Урок по теме: защита отечества — долг и обязанность гражданина

Урок по теме: защита отечества - долг и обязанность гражданина

Урок по теме Защита Отечества – обязанность и долг гражданина. 7-й класс

Цели урока:

Обучающие:

закрепить и систематизировать понятия и знания долга, обязанности перед обществом;

Развивающие :

развитие умения фактически использовать полученные знания;

развитие связной устной и письменной речи, умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;

развитие слухового и зрительного восприятия, устойчивости внимания.

прививать любовь к Отчизне, ее истории, языку;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

почитания чувства и воспитание уважения к нашему прошлому.

Оборудование:

мультимедиа; проекты, сообщения и презентации обучающихся;

закон «О военной обязанности и воинской службе»;

Конституция РФ;

Демонстрационный материал;

Текст присяги.

Опережающее задание: подготовка сообщения обучающегося с презентацией «Создание армии в Российской Федерации», наизусть стих «Присяга» – просматривает ученица.

Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, составление опорных схем-конспектов, работа в группах.

Эпиграф:

Победи себя и ты станешь, непобедимым.

А.В. Суворов

Движение УРОКА

Оргмомент

Цель урока: познакомиться с понятиями обязанность и долг, военная присяга.

Сейчас на уроке мы имеем с вами возможность продолжить разговор о его обязанностях и Гражданине. Какой суть вы вкладываете в слово «гражданин»? (Выполняет законы, имеет права и обязанности, пользуется защитой страны, участвует в управлении страны, готов защищать Отчизну.)

Составляют синквейн со словом «Гражданин» (ученик около интерактивной доски)

2 прил. хороший, важный, деятельный

3 гл. уважает, защищает, выполняет, участвует, обожает.

1 предлож. из 4 слов: Гражданин обожает и защищает Отчизну.

1 сущ.:патриот.

– Итак, вы составили ёмкое и лаконичное стих о гражданине. Сейчас вам знакомо понятие гражданин.

Парни, давайте отыщем в памяти:

– Как именуется фундаментальной закон страны? (Конституция)

– Какие конкретно главные обязанности россиян вы понимаете? (Платить налоги, сохранять окружающую среду и природу, защищать Отечество)

– Давайте обратимся к тексту конституции и прочтём статью № 59. параграф №1 (Чтение вслух)

– Из-за чего слова «обязанность» и «долг» стоят рядом? Чем долг отличается от обязанности?

– С ответом вам окажет помощь Геннадия и письмо, вашего ровесника, что в ужасный момент наступления германских армий под Сталинградом в осеннюю пору 1942 г. написал заявление в одну из местных комсомольских ячеек:

Просматривает ясно ученик :

«Мне 14 лет, но я прошу вас отправить меня на защиту отечественного родного города Прошу зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить неприятеля до последней капли крови. Мать согласна».

– Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать собственных родных, собственный город, друзей, друзей)

– Его кто-то заставляет? (Нет, он сам рвётся на фронт, все его одноклассники также нацелены на это.)

– Из-за чего мать согласна отпустить мальчика, поскольку ему 14 лет, как вам? (Военное время, вся жизнь дана защите от неприятелей.)

– А это обязанность? (Нет, поскольку ему 14 лет. Перед страной.)

А ваша конкретная обязанность на данный момент? (Обучаться, взять среднее образование).

– Вы только что заявили, что долг – это ответственность перед собственным родными людьми, перед обществом, а обязанность – это ответственность перед страной.

– Подведём результат, взглянуть на доску, вы видите определение этих терминов.

Просматривает ученица :

«Долг – это нравственная категория, т.е. ответственность человека перед собственной совестью и перед обществом, собственными родными людьми. Человек совершает

необязательный поступок, что характеризует его как хорошего гражданина.

Обязанность – это юридическая (правовая) норма, поддерживается силой страны. За нарушение нормы следуют санкции (меры действия)».

Вы понимаете, парни, что война – это огромная беда для любого народа. Но войны происходят в течении всей людской истории. Учёные подсчитали, что за последние 5000 тысяч лет случились около 14 тысяч войн.

Каждое государство имеет собственную армию, дабы при необходимости отстоять независимость и свою свободу.

– Давайте совершим путешествие в прошлое и определим, как появилась «регулярная армия» в Российской Федерации.

– А на данный момент посмотрите презентацию, которую подготовил ученик отечественного класса о создании регулярной армии в Российской Федерации. (Презентация ученика – 5 слайдов)

– Итак, изменялись исторические эры, изменялась и армия. Какой урок возможно извлечь из истории создания армии в Российской Федерации? (Армия обязана соответствовать собственному времени, задачам, каковые нужно решать. Она должна быть организованной и вооружённой)

– Какой должна быть регулярная армия?

– А на данный момент, давайте, взглянуть на 2 фотографии 1941 г. На них изображены два разных военных формирования. Предположите, как они именуются и в чем между ними отличие?

Вы, возможно, слышали о видах войск и различных родах, военных профессиях. Давайте отдохнём мало, расправим поясницы и попытаемся составить логические цепочки. Логическая цепочка обязана складываться из 4 картин.

Картины на доске.

Вид(род) армий.

Бронетехника, соответствующая виду армий.

Военная профессия, соответствующая виду армий.

Флаг(эмблема) данного вида (рода армий.)

Цепочки собирают представители от 3 последовательностей на демонстрационной доске.

– Благодарю, вы верно составили логические цепочки. Молодцы!

А сейчас возвратимся к понятию «Воинская обязанность». Откроем папки и прочтём закон «О воинской обязанности и военной службе». Читаем ст.1. п.1 (ученица).

Итак, мы с вами раскрыли это понятие.

Парни, взглянуть на интерактивную доску и ответьте: Какой воинский ритуал изображен на фотографии? (Воинская присяга). Солдаты, в первый раз поступившие в армию приводятся к присяге перед национальным Боевым знаменем и флагом России воинской части.

– Вот как об этом событии написал поэт Максим Петраков. (Просматривает ученица)

– Какие конкретно эмоции вы испытали? (Гордость отца за сына, ответственность перед страной, восторженность.)

– Возможно ли испытывать гордость, будучи армейским?

– А сейчас послушайте текст военной присяги, его ясно прочтёт ученик.

Вы почувствовали себя настоящими призывниками?

– Сумел ли учение передать тот воинский дух, что живёт в каждом мальчишке?

Выводы:

Мы определили о серьёзной обязанности гражданина перед Отчизной и раскрыли суть понятия « воинская обязанность».

Рефлексия

Парни обратите внимание на фундаментальный суворовский принцип. Читаем. Как вы осознаёте слова великого полководца. Как вы имеете возможность уже на данный момент подготовить себя к выполнению воинской обязанности. (получать образование школе, заниматься спортом, принимать участие в конкурсах и соревнованиях, воспитывать в себе определенные качества)

Отечественные пожелания

– С вашей помощью мы создали «дерево», складывающееся из основных качеств защитника Отечества, настоящего мужчины.

– И пускай эти качества дают зрелые плоды, приносящие пользу людям.

Воинский долг – моральный обязанность каждого.

Служение Отечеству – это почетно.

Какая она — современная армия?

«Отчизна в том месте, где ощущаешь себя вольно». Абу-аль-Фарадж

«Наилучшее назначение имеется защищать собственный отечество». Державин Г.Р.

«Любовь к отчизне — первое преимущество цивилизованного человека». Наполеон Бонапарт

Источник: kopilkaurokov.ru

Видеоурок по обществознанию Защита Отечества

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: