Шаг за обочину

Шаг за обочину

«Ход за обочину. Эссе, статьи, беседы, стихи», Ян Арт, Казань, Издательский дом Маковского, 2012

Одна из уважаемых книг и самых любимых в моем доме – невидный на первый взгляд, не блещущий ни глянцем обложки, ни золотом толстый томик когда-то белого цвета с тёмными буквами на корешке – «Шаги по росе». Написал ее в первой половине 60-ых годов двадцатого века Василий Песков, «золотое перо» советской журналистики. Но, в СССР таковой награды для журналистов не существовало…

К счастью, сейчас она имеется. И Ян Арт, создатель сравнительно не так давно вышедшей в казанском Издательском доме Маковского книги «Ход за обочину», есть обладателем данной респектабельной журналистской приза, созданной Русским альянсом предпринимателей и промышленников.

Я не просто так упоминаю тут книгу Пескова – с новинкой их роднят созвучность названий, сдержанно-строгое оформление (тёмный и белый), обилие фотоиллюстраций, а более всего – уровень качества, уровень собранных под одной обложкой очерков и эссе, каковые, непременно, являются плодами той, сейчас практически потерянной, «золотой школы» советской журналистики. В те времена считалось, что журналист может весьма интересно писать на любую тему из любой области, в случае если это – рассказ про людей, а не про технологии либо процессы.

Ян Арт пишет не о бизнесе, а о людях в нем. Данный сборник – ежедневник эры. Ежедневник отечественного современника, человека неравнодушного, остро мыслящего, привыкшего к храбрым и правильным формулировкам.

За два с лишним десятилетия, данных журналистике, в архиве автора накопилось много блестящих публикаций – узких, едких, злободневных, увлекательных. Многие из них не утратили актуальности и сейчас – к примеру, эссе «Столичный новояз» либо «Зеркальная блокосфера» (2008 год), а кое-какие уже имели возможность бы принимать во внимание документами эры, как очерки, освещающие борьбу с путчистами в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Тогда у нас у всех было большое количество надежд.

Приведу цитату из очерка Яна Арта того времени: «Парадоксальная обстановка – еще рабское общество в уже свободной стране – продолжительно не продержится. Вернуть страну в рабство чуть ли удастся, следовательно, обществу нужно будет прийти к свободе». Читатель примера 2012 года рыдает.

История, как слепая лошадь, ходит по кругу, в особенности почему-то у нас. Так что, в случае если поменять местами слова «рабское» и «свободное» в первой фразе, окажется суперактуально…

Я воображаю, каких трудов стоило автору отобрать лучшее из написанного – количество книги, к сожалению, ограничен. Но все же кроме очерков различных лет в книгу вошли и беседы с политиками, экономистами, банкирами (а также со всесильным шефом КГБ Крючковым), подготовленные для разных изданий. В биографии Арта – сотрудничество с этими изданиями, как «Столичные новости», «Учительская газета», «Вечерняя Казань», «Деньги и Время», «Новая вечерка», «Банковское обозрение», «Профиль», «Business Week Российская Федерация», «Карьера», «Белая полоса», «деловой мир и Банки».

В последние пара лет главной площадкой для публикаций Яна Арта есть портал Bankir.Ru. И это весьма здорово, поскольку, в отличие от классических СМИ, где информация живет недолго – сутки, семь дней, месяц, а после этого уходит в редакционный архив, в Сети все публикации дешёвы всегда (по современным меркам, само собой разумеется). Мало кто на данный момент хранит дома подшивки любимых изданий.

Для чего? Так как Интернет есть необычной ноосферой (простите, товарищ Вернадский!), где фактически в любую секунду вы имеете возможность отыскать все произведения любимого живописца либо писателя. Так что, может, и мне не следует хранить номер издания «Карьера» за 2008 год с золотым мальчиком на обложке и эссе Яна Арта «Подвиг Гастелло, либо Дом, в котором не пожил Джек»?

Последние 10 лет сфера журналистских заинтересованностей Яна Арта – денежный рынок, экономические процессы. На эту тему он написал уже пара книг. Но только в новой, только что бывшей изданным , книге возможно определить и другого Арта – не денежного аналитика, почетного гостя на разных мероприятиях, участника жюри либо специалиста на ТВ, а узкого лирика, что время от времени, украдкой, по окончании шумного мероприятия где-нибудь в Лиссабоне, в номере отеля пишет стихи.

По-видимому, раньше времени на поэзию, на сокровенный беседу на бумаге с самим собой у него было больше, а на данный момент плотный рабочий график таких «шагов за обочину» практически не разрешает.

Книга с символичным заглавием, как нетрудно додуматься, издана к опытному юбилею автора – 25-летию работы в журналистике, посредством партнёров и друзей – банка «Стройкредит» и Абсолют Банка, агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru. Создатель посвятил ее многим коллегам и друзьям, «рядом и вместе с которыми подготовилась к печати эта книга». Вот лишь одно неясно – он, подобно летописцу Нестору, сетует, что его Книга судьбы «практически закончена».

Но выход очередной книги – не предлог для грусти, скорее, напротив. Тем более, в случае если книга эта – the last, but not least.

И возможно, не просто так все же в предисловие создатель вынес стих одного из собственных давешних друзей, поэта Бориса Дубровина:

…Ничего я не осознал.Крылья слиплись в крови.Я про неприязнь отыскали в памяти забыл о любви.Либо мне это снится?Я живу, не сдаюсь.Я – подбитая птицаВновь полету обучаюсь.Возможно, над осокойЯ навстречу лучу –Пускай снова невысоко,Но а все же взлечу.Может, ветер наполнитСилой крылья мои,Чтобы, про неприязнь не забывая,Не забыть о любви…

Наказали урода за езду про обочине

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: