Сергей наумов: «в экономическом образовании теория обязана очень серьезно сопрягаться с практикой»

Сергей наумов: «в экономическом образовании теория обязана очень серьезно сопрягаться с практикой»

Спикер Саратовской директор и городской думы Саратовского социально-экономического университета РЭУ им.

Г. В. Плеханова Сергей Наумов поведал Bankir.Ru о тонкостях подготовки кадров для отечественных банков, о том, как изменяется отношение к образу банкира, и о мотивации как базе важного образования. — Сергей Юрьевич, мы большое количество общаемся с региональными банками, и среди вторых тем довольно часто поднимается вопрос дефицита молодых экспертов на должности выше операциониста в зале. И складывается мало необычная картина: в каждом регионе России имеется один либо кроме того пара институтов, готовящих студентов по профессии «банковское дело».

Это много молодых ребят каждый год. Но и им работу отыскать непросто, и банки обиженны. В чем же дело?

— Первая обстоятельство в том, что не везде имеется профильные кафедры, владеющие достаточно важным кадровым потенциалом, талантливым вести подготовку экспертов для современного финсектора, денежного менеджмента и в целом для денежной отрасли.

К примеру, в Саратове экспертов готовят в трех вузах: в Саратовском социально-экономическом университете РЭУ им. Г. В. Плеханова, в Саратовском национальном университете и в Поволжском университете управления имени Столыпина (РАНХиГС). Но в случае если в Экономе профильная кафедра появилась еще в 30-е годы прошлого века, то в большинстве институтов обучением студентов денежным профессиям начали заниматься существенно позднее, в 90-х.

И, прямо скажем, не от хорошей судьбы.

Смогут ли неспециалисты подготовить экспертов? Нет, не смогут

В то время, когда я в свое время открывал в Поволжском университете управления экономические профессии, мне было ясно, что они будут пользуются спросом кроме того при отсутствии бюджетного финансирования. И вправду, мы сходу собрали две группы, не смотря на то, что данное направление для института было новым. Потом за счет двух-трех групп я имел возможность поддерживать большое число учителей, причем по разным дисциплинам.

Но как раз качественной школы подготовки экспертов в денежной сфере, традиций у нас не было. Да и по сей день за пределами Эконома их отыскать непросто.

Смогут ли неспециалисты подготовить экспертов? Нет, не смогут. Собственных Коробовых в вузах Саратова нет. (Юрий Иванович Коробов, доктор наук, создатель методических пособий и учебников, завкафедрой банковского дела, кредита и денег ССЭИ.— Bankir.Ru).

Вторая обстоятельство, скажем так, общефилософская. Кто заявил, что все выпускники школ сейчас должны приобретать высшее образование? Я сам — продукт советской школы и прекрасно не забываю, что не все парни из отечественного класса поступали в высшии учебные заведения.

на данный момент поступают фактически сто процентов, независимо от свойств и, скажем так, жизненных устремлений. И идут на самые продвинутые профессии, к коим, без сомнений, относится «банковское дело». Так как все знают, что оптимальнее трудиться, к примеру, в «Газпроме» либо Сбербанке.

Прекрасно бы проводить отбор, но нам предъявляют ЕГЭ — и нравится, не нравится, приходится брать.

В случае если банк желает взять хорошего эксперта, он обязан трудиться с ним с первого курса

И третья обстоятельство — недостаточная активность самих банков. Вы сами понимаете, как очень многое и весьма скоро изменяется в банковской отрасли. И в случае если банк желает взять хорошего эксперта, он обязан трудиться с ним с первого курса.

Взаимодействовать с профильными кафедрами, организовывать совместные проекты, принимать участие в экзаменах, во внеучебной работе, и мы со своей стороны всецело открыты для любых идей.

Само собой разумеется, в том, что на данный момент сотрудничество не хватает, имеется и отечественная вина. Но данный процесс возможно лишь двусторонним. Я замечаю время от времени, как банки, причем достаточно большие, заключают соглашения о сотрудничестве с экономическими факультетами непрофильных институтов.

И в большинстве случаев за этими соглашениями стоит интерес не банка, а его конкретного менеджера, принимающего кроме этого решения. К примеру, желание оказать помощь альма-опытен, обеспечить комфортное обучение детям

Все это, само собой разумеется, здорово, но лишь системная и бесстрастная работа с профильными вузами разрешит банкам взять молодых экспертов, талантливых действенно решать актуальные задачи.

В противном случае, к сожалению, будет, как на данный момент: брать всех подряд на должности уровня эксперта по обслуживанию физических лиц, сталкиваться с огромной текучкой кадров и сохранять надежду, что в следствии таковой старательской работы мелькнет алмаз.

Мы трудимся со Сберегательным банком, ВТБ24, Россельхозбанком, но, само собой разумеется, перечень должен быть значительно дольше.

— В то время, когда мы в 90-х заканчивали Эконом, устроиться в банк означало большое увеличение социального статуса. Сейчас это не верно, в особенности в случае если речь заходит о базисных позициях. Воздействует ли это на выбор профессий абитуриентами? Саратовская область сейчас — это не самый успешный регион России, но и в ней действует около полусотни банков

— Да, но практически с прошлого года. Все же инерция была весьма сильна. Во время кризиса экономика уменьшается, а банки — это ее кровеносные сосуды. Работы для них делается меньше. Саратовская область сейчас — это не самый успешный регион России, но и в ней действует около полусотни банков. В то время, когда все около росло, им нужно было большое количество людей.

на данный момент, само собой разумеется, потребности ниже, а регулярные отзывы лицензий у банков повышают борьбу за рабочие места. Да и заманивать большими заработными платами на данный момент не всегда получается.

на данный момент громадный интерес завлекают профессии «кредит и финансы», «экономическая безопасность», «таможенное дело», «информационные совокупности в экономике».

— А какой вы видите оптимальную модель высшего образования в области экономики?

— На первом и частично на втором курсе — теоретические знания. Причем на первом курсе мы вынуждены компенсировать то, что недодала студенту школа, увлекшаяся натаскиванием его на сдачу ЕГЭ. Мы даем практически три-четыре дисциплины по профессии, а другое — общеобразовательные предметы.

На втором курсе последние отходят на второй план, а главное время уделяется профильным теоретическим дисциплинам.

Не всем нравилось ходить на завод, но это был весьма полезный опытный опыт, в широком смысле

Дальше же теория обязана весьма без шуток сопрягаться с практикой. И лучше, в случае если это сопряжение будет происходить не столько в отечественных аудиториях, сколько в самих банках. Само собой разумеется, это потребует от них известных упрочнений, назначения важных сотрудников. Но в этом случае речь заходит о работе на будущее.

И, как бы звучно это ни звучало, будущее не только конкретного студента и банка, но и страны.

В свое время в старших классах школы организовывалась производственная практика. Мы раз в неделю ходили на завод. Я — на станкостроительный.

В том месте был особый мастер, что нас принимал и целый год учил, трудился с нами. И позже еще на каждого писал чёрта. Не всем нравилось ходить на завод, но это был весьма полезный опытный опыт, в широком смысле.

И опыт рабочего сотрудничества не только с преподавателями, а с настоящим трудовым коллективом. Весьма отрезвляло и расширяло сознание.

Молодежь сейчас нацелена на громадные доходы. Они ставят обычно нерешаемую задачу сразу же по окончании университета занять респектабельную должность и «наслаждаться судьбой». В это же время, большинство богатых людей стало такими, пройдя путь с самого низа.

А также в случае если у своих родителей были все возможности им оказать помощь, они вступали лишь по окончании того, как отпрыск уже в чем-то себя показал.

Мы время от времени замечаем, как дети таких «чадолюбивых» своих родителей пять лет отсиживают в институте, совсем не затрудняя себя учебой. И позже садятся на заботливо подготовленное место. Только бог ведает, что будет с таким молодым человеком, в то время, когда у своих родителей дела пошатнутся. Но последствия не очевидны, а нынешняя картина — вот, перед глазами.

И это, не считая всего другого, сбивает с фокуса вторых студентов. Снижает мотивацию усердно трудиться.

В Поволжском университете управления, где я трудился раньше, большая доля студентов действовала из районов области. У них не самые состоятельные родители и, быть может, подготовка пара не сильный, чем у ребят из областного центра. Но какая в том месте мотивация расти, развиваться, получать!

У отечественного института репутация респектабельного, и ко мне поступают по большей части саратовцы. И, к великому сожалению, у некоторых из них с мотивацией посложнее.

— Получается какая-то необычная картина. С одной стороны, мы скопировали западную совокупность, в то время, когда хорошее образование в большинстве случаев стоит денег. Но люди эти деньги платят, а обучаться не желают. Само общество, к сожалению, не поощряет верную мотивацию и не отторгает «золотую молодежь»

— На уровне института мы проблему нежелания обучаться решаем. Независимо от того, кто платит за студента, государство либо он сам, все обучаются совместно, и требования ко всем однообразные.

Но за стенками аудиторий все в противном случае. Само общество, к сожалению, не поощряет верную мотивацию и не отторгает «золотую молодежь».

— Сейчас одна из самых востребованных профессий в банках — программист. Много незакрытых вакансий лишь по Москве, а ведь центры разработок разбросаны по всей стране. К примеру, в Саратове замечательный центр у банка «Открытие». Программисты необходимы не совсем простые, а с пониманием банковской специфики. И где их брать, готовых, не совсем ясно.

Имеете возможность ли вы оказать помощь в этом?

— У нас в начале 2000-х годов была специальность «информационные совокупности в банковском деле». Громадной популярностью она не пользовалась, и в итоге мы от данной профессии отказались. Быть может, не совсем верно сориентировались либо мало опередили время.

Благодарю за данные, мы поболтаем с банками, и, в случае если спрос вправду масштабный, введем такую специальность опять. Само собой разумеется, потребуется совершить определенную работу по подбору кадрового состава, разработке учебных замыслов, лицензированию. Но в случае если банки и экономика изменяются, то мы обязаны это учитывать.

В случае если условный программист желает взять нужный комплект знаний о банковском деле, это полностью решаемая задача

А на кафедре банковского дела, кредита и денег трудится доктор наук Сергей Михайлович Богомолов, что еще во времена СССР возглавил в Экономе лабораторию IT. Сергей Михайлович писал первые совокупности для русских коммерческих банков. Причем в банковском сообществе почему-то все были уверены, что живет он не в Саратове, а в Одессе.

Его разработки копировали друг другу на дискеты, обычно и не зная, кто их создатель.

Тут стоит подметить, что у нас имеется факультет дополнительного профобразования. И в случае если условный программист желает взять нужный комплект знаний о банковском деле, это полностью решаемая задача.

— А до какого именно возраста имеется практический суть взять дополнительное образование в области экономики и банковского дела?

— Весьма лично. Длительность судьбы возрастает, период экономической активности также, исходя из этого другой раз имеется суть увеличить собственные возможности и по окончании шестидесяти. Но в среднем, возможно, это 45 лет.

Имеется различные программы. К примеру полноценная опытная переподготовка занимает девять месяцев, но предназначена она для трудящихся людей и график максимально эргономичный. Один вечер в будни и с 10 утра до 17 вечера субботы.

В случае если же речь заходит о формировании отдельных компетенций и наличие диплома национального примера не критично, то возможно уложиться и в 100 академчасов, и в 70, а также в 50.

— В 90-х довольно много выпускников уезжало из Саратова в Москву и другие большие города России. Из отечественной группы процентов 30 уехало, не меньше. на данный момент соотношение такое же?

— Думаю, меньше. Нет таковой острой необходимости, как в 90-е. на данный момент по большому счету Москвой все не исчерпывается: кое-какие уезжают значительно дальше, впредь до Сан-Франциско.

В случае если имеется знания, темперамент, воля, то из-за чего нет?

Мы в прошедшем сезоне выпустили 2000 человек. Это большое количество, и судьбы выпускников иногда складываются весьма интересно. В отечественных руках сделать так, дабы любой смог отыскать дело по душе и максимально реализоваться в нем.

Вебинар Сергея Наумова Зарубежные инвестиции — итоги 2016 года и перспективы 2017 года

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: