I. НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические советы смазочных расхода материалов и Нормы топлив на автомобильном транспорте (потом — нормы расхода горючих) предназначены для транспортных фирм, организаций, занятых в совокупности контроля и управления, предпринимателей и др. независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и особый подвижной состав на шасси машин на территории РФ.
2. В данном документе приведены значения базисных, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода горючих для автомобильного вагонов, норм расхода горючего на работу особых машин, порядок применения норм, формулы и способы расчета нормативного расхода горючих при эксплуатации, справочные нормативные эти по расходу смазочных специальных жидкостей и материалов, значения зимних надбавок и др.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
3. Норма смазочных материалов и расхода топлив применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки либо модификации.
смазочных расхода материалов и Нормы топлив на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода горючих по месту потребления, для ведения статистической и своевременной отчетности, других себестоимости видов и определения перевозок транспортных работ, планирования потребности фирм в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению фирм, энергосбережения режима и осуществления экономии потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода горючих различают базисное значение расхода горючих, которое определяется для каждой модели, марки либо модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода горючих, учитывающее делаемую условия эксплуатации и транспортную работу автомобиля.
II. НОРМЫ РАСХОДА ГОРЮЧИХ ДЛЯ Машин
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
4. Нормы расхода горючих смогут устанавливаться для каждой модели, модификации и марки эксплуатируемых машин и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств в соответствии с их классификации и назначению. Нормы включают расход горючих, нужный для осуществления транспортного процесса. Расход горючих на технические, гаражные и другие внутренние хозяйственные потребности, не связанные конкретно с технологическим процессом грузов и перевозок пассажиров, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается раздельно.
Для машин установлены следующие виды норм:
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
— базисная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
— транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
— автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
— самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
— транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузовика учитывает дополнительный к базисной норме расход горючего при перемещении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом либо полуприцепом без груза и с грузом либо с применением установленных ранее коэффициентов на каждую тонну груза, массы прицепа либо полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для машин, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — либо с применением точных расчетов, делаемых по особой программе-методике конкретно для каждой конкретной марки, типа и модификации АТС.
Базисная норма расхода горючих зависит от конструкции автомобиля, его систем и агрегатов, категории, назначения и типа автомобильного вагонов (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида применяемых горючих, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, режим движения и типизированный маршрут в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного перемещения.
Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базисную норму и зависит либо от грузоподъемности, либо от нормируемой загрузки пассажиров, либо от конкретной массы груза.
Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на базе базисной либо транспортной нормы с применением поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.
Нормы расхода горючих на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
— для бензиновых и дизельных машин — в литрах бензина либо дизтоплива;
— для машин, трудящихся на сжиженном углеводородном газе (СУГ), — в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л СНГ, не более (рекомендуемая норма в пределах 1,22 +/- 0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от особенностей пропан-бутановой смеси);
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
— для машин, трудящихся на компримированном природном газе (КПГ) — в обычных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1 +/- 0,1 куб. м СПГ (в зависимости от особенностей газа);
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
— для газодизельных машин норма расхода сжатого газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (либо в инструкции по эксплуатации).
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов увеличения либо понижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются согласно решению юрлица либо личного предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС).
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
5. Нормы расхода горючих увеличиваются при следующих условиях.
Работа автотранспорта зимой в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20% (включительно — и потом по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2.
Работа автотранспорта на дорогах неспециализированного пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, пригородные зоны и посёлки, при высоте над уровнем моря:
от 300 до 800 м — до 5% (нижнегорье);
от 801 до 2000 м — до 10% (среднегорье);
от 2001 до 3000 м — до 15% (высокогорье);
более чем 3000 м — до 20% (высокогорье).
Работа автотранспорта на дорогах неспециализированного пользования I, II и III категорий со сложным замыслом (вне пределов городов и пригородных территорий), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее сорока метров (либо из расчета на 100 км пути — около 500) — до 10%, на дорогах неспециализированного пользования 1V и V категорий — до 30%.
При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
более чем 5 млн. человек — до 35%;
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
от 1 до 5 млн. человек — до 25%;
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного перемещения) — до 5%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Работа автотранспорта, требующая нередких технологических остановок, которые связаны с выгрузкой и погрузкой, высадкой и посадкой пассажиров, а также маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовики малого класса, машины типа пикап, универсал и т.п. включая перевозки продуктов и небольших грузов, обслуживание почтовых коробок, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, калек, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; наряду с этим остановки у светофоров, переездов и перекрёстков не учитываются) — до 10%.
При перемещении машин с пониженной средней скоростью перемещения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, страшных грузов, грузов в стекле и иных аналогичных грузов, при перемещении в колоннах при сопровождении АТС машинами прикрытия) в диапазоне 20 — 40 км/ч — до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
При обкатке новых машин и вышедших из капремонта (пробег определяется производителем техники) — до 10%.
При централизованном перегоне машин своим ходом в одиночном состоянии либо колонной — до 10%; при перегоне-буксировке машин в спаренном состоянии — до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии — до 20%.
Для машин, находящихся в эксплуатации более пяти лет либо с неспециализированным пробегом более 100 тыс. км — до 5%; более восьми лет либо с неспециализированным пробегом более 150 тыс. км — до 10%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе грузовиков, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. не учитывая транспортной работы — до 10%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе машин в качестве технологического транспорта, включая работу в предприятия, — до 20%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе особых машин (патрульных, киносъемочных, пожарных, машин скорой помощи, машин фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), делающих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при нередких остановках, перемещении задним ходом и т.п. — до 20%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе в карьерах (не считая особых карьерных АТС), при перемещении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%, для АТС с полной либо частичной загрузкой автомобиля — до 40%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях во время сезонной распутицы, снежных либо песчаных заносов, при гололедице и сильном снегопаде, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий — до 35%, для дорог IV и V категорий — до 50%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
При учебной езде на дорогах неспециализированного пользования — до 20%; при учебной езде на намерено отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при движении и частых остановках задним ходом — до 40%.
При применении установки климат-контроль (независимо от времени года) при перемещении автомобиля — до 7%.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
При применении кондиционера при перемещении автомобиля — до 7% (использование данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Нормы расхода горючего для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, особых и специальных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой аналогичных норм, фабриками-изготовителями дополнительного оборудования либо АТС (нормируются в л/час).
(в
ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
При применении кондиционера на стоянке нормативный расход горючего устанавливается из расчета за один час простоя с трудящимся двигателем, то же на стоянке при применении установки климат-контроль (независимо от времени года) за один час простоя с трудящимся двигателем — до 10% от базисной нормы.
При простоях машин под погрузкой либо разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности либо вторым действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, особые склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, другие объекты и банки), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базисной нормы за один час простоя.
В зимнее либо холодное (при средней за сутки температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при прогрева автомобилей и необходимости пуска и автобусов (в случае если нет свободных отопителей), и на стоянках в ожидании пассажиров (а также для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход горючего из расчета за один час стоянки (простоя) с трудящимся двигателем — до 10% от базисной нормы.
Допускается на основании ответа юрлица либо личного предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
— на внутригаражные технические надобности и разъезды транспортных фирм (технические осмотры, регулировочные работы, приработка других агрегатов и деталей двигателей машин по окончании ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход горючего до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с учётом и обоснованием фактического количества единиц АТС, применяемых на этих работах);
— для марок и модификаций машин, не имеющих значительных конструктивных трансформаций если сравнивать с базисной моделью (с однообразными характеристиками двигателя, коробки передач, основной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базисной модели собственной массой, устанавливать базисную норму расхода горючих в тех же размерах, что и для базисной модели;
— для марок и модификаций машин, не имеющих вышеперечисленных конструктивных трансформаций, но отличающихся от базисной модели лишь собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода горючих смогут определяться:
на каждую тонну повышения (уменьшения) собственной массы автомобиля с повышением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для машин с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км — с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для машин, трудящихся на сжиженном газе, из расчета до 2 куб. м/100 км для машин, трудящихся на сжатом природном газе; при газодизельном ходе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м газа и до 0,25 л/100 км ДТ, из расчета на каждую тонну трансформации собственной массы автомобиля.
6. Норма расхода горючих может понижаться.
При работе на дорогах неспециализированного пользования I, II и III категорий за пределами пригородной территории на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) — до 15%.
В том случае, в то время, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной территории вне границы города, поправочные (муниципальные) коэффициенты не используются.
При необходимости применения в один момент нескольких надбавок норма расхода горючего устанавливается с учетом суммы либо разности этих надбавок.
В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина либо дизтоплива для газобаллонных машин в следующих случаях:
— для заезда в ремонтную территорию и выезда из нее по окончании проведения технических действий — до 5 л жидкого горючего на один газобаллонный автомобиль;
— для работы и запуска двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого горючего в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, зимой дополнительно учитываются зимние надбавки в соответствии с Приложению N 2;
— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25% от общего расхода горючего на указанных маршрутах.
Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого горючего для газобаллонных машин осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базисных машин.
Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается применение скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базисным нормам расхода горючих, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, либо дополнительных коэффициентов (надбавок) к базисным нормам расхода горючих при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода горючих (отсутствующие в данном документе), согласно решению юрлица либо личного предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС смогут вводиться базисные нормы, созданные по личным заявкам в соответствии с правилами научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по особой программе-методике.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
7. автомобили
Для автомобилей нормативное значение расхода горючих рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), (1)
где Qн — нормативный расход горючих, л;
Hs — базисная норма расхода горючих на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
8. Автобусы
Для автобусов нормативное значение расхода горючего рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hs хS х (1 + 0,01 х D) + Hот х T, (2)
где Qн — нормативный расход горючих, л;
Hs — транспортная норма расхода горючих на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по назначению и классу автобуса загрузкой пассажиров);
S — пробег автобуса, км;
Hот — норма расхода горючих при применении штатных свободных отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;
T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка либо понижение) к норме, %.
9. Грузовые бортовые машины
Для грузовых автопоездов и бортовых автомобилей нормативное значение расхода горючих рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) (1 + 0,01 х D), (3)
где Qн — нормативный расход горючих, л;
S — пробег автомобиля либо автопоезда, км;
Hsan — норма расхода горючих на пробег автомобиля либо автопоезда в снаряженном состоянии без груза;
Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,
где Hs — базисная норма расхода горючих на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
Hg — норма расхода горючих на дополнительную массу прицепа либо полуприцепа, л/100 т км;
Gnр — личная масса прицепа либо полуприцепа, т;
Hw — норма расхода горючих на транспортную работу, л/100 т км;
W — количество транспортной работы, т км: W = Gгр Sгр (где Gгр — масса груза, т;
Sгр — пробег с грузом, км);
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка либо понижение) к норме, %.
Для грузовых автопоездов и бортовых автомобилей, делающих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базисной норме, норма расхода горючих возрастает (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида применяемых горючих: для бензина — до 2 л; ДТ — до 1,3 л; сжиженного углеводородного газа (СУГ) — до 2,64 л; сжатого газа (спг) — до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 куб. м газа и до 0,25 л ДТ.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
При работе грузовых бортовых машин, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода горючих (л/100 км) на пробег автопоезда возрастает (из расчета в литрах на каждую тонну собственной полуприцепов и массы прицепов) в зависимости от вида горючих: бензина — до 2 л; ДТ — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; газа — до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — газа и до 0, 25 л — ДТ.
10. Тягачи
Для седельных тягачей нормативное значение расхода горючих рассчитывается подобно грузовым автопоездам и бортовым автомобилям с полуприцепами и прицепами по формуле (3).
11. Самосвалы
Для самосвальных-автопоездов и автомобилей самосвалов нормативное значение расхода горючих рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hsanc х S х (1 + 0,01 х D) + Hz х Z, (4)
где Qн — нормативный расход горючих, л;
S — пробег автомобиля-самосвала либо автопоезда, км;
Hsanc — норма расхода горючих автомобиля-самосвала либо самосвального автопоезда:
Hsanc = Hs + Hw х (Gпр + 0,5q), л/100 км,
где Hs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;
Hw — норма расхода горючих на транспортную работу автомобиля-самосвала (в случае если при расчете Нs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа либо полуприцепа, л/100 т х км;
Gпр — личная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q — с коэффициентом загрузки 0,5), т;
Hz — дополнительная норма расхода горючих на каждую ездку с грузом автомобиля- самосвала, автопоезда, л;
Z — количество ездок с грузом за смену;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка либо понижение) к норме, %.
При работе машин-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (в случае если для автомобиля рассчитывается базисная норма, как для седельного тягача) норма расхода горючих возрастает на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5): бензина — до 2 л; ДТ — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; газа — до 2 куб. м.
Для автопоездов-и автомобилей самосвалов дополнительно устанавливается норма расхода горючих (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах разгрузки и погрузки:
— до 0,25 л жидкого горючего (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м газа) на единицу самосвального вагонов;
— до 0,2 куб. м газа и 0,1 л ДТ ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных машин-самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма расхода ДТ на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.
В случаях работы машин-самосвалов с коэффициентом нужной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход горючих равно как и для бортовых машин по формуле (3).
12. Фургоны
Для машин-фургонов нормативное значение расхода горючих определяется подобно бортовым грузовикам по формуле (3).
Для фургонов, трудящихся не учитывая массы груза, нормируемое значение расхода горючих определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базисной норме.
Источник: mvf.klerk.ru
Расход топлива автомобиля. Нормы расхода топлива. Суровая реальность!))Разрыв шаблона!))
Интересные записи
- Составление смет
- Сергей мавроди и его пирамида — оао "ммм"
- Урок по обществознанию на тему «виды и формы бизнеса»
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Нормы расхода топлива и смазочных материалов
Эти советы составлены на основании распоряжения Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р О введении в воздействие методических рекомендаций о нормах…
-
Как определить норму расхода топлива
Наши партнеры Материал подготовлен экспертами редакции издания бухгалтерский учёт и Налоги Обновленные Нормы расхода горючего: популярно для бухгалтера…
-
Расчет расхода топлива автомобиля
Расчёт расхода горючего автомобиля изменяется в зависимости от модели, условий эксплуатации, их назначения, но в целом его способы весьма похожи. Для…
-
По этому документу возможно посчитать расход машин, трудящихся на газу. Для машин, трудящихся на сжиженном нефтяном газе (пропан), — в литрах из расчета…
-
Как применять новые нормы расхода гсм
Статьи по теме В прошлом номере мы коротко говорили об опубликованных сравнительно не так давно новых нормах смазочных материалов и расхода топлива на…
-
Какие датчики влияют на расход топлива
ГЛАВНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Увеличения РАСХОДА ГОРЮЧЕГО Рекламные ссылки. Показывается лишь незарегистрированным пользователям до тех пор пока статья в стадии…