В скором будущем мажилис парламента Казахстана обязан приступить к рассмотрению закона о легализации собственности. Это станет вторым шагом страны по выводу теневых структур экономики на свет. Первым амнистировали капитал
Ирина Галкина, Булат Хусаинов
Перуанский экономист
Эрнандо Де Сото
, написав собственную книгу Тайная капитала, само собой разумеется, не имел возможности и подозревать, что его мысль о легализации собственности беднейших слоев населения станет столь жизнеспособной на территории бывшего СССР. Открытие южноамериканца поражает собственной простотой. Сделав сравнительный анализ четырех государств с очень политическими системами и разными культурами — Перу, Филиппин, Египта и Гаити, он осознал, что их объединяет не только бедность, но и несовершенная экономическая политика.
Собранную им информацию убеждают, что неимущие в этих государствах накопили достаточно большое количество собственности и средств, дабы удачно принимать участие в капиталистическом развитии. В одном лишь Египте собственность бедноты в 55 раз превышает количество прямых зарубежных инвестиций, включая затраты на сооружение Асуанской плотины и Суэцкого канала. Но из-за устаревших законов о собственности данные государства не смогут обратить ее в ликвидный капитал.
Экономические советники отечественного президента, само собой разумеется, с этим трудом привычны, а потому один из источников идеи легализации собственности им известен. Действительно, имеется одно значительное отличие от идеи, которую озвучил и обрисовал перуанский экономист. Легализация в Казахстане, вероятнее, будет носить национальный отпечаток: в ней примет участие не только и не столько плебс, сколько средний класс и, непременно, элита.
Как бы то ни было, в Казахстане, не обращая внимания на косые взоры Запада, еще одна легализация будет совершена. Политическая воля имеется, закон — также, а нюансы легко уточнят в парламенте.
Политическая целесообразность
Весной 2002 года, уже на следующий год по окончании амнистии капитала, президент Нурсултан Назарбаев в собственном послании народу Казахстана сообщил о необходимости принятия мер по легализации собственности граждан. Согласно его точке зрения, выход из тени разрешит богатеть людям, а чем богаче будет человек, тем богаче будет отечественное государство.
Трем министерствам — юстиции, финансов, торговли и индустрии — было дано поручение до декабря 2002 года создать и внести в парламент закон о легализации собственности субъектов малого предпринимательства. Проект, не обращая внимания на имевшийся уже опыт, подготавливался продолжительно и опоздал в парламент на 6 месяцев. Он поступил точно к летним каникулам депутатов, и, ясно, никто его разглядывать не стал.
Страно, но данный закон остался без внимания и в сентябре 2003 года, в то время, когда народные избранники возвратились в Астану. Его будущее не выяснена до сих пор.
Из-за чего срочный закон задвинут в дальний коробку? На данный вопрос открыто не имеет возможности ответить ни один депутат. Формально все растолковывают тем, что, мол, в рабочей группе появились важные разногласия по отдельным статьям. Но кое-какие специалисты это связывают с тем, что час Х еще не настал.
Мол, у определенных кругов имеется заинтересованность в том, дабы стремительное строительство недвижимости, наблюдающееся последний год, умело подвести под легализацию, не отчитываясь о средствах, неизвестно откуда взявшихся. По сути, речь заходит уже о вторичной легализации капитала, и тут срабатывает принцип накопления: чем продолжительнее оттягивается легализация собственности, тем больше объектов после этого возможно вывести из тени без особенных правовых последствий и материальных затрат.
Откуда взялась тень?
Конкретно ответить на данный вопрос смогут лишь люди, прекрасно опытные подводные течения экономразвития нашей страны. Согласно их точке зрения, в ходе образования теневой экономики Казахстана возможно различить пара этапов.
В первые годы независимости теневая экономика формировалась за счет кражи госимущества, незаконного осуществления внешнеэкономической деятельности, важных нарушений в сфере малой приватизации и в денежно-кредитных отношениях. Как раз в тот период львиная часть кредитов, забранных под правительственные обеспечения, бесследно растворилась вместе с компаниями-должниками. После этого отправилась полоса преднамеренного и фальшивого банкротства, увеличился нелегальный вывоз капитала, возросла часть нарушений в сфере уплаты налогов.
В следствии в теневой экономике находится почва, недвижимость, производственные объекты вместе с технологическим оборудованием. Что может стать объектом легализации и кому это выгодно? Все зависит от того, как сложится какие очертания и судьба законопроекта он примет в итоге.
В начальном варианте вторая амнистия во многих чертах до тех пор пока схожа с первой: она не допускает легализацию спорного имущества, и имущества, добытого преступным методом (не путать с незаконным приобретением). Легализация будет неизвестной, и последствий от нее — уголовных либо административных — не последует. Предполагается, что срок легализации составит шесть месяцев.
Это время нужно чтобы уладить все формальности по приобретению прав на собственность.
Кто за?
Специалисты разглядывают закон о легализации собственности как естественный и логичный ход. По официальным оценкам, до 23% ВВП, включая средний бизнес и малый, формируется в сфере ненаблюдаемой экономики (просматривайте в статье Невидимый резерв роста в издании Специалист Казахстан 2, 2004 год). Но ко мне не входит нелегальный оборот в сфере экономической контрабанды и другие виды незаконной деятельности.
Исходя из этого существуют и свободные экспертные оценки, каковые говорят о том, что до 40% ресурсов роста поизводства не участвуют в легальной экономике. Причем нелегитимная собственность с каждым годом увеличивает собственный потенциал.
Согласно точки зрения специалистов в области публичных взаимоотношений, легализация собственности удачна не только стране, но и гражданам, не имеющим отношения к теневым процессам. Но более всего,
само собой разумеется, в этом заинтересована национально-бюрократическая прослойка. С одной стороны, это люди, сумевшие за последние годы сколотить громадный капитал, но не хотевшие афишировать собственность, купленную не совсем законным методом. Иначе, это госслужащие, у которых в свое время пребывали в руках инструменты приватизации.
Они находились во главе тендерно-конкурсной приватизации и имели возможность покупать в собственность национальные объекты без этих формальных процедур.
Легализация капитала: как это было
Прошедшая в 2001 году беспрецедентная акция легации теневого капитала, в соответствии с Закону РК Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег, выдвинула Казахстан в число стран, доверие к каким вряд ли возросло. Если судить по озвученной тогда информации о ходе легализации, акция эта достигла желаемого инициаторами успеха.
Согласно данным Нацбанка республики, граждане Казахстана за целый период легализации разместили в банках второго уровня порядка 480 миллионов долларов. Любопытно, что за пара дней до завершения легализации именовалась сумма в 180 миллионов долларов. Главная сумма легализованного капитала поступила в последние два-три дня. Причем утверждалось, что никаких переводов больших сумм из-за предела не проводилось.
Откуда взялась эта сумма, неизвестно. Остается лишь строить догадки.
Начиная с первых лет ведения Казахстаном независимой внешнеэкономической деятельности фактически вся экспортная продукция получившей независимость республики уходила за бесценок. Справедливости для необходимо подчернуть, что это было характерной тенденцией для всех стран СНГ. Углеводородное сырье, тёмные и цветные металлы Казахстана скупались (и скупаются ) через оффшорные территории и перепродавались с огромной пользой.
Наряду с этим многие денежно-промышленные группы, как отечественные, так и зарубежные, приобретали к тому же налоговые и иные льготы. Самый хороший пример для того чтобы подхода к казахстанскому экспорту — это механизм трансфертного ценообразования.
В случае если высказать предположение, что в среднем каждый год утекало порядка 1-1,5 млрд, то обращение при легализации капитала должна была идти не о 500 миллионах, а значительно более большой сумме — 10-15 млрд. Очевидно, большая часть теневого экспорта капитала в далеком прошлом материализовалась за кордоном и возвратилась в Казахстан в виде так называемых зарубежных инвестиций, пришедших во время 1996-1997 годов, в то время, когда были реализованы наибольшие объекты нефтегазового сектора республики.
Отметим, что во время легализации теневого капитала для казахстанских граждан были сняты все ограничения (предъявления декларации не требовалось) в плане приобретения недвижимости, иных дорогостоящих приобретений, свободного ввоза наличной валюты и т.д. По-видимому, это было оправдано с позиций организаторов таковой акции.
Но они пошли дальше — тогда были стёрты с лица земли все декларации периода 1995-2000 годов, и жизнь нуворишей началась с чистого страницы, потому что сейчас настоящи новые декларации, заполненные с 1 июля 2001 года. Характерно, что процесс транспарентности, наглядно демонстрируемый во время легализации, фактически закончился по окончании завершения данной акции. Бюджет страны ничего не взял.
А легализованные деньги имели возможность благополучно возвратиться за кордон, поскольку по окончании года амнистированные граждане имели возможность их перевести на квитанции зарубежных банков.
опасения и Одобрения
Ни одна страна и ни одна интернациональная организация еще не пожурила Казахстан за рвение совершить очередную политико-экономическую амнистию. Наоборот, эта инициатива приветствуется. Так,
Армандс Пуполс
из Центра ОБСЕ в Алматы заявил, что легализация имущества в Казахстане есть логичным продолжением. Еще в то время, когда легализовывался капитал, появлялся вопрос, из-за чего существует некоего рода дискриминация: те, у кого имеется деньги, смогут их легализовать, а у кого имущество — не смогут. Исходя из этого в случае если кто-то инвестировал деньги в дом либо в производство, также должен иметь право легализовать все, — утверждает господин Пуполс.
Но легализация собственности может иметь и негативные последствия. Имеется опасность, что часть достатка, номинально принадлежащего одним гражданам, окажется во владении вторых. Самым хорошим примером тут может служить положение с земельными паями. В свое время крестьяне, взяв имущественные паи, отдали их в управление более сметливым сельчанам, дабы организоваться в фермерское хозяйство.
Сейчас вернуть собственный исконное право на землю практически нереально — сформировавшийся новый класс землевладельцев этого не разрешит. Введение частной собственности на землю стало первым шагом для легитимизации фактических землевладельцев, а легализация собственности данный процесс может завершить. То же самое с инвестиционными купонами.
Граждане их сдали в управление инвестиционно-приватизационных фондов (ИПФ), а акции вместо не взяли. Всеобщая и честная приватизация бесславно провалилась. Но кое-какие предприятия, выкупленные на аукционах, все-таки трудятся, и их формальную принадлежность простым людям (пускай не контрольный пакет акций, но все же) легко нивелирует легализация имущества.
Как будет балансировать Казахстан на грани приятных слуху тревожных опасений и одобрений? Ответ на данный вопрос, возможно сообщить, очевиден. Закон РК Об амнистии в связи с легализацией имущества непременно, но будет принят.
И не смотря на то, что парламенту еще предстоят горячие дебаты по уточнению отдельных положений, они вряд ли поменяют саму его сущность и разрешат лоббистам законопроекта сделать то, о чем те в далеком прошлом уже грезили.
Актуальнее вторая задача: возьмёт государство от данной акции ожидаемый эффект либо собственность и теневой бизнес все-таки останутся в тени? Оптимизма, увы, мало: аккуратная власть так же, как и прежде неэффективна в управлении, отмечается критический уровень ее коррумпированности, налоговая база все кроме этого несовершенна, судебные органы неприкрыто ангажированы и без того потом. К сожалению, удачами тут похвалиться запрещено.
Как раз исходя из этого высока возможность того, что от разовой акции легализации и эффект будет разовым.
Источник: expert.ru
Бизнес финансы #005: Структура и Стоимость Капитала
Интересные записи
- Командировочные. налоговый учет при "упрощенке"
- Что такое финансовая аренда
- Как купить товары в китае?
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Аннетт фивег (дойче банк): «российские компании возвращаются на международные рынки капитала»
Что такое зарубежные инвестиции в условиях санкций, какова будущее инвестиционного бизнеса Deutsсhe Bank в Российской Федерации, на какие конкретно…
-
Сколько сейчас составляет материнский капитал
15-10-2014, 19:49 0 комментариев «какое количество на данный момент образовывает материнский капитал» — этим вопросом задается, без сомнений, каждая…
-
Материнский капитал — предназначение и способы оформления сертификата на материнский капитал.
Вопросом — что такое материнский капитал, кому он надеется и как его оформить — обеспокоена громадная добрая половина семей, сравнительно не так давно…
-
Конвертация долга компании в ее капитал: возможно ли это сейчас?
Мы уже поднимали тему реструктуризации задолженности фирм. Тогда обращение шла о стандартном механизме реструктуризации. Сейчас обращение о возможности…
-
Заявление на выплату 20000 из материнского капитала
Заявление на выплату 20000 Итак, вдогонку к статье о единовременной выплате из средств материнского капитала тороплюсь познакомить вас с документами,…
-
Материнский капитал в 2017 году: изменения, свежие новости
Материнский капитал – неизменно интересующая многих граждан тема. Так как это стартовое вложение страны в будущее поколение. И не только страны… Время от…