Адаптация,абилитация,реабилитация, коррекция, компенсация,депривация

Адаптация,абилитация,реабилитация, коррекция, компенсация,депривация

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare — приспособлять).  в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два нюанса: биологический и психотерапевтический.

Психотерапевтический нюанс Адаптация (частично перекрывается понятием Адаптации социальной) — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, интересами и мотивами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды именуется социальной адаптацией.

Последняя осуществляется методом усвоения представлений о ценностях и нормах данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — публичной группе, трудовому коллективу, семье). Главные проявления социальной А. — сотрудничество (в т. ч. общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Наиболее значимым средством успехи успешной социальной А. являются воспитание и общее образование, и трудовая и опытная подготовка.

Особенные трудности социальной А. испытывают лица с психологическими и физическими недочётами (недостатками слуха, зрения, речи и т. д.). В этих обстоятельствах адаптации содействует использование в ходе обучения и в повседневной судьбе разных особых средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций (см. Особая психология).

Спектр изучаемых в психологии процессов А. очень широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А. социальной А. А. к деятельности и экстремальным условиям жизни, в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению, названные перцептивной, либо сенсомоторной А. Последнее наименование отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.

Существует вывод, что в последние десятилетия в психологии появилась новая и независимая отрасль называющиеся «экстремальная психология», которая исследует психотерапевтические нюансы А. человека в сверхнормальных условиях существования (под водой, под почвой, в Антарктике и Арктике, в пустынях, высокогорье и, само собой разумеется, в космосе). (Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский.)

Реабилитация и абилитация.

В современной особой психологии термин «компенсация» не есть обширно употребимым. Куда чаще употребляется понятие «реабилитация». Компенсация — это внутренний процесс; реабилитация — внешний.

Реабилитационная проблематика стала деятельно привлекать к себе внимание отечественных экспертов в конце 60-х годов.

Реабилитация определяется как «совокупность национальных, социальноэкономических, медицинских, опытных, педагогических, психотерапевтических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной либо стойкой потере трудоспособности, на действенное и раннее возвращение инвалидов и больных (детей и взрослых) в общество и к публично нужному труду. Реабилитация воображает процесс, из-за которого у потерпевшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается хорошее отношение к жизни, обществу и семье» (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л. 1985, с. 10).

Главным в этом определении есть то, что реабилитация является системой мероприятий. Это направляться выделить очень, дабы отделить данное понятие от термина «компенсация».

Данный процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем либо иным нарушением, на восстановление полноценного существования данной личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания либо травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации — не допустить превращение личности калеки в инвалидную личность. С психотерапевтической точки зрения драма инвалидности пребывает в конфликте полноценных людских потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на разрешение и максимальное преодоление этого конфликтного состояния, потому что в другом случае вероятна постепенная деформация личности потерпевшего

направляться кроме этого подметить, что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление того, что выше нами именовалось главными жизненными опорами — семья, социальное окружение и профессия. Это прямо указано в приведенном определении. Существуют особые виды реабилитации: домашняя, социально-психотерапевтическая и опытная.

Эти направления помощи продемонстрированы в том случае, если в следствии инвалидизации у человека появляются неприятности в сфере домашних взаимоотношений (среди них и по вине самого инвалида), межличностных контактов и трудоустройства с окружающими.

Будучи внешними, по отношению к индивиду, реабилитационные мероприятия опираются на компенсаторные внутренние процессы. Возможно заявить, что реабилитация имеется не что иное, как попытка влиять на компенсаторные свойства человека. Наряду с этим различные виды реабилитации опираются и направлены на различные уровни компенсаторных процессов.

Так, медицинская реабилитация обращена к биологическому уровню организации компенсаторных механизмов. Ведущая роль тут в собственности биологической терапии, включая применение лекарственных средств, лечебной физкультуры и т. д. (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л. 1985. с. 10)

Психотерапевтическая реабилитация со своей стороны направлена на оптимизацию протекания компенсаторных процессов на уровне сознания. Она предполагает применение разнообразных психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий. Их целью есть большое по возможности смягчение кризисных переживаний личности, формирование адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной возможности, формирование трудовых установок личности калеки.

В литературе указывается, что успешность реализации реабилитационных мероприятий вероятна при соблюдении определенных правил. К их числу относятся следующие:

1) единство биологических и психосоциальных действий;

2) разноплановость упрочнений для организации реабилитационных мероприятий (психотерапевтическая, семенная, опытная реабилитация);

3) апелляция к личности калеки с применением партнерских взаимоотношений сотрудничества в ходе реабилитации;

4) ступенчатость либо последовательность мероприятий, где прошлые подготавливают землю для действий.

Перечисленные правила сформулированы одним из авторитетных экспертов по вопросам реабилитации М. М. Кабановым. Им же созданы и этапы реабилитационного процесса. Первый этап — восстановительное лечение. Второй этап — реадаптация — содержится в развитии возможностей калеки к условиям окружающей среды. Ведущая роль тут в собственности психосоциальным действиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности потерпевшего.

Третий этап — фактически реабилитационный, задача которого пребывает в восстановлении прошлых взаимоотношений калеки с окружающей действительностью.

Оценивая реабилитационный потенциал человека, мы должны учитывать не только темперамент и глубину нарушения, но и социально-психотерапевтические последствия этого нарушения. Так при одной и той же патологии они смогут быть разными, в зависимости оттого, как нарушенная функция была связана с прошлой профессией и какое место профессия занимала в иерархии сокровищ личности

Абилитация – означающий в дословном переводе — предоставление прав. При реабилитации речь заходит о восстановлении, возмещении потерянных особенностей, условий, того качества судьбы, которое было потеряно индивидом. Абилитационная обстановка характеризуется в противном случае. Это те случаи, в то время, когда индивид уже рождается с тем либо иным пороком, отклонением в физическом либо психологическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на другой базе.

В аналогичных случаях вероятны исходная неадаптированность, отсутствие периода обычного развития и какой бы то ни было потери. Исходя из этого абилитационные мероприятия необходимо осознавать как совокупность раннего вмешательства в процесс развития ребенка для достижения его большой приспособленности к внешним условиям существования с учетом личных изюминок имеющихся нарушений. Опыт интегрированною обучения детей с отклонениями в развитии в условиях простых общеобразовательных школ именно пример социального уровня коррекции

Проблемы и адаптации компенсации в особой психологии.

Компенсация психологических функций – это возмещение недоразвитых либо нарушенных психологических функций методом применения сохранных либо перестройки частично нарушенных функций. Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию.

Первичная компенсация протекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления главного нарушения. С целью этого употребляются коррекционные технические средства (очки, слуховые аппараты). В психотерапевтическом нюансе существенно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е. в области психотерапевтических последствий нарушения.

Сущность вторичной компенсации содержится в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в следствии достаточно интенсивного и тренировки и продолжительного упражнения. Под компенсаторным механизмом понимается сверхкомпенсации и процесс компенсации сенсорных, физических и умственных недочётов либо эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация получает темперамент целенаправленного поведения.

При компенсации психологических функций вероятно вовлечение в ее реализацию новых структур, каковые раньше не принимали участие в осуществлении данных функций либо делали наряду с этим другую роль.

Выделяют два типа компенсации.

Первый – внутрисистемная компенсация. которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При утрата слуха это развитие остаточного слухового восприятия.

Второй тип – межсистемная компенсация. которая осуществляется методом перестройки функциональных включения и систем в работу новых элементов из вторых структур, исполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у появившегося глухим ребенка является следствием развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций.

Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, каковые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями баз наук, трудовыми навыками, базами производства, формирования свойства к систематическому труду, возможности выбора профессии, нравственных качеств и формирования мировоззрения личности.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на различных уровнях собственной организации. В большинстве случаев выделяется четыре аналогичных уровня.

Первый — биологический. либо телесный уровень: компенсаторные процессы протекают в основном машинально и бессознательно.

Второй — психотерапевтический уровень значительно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Возможно заявить, что психотерапевтический уровень имеется действительно человеческий метод восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Психотерапевтический уровень компенсации, в первую очередь, связан со свойством человека к адекватной оценке собственных возможностей в условиях тех либо иных нарушений, постановке настоящих задач и целей, сохранении хорошего отношения к себе. В аналогичных обстановках личность и самосознание человека, в особенности его волевые качества, делают наиболее значимую компенсаторную функцию. Исходя из этого закономерным думается то, что при одном и том же нарушении у различных людей мы можем замечать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных изюминок.

Психотерапевтический уровень компенсации кроме этого связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.

Коррекция, под которой понимается процесс исправления тех либо иных нарушенных функций. В особой психологии долгое время обсуждается вопрос о компенсации и соотношении коррекции. Суммируя все точки зрения, возможно сформулировать пара положений.

В первую очередь, коррекция — это неизменно определенное действие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации . Непременно, внешнее коррекционное действие должно на что-то опираться, как, к примеру, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации — закономерной свойстве функций к увеличению собственной эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации, продемонстрирована при нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, к примеру, зрение, в то время, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь заходит именно о восполнении потерянной функции.

Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная функция» фигурирует в компенсации и определении, и коррекции. Это указывает, что вопрос о том, направляться ли нарушенную функцию корригировать либо компенсировать, решается в зависимости от того, как выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не может достигнуть уровня целесообразной результативности, говорят о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, к примеру, понижение

остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его повышение не ведет к формированию образа восприятия, но остаются сохранными только элементарные ощущения, возможно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В аналогичной ситуации сказать об действенной коррекции не имеет смысла.

Так, мы постарались разграничить обсуждаемые понятия. Однако указанные различия имеют не безотносительный, а относительный темперамент. Потому что компенсация и коррекция смогут взаимно дополнять друг друга. Кроме того при малом понижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего машинально берет на себя сохранный, восполняя недочёты больного.

По сути собственной это компенсаторный акт. Иначе, в ситуации выраженного нарушения функций вероятно а также нужно проведение определенных коррекционных мероприятий. Известно значение развития слуха и остаточного зрения у глухих и слепых детей для увеличения их адаптированности.

К главным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся прежде всего следующие.

1. систематизация и Выявление патологической симптоматики и ее психотерапевтическая квалификация.

2. Осуществление структурного анализа расстройств, обнаружение первичных признаков, которые связаны с заболеванием, и вторичных признаков, обусловленных аномальным развитием в условиях заболевания.

3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, конкретного механизма и происхождения нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение либо устранение.

4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психологических функций, таких как обращение, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.

КОРРЕКЦИИ и ПРОБЛЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ В ОСОБОЙ ПСИХОЛОГИИ

Выготский — учение о первичном и вторичном недостатке. Учение о компенсации.

Компенсация (возмещать, уравновешивать) — возмещение недоразвитых либо нарушенных функций методом применения сохранных либо перестройки частично нарушенных функций. При компенсации функций вероятно вовлечение новых нервных структур, каковые раньше не принимали участие в ее осуществлении.

Первичные недостатки появляются в следствии органического повреждения либо недоразвития какой-либо

биологической совокупности (анализаторов, высших отделов головного мозга и тд), благодаря действия

патогенных факторов

Вторичные — имеют темперамент нарушения и психического недоразвития социального поведения,

конкретно не вытекающих из первичного, но обусловленных ими.

Чем дальше нарушение стоит от биологической базы, тем успешнее поддается пстолого-пед коррекции .

Теория Адлера:

— комплекс неполноценности — благодаря рвению к превосходству, которое снабжает в конечном итоге преодоление имеющихся неприятностей.

Выготский:

— недостаток- факт биологический, ребенок принимает его опосредованно, через трудности в самореализации, занятии социальной позиции, становлении взаимоотношений с окружающими и т.д.

— влияние недостатка затрудняет обычное протекание деятельности, но и

— помогает усиленному формированию вторых функций, каковые смогут компенсировать недостаток.

«Минус недостатка преобразовывается в плюс компенсации» (Выготский)

— компенсация вероятна за счет «обходного пути» :

1. внутрисистемные перестройки (применение сохранных компонентов распавшейся функции)

2. межсистемные (компенсация за счет функций либо анализаторов н-р слепые — письмо -осязательный анализатор — Брайль)

— выпадение функции вызывает к судьбе новые образования, компенсация в ходе развития

— на личностном уровне — поиск приемлемой замены настоящей либо мнимой несостоятельности. Защитный механизм — сублимация (переключение энергии с неудовлетворенных жажд на социально одобряемую активность)

Для педагога либо психолога нужно знать особенности и своеобразие «обходных дорог» благодаря которым ребенок с проблемами достигает в развитии собственных целей.

КОРРЕКЦИЯ

Нет правильного определения осознанная психокоррекция, не раскрыты механизмы воздействия и основные

направления при разных вариантах дизонтогенеза. Обрисованы психоррекционные техники, но не

учитывается субъект действия, В следствии бездумное применение многообразных

психотехнических приемов может оказать негативное влияние на психологическое состояние ребенка, в

некоторых случаях вызвать, ыерввочхну нарушение.

В широком смысле психотерапевтическая коррекция — комплекс клиннко-психолого-пед действий.

направленных на ликвидацию и выявление имеющихся у детей недочётов в развитии психологических

личностных свойств и функций.

В узком — способ психотерапевтического действия, направленный на оптимизацию развития психологических

функций и процессов и на гармонизацию развития личностных особенностей.

Д.Б. Эльконин — две формы

1. симптоматическая — направлена на симптомы отклонений в развитии

Марки угля кузбасса

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: