист РА»

В чем же неприятность? Казалось бы, нужно только принять все меры по предстоящей защите от всемирный денежной турбулентности и удовлетворенно следить за парадным шествием отечественных денежных университетов. Но нас тревожат как минимум две фундаментальные неприятности. Во-первых, несмотря на рекордные показатели, денежная совокупность России так же, как и прежде очень не сильный.

Она не может не лишь претендовать на заметную роль на международных денежных рынках, но кроме того обеспечить текущий экономический рост. Возможно продолжительно дискутировать о том, как очень сильно ей нужно подрасти — в пять либо в тридцать раз (оценки в этом диапазоне многократно обосновывались различными авторитетными исследователями), но споров ни у кого не вызывает одно: вырасти предстоит многократно. Кроме того при условии сохранения всех нынешних благоприятных факторов сделать это в в обозримом будущем не удастся.

Во-вторых, сегодняшний рост сопровождается двумя процессами: огосударствлением денежной совокупности (Сбербанк, ВТБ, ВЭБ — Банк развития, Россельхозбанк и так потом) и проникновением зарубежного капитала. И в случае если первый из них чреват «только» вероятной утратой эффективности (в финише финишей, все в отечественных руках: национализация-приватизация — не привыкать), то второй процесс носит практически необратимый темперамент, центры принятия ответов смещаются за предел.

Это относится и уже привычной кредитной подпитки, и, что более принципиально важно, активной скупки денежных университетов. Всего за пара лет мы лишились чуть ли не половины страхового сегмента, чужестранцы деятельно захватывают банковский рынок: лишь в течение 2007 года часть нерезидентов в капитале финансовой системы выросла с 15,9 до 25,1%! Русские финансисты практически стоят в очереди на продажу.

Фактически вся логика развития денежных университетов за последние пара лет строится около очевидной цели: нарастить количества, привести в порядок внешний вид и поскорее отыскать западного инвестора. Заморским новичкам отечественное нынешнее умеренно активное развитие именно по вкусу: с одной стороны, совокупность начинается, с второй — с довольно маленькими ресурсами возможно неспешно давить российских соперников.

На этом фоне, к сожалению, не ведутся кроме того дискуссии о прорывных разработках в постройке денежной совокупности. В лучшем случае привычно обсуждаются смежные темы, сами по себе не решающие основной задачи.

К примеру, таргетирование инфляции и стерилизационная политика — магистральные идеи русских монетарных правительства — к ожидаемому понижению уровня инфляции так и не привели. Но подтолкнули, к примеру, развитие порочной модели аутсорсинга денежной совокупности (на данный момент. ниже).

Деятельно продвигаются кроме этого идеи превращения Москвы в интернациональный денежный центр, свободной конвертируемости рубля, уменьшения числа и низких ставок банков и страховщиков — якобы для увеличения устойчивости рынка. Все это фальшивые цели, только фрагментарно охватывающие отдельные области денежной совокупности. К примеру, в полной мере реально создать вправду замечательный денежный центр в Москве.

Для этого, по сути, нужно льготное налогообложение, изрядная порция и хорошая инфраструктура пиара. Но это ли необходимо отечественной экономике? Вряд ли, в случае если мы говорим о глобальных целях.

Что нам вправду нужно, так это создание денежной совокупности, соразмерной масштабам экономики и талантливой обеспечить России конкурентоспособность и экономический суверенитет на интернациональной арене. Соответственно, она обязана дать социальную стабильность и поддержать ускорение экономразвития.

Какая совокупность нам нужна?

конкурентоспособность и Суверенитет, адекватность экономике и амбициям… Что стоит за этим? Какими чертями, хотя бы в нулевом приближении, обязана владеть русский денежная совокупность?

В первую очередь, как это ни очевидно, нужен замечательный источник долгих и недорогих инвестиций. Для сохранения высоких темпов экономического подьема (к примеру, уже привычных 6–8%) и производства конкурентоспособных на внутреннем рынке товаров нужно совершить значительное обновление очень устаревших главных фондов и практически заново создать практически всю дорожно-транспортную, жилищно-коммунальную и прочую инфраструктуру жизнеобеспечения.

Представление об уровне износа в русском экономике дают цифры Российского статистического ежегодника: в целом по экономике на финиш 2006 года износ фондов (вычислен как отношение остаточной к полной учетной цене) составил 46%. Переломить тенденцию роста степени износа удалось только в обрабатывающих производствах, в то время как в капиталоемких инфраструктурных секторах (распределение и производство электричества, газа и воды, связь и транспорт) неприятность изношенности главных фондов пока только усугубляется.

Темпы обновления главного капитала, достигнутые в 2006 году, разрешали только поддерживать уровень износа главных фондов на уровне 45–46%. В качестве приемлемого уровня текущего износа, разрешающего русским производителям достойно соперничать с импортом, возможно разглядывать показатель 25–30%. В течение пяти лет при расчетном сроке работы главных средств 10–12 лет это потребует 7–10 трлн рублей (в стоимостях 2007 года) ежегодных инвестиций в главный капитал.

В случае если ставить задачу полного замещения фондов, сумма нужных инвестиций удвоится. Увидим, что тут речь заходит только о физическом износе, что разрешает вычислить отечественная бухгалтерская практика. Моральный же износ (именно на него нужно ориентироваться, говоря о конкурентоспособности) значительно выше, и тут уже речь заходит о десятках триллионов рублей каждый год.

В противном случае говоря, минимальную совокупную потребность в инвестициях возможно оценить минимум в 30–50 трлн рублей в год, что сопоставимо с уровнем годового ВВП. на данный момент совокупные кредиты банков нефинансовому сектору, включая ссуды на неинвестиционные цели, составляют только около трети от ВВП.

Второй ориентир мощности денежной совокупности задают экономически развитые государства. В этих государствах суммарные активы денежных университетов всех типов в четыре—шесть раз превышают годовой ВВП, причем приблизительно добрая половина суммарных активов приходится на институциональные долговременные инвестиционные фонды (пенсионные, по страхованию судьбы и так потом). Активы российского финсектора составляют сейчас около 65% ВВП.

Что касается долгих денег, то обстановка легко катастрофическая. Всего лишь 2,1% ВВП — это активы негосударственных пенсионных страховщиков и фондов судьбы. Кредиты, выдаваемые более чем на три года, еще уникальность (менее четверти выданных кредитов).

Облигации, даже если они выпускаются на срок в пара лет, имеют на самом деле годовую срочность, потому, что оферта устанавливается на период до года. Наконец, вопрос о безотзывных вкладах до сих пор не решен — все вклады населения в банках по факту являются вкладами до востребования. Пожалуй, лишь лизинг на данный момент есть неким источником долговременных инвестиций для растущей экономики.

Но так как и лизинговым компаниям сложно фондироваться под сделки — кроме того не обращая внимания на сильные связи и стопроцентное обеспечение с банками.

Так, тождественный размер активов отечественной денежной совокупности лежит в диапазоне 70–200 трлн рублей. Таких ресурсов в стране нет и не просматривается. А нет денег — нечего и сказать ни о ставках, ни о сроках.

Следующая серьёзная черта: денежная совокупность должна быть действенной, иными словами, снабжать изменение внутренних сбережений в инвестиции с мельчайшими транзакционными издержками. До тех пор пока КПД российских денежных университетов не выдерживает никакой критики: разрыв между источниками ресурсов (валовым сбережением) и инвестициями (валовым накоплением) сохраняется на уровне 6–10% ВВП, что мешает развертыванию масштабной инвестиционной активности.

Одна из наиболее значимых обстоятельств аналогичного разрыва — сложившаяся практика «аутсорсинга» функций денежной совокупности, в рамках которой долговременные накопления страны размещаются на внешнем рынке под 3–4% годовых, а банки завлекают в том месте же маленькие ресурсы под 8–11%. Отличие в 4–6%, которая достается зарубежным денежным университетам за «распределение рисков», — те самые транзакционные издержки.

Последствия «аутсорсинга» денежной совокупности сводятся к тому, что потенциальные инвестиции в русского экономику вынуждены проходить еще один круг, перед тем как достигнут конечных потребителей, а кредитная маржа оседает вне России, в государствах — провайдерах кредитных ресурсов. Эта практика стала причиной образованию внешней «воронки», затягивающей внутренние инвестиции. Кроме прямых утрат в виде маржи русский денежная совокупность кроме этого несет косвенные утраты в виде потерянной пользы, которую российские денежные университеты имели возможность бы взять за счет упрочнения собственной ресурсной базы при включении национальных сбережений в национальный денежный оборот.

Функция борьбы с инфляцией была возложена на монетарные власти вопреки очевидной тенденции усиления немонетарных факторов в структуре повышения цен. В это же время для растущей экономики недоинвестирование есть значительно более страшным причиной, чем умеренная инфляция.

Конфликт целей сейчас мешает масштабному развертыванию механизмов неинфляционной кредитной экспансии, в рамках которой внешние ресурсы смогут идти, во-первых, на приобретение зарубежных технологий и активов и, во-вторых, на удовлетворение инвестиционного спроса. В долговременном периоде расширенное предложение инвестиционного финансирования увеличивает производственные возможности, снижает издержки и оказывает понижательное давление на инфляцию.

Какие конкретно задачи обязан решать финсектор?

Во-первых, денежная совокупность обязана содействовать действенной аллокации ресурсов в экономике. Речь заходит о распределении не лишь ресурсов, в настоящее время находящихся в распоряжении сектора, но и тех, каковые возможно смогут быть пропущены через денежную совокупность.

Необходимость реализации масштабных инфраструктурных проектов, а также и с применением механизма лично-национального партнерства, требует создания формирования распределения новых и правил ресурсов каналов финансирования. Распределение ресурсов и рисков — то, с чем денежный рынок справляется значительно лучше государственного служащего.

На практике исполнению данной функции мешает, в частности, слабость национальной инфраструктуры управления рисками (страховые компании, рейтинговые агентства, кредитные бюро). Пропуская ресурсы через денежную совокупность, мы получаем более оценки и чёткой спецификации рисков, установления рыночных ставок и в конечном счете неинфляционной кредитной экспансии.

В-вторых, финсектор обязан помогать реализации социальных функций страны. Речь заходит в первую очередь о увеличении доступности денежных одолжений, предоставлении инфраструктуры для распределения средств участникам национальных программ, развитии пенсионного обеспечения, страхования, образовательного кредитования и социальной ипотеки. В конечном счете это формирование среднего класса, стабильного общества, решение проблемы соцгарантий и пенсий.

Базисные социальные условия будут в катастрофическом состоянии. здоровья большинства и Защита жизни населения практически отсутствует. В России на данный момент более 38,5 млн пенсионеров, а к 2020 году их число может вырасти еще на треть. В случае если вычислять приличной пенсию в размере 20 тыс. рублей (не смотря на то, что и этого мало), — необходимо уже на данный момент 770 млрд рублей в месяц для таких пенсий, а через 12 лет — не меньше 1,5 трлн рублей (с учетом роста и инфляции демографической нагрузки). Задумайтесь — в месяц!

И это очень консервативная оценка. на данный момент все активы негосударственной пенсионной совокупности включая долговременное страхование судьбы — немногим более 480 млрд рублей — чуть более 2% ВВП, в то время как должно быть в десятки раза больше.

В-третьих, денежная совокупность будет базой для экспансии русского бизнеса на внешние рынки и являться рычагом с целью проведения политики по упрочнению денежного суверенитета. Под суверенитетом мы понимаем не лишь возможность стабильного развития национальной экономики в негативных внешних условиях, но и формирование в России независимого и влиятельного центра принятия ответов в денежной сфере, трудящегося в заинтересованностях русских инвесторов на внутреннем и внешнем рынках. До тех пор пока на это нацелены лишь госбанки, не смотря на то, что ответ данной задачи нереально без сохранения замечательных частных денежных университетов.

Обращение не идет о твёрдом протекционизме, но проигнорировать эти события запрещено: зарубежный банковский капитал имеет достаточно тесные связи с базирующимися в развитых государствах транснациональными компаниями и по данной причине возможно не заинтересован в кредитной помощи соперничающих отраслей экономики. Более того, проводя зарубежную экспансию, транснациональные банки, в большинстве случаев, ориентируются на стимулирование потребительского, а не инвестиционного спроса.

Кредитуя физических лиц, они стимулируют спрос в первую очередь на импортные товары, что уменьшает потенциал роста настоящего сектора национальной экономики. Доминирование зарубежных денежных университетов может привести к тому, что мы утратам всяческий контроль над ставками, условиями и объёмами финансирования. Результатом может стать рост издержек, понижение конкурентоспособности отдельных отраслей.

Дремлющие резервы

Просматриваются три главные группы ресурсов, каковые имели возможность бы обеспечить качественный рост денежной совокупности. Первая — частного сектора и средства населения, вторая — средства страны, квазигосударственных структур и специальных фондов, третья — недокапитализированные активы.

Задействовать в полной мере первую группу очень принципиально важно и с точки зрения становления базисных университетов отечественной денежной совокупности, и с точки зрения обеспечения социальной стабильности. Но сделать скоро

Онлайн-трансляция открытой встречи Я уничтожу всех женщин!

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: