Плюсы и минусы дефолта для украины

Плюсы и минусы дефолта для украины

Дефолт пока не объявлялся, но страна в значительной степени уже живет в условиях классического постдефолтного негатива

На фоне непрекращающихся на данный момент бесед о необходимости для Украины новых внешних заимствований иногда поднимается вопрос: может вместо новых долгов, каковые большой частью отправятся на погашение ветхих, платить по последним, другими словами заявить дефолт? Как это сделали Российская Федерация в 1998 г. Аргентина в 2001 и 2014 гг. Мексика в 1994 г. Уругвай в 2003 г. КНДР в 1987 г. Но опыт этих государств весьма различный, дабы опираться на него при оценке обстановки в Украине.

Дефолт – это необязательно банкротство

Неспециализированный суть термина “дефолт” легко понять, в случае если знать, что происходит он от британского слова default, означающего невыполнение обязательств. Дефолт может объявляться компаниями, частными государствами и лицами (суверенный дефолт).

Теоретически страна по большому счету может отказаться платить, по крайней мере, по внешним долгам. От этого жизнь в нее не остановится, но будет скоро переходить на правила натурального хозяйства. Потому как внешняя реакция будет твёрдой, впредь до полной экономической изоляции: прекращение экспорта и импорта, заморозка остатков на квитанциях банков, отключение совокупности межбанковских платежей ( SWIFT ), прекращение обращения акций на биржах, арест зарубежного имущества и т. п.

Исходя из этого на практике все случаи суверенных дефолтов происходят по таковой схеме: страна объявляет, от выполнения каких обязательств и на каких условиях она отказывается, моля о реструктуризации долгов, замене одних обязательств вторыми и/либо о списании хотя бы части долгов. Стороны вступают в продолжительные переговоры, по итогам которых в большинстве случаев находятся неспециализированные и частные компромиссы.

Так, при суверенного дефолта, в большинстве случаев, речь заходит не о банкротстве (к чему довольно часто приводит дефолт частных и компаний лиц), а о так именуемом техническом дефолте, что объявляется в ситуации, в то время, когда заемщик не делает условия соглашения на данный момент, но может выполнить их в будущем.

Суверенный дефолт может объявляться лишь по внутренним либо внешним обязательствам либо по тем и вторым.

Чем рискован дефолт

Государств, обремененных долгами, в мире довольно много, но случаев дефолтов среди них все же мало. Так происходит вследствие того что с одной стороны, и суверенные дефолты считаются ЧП во всемирной экономике, исходя из этого интернациональные организации стараются не доводить дело до них. Иначе, для самих государств дефолты – это не спасение от экономических заболеваний, а перевод их в состояние крайнего ухудшения, которое дает шансы на исцеление, дорог к которому по большому счету не было до принятия ответа о дефолте.

В общем случае, страну заявившую о дефолте, ожидают последовательность важных осложнений:

Кроме того лишь намек на возможность дефолта сходу ухудшает интернациональную репутацию страны и подталкивает инвесторов к выводу капиталов. По окончании объявления дефолта на дно падает рейтинг страны, и никто не захочет давать ей взаймы, разве что под важные залоги.

Быстро снижается курс валюты страны. За этим падает импорт, уменьшаются настоящие зарплаты. Замедляются производства, зависящие от комплектующих и импортного сырья.

Растет безработица.

Сжимается финансовая система страны. Банки лишаются возможности пользоваться зарубежными кредитами, из-за спада и девальвации экономической активности в стране им сложнее обслуживать уже забранные кредиты. Часть банков банкротится, часть замораживает настоящие квитанции компаний и граждан.

Кредитование настоящей экономики самими банками очень сильно усложняется.

Появляется эффект “домино”, т.е. за суверенным дефолтом начинаются отказы от исполнения обязательств не только банками, но и участниками рынка ценных бумаг.

Растет недоверие к стране со стороны собственного населения, международных организаций и других стран. Увеличиваются сложности политического характера, т.к. ресурсов для их решения делается меньше. Исходя из этого по окончании дефолта власть в стране довольно часто изменяется, иногда дело не исчерпывается отставками первых лиц, изменяется правящая в стране сила.

В случае если взглянуть на данный список проблем, то легко подметить, что все они полностью уже присутствуют в Украине.

Но по окончании дефолта еще ниже упадет курс гривни, т. к. на данный момент он во многом держится за счет надежды на быстрый транш МВФ. Банки начнут “болеть” еще посильнее. Экономика стремительнее начнет уменьшаться и т. д. По причине того, что мы вряд ли сможем направить средства, сэкономленные от уплаты по долгам, на поддержку внутренней обстановке.

Потому что при очень сильно нынешнем объёме и дефицитном госбюджете валютных запасов главную часть долгов на данный момент и без того предполагается погашать за счет новых заимствований, т.е. “сэкономить” за счет дефолта окажется очень мало. К тому же громадна возможность, что эти деньги госслужащие в случае если и не разворуют, то израсходуют неэффективно.

Плюсы дефолта:

В общем случае у страны появляется возможность направить больше денег на решение внутренних неприятностей. От кредиторов, каковые по окончании объявления дефолта в большинстве случаев становятся более сговорчивыми, на протяжении переговоров возможно добиться понижения долгов.

В следствии падения денежной сферы схлопываются дутые сферы экономики, и растет значимость настоящего производства. Но значимость эта конвертируется в рост количеств медлительно, т.к. в стране острая дефицит денег.

Из-за падения курса национальной валюты происходит удешевление создаваемого в стране товара, исходя из этого растет конкурентоспособность экспортеров. Но наращивание экспорта – дело продолжительное

и непростое.

Следствием прекращения ограничения импорта и внешнего финансирования есть то, что для страны делается более значимой забота о внутренних источниках и потреблении финансирования.

Другими словами дефолт — это не трагедия и не разорение страны, а шанс для нее вырваться вперед. Но не следует забывать, что за данный шанс платят – и весьма дорого платят – большая часть населения самой ее частных и страны компаний. Перевоплотить же данный шанс в действительность может власть, взявшая благодаря дефолта хороший “стимулирующий пендаль”.

Но для этого она обязана захотеть настоящих изменений.

Для нынешней украинской власти дополнительный стимул для реформ в виде дефолта не нужен, для этого достаточно уже произошедших событий в стране и сохраняющихся вызовов. Вынудить же ее перевоплотить слова о реформах в дела смогут лишь угрозы: личной безопасности благодаря развала страны и массовых протестов.

Что власть думает о дефолте

24 декабря первый заместитель министра финансов Украины Игорь Уманский объявил, что реструктуризация внешнего долга страны не является предметом переговоров с кредиторами. Он кроме этого подчернул, что до тех пор пока нет юридических оснований производить перерасмотрение и параметры ранее утвержденной помощи МВФ .

Но мнения специалистов о возможностях разнятся. Одни из них, проанализировав правительственный проект бюджета-2015, именуют его фактическим объявлением дефолта. Они говорят, что правительство “нарисовало” цифру недостатка, устраивающую МВФ. но в действительности недостаток государственного бюджета намного больше.

Другие же утверждают, что сегодняшний внешний госдолг Украины образовывает около $40 млрд, т.е. 33-36% от ВВП. Это уровень до тех пор пока некритичный. К тому же у кредиторов нет обстоятельств да и жажды потребовать его моментального погашения.

В 2015 г. обстановка с выплатой внешнего долга будет напряженной: в первые семь месяцев нужно отдавать каждый месяц по 500 миллионов долларов по внешним долгам, в сентябре-октябре нужно выплатить 500 миллионов долларов и 600 миллионов евро по национальным еврооблигациям – но эти выплаты в полной мере реально осуществить. Сложнее дать в декабре 3 миллиардов долларов русского кредита, но имеется надежда, что средства для этого даст МВФ либо комитет доноров, т.е. долг будет рефинансирован.

Но отметим, что возобновление внешнего кредитования вероятно лишь при проведении властями настоящих реформ, причем не долговременных в виде “Стратегии-2020”, а стремительных, тут и по сей день.

Зарубежный опыт

Дефолт 1998 г. стал частью финансового кризиса, поразившего Россию. Для разрешения кризисной ситуации 17 августа был заявлен технический дефолт по главным видам национальных долговых обязательств. В один момент было заявлено об отказе от стабильного курса рубля.

В следствии курс рубля упал за шесть месяцев более чем втрое. Было подорвано доверие иностранных инвесторов и населения к государству и российским банкам. Разорилось большое количество малых фирм, часть банков лопнула.

Финансовая система появилась в коллапсе минимум на 6 месяцев. Упал уровень судьбы, количество приобретающих пособие по безработице удвоилось.По окончании дефолта были посланы в отставку глава правительства и глава центрального банка.

Согласно расчетам, сделанным Столичным банковским альянсом, неспециализированные утраты русском экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов. ВВП в 1998 г. сократился в три раза. Российская Федерация превратилась в одного из наибольших должников в мире.

Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 млрд американских долларов, что в пять раз превышало все годовые доходы казны и составляло 147 % ВВП. С учетом внутреннего долга разных властей перед бюджетниками и предприятиями по госзаказу и зарплате неспециализированные обязательства превышали 300 млд дол либо 200% ВВП. Одновременно с этим, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 трлн долларов русского происхождения.

По окончании дефолта правительство применило последовательность мер. В частности, было решено отказаться от финансирования недостатка государственного бюджета за счет больших заимствований. Следствием этого стало понижение прибыльности инвестирования в акции и соответственно увеличение привлекательности вложений в настоящий сектор экономики, что содействовало возобновлению роста производства.

Действенной мерой стало сдерживание роста цен на продукцию естественных монополий (электроэнергетики, ж/д транспорта и др.). В следствии темпы увеличения этих стоимостей практически вдвое отставали от темпов инфляции по экономике в целом. Это стало дополнительным толчком к экономическому росту и содействовало замедлению инфляции.

Постдефолтный экономический подьем разрешил вернуть доходы граждан к докризисному уровню к середине 2003 г. Но специалисты признают, что так скоро это не удалось бы сделать, если бы не огромная успех – рост мировых цен на источники энергии и многие сырьевые товары, начавшийся в 1999 г. От их экспорта страна взяла ресурсы для сокращения государственного долга, поддержания бюджетного профицита, накопления денежных резервов.

Увлекателен и опыт дефолта, заявленного Аргентиной в июле этого года (это второй дефолт страны в этом столетии и восьмой за всю ее историю). Он состоялся из-за невыплаты по долгам на сумму всего лишь 1,3 миллиардов долларов. Причем данный долг остался от прошлого дефолта (2001 г.) на сумму 100 миллиардов долларов. Тогда Аргентине удалось уговорить большая часть кредиторов на реструктуризацию, сопровождавшуюся списаниями, достигавшми 75%.

Но около 7% инвесторов не дали согласие на условия реструктуризации и решили получать в судах полной выплаты начальных сумм. И в июне Верховный суд США окончательно решил, что Аргентина обязана удовлетворить требования несговорчивых инвесторов (ими есть несколько американских хедж-фондов).

Источник: news.finance.ua

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ УКРАИНЫ | ПРОБЛЕМЫ УКРАИНЦЕВ | ДРУЗЬЯ | РОССИЯ | НИЩЕТА

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: