Банковская техника в магазинах

Банковская техника в магазинах

В торговых комплексах возможно замечать уже настоящие «выставки» банкоматов, других устройств и платёжных терминалов. // Наталья Логвинова. Банковское обозрение, №11, ноябрь 2007 г.

Русские банкиры уверены в том, что в сотрудничестве с торгово-сервисными фирмами, как на войне, все устройства хороши. Их стратегия в полной мере прагматична: охват большей аудитории потребителей посредством чужих площадей в полной мере прибыльный бизнес. Очень «лакомые» места, к примеру гостиницы и торговые центры, прямо-таки напичканы множеством самых различных устройств — от несложных pos-терминалов до многофункциональных банковских киосков самообслуживания.

Винегрет из банковских гаджетов

В развитых западных государствах банковская карта — это ключ ко всей совокупности безналичных расчетов. Обладатель пластика может не только расплатиться им в магазине либо на автозаправке, но тут же совершить платеж, и сделать все это без применения наличных. В Российской Федерации же пластиковые расчеты не «легли» на культуру расчетов чеками, как это случилось на Западе, а развивались практически с нуля параллельно с совокупностями электронных платежей.

Это стало причиной тому, что в отечественных торговых и сервисных точках в тугой узел сплелись наличные, пластиковые и электронные совокупности платежей.

Войдя в более либо менее большой магазин либо на заправку, возможно найти сходу целый комплект устройств, таких как банкомат, pos-терминал, аппарат по обмену валюты, и терминал с целью проведения электронных платежей. По сути, все эти устройства имело возможность бы заменить один либо максимум два комплексных аппарата на кассе торговой точки, где берут наличные деньги, принимают пластики и выполняют платежи, но в Российской Федерации до тех пор пока для того чтобы не происходит.

Более того, банкиры, каковые владеют всех обрисованных устройств, утверждают, что их никак не смущает, в то время, когда на территории одной торговой точки они устанавливают и банкомат, и pos-терминал. Не смотря на то, что, по сути, эти два устройства являются взаимоисключающими: одно предназначено для безналичной оплаты приобретений пластиком, а второе для съема наличных денег с той же карты. Обозреватель «БО» решил разобраться в обстоятельствах происхождения «винегрета» из банковских гаджетов, каковые возможно замечать в сервисных предприятиях и крупных магазинах.

Первая и самая популярная обстоятельство, по которой банк может установить собственную технику в магазине, — это торгово-эквайринговое сотрудничество, в то время, когда кредитная организация снабжает предприятию возможность принимать в оплату товаров либо одолжений банковские карты. Как уверяет глава департамента платежных электронной коммерции и систем Оргрэсбанка Людмила Дерягина, торгово-эквайринговое соглашение выгодно обеим сторонам. Предприятие уменьшает оборот наличных средств, что важно для увеличения уровня безопасности, а помимо этого — завлекает клиентов, предоставляя им еще один метод оплаты.

Однако специалисты признают, что устройства по приему банковских карт смогут понадобиться далеко не всем магазинам. «Мы рекомендуем устанавливать pos-терминалы, в случае если торговое предприятие ориентировано на потребителей с достатком выше среднего, — говорит Людмила Дерягина. — В собственном большинстве такие люди привыкли пользоваться пластиковыми картами при расчете в магазинах, ресторанах и кафе».

Банк приобретает комиссионное вознаграждение за проведение расчетов по картам через терминальные устройства. Как отмечает помощник председателя совета директоров УРСА-Банка Татьяна Носова, за обработку каждой транзакции, формируемой при расчетах держателя пластиковой карты в pos-терминале, предприятие оплачивает банку торговую уступку в размере от 0,5 до 2,3% от суммы транзакции. Действительно, само устройство для приема пластиков кредитная организация довольно часто размещает за собственный счет. «В торговых и сервисных фирмах, заключивших с нами контракт на эквайринг, pos-терминалы и импринтеры отечественный банк устанавливает неизменно безвозмездно, — подтверждает глава департамента банковских карт Судостроительного банка Владимир Кузнецов. —

А вот большим торгово-сервисным фирмам с солидным числом кассовых аппаратов мы предлагаем организовать прием карт конкретно на кассовом оборудовании».

Место красит банкомат

От размещения банкоматов на территории торговых точек кроме этого побеждает и банк, и его партнер. У торговой точки увеличивается посещаемость: клиенты будут приходить в магазин не только за продуктами, но и дабы снять наличные с пластика либо совершить электронные платежи (услуги ЖКХ, сотовая связь, Интернет), погасить кредит, обменять валюту, в случае если, само собой разумеется, устройство многофункционально, другими словами разрешает проводить перечисленные операции.

Самое основное — торговая точка приобретает арендную плату за размещение банкомата на собственной площади. По словам Татьяны Носовой (УРСА-Банк), арендная плата за место установки банкомата варьируется от 1 тыс. до 15 тыс. рублей в месяц в зависимости от его месторасположения и популярности предприятия.

По словам специалистов, случалось, что в больших торговых сетях «заламывалась» непомерная ставка за аренду площади под банкомат, и установить его в таких местах имели возможность только банки, аффилированные с торговой организацией. «Непременно какие-то неприятности появляются в ходе любого сотрудничества. Как пример возможно привести практику увеличения торговыми фирмами ставок арендной платы по своим площадям, — говорит начотдела инфраструктуры пластиковых карт Бинбанка Сергей Шалденков. — В каждом таком случае нами проводится анализ с целью выяснить, останется ли устройство рентабельным. По итогам анализа мы либо продолжаем сотрудничество с предприятием, либо снимаем данное устройство».

Но случаи отказа от сотрудничества с торговыми фирмами единичны. В большинстве случаев, кредитные организации не остаются внакладе. Как отмечает глава департамента информационных и платежных разработок Экспобанка Константин Ратов, за счет установки банкомата в торговой либо сервисной точке кредитная организация приобретает возможность на удачных условиях увеличить сеть устройств самообслуживания.

«Польза от сотрудничества с торговыми и сервисными фирмами для банка бесспорна, — подтверждает Владимир Кузнецов. — Это и повышение комиссионного дохода от торгового и АТМ-эквайринга, и расширение клиентской базы, и рост узнаваемости брэнда». К тому же широкая сеть банкоматов расширяет возможности по лучшему сотрудничеству с маленькими фирмами, отмечает специалист. Так как банк имеет возможность предложить им зарплатные проекты, даже в том случае, если на их территории установка банкомата лишь для сотрудников торговой точки нецелесообразна.

И вдобавок, как отметил Сергей Шалденков (Бинбанк), терминалы и банкоматы банковского самообслуживания действенно трудятся вне территории кредитной организации в качестве необычных рекламоносителей.

Но оказалось, что ставить «пачками» банкоматы в торговых точках, не обращая внимания на все преимущества, готовы не все банкиры. «Отечественный банк устанавливает банкоматы лишь на территории фирм, заключивших с банком соглашение на обслуживание и выпуск карт в рамках зарплатных проектов, — отмечает Людмила Дерягина (Оргрэсбанк). — Не смотря на то, что частенько фирмы отдают предпочтение банкомату, поскольку это разрешает разгрузить кассы и в один момент предложить клиентам бесплатный дополнительный сервис по оплате через банкомат одолжений операторов сотовой связи, интернет-коммунальных платежей и провайдеров».

Платежный бизнес

К слову, банкоматами и pos-терминалами перечень банковских гаджетов, видящихся на территории сервисных предприятий и магазинов, не заканчивается. Имеется еще одна грань сотрудничества банков и торгово-сервисных фирм — это электронные платежи. Само собой разумеется, платежи, как уже было обрисовано выше, визитёр торговой точки может совершить и через многофункциональный банкомат. Но в мелком магазинчике либо на захолустной заправке ставить такую «тяжелую» технику банку невыгодно.

Исходя из этого в таких местах банкиры предпочитают применять «облегченный» вариант, в частности — разместить платежный терминал.

Время от времени данный процесс может проходить кроме того под особым брэндом. «Отечественный банк получает и устанавливает платежные терминалы под торговой маркой «Кассира.нет». На сегодня их размещено 100 штук, — говорит начотдела платежных сервисов Петербургского социального коммерческого банка (ПСКБ) Алексей Медведев. — Терминалы принимают все сотовые платежи, переводы в адрес громадного количества интернет-провайдеров, оплату за междугородний телефон и городской, платежи и кабельное телевидение за обучение».

Большинство техники ПСКБ установлена в спальных районах в шаговой доступности от жилья. Другими словами снова же большое количество терминалов находится на территории торговых и сервисных точек. Наряду с этим совокупность электронных платежей ПСКБ есть открытой: любой обладатель терминала либо рабочего места кассира может заключить с банком дилерский контракт.

Аналитики предрекают, что такая схема работы не так долго осталось ждать станет преобладающей, а банки возьмут карт-бланш на развитие терминальных сетей. Дело в том, что в середине ноября начинает действовать новое указание Центрального банка, которое обяжет всех обладателей терминалов заключить контракт с банком. И, как предполагают специалисты, небольшие и средние операторы, вероятнее, уйдут с рынка, поскольку их бизнес станет невыгодным из-за необходимости «отстегивать» деньги банкирам.

А вот для последних, напротив, освободится огромная ниша на рынке электронных платежей. Так что в скором будущем установка платежных терминалов в торгово-сервисных фирмах станет для банков ответственным направлением бизнеса. Кредитные организации поспешат занять освободившееся от небольших операторов место.

Но до тех пор пока все это только прогнозы отдельных экспертов. Алексей Медведев (ПСКБ) уверен в том, что в ноябре глобальных трансформаций на рынке электронных платежей не случится: «на данный момент в печати большое количество шума о том, что изменение законодательства, а вдруг правильнее — требование присутствия банка в организации приема платежей, приведет к их удорожанию. Но отечественный банк в далеком прошлом трудится в рамках нового законодательства, но у ПСКБ уже на данный момент самые низкие дилерские тарифы в Петербурге».

Все полезно, что в магазин влезло

Получается, что банкам выгодно размещать в торгово-сервисных фирмах каждые из обрисованных устройств. Но на какое количество действенным есть их сочетание? Так как не обращая внимания на то что огурцы и молоко по отдельности нужные продукты, их совмещение в желудке может привести к печальным итогам.

Оказалось, что банкиры не опасаются техногенного несварения. «В большинстве случаев, клиенты торгово-сервисных фирм предпочитают расплачиваться за услуги пластиковыми картами, при их наличии, поскольку для клиента в этом случае отсутствует рабочая группа, — говорит начотдела банковских карт Эконацбанка Наталья Романова. — Снятие наличных средств, напротив, стоит клиенту определенной суммы, в случае если лишь этот банкомат не в собственности банку, в котором открыта карта».

В случае если торговое предприятие находится в людном месте, к примеру в отеле либо большом торговом комплексе, то в полной мере приемлемо установить одновременно и банкомат, и pos-терминал. При высокой посещаемости оба устройства принесут пользу и банку, и предприятию, поскольку наличие банкомата привлечет потенциальных клиентов, считает Наталья Романова. «Время от времени целесообразно в одной торговой точке устанавливать и банкомат, и pos-терминал, поскольку у каждого устройства собственный назначение и собственная целевая аудитория, — подтверждает Людмила Дерягина (Оргрэсбанк). — Они дополняют функционал друг друга и в совокупности предлагают клиенту более широкий спектр одолжений».

Не обращая внимания на то что банки деятельно применяют в торговых точках с высокой проходимостью такие «навороченные» устройства, как киоски самообслуживания (многофункциональные банкоматы с функцией cash-in, обменом проведения валюты и возможностью платежей), самая популярной техникой банков в торгово-сервисных точках остаются простые pos-терминалы. Но, как отмечает Владимир Кузнецов (Судостроительный банк), на данный момент для больших торговых и сервисных организаций актуальна интеграция приема карт в существующие кассовые программно-аппаратные комплексы, и в будущем количество таких проектов, вероятнее, будет расти.

Наряду с этим специфика работы партнера также воздействует на решение банка по установке того либо иного гаджета. «В торговых комплексах, магазинах устанавливают как банкоматы, так и платежные терминалы, тогда как в ресторанах, кафе и на автозаправках размещают в основном платежные терминалы», — отмечает Татьяна Носова (УРСА-Банк). Посещаемость точки также имеет большое значение. По словам Татьяны Носовой, число установленных банкоматов растет скоро, но неравномерно.

В самые оживлённых местах возможно замечать «выставки» банкоматов различных банков, в отдельных районах тяжело встретить кроме того один-два аналогичных устройства.

А вот Наталья Романова (Эконацбанк) уверена, что для развития бизнеса банка каждые устройства хороши. Она уверен в том, что возможно смело сказать о хороших возможностях развития данной сферы бизнеса банков, а также о постепенном росте популярности не только банкоматов и pos-терминалов, но и платёжных терминалов и информационных киосков.

Жестокая драка сотрудниц банка в магазине цифровой техники

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: