Реструктуризация задолженности предприятий

Реструктуризация задолженности предприятий

Практический нюанс либо взор со стороны.

Станислав Короп — главный менеджер Департамента корпоративных финансов Инвестиционной компании «Грандис Капитал»

Реструктуризация задолженности клиентов на данный момент стала одной из самых востребованных и актуальных одолжений для заемщиков, конкретно самих банков-кредиторов и для разных консультантов, как участников процесса. Для самих фирм-должников — это во многих случаях объективная необходимость для помощи операционной эффективности, несложнее говоря, реструктуризировать долги либо прекратить существование.

Не секрет, что на тему реструктуризации написано много литературы, детально обрисовывающей саму сущность этого процесса, особенности и основные типы ее проведения. российские реалии и Кризис внесли значительные коррективы в теорию и выяснили практику проведения этого процесса.

Цель данной статьи- это попытка посмотреть на практику проведения реструктуризации с позиций консультационной компании, как участника процесса, и поделиться некоторыми собственными мыслями по этому поводу.

С позиций главных типов реструктуризации в зависимости от изначальных предпосылок и ожидаемого результата, по моему точке зрения, возможно выделить всего два главных:

1) Реструктуризация кредитной задолженности (отдельных кредитов либо долга компании в целом)

2) Конвертация задолженности в капитал заемщика (обмен долга на акции)

В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на первом типе реструктуризации.

Реструктуризация кредитной задолженности

Практически, реструктуризация кредита есть объективным следствием а) неосуществимости заемщика погасить кредит либо обслуживать его в договорные сроки и б) жаждой банка в итоге обеспечить соблюдение главного постулата кредитования — возвратности, пускай и за счет компромисса в сроках, ставках, графика погашения и других параметрах ветхого кредита.

На практике многие банки предлагают растянуть кредит по времени, скажем на 3-5 лет, обещают не поднимать ставку по нему, фактически в любых ситуациях прощают штрафные пени и проценты (в случае если таковые имеются) и предоставляют некий grace period для погашения процентов.

Нельзя сказать, что банки с охотой идут на реструктуризацию, по крайней мере спрос тут без шуток превышает предложение. Заемщик обязан дать банку обоснование необходимости реструктуризации, это имеется база. По сути нужна достаточно убедительная программа антикризисных мероприятий в компании, демонстрирующая действительность сохранения платежной способности, понятный и четкий замысел действий, денежная модель компании с учетом поменянных условий финансирования.

Тут нет установленных правил игры и best practice, любой проект полностью личен и требует соответствующего отношения.

Более того имеется вывод и я его поддерживаю, что чем меньше уровень вовлечения конкретно банковских экспертов в процесс анализа документов (другими словами чем лучше они проработаны и как внятно донесена информация), тем больше шансов на успех. Тщательное и детальное проведение кризисного анализа самим заемщиком и грамотная интерпретация результатов анализа являются ответственным свидельством для банка того, что заемщик — адекватная компания, заинтересованная в дальнейшем развитии и преодолении кризиса бизнеса. Опыт говорит, что привлечение консультанта как некой мобилизирующей связующего звена и силы между банком и заёмщиком, непременно, оправданно, а во многих случаях и нужно.

По разным оценкам количество проблемной задолженности с учетом реструктурированных средств образовывает от 10 до 30%, что в полной мере может привести к второй волне кризиса. Из-за чего данный показатель считается с учетом реструктурированных ссуд? Многие банки разглядывают реструктуризацию как инструмент улучшения экономики для них самих, убытки растягиваются во времени, и, в итоге, отчетность закрывается с приемлемым уровнем проблемной задолженности.

Другими словами интерес у банков к теме реструктуризации далеко не праздный и во многих случаях они осозанно готовы закрывать на некую часть потерянной на данной момент прибыли ( в форме штрафных процентов, grace period по текущим процентам и пр.).

В ходе переговоров по теме реструктуризации нужно весьма дипломатично достигнуть компромисса, это база успеха всего процесса. Я кроме этого считаю, что наряду с этим крайне важно не надеяться полностью на некоторый административный ресурс в банка, хорошие отношения с управлением и т.д. Скорее это стоит разглядывать, как другой фактор успеха, а не его гарантию и безоговорочную предпосылку.

Предложение о реструктуризации должно быть проработано самым тщательным образом, заемщик обязан показать уверенность в будущем компании и заинтересованность в долговременном сотрудничестве с банком. Индивидуальные связи — это еще один механизм действия, а не решение проблемы в целом.

Реструктуризация кредитов (либо долга компании в целом) есть самым востребованным и актуальным вариантом сотрудничества банка и заемщика. Как раз сотрудничеством, поскольку интерес в этом ходе в совершенстве должен быть обоюдным по определению. Совместно тем это непростая и щекотливая работа, и основное в ней — это начать ее своевременно (а нужно перед тем, как неприятности начинаются) и при квалифицированной помощи специалистов, каковые смогут сопроводить заинтересованные стороны на всех этапах процесса.

Во второй части статьи обращение отправится обращение о более экзотичном варианте реструктуризации — конвертации долга компании в ее капитал. По моему точке зрения, это один из самых перспективных способов восстановления жизнедеятельности предприятия, но наряду с этим практически не востребованный в Российской Федерации.

Реструктуризация кредита: осторожно! | Не плачу кредит, хочу реструктуризацию

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: