Удаленная идентификация — что это и к чему приведет?

Уже в текущем году Банк России, Росфинмониторинг и Минкомсвязи совместно с рядом коммерческих банков запускают пилотный проект по удаленной идентификации клиента. Что же такое «удаленная идентификация» и чего от этого пилота ожидать рынку?

Как минимум на этапе пилота что первичная идентификация останется очной, и клиент обязан будет пройти ее в банке в соответствии с теми нормами, каковые действуют на данный момент. По окончании идентификации информация о клиенте попадет в аутентификации и Единую систему идентификации (ЕСИА), которая и станет центральной инфраструктурой для хранения информации. В случае если клиент обратится за услугой в второй банк, ему не нужно будет проходить очную идентификацию, данный банк к ЕСИА.

В идентификации планируется использовать биометрию, прежде всего по лицу и голосу

Что же такое ФГИС ЕСИА? Это созданная Минкомсвязи России совокупность, которая снабжает аутентификацию и идентификацию, а также на портале «Госуслуги». Практически ЕСИА — уже существующая единая точка аутентификации для последовательности национальных сервисов, снабжающая защиту размещенной в ней информации в правовом поле РФ.

По состоянию на август 2016 года в ЕСИА было зарегистрировано уже 32 млн россиян.

Удаленную идентификацию планируется сперва использовать по операциям физлиц со квитанциями, вкладами, переводами, получением кредитов, предоставлением информации по счету. По окончании пилота данный список возможно расширен. Помимо этого, в идентификации планируется использовать биометрию, прежде всего по лицу и голосу.

В случае если пилот пройдет удачно, то в 2018 году удаленная идентификация будет дешева всем банкам.

Удаленная идентификация — что это и к чему приведет? Напоминаем, что Банкир.Ру 12 апреля организовывает второй форум  «Блокчейн и открытые платформы: API, XBRL, экосистемы».

 

К чему это приведет?

Облегчение переводов открытия и процедуры счётов должно понравиться клиентам, каковые пользуются дистанционными сервисами. Кроме того, понижение барьера чтобы получить услуги (визит в банковский офис станет необязательным) понизит лояльность клиентов к банкам, повысит борьбу и поставит в непростое положение малые региональные банки, главным преимуществом которых было территориальная близость и расположение офисов к клиенту.

Победят же от удаленной идентификации более технологичные банки, каковые уже на данный момент готовы оптимизировать сеть и больше инвестировать в технологии. Такая стратегия подразумевает значительную экономию: затраты на операцию в отделении и на ту же операцию в онлайн-банкинге отличаются в много раз. Налицо парадокс — нагрузка на существующие отделения «регионалов» при старте удаленной идентификации может возрасти (за счет первичной идентификации), но сливки с этого роста клиентов снимут не они, а игроки с более развитыми цифровыми одолжениями.

В полной мере быть может, что нагрузка по начальной идентификации на каком-то этапе будет снята с банков по большому счету

Также, ожидается очередной виток рекламной войны банков — более продвинутые из них, но не имеющие отделений на периферии будут легко вынуждены заявить о себе, дабы попасть в зону внимания вероятных клиентов. Не считая повышения рекламных бюджетов, это приведет и к трансформации продуктового портфеля банков — «территориалы» будут вынуждены соперничать ценой в том месте, где не смогут соперничать качеством цифрового сервиса.

А технологически эластичные денежные университеты смогут позволить себе оптимизировать затраты на KYC и линейный персонал отделений, поскольку во многих случаях начальная идентификация будет производиться не ими. Кстати, в полной мере быть может, что нагрузка по начальной идентификации на каком-то этапе будет снята с банков по большому счету, поскольку ЕСИА изначально подразумевает идентификацию пользователей через сертифицированные многофункциональные «центры» и центры Ростелекома по подготовке документов.

К трансформации продуктового портфеля банков приведет и вторая инициатива, идущая рука об руку с темой удаленной идентификации клиента,— открытые платформы. В Европе тема открытых платформ проходит под руководством PSD2 (второй редакции Европейской платежной директивы) и содержится в стандартизации открытых банковских интерфейсов для оказания услуг третьими и самими банками сторонами. Совместно эти две инициативы смогут в первый раз по окончании запуска интернет-банкинга поменять пользовательский опыт клиента, поскольку он совсем прекратит быть привязан к конкретному денежному университету, хранящему эти как о его идентичности, так и о состоянии его счета.

Пилотный проект продемонстрирует, как настоящи все возможности

Появятся новые услуги — агрегаторы балансов наподобие Krawlly, каковые смогут подключаться к банковским API, применяя ЕСИА, и давать клиенту все данные обо всех его квитанциях во всех банках. Новые PFM смогут давать клиенту более обоснованные советы по управлению финансами. Маркетплейсы, предлагающие продукты разных банков, смогут реализовывать эти продукты «в один клик» с единой точкой идентификации.

Само собой разумеется, пилотный проект продемонстрирует, как настоящи эти возможности, но одно светло уже на данный момент — будущее будет принадлежать тем денежным университетам, внутренние либо наемные IT-команды которых смогут первыми интегрировать совокупности банка с ЕСИА и создать API для построения открытых банковских платформ.

Удаленная идентификация — главная финтехзадача

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: