Анализ себестоимости реализованной продукции

Анализ себестоимости реализованной продукции

Анализ себестоимости реализованной продукции осуществляется в двух направлениях:

— динамики и анализ структуры полной себестоимости реализованной продукции,

— анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции.

В «Отчете о убытках и прибылях» приводится следующие составляющие себестоимости реализованной продукции:

— себестоимость продаж;

— коммерческие затраты;

— управленческие затраты.

динамики и Анализ структуры полной себестоимости реализованной продукции осуществляется следующим образом.

А) Определяется полная себестоимость реализованной продукции. Для этого суммируются себестоимость продаж, коммерческие и управленческие затраты. Полная себестоимость реализованной продукции – ответственный показатель, характеризующий полную сумму затрат предприятия, которые связаны с реализацией продукции.

Данный показатель кроме этого употребляется в формулах вторых ответственных показателей экономического состояния предприятия.

Б) Определяется структура полной себестоимости реализованной продукции, другими словами удельный вес отдельных составляющих затрат в общей сумме. Обычным считается большой удельный вес себестоимости продаж   низкий – коммерческих и управленческих затрат. Большой удельный вес накладных затрат характерен для фирм, имеющих маленький количество производства, исходя из этого находящихся в непростом денежно-экономическом положении.

В случае если таковой факт установлен в следствии анализа, он должен быть отражен в аналитическом заключении.

направляться подчернуть, что время от времени предприятие не отражает в «Отчете о убытках и прибылях» величину собственных коммерческих и управленческих затрат. В этом случае они включаются в состав себестоимости продаж. В этом случае в аналитическом заключении рекомендуется указать на то, что предприятие не раскрывает структуру полной себестоимости реализованной продукции.

В) Определяется изменение полной себестоимости реализованной продукции в отчетном периоде если сравнивать с подобным периодом прошлого года. Индекс себестоимости сравнивается с индексом выручки, оценивается их влияние на трансформацию продаж и рентабельности продукции. В частности, в случае если индекс выручки больше индекса себестоимости, это ведет к росту продаж и   рентабельности продукции в отчетном периоде по отношению к подобному периоду прошлого года.

Г) В случае если в «Отчете о убытках и прибылях» себестоимость продаж приведена дифференцированно по нескольким видам продукции, то возможно вычислена полная себестоимость реализованной продукции каждого вида. Распределение коммерческих и управленческих затрат между отдельными видами продукции возможно произведено пропорционально выручке от продаж, которая в «Отчете о убытках и прибылях» в этом случае, в большинстве случаев, кроме этого дифференцирована по видам продукции.

Показатель затрат на рубль реализованной продукции употребляется для реализации эффективности продукции и оценки производства. Данный показатель есть аналогом рентабельности продаж и рентабельности продукции.

Анализ затрат на рубль реализованной продукции складывается из следующих этапов:

А) Расчет фактических затрат на рубль реализованной продукции.

Фактический уровень затрат на рубль реализованной продукции рассчитывается на базе «Отчета о убытках и прибылях» как отношение полной себестоимости реализованной продукции к выручке:

ЗРП   = Срп / Врп.                                                                      (2.6.42)

где Врп — выручка, р ;

Срп — полная себестоимость реализованной продукции, р.

Затраты на рубль реализованной продукции смогут рассчитываться для отдельных видов продукции при наличии нужной для этого информации в «Отчете о убытках и

прибылях». Наряду с этим полная себестоимость конкретного вида продукции делится на выручку от реализации этого вида продукции.

Б) Оценка достигнутого уровня затрат на рубль реализованной продукции. Для этого достигнутый уровень затрат сопоставляется с предельным значением. В случае если фактический уровень ниже предельного делается вывод об действенном производстве.

В случае если выше, то делается вывод   о неэффективном производстве.

В качестве предельного направляться применять естественное граничное значение этого показателя. Оно рассчитывается из условия компенсации неизбежных текущих затрат предприятия его минимальной выручкой. В случае если при расчете затрат на рубль реализованной продукции в состав выручки от реализации не включать косвенные налоги, то естественное граничное значение показателя будет равняется 1 р /р.

В случае если же   в составе выручки присутствует НДС, то естественное граничное значение показателя нужно считать равным примерно 0,847 р /р.

В) Оценка трансформации затрат на рубль реализованной продукции в отчетном периоде если сравнивать с подобным периодом прошлого года. Хорошим считается понижение показателя.

Г) Факторный анализ трансформации затрат на рубль реализованной продукции. К факторам, определяющим уровень этого показателя, относятся полная себестоимость реализованной продукции, выручка, структура продукции.

Влияние трансформации полной себестоимости и выручки возможно проводить на базе следующих аналитических моделей:

D З= D Зс + D Зр ,                                                                           (2.6.43)

D Зс= Срп 1 / Врп1 – Срп0 / Врп1 ,                                              (2.6.44)

D Зр= Срп 0 / Врп1 – Срп0 / Врп0 ,                                                 (2.6.45)

где D Зс – изменение затрат на рубль продукции благодаря трансформации полной   себестоимости реализованной продукции, р / р ;

D Зр – изменение затрат на рубль продукции благодаря трансформации выручки, р /р.

Влияние структурных сдвигов в составе продукции на затраты на рубль реализованной продукции исследуется на базе следующей аналитической модели:

Iз =Iз .п ост. *Iз .с тр . ,                                                                              (2.6.46)

где I з — индекс затрат на рубль продукции переменного состава;

Iз .п ост . — индекс затрат на рубль продукции постоянного состава;

Iз .с тр . — индекс структурных сдвигов в составе продукции.

Они определяются как:

где З0i. З1i — затраты на рубль реализованной продукции i-того вида в отчётном и аналогичном периоде прошлого года, р / р ;

d0i. d1i — доли продукции i-того вида в общем количестве реализованной продукции в отчётном и аналогичном периоде прошлого года, часть единицы.

Эти показатели определяются следующим образом:

З i = Срп i / Врп i ,                                                                              (2.6.49)

d i = Врп i   / S Врп i                                                                            (2.6.50)

где Срп i . Врп i – выручка и полная себестоимость по продукции i-того вида, р.

Суммирование в формуле (2.6.50) ведется по всем видам продукции, отраженным в «Отчете о убытках и прибылях».

Источник: vladimir.lapenkov.ru

Анализ себестоимости продукции

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: