Обзор состояния автокредитного рынка, итоги 2001г.

Обзор состояния автокредитного рынка, итоги 2001г.

В случае если сравнить то, что происходило на рынке автомобильных кредитов, всего один годом ранее, то возможно заявить, что идет уверенный, не смотря на то, что и мало медленный количественный и качественный рост /Кулешов Антон/.

Свидетельствами этому являются:

  • Рост числа кредитных объёмов и покупателей кредитования,
  • Большое распространение предложения кредитов при продаже автомобилей. В случае если годом ранее факт рекламы кредита был скорее исключением, то сейчас любой большой автосалон имеет в каком-то виде предложение по продаже машин в долг. Обычно реклама продаж машин строится не около преимуществ автомобили либо качества либо цены сервиса, а около доступности кредита (Форд, Пежо, Фольксваген).
  • Повышение числа банков, предлагающих кредиты частным лицам. Годом ранее в Москве возможно было назвать пять банков: ИБК, Пробизнесбанк, Межпромбанк, 1ОВК (все трудившиеся по схеме Инвестиционного Фонда США-Россия) и Райффайзенбанк, каковые засветились в автокредитовании, наряду с этим лишь три из них практически вели бизнес, а также лишь один — деятельно. За 2001г. число банков, занимающихся автокредитованием, возросло на 4. Само собой разумеется, это мало, но хорошая тенденция на лицо. В Петербурге финиш 2000-2001г. — это тот период, в то время, когда автомобильные кредиты стали предлагать главные наибольшие банки города: Сбербанк, Промстройбанк, Банк Петербург, Балтийский Банк.
  • совершенствование и Усложнение кредитных продуктов. За прошедший год стало возмможно забрать кредит на приобретение б/у автомобиля, и в первый раз показалась схема кредитования с остаточной ценой, в то время, когда 30% тела кредита гасится единовременно в конце срока кредитования, что за счет переноса выплаты значительной части кредита на конец сделки ведет к понижению для заемщиков ежемесячных выплат по кредиту приблизительно на четверть.
  • Отход от пилотного бизнеса в партнерстве с Инвестиционным Фондом США-Россия, включение банками собственной ресурсной базы. Об этом свидетельствует ценовая политика и ветхих, и новых участников рынка, в частности, коррекция (в сторону увеличения) ставок по кредитам, имевшая место весной и летом этого года в таких банках как ИБК, Балтийский, Промстройбанк Петербурга.

pВывод: имеет место медленное становление рынка автомобильных кредитов для частных лиц. Это прекрасно. Но в этом же выводе содержится не только позитив, но и мало негатива — рост автокредитования не таковой большой, он какой-то размеренный а также вялый.

Автокредитование кроме того отдаленно не напоминает то, что возможно с уверенностью назвать хорошей аналогией автокредитованию — это рынок автострахования. В том месте кипят страсти, идут конкурентные войны, в том месте борятся за клиента, тратятся рекламные бюджеты. Тут все негромко и тихо.

Казалось бы сходные (не по экономике, но по роли) бизнесы, но в одном уже сейчас крутятся миллионы американских долларов, существуют десятки компаний, трудятся тысячи сотрудников, а в втором — от силы 20 банков, из них добрая половина в Москве, от силы полсотни экспертов …

Тенденции 2001г.

Привлекают внимание тенденции и следующие результаты 2001г.:

1. Случилось понижение роли Инвестиционного Фонда США-Россия [далее Фонд], что первоначально, в частности в 1997-98, а после этого по окончании кризиса повторно в 1999-2000 годах был инициатором вовлечения столичных банков в автокредитование и в чем-то главенствовал действующим лицом. Автокредитный бизнес тогда строился так, что столичные банки (из немосковских так же трудились Балтийский в Питере и НБД-Банк в Нижнем Новгороде) выдавали розничные кредиты по стандартам, установленным Фондом, а позже приобретали оптовые транши, покрывавшие всю сумму выданных кредитов.

ставки и Сроки по этим кредитам от Фонда были не рыночными, а более чем льготными, и это разрешало, во-первых, выдавать кредиты на срок до 2х лет, и держать хорошую маржу на уровне 7-8% годовых. Инвестиционный Фонд США-Россия есть некоммерческой организацией, финансируемой Американским руководством с идеей развивать рыночную экономику в Российской Федерации.

Как раз исходя из этого Фонд может позволить себе вкладывать деньги в операции, не приносящие ему прибыли, а в действительности большинство операций Фонда легко убыточна. Автокредитованием Фонд занялся вследствие того что развитие потребительского кредитования отвечало параметрам функционирования Фонда, но сейчас в разделе потребительского кредитования приоритет отдается ипотеке, а помощь автокредитования свернута.

Что, в принципе, верно, потому, что начальные цели Фонда были достигнуты, а предстоящая нерыночная помощь банков не разрешает им создавать не игрушечные, а жизнеспособные автокредитные продукты. Та игла недорогих и долгих кредитов от Фонда сыграла плохую шутку с этими банками как Пробизнесбанк и Межпромбанк, в то время, когда в 2000г., начав деятельно продвигать собственные продукты, эти банки к середине года поняли, что денег от Фонда больше нет (дело в том, что у самого Фонда тогда были временные неприятности с своим финансированием), и этим банкам было нужно, во-первых, свернуть продвижение и рекламу кредитов, во-вторых, пересмотреть источники и свои продукты их финансирования, и, наконец, самое нехорошее, что эти банки утратили лицо в отношении собственных партнерских автосалонов, каковые стали отдавать предпочтение Инвестиционной Банковской Корпорации. Этот тогда единственный банк решил развивать автокредитование за счет собственных средств, и как раз тогда ИБК и заняла собственный лидирующее положение, которое оспорить уже сложно.

2. Итак, неоспоримым фаворитом автокредитования в Москве есть Инвестиционная Банковская Корпорация — относительно маленький столичный банк, что, тем не меньше, выстроил прекрасно трудящийся бизнес по выдаче потребительских кредитов. Любому, кто профессионально занимается автокредитованием, возможно порекомендовать обратить внимание на данный банк, потому, что практика подтвердила, что именно его приёмы и подходы к организации автокредитного бизнеса были самыми верными.

3. Возможно заявить, что в 2001г. наконец-то автокредитование [по крайней мере в Москве] превысило докризисные показатели. Представители банков и автосалоны говорят о большом спросе на автомобильные кредиты, а кое-какие утверждают, что количества новых кредитов составляют более 1 миллиона долларов в месяц.

4. На рынке сложились и стали общепризнанными простые условия автокредитования, которым приблизительно следуют все банки-участники рынка: часть кредита в цене автомобили 70% для иномарок, добрая половина для отечественных, ставки кредитования на уровне 15-18% годовых в долларах США, срок 2-2,5 года максимум, необходимое страхование.

5. Те банки, что приходят на рынок на данный момент, к примеру, Собинбанк [ранее из кредитных продуктов для частных лиц данный банк занимался по большей части ипотечными кредитами, а с декабря 2001г. он занялся и автокредитованием] ищут какие-то ниши чтобы продвинуть собственный продукт — в противном случае все места уже заняты. Собинбанк продвигает себя по двум направлениям: а) самая низкая на рынке ставка по кредитам — 15%, раньше такая была только у ИБК, но тот в августе повысил ставку до 18% годовых, б) самые демократические условия одобрения — минимум документов и бумаг — паспорт, армейский билет, диплом.

6. Не обращая внимания на все цифры и оптимистические слова рынок автомобильных кредитов однобок — банки ориентируются лишь на клиентов иномарок. По понятным обстоятельствам: высокие накладные затраты на сделку и довольно непривлекательный кредитный профиль клиента недорогого отечественного автомобиля — банки предпочитают кредитовать тех, кто берёт иномарки.

Подходы к автокредитованию

Их в сущности два: условно назовем их подход Фонда США-Россия [этот подход с вариациями и без таковых реализуют большая часть банков: к примеру, ИБК, Пробизнесбанк, МПБ, 1семь дней, Райффайзенбанк, Собинбанк, Содбизнесбанк, Объединенный Банк] и подход Банка Русский Стандарт, у которого пока не видно последователей.

Большая часть банков ориентируется:

  • С позиций клиента — на высокооплачиваемых работников стабильных коммерческих фирм (нужно руководящий состав), и на руководителей и владельцев собственных компаний.
  • С позиций машин — на средние по цене новые иномарки, реализовываемые официальными дилерами западных производителей машин. Банки устанавливают минимальую сумму кредита на уровне 2 (ИБК) либо кроме того 5 (МПБ) тысяч американских долларов, что полностью исключает возможность получения кредита на машину отечественного производства.
  • Наряду с этим кредиты выдаются на срок до 2-3 года под в среднем 15-18% годовых. Клиент обязан внести приблизительно 30% стоимости автомобили самостоятельно. В качестве обеспечения кредита оформляется залог на получаемый автомобиль. При этом клиент обязан застраховать автомобиль в пользу банка.

Обычной кредитной сделкой по таковой схеме будет приобретение нового автомобиля Фольксваген Бора. При розничной цене 18 с половиной тысяч долларов клиент обязан будет заплатить начальный взнос в размере 5550 долларов (30%), а после этого выплачивать в течение двух с половиной лет по 520 долларов в месяц. Дополнительно клиент оплатит требуемую банком страховку автомобиля (приблизительно 2000 долларов) и плату за нотариальное оформление соглашения залога 270 долларов.

Всего за автомобиль нужно будет заплатить 24 с половиной тысячи.

Второй подход реализуется Банком Русский Стандарт. Авторедитная программа в этом банке есть развитием программы кредитования населения на цели приобретения бытовой техники. С некоторых пор кроме бытовых электроплит, музыкальных центров, видеокамер и телевизоров, банк может дать кредит и на приобретение автомобиля:

  • С позиций клиента — банк не имеет особых явных предпочтений, его одинаково устраивают и руководящий работник, и менеджер среднего звена, и, возможно, простой сотрудник простого предприятия.
  • С позиций машин — банк выдает кредиты лишь до 100 тысяч рублей (т.е. приблизительно 3 с половиной тысячи долларов). Не смотря на то, что возможно высказать предположение, что кто-то заберёт таковой кредит на приобретение дорогой иномарки (для случая Фольксваген Бора ему было нужно бы доплатить за счет собственных средств 15 тысяч долларов), но более подходящим таковой кредит есть для приобретений отечественных автомашин.
  • Наряду с этим кредиты выдаются на срок до 1 года под в среднем 40% годовых. Клиент обязан внести 20% стоимости автомобили самостоятельно. Банк не требует страхования автомобиля в собственную пользу.

Обычной кредитной сделкой по таковой схеме будет приобретение нового автомобиля ВАЗ. При розничной цене 125 тысяч рублей клиент обязан будет заплатить из собственных средств 25 тысяч рублей (20%), а после этого выплачивать банку в течение 12 месяцев по 10250 рублей. Всего за автомобиль нужно будет заплатить 148 тысяч рублей.

nbsp Подход Фонда США-Россия (Пробизнесбанк, Интернациональный Промышленный Банк, Инвестиционная Банковская корпорация, Банк 1ое ОВК, Райффайзенбанк, Объединенный Банк) Банк Русский стандарт
Возможность приобрести иномарку либо отечественный автомобиль В основном иномарки В основном отечественные машины
Большая сумма кредита Порядка 30 тысяч долларов 100 тысяч рублей (3,5 тысячи долларов)
Начальный взнос за счет средств клиента не меньше 30% Не мене 20%
Ставка по кредиту 15-18% 40%
Срок кредитования До 3 лет 1 год
Необходимые дополнительные затраты Страхование автомобиля, автогражданской отвественности и жизни клиента Отсутствуют

Обрисованные выше два различных подхода к выдаче автомобильных кредитов фактически ни в чем не сходятся и не соперничают между собой:

  • С одной стороны имеется довольно долгий и довольно недорогой кредит на приобретение дорогой иномарки.
  • Иначе — маленький и дорогой (в смысле ставки) кредит на приобретение недорогой отечественной автомобили.

Хотелось бы подчернуть, что за счет маленького срока кредитования ежемесячные выплаты по автомобилю ВАЗ в Банке Русский Стандарт будут приблизительно равны с выплатами за автомобиль класса Шкода Фелиция, в случае если ее приобрести в долг от ИБК.

Борьба

Появляется вопрос, а актуальна ли тема борьбы банков на складывающемся рынке автомобильных кредитов. Ответ на данный вопрос неоднозначный, т.е. и да, и нет.

Во-первых, пока рынок не носит глобальный темперамент, борьба, даже в том случае, если она и имеется, также носит региональный темперамент. Т.е. столичные банки смогут соперничать лишь в Москве, а, к примеру, банки Петербурга лишь в Санкт-Петербурге.

Заберём Москву. С одной стороны, и это прекрасно видно из сумм выданных кредитов, рынок автокредитования — это рынок всего одного банка — Инвестиционной Банковской Корпорации.

До тех пор пока [эта обстановка, точно, будет изменяться хотя бы из-за того, что на Столичный рынок с весьма хорошим продуктом вышли Собинбанк, имеющий к тому же стаж работы с заемщиками-физ.лицами по ипотечному кредиту, и Интернациональный Столичный банк с весьма привлекательными денежными условиями] фактически в любом автосалоне, что размещает рекламу о возможности приобретения автомобиля в кредит, имеют в виду как раз ИБК. И де-факто конкуренции наподобие как не появляется.

Иначе, если Вы желаете приобрести в долг достаточно дорогой новый автомобиль зарубежного производства, то уже на данный момент Вы теоретически имеете возможность забрать кредит не только в ИБК [хотя данный банк, как мы и говорили, господствует в автосалонах], но и в нескольких вторых банках, в том же Пробизнесбанке, Межпромбанке, 1ОВК. По некоторым маркам [например, Рено] перечень банков включит в себя Райффайзенбанк а также совсем маленький банк Центурион.

Ясно, что доступность кредитов и по большому счету заинтересованность банков в том, дабы выдавать такие кредиты, возможно низкой, т.е последовательность банков рекламирует автокредитование, но занимается им ограниченно. Но, в случае если кредит ищет богатый либо легко привлекательный для банков клиент, то у него вправду уже имеется выбор, и выбор не мелкий. Так, базы для борьбы банков уже заложены.

И в 2002г. эта борьба вправду начнется.

Уроки 2001г.

2001г. разрешил возможность оценить следующие ответственные факторы в маркетинге автомобильных кредитов:

1. Низкая ставка по кредиту — не основное. Пример ИБК (тут в августе 2001г. случилось увеличение ставки по кредитам с 15 до 18% годовых, а при этом количество желающих забрать кредит не уменьшилось) показывает, что высокая ставка кредитования — это не основное для клиентов, а основное — это доступность кредитов и сервис, т.е. свойство скоро и без особых неприятностей для клиента обработать его обращение и понятным и логичным образом решить по кредитной заявке, а после этого это решение трансформировать в приобретение автомобиля. Тут также скрываются различные проблемы организационного характера, как-то учет ценовой политики автосалонов (не секрет, что часть из них уходит от налога с продаж), обучение работников, создание лояльности со стороны автосалонов к банку.

2. Единственным каналом продаж автомобильных кредитов для ВСЕХ банков являются дилеры автомобилей. Это указывает, что потенциальные кредитополучатели приходят в автосалоны, где простые продавцы либо выделенные эксперты по кредитам воображают условия кредитования, и отсеивают клиентов и по большому счету занимаются продажей кредита, в случае если так возможно сообщить. Преимущества для того чтобы подхода понятны — это низкая цена при (теоретически) громадном охвате.

Недочёты для того чтобы подхода — низкий низкая работников лояльность и профессионализм автосалонов, выражающаяся в миграции от банка к банку и представлении в партнерские банки ложных сведений а также участие в подделке документов, воображаемых в банк. Непременно какой-то из банков оценит опасность того, что долговременная стратегия продаж потребительских кредитов находится в полной зависимости от непрочных и ненадежных взаимоотношений с различными автосалонами. Точно, в 2002г. мы заметим

3. Как было сообщено выше, доступность кредита ценится потребителями больше, чем его цена. Вправду, отличие в 5% годовых для автомобили ценой в 20 тысяч долларов соответствует повышению кредитных платежей с 562 до 597 долларов (отличие 34 американского доллара). А 3% — это 20 долларов в месяц. Не такие солидные деньги, это раз.

Но еще более принципиально важно то, что в более серьёзным причиной ценообразования возможно исходная цена автомобиля, и 20% годовых приложенные к машине ценой 19 тысяч долларов окажутся дешевле для клиента, чем 15% годовых приложенные к машине за 20 тысяч. А такая отличие в стоимостях на однообразные машины не так и редка, в особенности по таким маркам как Вольво, Фольксваген, вероятно Ауди.

Так вот доступность кредита определяется во многом ограничениями и требованиями на профиль потенциального кредитополучателя, установленными в банках. И эти требования будут, неизбежно будут понижаться, упрощаясь и становясь менее объемными и глубокими. Более того, облегчение процедуры получения кредита рассматривается как конкурентное преимущество, и как раз так новые банки (пример, Собинбанк) ищут себе место на уже занятом рынке.

Кулешов Антон
e-mail: editor@carloan.ru
www.carloan.ru
www.carleasing.ru
www.kreditcard.ru

Вечерний обзор рынка. Итоги дня. Ответы на вопросы.

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: