Современная банковская система россии, ее структура и развитие

Современная банковская система россии, ее структура и развитие

Структура финансовой системы РФ

Финансовая система есть одной из главных структур в экономике любого развитого страны. Она призвана удовлетворить возрастающие потребности современного общества в продуктах и банковских услугах.

Финансовая система – это совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, включенная в экономику. Основной функцией финансовой системы в целом есть посредничество в перемещении денежных средств и кредитов между покупателями и продавцами, заёмщиками и кредиторами.

Элементами финансовой системы являются:

  • центробанк, что осуществляет эмиссионную и валютную политику страны;
  • коммерческие банки, создающие услуги и различные операции;
  • разные кредитно-расчетные центры.

Финансовая система имеет иерархичную структуру во главе с центробанком. На нижнем уровне находятся коммерческие банки, каковые подразделяются на универсальные и специальные (банки потребительского кредита, конечно ипотечные, сберегательные, инвестиционные, отраслевые, внутрипроизводственные), конечно небанковские кредитно-денежные университеты (страховые компании, фонды и инвестиционные компании, пенсионные фонды, трастовые компании, ломбарды и др.).

Такую совокупность принято именовать двухуровневой, она взяла распространение в экономически развитых государствах. В большинстве государств центральный (эмиссионный) банк есть национальным. Но, , если государство обладает центробанком частично, например, в Японии – 55%, Бельгии – 50%, либо не есть формальным обладателем банка, как в США, Швейцарии, Италии – центробанк все равно наделен функциями национального органа и имеет монопольное право на эмиссию (выпуск в обращение) банкнот.

В центральном банке сохраняются национальные золотые и золото-валючные резервы, он осуществляет обслуживание государственного бюджета и принимает участие в управлении госдолгом. Центробанк есть главным инструментом в политике страны в области регулирования кредитно-валютных отношений и денежной сферы.

В силу особенной роли центробанка, правительство заинтересовано в его надежности. Необходимо подчеркнуть, что центробанк, независимо от принадлежности капитала, есть юридически независимым. Управляющий банка не входит в состав правительства. Такая независимость центробанка нужна, дабы делать все нужные функции.

К примеру, она очень ответственна, в то время, когда нужно сократить возможности правительства применять ресурсы банка для нейтрализации недостачи бюджета.

Но независимость центробанка есть все же относительной: экономическая политика страны требует четкого согласования всех ее элементов, исходя из этого долговременная политика центробанка определяется приоритетами правительственного курса в экономике. В большинстве случаев, как раз через центробанк производится главная часть всех расчетов, причем центробанк устанавливает правила этих расчетов, являющиеся необходимыми для всех организаций, населения и предприятий.

По отношению к вторым элементам совокупности, центробанк есть «банком банков»: хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков, конечно вторых структур, выдает им ссуды, стоит во главе национальной совокупности взаимозачетов финансовых обязательств. Центробанк устанавливает нормативы и лимиты деятельности вторых банков, определяет официальную ставку по кредитам.

Коммерческие банки являются главным звеном кредитной совокупности. Они относятся к категории денежных посредников. Через них проводится большая часть банковских операций.

Коммерческие банки занимаются кредитованием промышленности и предприятий торговли, реализовывают их взаиморасчеты, принимают вклады. Банки завлекают свободные финансовые средства, накопления частных лиц и предоставляют их во временное пользование вторым экономическим агентам, и, тем самым, содействуют значительному увеличению эффективности производства.

Не считая банков, элементами нижнего уровня финансовой системы являются специальные кредитно-денежные учреждения, уже вышеперечисленные (инвестиционные фонды, страховые компании и др.). В отличие от банков, такие учреждения не предоставляют весь спектр банковских одолжений, их деятельность ограничивается определенными функциями.

принципы и Правовые основы их функционирования определяются центробанком. Законодательство большинства стран предусматривает функционирование зарубежных банков в стране.

В некоторых государствах их деятельность не исчерпывается, к примеру, во Франции. Другие государства устанавливают определенные рамки для совершаемых ими операций, к примеру, Российская Федерация, Канада. Подобное устройство финансовой системы характерно для большинства государств с развитой экономикой, таких как США, Япония, страны Западной Европы.

Но по формированию составляющих элементов совокупности различных государств имеют особенности и существенные различия. Уникальность совокупностей обусловлена условиями исторического развития, национальными традициями, уровнем экономического развития, методом регулирования финансового обращения и другими факторами.

Для примера возможно забрать две высокоразвитые соседние государства Северной Америки – США и Канаду. Не обращая внимания на яркую близость размещения, в базе организации их банковских совокупностей употребляются прямо противоположные подходы. В случае если В США имеется приблизительно 12 тысяч банков, то в Канаде их всего шесть, но они имеют отделения и филиалы по всей стране.

Но, в итоге, ответственным есть не количество банков как таковых, а количественная черта финансовой системы – общее колличество банковских учреждений, включая филиалы, отделения, агентства, каковые обслуживают организации, предприятия и население.

В Российской Федерации финансовая система есть двухуровневой. Во главе совокупности находится Центробанк РФ, на втором уровне – коммерческие банки, конечно разные денежно-кредитные учреждения. Помимо этого, финансовая система РФ включает представительства и филиалы зарубежных банков, холдинги и банковские группы.

 Банк России, являясь юридическим лицом, в налоговых органах не регистрируется. Он осуществляет затраты за счет собственных доходов, но прибыль не есть целью деятельности данного банка, он есть органом регулирования экономики в стране и осуществляет функции внешнеэкономической деятельности.

Коммерческие и специальные банки, находящиеся на втором уровне финансовой системы, реализовывают комплексное расчетно-кредитное обслуживание собственных клиентов либо специализируются на определенных видах одолжений. Банки России не призваны отвечать по обязательствам банков и, напротив, государство не несет ответственности по обязательствам банков.

Необходимо подчеркнуть, что в условиях современного общества финансовая система всегда развивается и изменяется, усложняется ее структура. Это обусловлено развитием денежных и товарных рынков, возникновением методов обслуживания и новых инструментов клиентов, новых видов денежно-кредитных учреждений.

© Сергей Чашенков, TimesNet.ru

Фериде Мустафаева. Банковская система России в 2016

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: