Зачем soa в кризис?

Зачем soa в кризис?

Сервисноориентированная архитектура — это новый и до кризиса очень актуальный подход к построению IT-инфраструктуры банка.// Александр Головин. БО №2 (116) февраль 2009.

на данный момент очень многое изменилось, но, согласно точки зрения специалистов, через два года приблизительно добрая половина русских банков внедрит у себя правила SOA.

Представим, что банк планирует вывести на рынок новый продукт. Наряду с этим узнается, что имеющиеся автоматизированные банковские совокупности ( АБС) для этого не подходят. Обычная реакция IT-департамента в этом случае будет приблизительно таковой: необходимо запланировать шесть месяцев на разработку технического задания и столько же на разработку ответа, так что к выводу нового продукта мы готовься через год.

Банк « Ренессанс Кредит» в 2008 году смог создать новую АБС для выдачи кредитов через брокера всего за два месяца. Таковой оперативности удалось достигнуть благодаря ранее внедренной так называемой сервисноориентированной архитектуре, либо SOA. По словам Ярослава Медокса, директора департамента по формированию информационных совокупностей «Ренессанс Кредита», SOA — это подход, ориентированный на стремительный итог.

Спешить не нужно

В соответствии с итогам опроса « Значение сервисноориентированной архитектуры для бизнеса», совершённого в 2006 году IBM среди собственных клиентов, 92% из тех, кто приступил к внедрению SOA, сохраняли надежду добиться понижения затрат. Половине из них это удалось. Что ж, оптимизация издержек весьма актуальная задача в кризисное время.

В базе SOA лежат правила многократного применения функциональных элементов IT и ликвидации дублирования, и модульный подход к разработке ПО, основанный на применении сервисов со стандартизированными интерфейсами. Последнее именно и снабжает возможность не разрабатывать новое приложение с нуля, а скоро собрать его из имеющихся модулей.

В вышеприведенном примере с «Ренессанс Кредитом» в процессах продаж кредитов в банке употреблялись 11 совокупностей. При организации нового процесса все они остались неизменными. Так, применение SOA разрешает скоро и без лишних затрат приспособить IT под новые запросы бизнеса.

Кстати говоря, до кризиса в русском банковском секторе SOA-проекты были, что именуется, «актуальной фишкой». Возможно, с учетом изложенного, тем, кто опоздал заняться внедрением ранее, как раз на данный момент и стоит поторопиться? Но Игорь Коваль, исполнительный директор БТА Банка, уверен, что в случае если банк не приступал к реализации данного проекта, то направляться дождаться лучших времен и до тех пор пока обойтись классической интеграцией приложений.

Перестройка в головах

Специалисты смогут давать разные определения SOA, но сущность их сводится к одному: сервисноориентированная архитектура — это идеология либо, по выражению Игоря Коваля из БТА Банка, «культура применения разработок», благодаря которой компания формирует единое информационное пространство и получает как следует новый контроль над бизнес-управлением и процессами. Другими словами внедрение SOA эквивалентно коренной реструкуризации бизнеса.

Возможно, кризис — не лучший результат для этого, не смотря на то, что, быть может, имеется исключения. Очевидно, при построении новой компании имеет суть сходу применять сервисноориентированный подход; но, о масштабных startup’ах, в особенности в банковской сфере, пока не слышно.

Действительно, эксперты IT-депар-таментов банков считают, что приступить к внедрению SOA в текущей обстановке может вынудить срочная необходимость в смене всей

*Мэшап (mashup) — web-приложение, объединяющее эти из нескольких источников в один интегрированный инструмент. Примером потребительского приложения может служить мэшап, что применяет эти картографических сервисов для добавления к ним информации о недвижимости с соответствующих порталов.

IT-инфраструктуры организации — тогда, в силу вышеописанных плюсов, кроме этого предпочтительно сходу применять эти правила, но и это больше из области догадок. В целом же, как говорит Олег Подкопаев, глава IT-департамента Русфинанс Банка, в случае если в организации существует стабильная обстановка с позиций IT и бизнеса в целом и в случае если кроме того с применением устаревших разработок сотрудничество между совокупностями в полной мере прозрачно и достаточно действенно, затевать переход на SOA-платформу было бы неоправданным расходованием ресурсов и средств.

Кроме этого это относится и тех случаев, в то время, когда главные бизнес-процессы реализованы в одной банковской совокупности и это не накладывает значительных ограничений на предстоящее развитие. Но, по словам Олега Подкопаева («Русфинанс»), еще до кризиса был ответствен, скажем так, внешний фактор, что сдерживал распространение SOA в банках. Это — недочёт опыта реализации аналогичных проектов у консалтинговых компаний и интеграторов. Компаний, каковые по большому счету имеют таковой опыт, на рынке практически единицы.

Любопытно, что специалисты, с одной стороны, говорят об отсутствии либо нехватке квалифицированных интеграторов, а с другой — обращают внимание на то, что внедренная SOA снижает зависимость банков от поставщиков. Гибкость, которую снабжает сервисноориентированный подход, разрешает распределять задачи между различными подрядчиками, любой из которых будет заниматься тем, в чем владеет громаднейшей квалификацией.

Наряду с этим неизменно имеется возможность поменять одну из совокупностей, не ставя под угрозу жизнедеятельность всей IT-структуры банка. Да и доверяться целиком и полностью одной компании, как это происходит в простых проектах по интеграции, также нет необходимости. Это, непременно, снижает риски клиента.

Кому с SOA жить прекрасно?

На вопрос, сколько российских банков сейчас применяют SOA-поход, четкого ответа нет. Так, Игорь Коваль отмечает, что в БТА Банке SOA используется уже в течение нескольких лет и включает в себя совокупность управления бизнес-процессами (BPM), единую шину обмена данными (ESB) и обмена сообщениями (MQ). Главной причиной внедрения SOA явилось наличие десятков программных приложений, требующих обмена информацией, и необходимость создания совокупности продаж розничных продуктов банка.

Что же касается SOA в других банках, то, он утвержает, что «все технологически заинтересованные» кредитные учреждения в той либо другой степени ее используют. Олег Подкопаев из Русфинанс Банка именует более правильные цифры. По его расчетам, 10-15% банков уже применяют SOA, еще 30-40%, что именуется, присматриваются и, возможно, начнут внедрение системно ориентированной архитектуры в течение ближайшей пары лет.

В самом «Русфинансе» этот подход внедрен, и за счет этого в 2008 году удалось в сжатые сроки реализовать два больших проекта по интеграции бэк-офисных совокупностей от зарубежных поставщиков. По большому счету, в случае если отрешиться от общеэкономической обстановки, возможно выделить тип кредитных учреждений, каковые больше вторых нуждаются в SOA. Это прежде всего розничные банки.

Как раз для них серьёзны время внедрения нового продукта, скорость обслуживания клиентов, доступность информации, уровень качества сервиса, и гибкость, благодаря которой сервисы, образующие один бизнес-процесс, возможно запускать в различное время (так как, к примеру, потребность в проведении транзакции по пластиковой карте может появиться лишь через 20 дней по окончании ее оформления, принимая к сведенью время на производство, активацию и доставку). Все эти преимущества, каковые снабжает SOA, не через чур актуальны, к примеру, для кэптивных банков.

Да и не все универсальные банки оценят их полностью. В пользу SOA имеется еще одно мысль, которым, действительно, делятся не через чур с радостью. Считается, что возможность декларировать соответствие информационных совокупностей банка данным правилам повышает его привлекательность в глазах инвесторов, в особенности западных. Но, как это актуально в этих условиях — громадной вопрос.

 Вывод специалиста  Олег Подкопаев, глава IT-департамента Русфинанс Банка: — Сейчас SOA есть достаточно новым веянием на русском рынке. По большей части внимание данной разработке и методики уделяют компании, деятельно развивающиеся либо выходящие на новый рынок, требующие стремительного трансформации бизнес-процессов и информационных совокупностей. Это приблизительно 10-15% от общего количества.

Другие до тех пор пока присматриваются, ожидают настоящего результата от внедрения SOA-проектов и при хорошем варианте развития событий готовься в течение ближайших одного-двух лет приступить к внедрению. Таких, я полагаю, 30-40% от общего количества. Остальные же — в большинстве случаев, большие компании, достаточно продолжительно присутствующие на рынке, — пока не заинтересованы кардинально поменять собственный IT-ландшафт (а внедрение SOA — это как раз кардинальное, революционное изменение), потому, что при их разнообразии и масштабах совокупностей это потребует вправду больших инвестиций.

Три источника, три составные части

В начале статьи было приведено категоричное вывод одного из специалистов, что до тех пор пока с внедрением SOA лучше подождать. Но не все эксперты согласны с этим. К примеру, Олег Подкопаев из Русфинанс Банка уверен в том, что по большому счету не нужно ставить вопрос с внедрением в зависимость от кризиса. Мол, вывод, что из-за негативной экономической обстановки нужно поменять подход к реализации тех либо иных IT-проектов, использовать другие технологии, в принципе неверное.

Кризис определяет бизнес-задачи, а вот как их решать — посредством SOA либо без — это уже следующий вопрос. В случае если в кризисное время либо в произвольных вторых условиях имеется задачи, каковые возможно самый действенно решать с применением SOA — значит так и нужно делать. В любом случае направляться осознавать, что идеологическая модель SOA имеет три уровня. На наибольшем уровне находится управление бизнес-процессами. Второй уровень определяет требования к сервисам.

Последние представляются в виде понятных бизнесу одолжений, каковые возможно измерить, тарифицировать и т.д. На этом уровне принципиально важно распознать повторяющиеся и типовые задачи. Наконец, третий, низший уровень — это фактически техническая сторона вопроса: выбор интеграционной платформы, мэшапов, протоколов и т.д.

Как уточняет Олег Подкопаев («Русфинанс»), чтобы верно руководить уровнем бизнес-сервисов, IT-подразделением банка должны быть поставлены нужные сервисы приложений, потом инфраструктурные сервисы и т.п. Причем KPI каждого сотрудника подразделения привязываются к уровню сервисов, за каковые он отвечает. С целью достижения большого результата сервисноориентированный подход обязан находиться во всех срезах IT-деятельности банка.

 Вывод специалиста  Алексей Макеев, директор направления SOA, компания «Неофлекс» Сейчас один из приоритетов банков — сокращение затрат. Сделать это возможно за счет оптимизации самых «дорогих» и трудоемких, на отечественный взор, бизнес-процессов — процессов, снабжающих работу с клиентами. На каждом этапе деятельности банка (пресейл, продажи, обслуживание) в исполнении «клиентских» бизнес-процессов участвуют сотрудники различных отделов и пара информационных совокупностей.

Другими словами речь заходит о сквозном, кросс-системном характере бизнес-процессов. Идеология SOA и ее составная часть — BPM-ответ — разрешают обрисовать, автоматизировать сквозные бизнес-процессы и руководить ими. Любой бизнес-процесс делается прозрачным и понятным. BPM-ответ дает неповторимую возможность оценить бизнес-процесс в количественных показателях и выяснить его себестоимость. Имеется цифры — имеется возможность для экономии и оптимизации.

Приведу примеры уменьшения затрат за счет оптимизации бизнес-процессов. Интеграция информационных совокупностей в архитектуре SOA позволяет отказаться от ручного труда сотрудников в том месте, где требуется переносить эти из одной совокупности в другую. Это разрешает сократить персонал. Для одного банка мы создали фронт-офисное приложение для автоматизации бизнес-процессов call-центра.

Сейчас операторы центра приобретают данные из нескольких банковских совокупностей через единый интерфейс. В следствии провалилась сквозь землю необходимость тратить средства на обучение сотрудников работе с несколькими сложными совокупностями и закупку лицензий для доступа к ним. Еще один отечественный проект разрешил банку отказаться от бумажной технологи выдачи пин-кодов. на данный момент клиент набирает телефонный номер банка и в автоматическом режиме приобретает пин-код.

По оценке банка, экономия была очень ощутимой. Все приведенные проекты разрешают не только снизить издержки, но и повысить уровень качества работы с клиентами. А это указывает упрочнение репутации банка и в возможности — повышение количеств продаж.   Реклама

 

Identity Crisis — Stephen Bohr

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: