Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Эти советы составлены на основании распоряжения Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р О введении в воздействие методических рекомендаций о нормах расхода ГСМ (горче-смазочных материалов). И дополнений в распоряжениях Минтранса РФ от 14 мая 2014 N НА-50-р и Минтранса РФ от 14 июля 2015 N НА-80-р. Детальная информация о расходе горючего по моделям автотранспорта представлена в приложениях распоряжений.

Методические советы смазочных расхода материалов и нормы топлива на автомобильном транспорте с учетом поправок на 2015-2016 годы.

Неспециализированные положения

  1. Методические советы смазочных расхода материалов и Нормы топлив на автомобильном транспорте (потом — нормы расхода горючих) предназначены для транспортных фирм, организаций, занятых в совокупности контроля и управления, предпринимателей и др. независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и особый подвижной состав на шасси машин на территории РФ.
  2. В данных советах приведены значения базисных, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода горючих для автомобильного вагонов неспециализированного назначения. Так же нормы расхода горючего на работу особых машин, порядок применения норм, формулы и способы расчета нормативного расхода горючих при эксплуатации, справочные нормативные эти по расходу смазочных специальных жидкостей и материалов, значения зимних надбавок и др.
  3. Норма расхода ГСМ применительно к автотранспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки либо модификации.

смазочных расхода материалов и Нормы топлив на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода горючих по месту потребления, для ведения статистической и своевременной отчетности, других себестоимости видов и определения перевозок транспортных работ. И для планирования потребности фирм в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению фирм, энергосбережения режима и осуществления экономии потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода ГСМ различают базисное значение расхода горючих, которое определяется для каждой модели, марки либо модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода горючих, учитывающее делаемую условия эксплуатации и транспортную работу автомобиля.

Нормы расхода горючих для машин

4. Порядок установки норм

Нормы расхода горючих смогут устанавливаться для каждой модели, модификации и марки эксплуатируемых машин и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств в соответствии с их классификации и назначению. Нормы включают расход горючих, нужный для осуществления транспортного процесса. Расход горючих на технические, гаражные и другие внутренние хозяйственные потребности, не связанные конкретно с технологическим процессом грузов и перевозок пассажиров, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается раздельно.

Для машин установлены следующие виды норм:

  • базисная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
  • транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
  • автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
  • самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
  • транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузовика учитывает дополнительный к базисной норме расход горючего при перемещении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом либо полуприцепом без груза и с грузом либо с применением установленных ранее коэффициентов на каждую тонну груза, массы прицепа либо полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для машин, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — либо с применением точных расчетов, делаемых по особой программе-методике конкретно для каждой конкретной марки, типа и модификации АТС.

Базисная норма расхода горючих зависит от конструкции автомобиля, его систем и агрегатов, категории, назначения и типа автомобильного вагонов (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида применяемых горючих, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, режим движения и типизированный маршрут в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного перемещения.

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базисную норму и зависит либо от грузоподъемности, либо от нормируемой загрузки пассажиров, либо от конкретной массы груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на базе базисной либо транспортной нормы с применением поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Нормы расхода горючих на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

  • для бензиновых и дизельных машин — в литрах бензина либо дизтоплива;
  • для машин, трудящихся на сжиженном нефтяном газе (СНГ), — в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л СНГ, не более (рекомендуемая норма в пределах 1,22 +/- 0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от особенностей пропан-бутановой смеси);
  • для машин, трудящихся на сжатом (компримированном) природном газе (КПГ) — в обычных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1 +/- 0,1 куб. м СПГ (в зависимости от особенностей газа);
  • для газодизельных машин норма расхода сжатого газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (либо в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов увеличения либо понижения исходного значения нормы. Значения коэффициентов устанавливаются согласно решению юрлица либо личного предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию транспортного средства (АТС).

5. Нормы расхода горючих увеличиваются при следующих условиях.

Работа автотранспорта зимой в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20% (включительно — и потом по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2.

Работа автотранспорта на дорогах неспециализированного пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, пригородные зоны и посёлки, при высоте над уровнем моря:

  • от 300 до 800 м — до 5% (нижнегорье);
  • от 801 до 2000 м — до 10% (среднегорье);
  • от 2001 до 3000 м — до 15% (высокогорье);
  • более чем 3000 м — до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах со сложным замыслом (вне пределов городов и пригородных территорий), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее сорока метров (либо из расчета на 100 км пути — около 500):

  • на дорогах неспециализированного пользования I, II и III категорий — до 10%,
  • на дорогах неспециализированного пользования IV и V категорий — до 30%.

Работа автотранспорта в городах с населением (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р):

  • более чем 5 млн. человек — до 35%;
  • от 1 до 5 млн. человек — до 25%;
  • от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;
  • от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;
  • до 100 тыс. человек — до 5% (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного перемещения).

При работе автотранспорта, требующая нередких технологических остановок, которые связаны с выгрузкой и погрузкой, высадкой и посадкой пассажиров. И маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовики малого класса, машины типа пикап, универсал и т.п. включая перевозки продуктов и небольших грузов, обслуживание почтовых коробок, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, калек, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; наряду с этим остановки у светофоров, переездов и перекрёстков не учитываются):

  • нередкие технологические остановки — до 10%.

При перемещении машин с пониженной средней скоростью перемещения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, страшных грузов, грузов в стекле и иных аналогичных грузов, при перемещении в колоннах при сопровождении АТС машинами прикрытия):

  • в диапазоне 20 — 40 км/ч — до 15%,
  • со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.

При обкатке новых машин и вышедших из капремонта (пробег определяется производителем техники):

  • обкатка — до 10%.

При централизованном перегоне машин своим ходом

  • в одиночном состоянии либо колонной — до 10%;
  • при перегоне-буксировке машин в спаренном состоянии — до 15%;
  • при перегоне-буксировке в строенном состоянии — до 20%.

Для машин, находящихся в эксплуатации:

  • более пяти лет либо с неспециализированным пробегом более 100 тыс. км — до 5%;
  • более восьми лет либо с неспециализированным пробегом более 150 тыс. км — до 10%.

При работе грузовиков, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п.:

  • не учитывая транспортной работы — до 10%.

При работе машин в качестве технологического транспорта, включая работу в предприятия:

  • технологический транспорт — до 20%.

При работе особых машин (патрульных, киносъемочных, пожарных, машин скорой помощи, машин фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), делающих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при нередких остановках, перемещении задним ходом и т.п.

  • особый транспорт маневрирование — до 20%.

При работе в карьерах (не считая особых карьерных АТС), при перемещении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

  • для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%,
  • для АТС с полной либо частичной загрузкой автомобиля — до 40%.

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях во время сезонной распутицы, снежных либо песчаных заносов, при гололедице и сильном снегопаде, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях

  • для дорог I, II и III категорий — до 35%,
  • для дорог IV и V категорий — до 50%.

При учебной езде:

  • на дорогах неспециализированного пользования — до 20%;
  • на намерено отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при движении и частых остановках задним ходом — до 40%.

При применении установки климат-контроль (независимо от времени года)

  • при перемещении автомобиля — до 7%.

При применении кондиционера (использование данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается):

  • при перемещении автомобиля — до 7%

Нормы расхода горючего для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, особых и специальных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой аналогичных норм, фабриками-изготовителями

дополнительного оборудования либо АТС (нормируются в л/час).

При применении кондиционера на стоянке нормативный расход горючего устанавливается из расчета за один час простоя с трудящимся двигателем, то же на стоянке при применении установки климат-контроль (независимо от времени года):

  • за один час простоя с трудящимся двигателем — до 10% от базисной нормы.

При простоях машин под погрузкой либо разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности либо вторым действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, особые склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, другие объекты и банки), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем от базисной нормы за один час простоя:

  • вынужденный несложный автомобиля с включенным двигателем — до 10%

В зимнее либо холодное (при средней за сутки температуре ниже +5 `C) время года на стоянках при прогрева автомобилей и необходимости пуска и автобусов (в случае если нет свободных отопителей), и на стоянках в ожидании пассажиров (а также для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход горючего из расчета за один час от базисной нормы:

  • стоянка (простй) с трудящимся двигателем — до 10%

Допускается на основании ответа юрлица либо личного предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:

  • на внутригаражные технические надобности и разъезды транспортных фирм (технические осмотры, регулировочные работы, приработка других агрегатов и деталей двигателей машин по окончании ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход горючего до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с учётом и обоснованием фактического количества единиц АТС, применяемых на этих работах);
  • для марок и модификаций машин, не имеющих значительных конструктивных трансформаций если сравнивать с базисной моделью (с однообразными характеристиками двигателя, коробки передач, основной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базисной модели собственной массой, устанавливать базисную норму расхода горючих в тех же размерах, что и для базисной модели;
  • для марок и модификаций машин, не имеющих вышеперечисленных конструктивных трансформаций, но отличающихся от базисной модели лишь собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода горючих смогут определяться:
  • на каждую тонну повышения (уменьшения) собственной массы автомобиля с повышением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для машин с бензиновыми двигателями,
  • из расчета до 1,3 л/100 км — с дизельными двигателями,
  • из расчета до 2,64 л/100 км для машин, трудящихся на сжиженном газе,
  • из расчета до 2 куб. м/100 км для машин, трудящихся на сжатом природном газе;
  • при газодизельном ходе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м газа и
  • до 0,25 л/100 км ДТ, из расчета на каждую тонну трансформации собственной массы автомобиля.

6. Норма расхода горючих может понижаться.

При работе на дорогах неспециализированного пользования I, II и III категорий за пределами пригородной территории на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) — до 15%.

В том случае, в то время, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной территории вне границы города, поправочные (муниципальные) коэффициенты не используются.

При необходимости применения в один момент нескольких надбавок норма расхода горючего устанавливается с учетом суммы либо разности этих надбавок.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина либо дизтоплива для газобаллонных машин в следующих случаях:

  • для заезда в ремонтную территорию и выезда из нее по окончании проведения технических действий — до 5 л жидкого горючего на один газобаллонный автомобиль;
  • для работы и запуска двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого горючего в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, зимой дополнительно учитываются зимние надбавки в соответствии с Приложению N 2;
  • на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25% от общего расхода горючего на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого горючего для газобаллонных машин осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базисных машин.

Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается применение скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базисным нормам расхода горючих, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, либо дополнительных коэффициентов (надбавок) к базисным нормам расхода горючих при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода горючих (отсутствующие в данном документе), согласно решению юрлица либо личного предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС смогут вводиться базисные нормы, созданные по личным заявкам в соответствии с правилами научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по особой программе-методике.

7. автомобили

Для автомобилей нормативное значение расхода горючих рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D). (формула 1)

  • Qн — нормативный расход горючих, л;
  • Hs — базисная норма расхода горючих на пробег автомобиля, л/100 км;
  • S — пробег автомобиля, км;
  • D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка либо понижение) к норме, %.

Базисные нормы расхода:

8. Автобусы

Для автобусов нормативное значение расхода горючего рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T. (формула 2)

  • Qн — нормативный расход горючих, л;
  • Hs — транспортная норма расхода горючих на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по назначению и классу автобуса загрузкой пассажиров);
  • S — пробег автобуса, км;
  • Hот — норма расхода горючих при применении штатных свободных отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;
  • T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;
  • D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка либо понижение) к норме, %.

9. Грузовые бортовые машины

Для грузовых автопоездов и бортовых автомобилей нормативное значение расхода горючих рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D). (формула 3)

  • Qн — нормативный расход горючего, л;
  • S — пробег автомобиля либо автопоезда, км;
  • Hsan — норма расхода горючих на пробег автомобиля либо автопоезда в снаряженном состоянии без груза;

Hsan = Hs + Hg x Gпр. л/100 км,

  • Hs — базисная норма расхода горючих на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
  • Hg — норма расхода горючих на дополнительную массу прицепа либо полуприцепа, л/100 т.км ;
  • Gпр — личная масса прицепа либо полуприцепа, т;
  • Hw — норма расхода горючих на транспортную работу, л/100 т.км ;
  • W — количество транспортной работы, т.км. W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т;
  • Sгр — пробег с грузом, км);
  • D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка либо понижение) к норме, %.

Для грузовых автопоездов и бортовых автомобилей, делающих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базисной норме, норма расхода горючих возрастает (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега). И при работе грузовых бортовых машин, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода горючих (л/100 км) на пробег автопоезда возрастает (из расчета в литрах на каждую тонну собственной полуприцепов и массы прицепов) в зависимости от вида применяемых горючих:

  • для бензина — до 2 л;
  • ДТ — до 1,3 л;
  • сжиженного нефтяного газа (СНГ) — до 2,64 л;
  • сжатого газа (СПГ) — до 2 куб. м;
  • при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 куб. м газа и до 0,25 л ДТ.

10. Тягачи

Для седельных тягачей нормативное значение расхода горючих рассчитывается подобно грузовым автопоездам и бортовым автомобилям с полуприцепами и прицепами по формуле (3).

11. Самосвалы

Для самосвальных-автопоездов и автомобилей самосвалов нормативное значение расхода горючих рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x Z. (формула 4)

  • Qн — нормативный расход горючих, л;
  • S — пробег автомобиля-самосвала либо автопоезда, км;
  • Hsanc — норма расхода горючих автомобиля-самосвала либо самосвального автопоезда: Hsanc = Hs + Hw x (Gпр + 0,5q). л/100 км,
  • Hs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;
  • Hw — норма расхода горючих на транспортную работу автомобиля-самосвала (в случае если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа либо полуприцепа, л/100 т x км;
  • Gпр — личная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
  • q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q — с коэффициентом загрузки 0,5), т;
  • Hz — дополнительная норма расхода горючих на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;
  • Z — количество ездок с грузом за смену;
  • D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка либо понижение) к норме, %.

При работе машин-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (в случае если для автомобиля рассчитывается базисная норма, как для седельного тягача) норма расхода горючих возрастает на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5):

  • бензина — до 2 л;
  • ДТ — до 1,3 л;
  • сжиженного газа — до 2,64 л;
  • газа — до 2 куб. м.

Для автопоездов-и автомобилей самосвалов дополнительно устанавливается норма расхода горючих (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах разгрузки и погрузки:

  • до 0,25 л жидкого горючего (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м газа) на единицу самосвального вагонов;
  • до 0,2 куб. м газа и 0,1 л ДТ ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных машин-самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма расхода ДТ на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы машин-самосвалов с коэффициентом нужной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход горючих равно как и для бортовых машин по формуле (3).

Тэги: нормы гсм, нормы горючего, списания гсм, 2015, расход гсм.

Источник: avtouchet.ru

Нормы расхода ГСМ уточнены

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Как определить норму расхода топлива

    Наши партнеры Материал подготовлен экспертами редакции издания бухгалтерский учёт и Налоги Обновленные Нормы расхода горючего: популярно для бухгалтера…

  • Расчет расхода топлива автомобиля

    Расчёт расхода горючего автомобиля изменяется в зависимости от модели, условий эксплуатации, их назначения, но в целом его способы весьма похожи. Для…

  • Как считать расход топлива

    По этому документу возможно посчитать расход машин, трудящихся на газу. Для машин, трудящихся на сжиженном нефтяном газе (пропан), — в литрах из расчета…

  • Нормы расхода топлива: как безопаснее списать гсм

    Когда компания получает или берет в аренду автомобиль, в учете появляется постоянная статья затрат — бензин ГСМ). Его возможно списывать на основании…

  • Как применять новые нормы расхода гсм

    Статьи по теме В прошлом номере мы коротко говорили об опубликованных сравнительно не так давно новых нормах смазочных материалов и расхода топлива на…

  • Расчет нормы расхода материала

    Б. Способами холодной штамповки. Расчет нормы расхода материала на изготовление подробности из листав мерной либо кратной длины создают по формуле…