Тема: финансы как экономическая категория

Тема: финансы как экономическая категория

  • Вид работы: Контрольная работа
  • Предмет: Финансы, деньги, кредит
  • Все контрольные по финансам Скачать Просматривать текст оnline

Чебоксары-2011

Введение

Термин финансы случился от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. В первый раз слово начало употребляться в торговых городах Италии в XIII-XV вв. Позднее им стали обозначать финансовые отношения.

Финансы являются экономические отношения, которые связаны с формированием, использованием и распределением централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и обеспечения условий и задач государства расширенного воспроизводства. Финансы — обязательный атрибут финансовых взаимоотношений, исходя из этого их значение и роль зависят от того, какое место финансовые отношения занимают в экономических отношениях.

Но не всякие финансовые отношения высказывают денежные отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по делаемым функциям. Деньги — это общий эквивалент, благодаря которому в первую очередь измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — перераспределения и экономический инструмент распределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за использованием и образованием фондов денежных средств.

Основное их назначение в том, дабы методом образования финансовых фондов обеспечить не только предприятий и потребности государства в финансовых средствах, но и контроль за расходованием денег. Финансы высказывают финансовые отношения, появляющиеся между, фирмами в ходе приобретения товарно-материальных сокровищ, услуг и реализации продукции; вышестоящими организациями и предприятиями при создании централизованных денежных средств и их распределении; предприятиями и государством при уплате ими налогов в бюджетную совокупность и финансировании затрат, гражданами и государством при внесении ими налогов и необязательных платежей; фирмами, внебюджетными фондами и гражданами при получении ресурсов и внесении платежей; отдельными звеньями бюджетной совокупности; предприятиями и страховыми организациями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Финансы — неотъемлемое связующее звено между использованием и созданием ВВП. Финансы воздействуют на производство, распределение и объективен (НД — снова созданная цена либо цена валового продукта за вычетом потребленных в ходе средств производства и производства орудий). Финансы — это, в первую очередь распределительная категория. С их помощью осуществляется перераспределение и вторичное распределение ВВП.

Социально-экономическая сущность денежных взаимоотношений содержится в изучении — за счет кого государство приобретает денежные ресурсы и в чьих заинтересованностях применяет эти средства.

Финансы: происхождение, эволюция, сущность, место в совокупности денежных взаимоотношений

Финансы показались в один момент с происхождением страны при расслоении общества на классы. С развитием и разложением феодализма в его недрах капиталистического метода производства все громадную значимость стали приобретать расходы государства и денежные доходы.

На ранних стадиях развития страны не было разграничения между ресурсами и ресурсами государства его главы.

С выделением национальной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI-XVII вв.) появляются понятия национальных финансов, госбюджета, национального кредита.

Национальные финансы послужили замечательным рычагом начального накопления капитала.

Для первых капиталистических фирм обширно употреблялись налоги и государственные займы. Ключевая роль в создании начальных капиталов принадлежала совокупности протекционизма, разрешающей первым капиталистам устанавливать на создаваемые промышленные изделия большие стоимости, приобретать высокие доходы, каковые в большой части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, финансы высказывают экономические отношения в связи с образованием, использованием и распределением фондов денежных средств в ходе перераспределения и распределения ВВП.

Для национальных финансов капиталистических государств характерен стремительный рост затрат, что обусловлено, в первую очередь, усилением милитаризации экономики. Армейские цели, погашение процентов и государственного долга по нему составляли больше 2/3 всех национальных затрат. Огромные средства направлялись на содержание национального аппарата — парламента, министерств, ведомств, полиции, колоний и др. Затраты на просвещение, здраво охранение были очень малы.

Главным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство начало участвовать в ходе производства, использования и распределения публичного продукта.

Большое развитие взяло вмешательство страны в экономику. Оно стало деятельно помогать монополиям собственной страны в острой конкурентной борьбе в мире, предоставляя экспортным компаниям, так именуемые экспортные премии.

Вмешательство в сферу и процесс воспроизводства социальных взаимоотношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Были созданы межправительственные фонды денежных средств. Показались новые национальные затраты.

Огромные затраты приводят к необходимости повышения налогов — главного денежного способа мобилизации ресурсов в национальные и местные бюджеты.

Развитие финансов. развитие и Возникновение финансов обусловлено такими факторами, как:

) деление общества и общественное разделение труда на социальные группы;

) развитие товарно-финансовых взаимоотношений в связи с увеличением и ростом производства ВВП и НД, и трансформацией функций денег, механизма их обращения;

) появление независимых, свободных хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства нужные финансовые фонды;

) усложнение и создание сферы деятельности страны.

Финансы как научное понятие в большинстве случаев ассоциируются с разнообразными по форме процессами, каковые проявляются в публичной судьбе и в обязательном порядке сопровождаются перемещением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Перемещение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения нужно распознать те неспециализированные особенности, каковые характеризуют внутреннюю природу всех денежных явлений — отношения между разными участниками публичного производства.

Финансы, высказывая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный темперамент и своеобразное публичное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Серьёзный показатель финансов — финансовый темперамент денежных взаимоотношений. Деньги являются необходимым условием существования финансов.

Следующим показателем финансов как экономической категории есть распределительный темперамент денежных взаимоотношений.

перераспределение и Распределение цены посредством финансов в обязательном порядке сопровождается перемещением денежных средств, принимающих своеобразную форму денег, каковые формируются у государства и субъектов хозяйствования за счет разных видов финансовых доходов, поступлений и отчислений, а употребляются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование трудящихся, удовлетворение разных потребностей общества.

Возможно денежные ресурсы образуются на стадии производства, в то время, когда создается новая цена и осуществляется перенос ветхой. Реально формирование денег начинается лишь на стадии распределения, в то время, когда цена реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной цене.

Денежные отношения неизменно связаны с формированием финансовых накоплений и доходов, принимающих форму денег. Это есть серьёзным своеобразным показателем финансов, отличающим их от вторых распределительных категорий.

Итак, финансы — это финансовые отношения, каковые появляются в ходе перераспределения и распределения цены валового публичного продукта и части национального достатка в связи с формированием финансовых накоплений и доходов у государства и субъектов хозяйствования и применением их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-финансовых взаимоотношений и роль в ходе публичного воспроизводства определяются экономическим строем общества, функциями и природой страны.

На ранних стадиях развития общества, в то время, когда в роли денег выступали товары (скот, соль, а позднее металлы), существовал эквивалентный обмен товаров. Функция денег — средство платежа, и на ее базе появление кредитных денег и знаков стоимости формирует условия, в то время, когда действительные деньги и товар не видятся в обмене не только во времени, но и в пространстве. Наряду с этим растет неэквивалентный обмен, а подчас по большому счету обмен сокровищами нарушается.

Спекуляция на товарном, финансовом, валютном рынках ведет к перераспределению ВВП и НД. Подобные же отношения появляются и при функционировании финансов.

Финансы, являясь инструментом второй стадии публичного воспроизводства, смогут оказывать влияние на все стадии воспроизводства и процесс в целом.

Объективные предпосылки влияния связаны с двумя событиями:

) финансы функционируют во всех сферах публичного производства (производстве, обращении, потреблении);

) финансы смогут быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).

Распределение начинается в сфере материального производства, эта сфера влияет на масштабы и характер производства.

Сфера обращения. Для нее свойственны процессы купли-продажи. Потребительские особенности товара не изменяются, изменяется его цена. Товар продается, и предприятие приобретает выручку, происходит распределение данной выручки по фондам возмещения, накопления, потребления.

Денежные отношения предшествуют и завершают процесс купли-продажи.

Сфера потребления выделяет:

) коммерческие структуры;

) бюджетные организации.

на данный момент существуют организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций. Сознательное применение финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент — экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно применяемая обществом с целью достижения конкретных целей. Экономический инструмент, среди них и финансы, несут 2 начала: первое — объективное (вытекающее из экономической категории), второе — субъективное (орудие реализации

экономической политики страны). Влияние финансов:

) количественное (характеризуется пропорциями распределительного процесса);

) качественное (характеризуется действием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Качественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном ходе; отражает действие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования через разные формы организации денежных взаимоотношений; воздействует на публичный продукт и связана с превращением финансов в стимул экономического развития. Такое превращение быть может, в то время, когда порядок формирования доходов, условия и правила формирования фондов, направления их применения удается тесно увязать с экономическими заинтересованностями субъектов хозяйствования.

Экономический стимул — инструмент, что связан с материальными заинтересованностями субъектов хозяйствования. Сознательное применение финансов в публичном производстве ведет к итогам, в которых проявляется активная роль финансов в публичном производстве в условиях рынка.

Функции финансов как проявление сущности. Публичное назначение финансов

финансы отношение

Как экономическая категория финансы владеют функциями. Возможно выделить две главные, диалектически взаимосвязанные функции — распределительную и контрольную, осуществляющиеся в один момент.

Сущность финансов как особенной сферы распределительных взаимоотношений проявляется, в первую очередь, посредством распределительной функции. Эта функция реализует публичное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования нужными денежными ресурсами. Тут осуществляется первичное распределение снова созданной стоимости и формирование на ее базе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.

Распределительная функция финансов обслуживает воспроизводственный процесс в целом, деятельно воздействуя на все его стадии. Вместе с тем распределительная функция разрешает фирмам организовать фонды целевого назначения, нужные для удовлетворения потребностей материального стимулирования и развивающегося производства трудящихся.

Распределительная функция финансов содержится в том, что:

через перераспределение и распределение снова созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования публичного сектора экономики, достигается сбалансированность внебюджетных фондов и бюджетов в рамках единой бюджетной совокупности РФ;

снова созданная цена подлежит распределению в целях исполнения финансовых обязательств фирм перед бюджетом, банками, агентами. Ее результатом есть использование и формирование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Главными объектами реализации распределительной функции финансов являются необходимые платежи в внебюджетные фонды и бюджет, и источники финансирования бюджетного недостатка. Особенную роль играется процесс перераспределения доходов между разными уровнями бюджетов.

Еще одной не меньше ответственной функцией финансов есть контрольная, базу которой образовывает перемещение денег. Потому, что финансы пронизывают все публичное производство, все его подразделения и сферы, все уровни хозяйствования, они выступают «универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, обращением и распределением совокупного публичного продукта». Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает денежная информация.

Денежная информация разрешает заметить разные стороны работы фирм, оценить результаты хозяйственной деятельности и на данной базе принимать меры, направленные на устранение распознанных негативных моментов.

Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Совместность действия этих функций разрешает всецело раскрыть экономическую сущность финансов. В реальности не существует таких денежных взаимоотношений, каковые имеют лишь распределительный темперамент и не владеют контрольной функцией.

Одновременно с этим нет и таких денежных взаимоотношений, каковые владели бы свойством контроля и не являлись распределительными. В их тесном взаимодействии и единстве финансы смогут показать себя в качестве категории стоимостного распределения.

Контрольная функция финансов содержится в реализации контроля рублем за настоящим финансовым оборотом, участником которого есть государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

контроль за трансформацией денежных показателей, состоянием расчётов и платежей;

контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае используется совокупность поощрений и санкций, применяющая меры принудительного либо стимулирующего характера. Во втором случае речь заходит о реализации долговременной экономической политики, в которой главное внимание обращается на заблаговременное приспособление и предвидение изменений к ним условий и порядка финансирования. Постоянные трансформации, обновления в денежной совокупности нуждаются в адекватной реакции на это всех органов власти.

Контрольная функция финансов постоянно имеет конкретную форму проявления. Она возможно направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие либо учреждение и т.п.

Контрольная функция национальных и муниципальных финансов реализуется по следующим главным направлениям:

) контроль за верным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

) контроль за целенаправленным и действенным применением денег.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они субъективен и делают роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством страны посредством финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция национальных и муниципальных финансов содержится в обеспечении развития разных сфер публичной судьбе через совокупность экономических программ и льгот.

Фискальная функция финансов связана для того, чтобы поддерживать нерентабельные, но нужные отрасли хозяйства. Она осуществляется посредством приёмов и множества методов (инвестирование, налогообложение, имитирование и др.).

Из всего вышесказанного возможно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемым элементом финансовых взаимоотношений и играются огромную роль в формировании, использовании и распределении централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях исполнения функций, обеспечения условий и задач государства расширенного воспроизводства. Кроме этого возможно заявить, что финансы объективно нужны, поскольку обусловлены потребностями публичного развития.

Денежные отношения на современном этапе. Виды денежных взаимоотношений

Все денежные отношения реализовывают распределение ВВП и НД; участвуют в формировании денежных средств и фондов, в применении их. Все денежные отношения осуществляют контроль и регулируют распределительный процесс.

В общей совокупности денежных взаимоотношений смогут быть выделены три большие сферы: финансы фирм, организаций и учреждений; страхование; национальные финансы. В каждой из названных сфер выделяют звенья. Группировка денежных взаимоотношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на назначение и состав целевых финансовых фондов.

Различные звенья денежной совокупности обслуживают различные виды денежного распределения: внутрихозяйственное — финансами фирм; внутриотраслевое — финансами фирм, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное — госбюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено денежной совокупности, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем денежных связей. Так, в составе финансов фирм, в зависимости от отраслевой направленности, смогут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых фирм и т.д. а в зависимости от формы собственности — финансы национальных фирм, кооперативных, акционерных, частных и др.

Денежная совокупность РФ включает в себя следующие звенья денежных взаимоотношений: гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы фирм разных форм собственности.

Денежные отношения по природе являются распределительными, причем распределение цены осуществляется, в первую очередь, по субъектам. Последние формируют финансовые фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играются в публичном производстве. Как раз роль субъекта в публичном производстве выступает в качестве объективного критерия классификации денежных взаимоотношений.

В соответствии с ним в общей совокупности денежных взаимоотношений выделяют три большие взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (фирм, организаций, учреждений), страхование, национальные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов в каждой из этих сфер возможно выделить разные звенья. Каждое звено делает собственные задачи, имеет собственную структуру денежного аппарата, но в совокупности они образуют денежную совокупность страны.

Главной задачей денежных взаимоотношений есть концентрация денег в распоряжении страны и направление их на финансирование социальных, управленческих, правоохранных, производственных функций и военных. Они формируются, в основном, из налоговых, таможенных и других платежей, и доходов, взятых от размещения национальных денег и от реализации национальных ценных бумаг, от реализации госимущества либо от сдачи его в аренду.

На уровне организаций денежные отношения возможно объединить в следующие группы:

а) денежные отношения с страной представлены отношениями фирм с бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов, сборов и других необходимых платежей; с налоговыми и другими компетентными органами по поводу контроля правильности и своевременности уплаты налогов, по поводу государственных закупок и государственного заказа, по поводу дотаций, субвенций и т.п. Данный вид денежных взаимоотношений характеризует строгая законодательная регламентация;

б) денежные отношения 1. Дробозина Л.П. Финансы. Финансовое обращение. Кредит / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. — М. Возможность, 2007. — 477 с.

2. Ковалева А.М. Финансы / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева. — М. статистика и Финансы, 2008. — 384 с.

. Мамедов О.Ю. Современная экономика. / О.Ю. Мамедов, Ростов-на-Дону. ФЕНИКС, 2006 г. — 608 с.

. Полякова Г.Б. Финансы. 3-е изд. перераб. и доп. — М. Юнити-Дана, 2008. — 703 с.

. Ф.Н. Емельянова. Финансы (Базы теории финансов. Национальные и муниципальные финансы) / Учебное пособие. Чебоксары — 2007.- 238 с.

Источник: www.bibliofond.ru

Финансы и финансовая система

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: