Социальное обеспечение как социально экономическая категория

Социальное обеспечение как социально экономическая категория 14.1. принципы и Экономические основы социального обеспечения

Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, при заболевания, инвалидности, утраты кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как экономическая категория социальное обеспечение — это совокупность распределительных взаимоотношений, в ходе которых за счет части ВВП образуются и употребляются публичные фонды денежных средств для обслуживания граждан и материального обеспечения.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех участников общества, независимо от организации образования обеспечения и источников фондов.

Главными видами затрат по социальному обеспечению являются выплаты финансовых пособий и пенсий.

Пенсии — это периодические выплаты определенных финансовых сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца. Главные виды пенсий:

по старости;

по инвалидности;

за выслугу лет;

по случаю утраты кормильца.

Некоторым категориям граждан выплачиваются так именуемые социальные пенсии,

Главные виды пособий:

по временной нетрудоспособности;

по родам и беременности;

при рождении ребенка;

по уходу за ребенком;

на детей солдатах срочной работы; ш по безработице;

ритуальные.

Наровне с этим существуют и другие формы обеспечения:

профессионально-техническое обучение;

переобучение безработных;

трудоустройство и переобучение калек;

бесплатное содержание нетрудоспособных в зданиях-домах престарелых ;

снабжение и протезирование калек мото- и велоколясками, атомобилями;

организация многих видов помощи на дому и т.д.

Социальное обеспечение — это проявление гуманизма, забота общества, страны о человеке, потерявшем всецело либо частично свойство трудиться. В тяжёлую пору судьбы, в то время, когда в связи с прекращением трудовой деятельности его материальное положение ухудшается, в то время, когда на моральное состояние человека, привыкшего всю жизнь трудиться, так угнетающе действует сознание потери собственной полноценности, — в эту пору он не предоставлен сам себе, не забыт.

Содержание категории социального обеспечения. По этому вопросу среди экономистов нет единого мнения. Последовательность авторов конструируют понятие социального обеспечения в широком смысле, в которое включают совокупность определенных социально-экономических мероприятий, которые связаны с бесплатным обеспечением ребёнка и матери, граждан в старости и при нетрудоспособности, с бесплатным лечением и медицинским обслуживанием.

Другие социальное страхование и социальное обеспечение разглядывают как однопорядковые экономические категории. Третьи вводят понятие социального обеспечения в узком смысле, к которому относят виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием. Наконец, четвертые уверены в том, что существует единое понятие социального обеспечения, включающего виды обеспечения и различные формы нетрудоспособных, среди них и социальное страхование.

Это положение более совершенно верно отвечает статье 39 Конституции РФ.

Конституция РФ гарантирует гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, при заболевания, полной либо потери утраты кормильца и частичной трудоспособности, право на жилище, образование, пользование достижениями культуры, право участия в управлении национальными и публичными делами и т.д.

С позиции широкого толкования понятия социального обеспечения в нею следовало бы включить не только бесплатное медобслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Но так как каждое из этих прав предусматривает удовлетворение разных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими, предусмотренными Конституцией, средствами и мероприятиями.

Так, право на материальное обеспечение в старости, при заболевания, полной либо частичной потери трудоспособности, и утраты кормильца обеспечивается разными формами социального обеспечения. Особые формы предусмотрены для обеспечения права на охрану здоровья, т. е. на бесплатное лечение и медицинское обслуживание. В противном случае говоря, разные потребности граждан имеют собственные, своеобразные формы их удовлетворения. Соответственно этому образуются и фонды денежных средств.

Следовательно, для более широкого толкования социального обеспечения оснований не имеется.

Запрещено признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального страхования и социального обеспечения как независимых однопорядковых экономических категорий, в соответствии с которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований госбюджета, а к социальному страхованию — мероприятия за счет средств фонда социального страхования.

В направлениях затрат за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из госбюджета, Фонда и Пенсионного фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Фонда и Пенсионного фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю утраты кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по родам и беременности и др.

Различия состоят лишь в контингенте снабжаемых. Из средств Фонда и Пенсионного фонда социального страхования обеспечиваются служащие и рабочие, научные работники, из бюджета — солдаты начальствующий состав органов МВД, Федслужбы безопасности, таможенных органов и другие категории.

Так нет оснований вычислять социальное страхование независимой категорией, существующей параллельно и независимо от социального обеспечения. Напротив, социальное страхование относится к социальному обеспечению как частное к целому, есть одной из форм социального обеспечения.

Экономические источники социального обеспечения. Одни экономисты источником образования публичных фондов потребления, включая выплаты пенсий, считают прибавочный продукт, другие связывают публичные фонды потребления с нужным продуктом.

Анализ разных фондов выплат и социального обеспечения из них говорит о том, что источником одних есть нужный продукт, вторых — прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по родам и беременности, затраты на трудовое устройство и обучение калек, переобучение безработных своим источником имеют нужный продукт.

Назначение этих выплат — дать нужные жизненные блага работнику во время его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты конкретно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.

Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. На данный момент у нас численность лиц, приобретающих пенсии, более чем 37 млн. чел.

До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет нужного продукта (в форме зарплаты своих родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме услуг и льгот из публичных фондов потребления). В первую очередь трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35—40 лет) это поколение формирует публичный продукт (нужный и прибавочный) во все возрастающих количествах.

Существенно возрастает часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В следствии скоро растет количество национального достатка. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему намного больший количество национального достатка (включая главные производственные и непроизводственные фонды), чем само приобретает от собственного предшественника. На данной базе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта.

Наряду с этим возрастает как количество нужного продукта, применяемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на образование и развитие производства публичных фондов потребления, а также на содержание нетрудоспособных участников общества.

В экономически развитых странах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет по большей части методом вычетов части заработной платы трудящихся. Исходя из этого в том месте пенсионные фонды являются зарезервированную часть нужного продукта, которую работник приобретает по окончании выхода на пенсию по старости либо инвалидности.

У нас

право на материальное обеспечение в старости, при заболевания, полной либо частичной потери трудоспособности, и утраты кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется разными формами социального обеспечения. Трудящиеся из собственной заработной платы на собственные будущие пенсии вносят всего 1 % от собственного дохода. Не образуется заблаговременно пенсионный фонд для будущих пенсионеров и за счет страны.

Фонды для обеспечения нетрудоспособных выделяются и употребляются каждый год в ходе распределения внутреннего национального дохода и валового продукта.

Потому, что неработающие пенсионеры не создают ни нужного, ни прибавочного продукта, и во время их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником каждый год образуемого пенсионного фонда есть та часть внутреннего валового и ВВП, которая создана прибавочным трудом трудящегося поколения, т. е. прибавочный продукт.

Правила социального обеспечения. Серьёзной изюминкой социального обеспечения являются добрые правила его построения.

1. Всеобщность — распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту либо благодаря инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, места и характера работы, форм ее оплаты. Принцип всеобщности содержится потом в том, что он распространяется на все категории трудящихся: рабочих, служащих, работников колхоза, военнослужащих, обучающихся и других граждан. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи погибшего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, старые либо нетрудоспособные жены (супруг), папа, дедушка, бабушка и другие.

2. Общедоступность — условия, определяющие право на ту либо иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней длительности судьбы 70 лет право на пенсию по старости появляется у мужчин в возрасте 60 лет, а у дам в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50 —55 лет, а для дам —до 45—50 лет. Стаж, нужный для получения данной пенсии, установлен для мужчин 25 лет, для дам — 20 лет, а занятых на трудных работах — еще ниже.

Следовательно, всем, кто честно трудится, данный стаж дешёв еще задолго до наступления старости.

3. Установление форм обеспечения и зависимости размеров от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, вторых факторов, которые связаны с трудовой и публичной деятельностью. Данный принцип находит собственный отражение в социальном обеспечении опосредованно,

Финансы и финансовая система

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: