О дровах, колоколах и мсфо или ничего страшного не будет

О дровах, колоколах и мсфо или ничего страшного не будет

Министерства экономики (МЭРТ) 12 марта совершило открытое заседание о переходе на МСФО. Ваш покорный слуга помчался в том направлении, чтобы выяснить, что же задумали обладатели права на принятие ответа./Кирилл Парфенов, Парфенов.Ру/

С месяц назад я позвонил в РСПП с вопросом, как возможно присоединиться к их рабочей группе либо взять их наработки. Секретарь объявила, что РСПП обойдется собственными силами и не заинтересован в контактах. Так что весьма хотелось осознать, что же происходит.

Заседание освещалось на лентах информагентств и в печатной прессе.[1]

Докладчики из МЭРТ поведали о собственных упрочнениях в данной области и представили четвертый, самый привлекательный согласно их точке зрения, вариант концепции.

На заседании находились представители Министерства финансов, ИПБ, опытных публичных организаций, научных кругов, бизнес — сообщества. Но, тон задавал Каха Бендукидзе (РСПП).

Выступлений было много. В общем, дискуссия с перепалками состоялась.

Сущность концепции МЭРТ содержится в постепенном переводе организаций и предприятий на эти самые МСФО.

Сперва, с 2004 г. переход осуществят профучастники и банки рынка ценных бумаг, с 2006 г. – ГУПы и ОАО, а с 2010 г. – все остальные.

Под вопросом лишь малые предприятия. С одной стороны, они должны вести лишь налоговый учет, а с другой, на данный момент готовится проект МСФО для малых фирм и если он будет принят, то из-за чего бы малым фирмам не готовить отчетность в соответствии с этим МСФО?

В один момент считается, что государство должно отказаться от роли регулирующего и надзорного органа в вопросах бухучёта. Интерес страны лишь в ведении налогового учета. Должна быть повышена роль опытного сообщества и особенно конечных пользователей отчетности – инвесторов.

Должен быть создан Совет по отчётности и вопросам учёта из представителей бизнеса, страны, научных работников и профессионалов.

Использование ПБУ должно быть рекомендательным.

С МЭРТом не согласен Министерство финансов, что уверен в том, что имеется регулирование и ведения национальные особенности учёта должно осуществляться с применением ПБУ.

Точку зрения Бендукидзе я осознал так, что не позднее 1.01.2004 государство должно отказаться от роли регулятора и подготовить документы о передаче полномочий Национальному совету по денежной отчетности (НСФО). Каха Автандилович безотлагательно примет меры к созданию для того чтобы Совета и уже на данный момент идет проработка юристами выбора юридической формы данной организации. Это должна быть саморегулирующаяся организация, но такой нет  в ГК.

Одним из вариантов возможно создание некоммерческого партнерства. Национальный Совет возможно создан за 2-3 месяца. Он обязан включать представителей государства-и бизнес сообщества, но это должна быть реально свободная организация, а не как сейчас имеющиеся марионеточные при Минфине.

Привело к сожалению то, что в заседаниях принимают аудиторы и участие бухгалтера и практически нет представителей пользователей отчетности.

Обязан заявить, что сермяжная правда в выступлении Кахи Автандиловича имеется – учет должен быть подчинен бизнесу, а не наоборот. Осознаю и его точку зрения, что отчетность нужна инвестору либо агенту и не есть самоцелью.

Сроки перехода на МСФО должны быть индикативными, а переход, по возможности, необязательным. За НСФО должны быть закреплены директивные функции.

Существует альтернатива: либо мы будем придумывать собственную сложную национальную совокупность, которую не растолкуешь интернациональному сообществу либо будем применять западные стандарты, каковые понятны во всем мире, сказал он.

В общем, отчетность нужна представителям бизнеса, а не стране и нечего последнему лезть не в собственные дела, тем боле, что с данной функцией оно справляется не хорошо.

На мой вопрос о звонке и из-за чего РСПП не заинтересован в сотрудничестве внезапно последовал резкий ответ Кахи Автандиловича. «Это неправда!». Ну да и хорошо. Предположительно я на больную мозоль.

В общем, не все тихо в датском королевстве.

Пробовавший оправдаться Ложников из Министерства финансов начал с исторической роли России в становлении бухучёта, затронул вопрос о научном потенциале и предлагал покинуть национальные стандарты, поскольку Российская Федерация не должна использовать честную и скальпированные цены, но парой выпадов был сбит с ритма повествования, а в перепалке остановлен и практически подчистую разгромлен.

В других выступлениях отмечалось, что один из ответственных вопросов – контроль за правильностью составления отчетности и за аудиторами. До тех пор пока эту функцию возложить не на кого.

Поднимались вопросы об издании авторизованных стандартов на русском, о распространении практики применения МСФО, о сертификации экспертов и о введении единого экзамена во всех государствах чтобы получить сертификацию.

В.Ф. Палий кроме этого подчернул, что краеугольным вопросом будет освобождение от сдачи отчетности по национальным стандартам тех, кто перешел на МСФО. Помимо этого, он подчернул, что должен быть создан депозитарий по хранению денежной отчетности, дабы кто угодно имел возможность обратиться в том направлении чтобы получить отчёты компаний.

Помимо этого, с учетом перехода на МСФО, компаниям должны быть предложены технические средства – более широкий и эргономичный замысел квитанций, методики и т.п.

Встал вопрос и о роли основных бухгалтеров. При переходе на МСФО их уровень должен быть выше, не смотря на то, что в далеком прошлом пора их высвободить от подписания отчетности, да и от второй подписи на документах также.

Прибывший позднее заместитель министра МЭРТ А.И. Шаронов с понурым видом дослушал выступления и обреченно, но с внутренним упорством кратко повторил позицию министерства.

Остальные стоны и частные выступления по поводу дефицита опытных бухгалтеров, аудиторов, программ обучения, вхождения и порядка формирования в НСФО взяли хорошие ответы.

По окончании заседания состоялась пресс-конференция заместитель министра А.И. Шаронова и К.А. Бендукидзе и Ц. Церенова.

Бендукидзе. Вывод разделились на две части. Имеется вывод, которое содержится в том, что Российская Федерация обязана перейти на западные стандарты и должен быть маленький переходный период.

И имеется вывод Минфина, что отказ от особенных национальных стандартов, каковые постоянно будут различаться от западных стандартов имеется утрата национального суверенитета России. Первичный половой показатель – наличие и национальный  приоритет национальных стандартов денежной отчетности. В данной связи в случае если сказать об данной копцепции, правильнее антиконцепции.

Вопрос тут неизменно национальных стандартов в рамках неспециализированного согласия, что необходимо переходить на МСФО и должно быть обсуждение о темпах переходов для различных видов организаций об обязательности либо добровольности этого перехода, о том как именно происходит регулирование этого перехода и контроль за правильностью ведения МСФО. Нам думается, что очень важным есть создание Национального совета по денежной отчетности как саморегулируемой публичной организации, в котором будут принимать участие вместе с тем представители органов власти. Как того самого места, где все вопросы нюансов, вопросы конкретных темпов перехода будут обсуждаться и будут приниматься самый взвешенные, эргономичные ответы чтобы и органы госвласти приобретали точную данные, но вместе с тем, чтобы не было чрезмерного насилия, избыточных издержек, которые связаны с переходом на стандарты денежной отчетности.

Церен Церенов. Министерство систематично проводит такие встречи, в прошедшем сезоне уже была встреча министра с бухгалтерами на которой мы именно предлагали написать такую среднесрочную концепцию видения как переходить на западные стандарты. Могу подчернуть, что вопросы, которые связаны с переходом на МСФО находились уже с 97 года, в то время, когда Правительство в первый раз заговорило про среднесрочную программу. Программы были не выполнены.

В чем новизна данной концепции, которую предлагает МЭРТ совместно с опытным сообществом, РСПП? Две такие новизны. на данный момент речь не идет – переходить либо не переходить на западные стандарты, говорят, среди них и Минфин, что нужно переходить.

Но имеется два коренных вопроса. Мы говорим, что нужно не только переходить, но необходимо поменять совокупность отчётности и государственного регулирования учёта.

Государство в той степени, в которой оно не имеет возможности регулировать уровень качества учета, уровень качества отчетности – это все равно делается специалистами и контролируется аудитом – государство тут не имеет возможности никаким образом принимать участие, исходя из этого в этом смысле государство тут должно поэтапно передать эти функции национальные опытному сообществу. Это первый вопрос — изменение совокупности национального регулирования.

И второй принципиальный момент – нужно поднимать уровень опытного сообщества. Все прошлые годы уровень опытного сообщества, активного участия, была незначительна. Большей частью, само собой разумеется, принимали участие бухгалтера.

Кроме того в межведомственной рабочей группе, которая существует сейчас, в том месте представлены по большей части бухгалтера, а вот пользователей ФО, инвесторы, они фактически не участвуют в этом сообществе. Необходимо усилить их участие и соответственно речь заходит о создании Национального совета финотчетности, которому должно быть передано кое-какие, большей частью отчётности и регулирования государственные функции учёта.

Шаронов. Конфликт точек зрения, о котором Каха сообщил на данный момент это обычный пример мировозренческих разногласий, каковые имеется у нас в обществе. Отличие пребывает в том, что государство и общество это одно да и то же.

А другие говорят, что общество значительно больше, чем государство. Попытка подчинить все процессы, каковые происходят стране, поставить их под контроль страны, она на данный момент уже:

А) нереализуема, поскольку государство значительно уменьшило слава и свои возможности всевышнему;

Б) вредна, по причине того, что возможно лишь сымитировать, создав землю для злоупотреблений.

Мы пробуем в новой концепции посредством опытного сообщества четко разграничить компетенцию и заявить, что государство отвечает вот лишь за это и не больше того. Государство перестает быть пользователем, что самое основное, данной информации, исходя из этого оно и не должно ее регулировать. Оно должно создать обстановку, в то время, когда эта отчетность будет точная, будет удобна для пользователя.

А функционирование, создание данной совокупности нужно поручить, передоверить опытному сообществу, которое это сделает непременно лучше в силу собственной возможностей и квалификации.

Пресса — БПИ. Национальный совет – все таки, что это, в то время, когда планируется его создать потому, что с 2004 года уже начинается переход и имеется ли конкретные кандидаты, каковые будут в этом совете пребывать и кто будет определять представительство.

Бендукидзе. В случае если сказать о Национальном совете, то в ближайшие 14 дней мы совершим юридический анализ на предмет того, какую организационно-правовую форму необходимо, по причине того, что имеется различные варианты… Имея в виду и сегодняшние и вероятные будущие задачи НС. Второе, кто обязан в том направлении входить.

В принципе структура НС во многом должна быть, и это будет весьма верно, похожа на структуру Интернационального совета по денежной отчетности. Это облегчит предстоящую работу и сделает более конструктивным сотрудничество. Интернациональный совет имеет Попечительский совет. Попечительский совет не должен заниматься текущей работой, его главные функции это назначение и привлечение финансирования аккуратных лиц (техкомиссия и т.д.).

Мне думается, что подобный попечительский совет должен быть в национальном совете. Он обязан складываться из людей, авторитет которых не приводит к, каковые реально воображают деловое сообщество, опытное сообщество, имеют громадной авторитет и кроме этого в Национальном совете должно быть учтено участие представителей органов власти.

Какие конкретно это должны быть органы власти, на мой взор – Минфин, Министерства экономики и торговли, Центробанк, МАП, Государственный стандарт, ФКЦБ непременно, может Министерство сельского хозяйства, поскольку вопросы, которые связаны с учетом в данной сфере, возможно Минюст. И это дело страны, это что бы я внес предложение, но дело страны сделать вывод, что один либо два представителя войдут в совет. Что касается остальных, то повторюсь, это вопрос делового сообщества.

Конечный состав Попечительского совета Национального совета не должен ни у кого приводить к. Из-за чего такие люди представлены в том месте? Он обязан приводить к чувству понятного решения проблемы.

Люди, которым возможно доверить ведение вопроса, а также о переходе на МСФО, о разработке конкретных программ и т.д. Что касается аккуратных структур НС, то в том месте само собой разумеется должны прежде всего трудиться специалисты. Сейчас в Российской Федерации их много – это и аудиторы и бухгалтера, имеющих разного рода сертификаты соответствия , имеющие право вести бухучёт, сертификаты для американской совокупности учета, для другой совокупности учета.

Данный Совет не разрабатывает совокупность учета, по причине того, что используется интернациональная, но в случае если мы делаем такую структуру, то мы сможем принимать участие в тех новых разработках, в тех трансформациях стандартов, каковые непрерывно идут. В частности, что есть крайне важным и стоит как номер 1 на повестке дня, это западный стандарт по средним и малым фирмам. И Российская Федерация сможет принимать участие полноценно в его создании.

Я уверен, что мы сможем создать до Января этого года, лучше в течение нескольких месяцев, по причине того, что на это имеется объединенное желание делового сообщества и мне думается, что это будет получаться стремительнее, чем ожидать в то время, когда Правительство будет создавать. Я сообщу экстремальную вещь, что НС необходимо создавать независимо от того, какие конкретно будут результаты рассмотрения и в то время, когда будет рассмотрение концепции на правительстве.

Пресса. А в то время, когда он все-таки будет?

Бендукидзе. Через 14 дней мы юридическую форму установим, приблизительно месяц переговоры сторон, в мае месяце, я думаю что формально, ну плюс регистрация, я не знаю какое количество это занимает времени для таковой организации в различных местах… Я пологаю, что в течение двух-трех месяцев Совет возможно создан.

Шаронов. Само собой разумеется вопрос скорее по адресу опытного сообщества, чем к Правительству – в то время, когда будет создана негосударственная организация. Мы непременно это поддерживаем и, потому, что мы включены в процесс подготовки концепции среднесрочной, а данный Совет есть неотъемлемым элементом и университетом, без которого эта концепция не существует, то на протяжении доработки концепции мы должны прописать статус, место, компетенцию этого Совета.

Пресса. А прогнозировалось ли, что будет с ВВП, в случае если мы вычислим по этим стандартам?

Шаронов. Мне тяжело спрогнозировать, по причине того, что отличие возможно и в ту и в другую сторону. Могу заявить, что изюминкой консолидированного учета по МСФО есть устранение двойного счета, способного привести к некому сокращению показателей, в то время, когда считается валовая выручка юрлиц, а после этого еще холдинга.

Таковой двойной счет будет устраняться. Конкретно сообщить увеличится либо уменьшится  ВВП предположительно все-таки запрещено.

Пресса, агентство АПК. Я бы желал уточнить. В ближайшие 14 дней вы совершите юридический анализ.

Имеется в виду, что РСПП будет проводить данный анализ и соответственно данный НС будет создан на базе РСПП?

Бендукидзе. НС обязан реально вобрать в свой состав солидную часть делового сообщества. Он не может быть филиалом, не имеет возможности при ком-то быть создан, ни при Университете опытных бухгалтеров, ни при РСПП. он создан быть не имеет возможности. Это независимый независимый орган.

А юридический анализ будет совершён юристами.

Пресса. А также в рамках коммисии? Либо МЭРТ?

Бендукидзе. В действительности обязан заявить, что ни за что коммисия не имеет возможности создать Совет, ни государство, по причине того, что кесарю – кесарево, а всевышнему – богово. Я окончательный соперник того, дабы употреблялось какое-либо национальное финансирование.

Иногда появляется – давайте создадим программу, давайте финансирование. Не нужно этого. Это дело делового сообщества.

Переход на МСФО это необходимо нам и это мы сами должны…, в противном случае что с нас заберут больше налогов, а позже разрешат потратить. Лучше мы сами израсходуем.

Пресса. Так вот и вопрос – кто будет проводить юридический анализ и кто будет..

Бендукидзе. Юристы.

Пресса. Коммисия? По поручению кого?

Бендукидзе. Юридический анализ такая вещь…Имеется различные юридические формы – фонд, публичная организация, партия, некоммерческое партнерство, АНО… Какие конкретно плюсы, минусы… А по чьему заказу? По моему личному заказу, в случае если вас это устроит либо по личному заказу Шаронова либо по неспециализированному заказу отечественному.

Нужно , какая из этих форм применима к тем задачам, каковые имеется у НС. Более того, потому, что Совет будет созываться не двумя соучредителями, не одним, не страной, я лично в скором будущем буду стараться собрать максимально репрезентативную группу людей, каковые будут воображать деловое сообщество, опытное бухгалтерское аудиторское сообщество и уже существующие публичные, а также саморегулируемые организации, воображающие отдельные отрасли, допустим ассоциации банковские и т.д., дабы уже в таком составе начать обсуждать вопрос – а как он обязан смотреться. Вы все время пробуете отыскать тут заговор, а его нет.

Пресса. Так это юристы коммисии либо юристы свободной ..

Бендукидзе. Юристы и имеется юристы.

Пресса.А вот коммисия по МСФО…

Бендукидзе. У нас имеется не коммисия, у нас имеется комитет, что этим занимается. Мы совершили переговоры с целым рядом… Я, Бендукидзе Каха Автандилович, имея соответствующий полномочие бюро РСПП, совершил переговоры с различными организациями – с АРБ, кредитных денежных аналитиков, Университет опытных аудиторских организаций, университет опытных бухгалтеров и т.д. с различной степенью успешности либо неуспешности переговоров.

Предполагаю, что предстоящее расширение этого состава…. плюс большие организации представленные и не представленные в РСПП, организации, воображающие различные отрасли экономики… и сейчас ясно, что большая часть, практически все, они поддерживаю идею создания НС. Легко различные имеется предложения.

Имеется предложение не создавать нового Совета, а на базе РСПП и ИПБ создать некую… назвать все это дело совместно НС, не знаю как это удобоваримо, и второе предложение — создать организацию в которой смогут быть участниками как юридические, так и физические лица, с тем дабы в будущем предусмотреть личное членство. Тогда это будет некоммерческое партнерство. Вот это все и нужно проанализировать.

Анализ будет происходить с участием многих тех, кто находился в этом зале и кого я до сих пор в глаза не видел, но осознал, что люди заинтересованно относятся к этому делу.

Вопрос. А как же ведущие экономические Институты, будут ли они привлечены, их не забудут, поскольку без образования…

Бендукидзе. Ну мы и отдел внутренних дел также будем помнить и ФСБ и всех, никого забывать не будем. Вопрос в чем. Что ведущий экономист Института будет делать в составе НС?

В том месте же воображают мнения, это же не место раздачи денег, Однако непременно НС обязан заниматься вопросом переквалификации кадров, в этом без Институтов не обойтись.

Пресса. Хотелось бы уточнить, переход на западные стандарты заменит ли использование национальных? Вот те организации каковые перейдут на МСФО они будут воображать отчетность по трем видам, т.е. интернациональную, национальную бухгалтерскую и налоговую.

Бендукидзе. В случае если победит Министерство финансов — да, в случае если победит здравый суть — нет.

Пресса. А в то время, когда возможно решен данный вопрос?

Бендукидзе. Победит Министерство финансов либо нет?

Пресса. Да, но все-таки какую отчетность…

Бендукидзе. В апреле предположительно первый раунд…

Шаронов. К 1 апреля будет представлена концепция, а скорее всего две концепции – здравая и Министерства финансов. Эти концепции будут сперва обсуждаться на межведомственной рабочей группе у Кудрина в апреле и в зависимости от того, как вопрос приведен к какому-то согласованию, будет решаться вопрос по поводу рассмотрения данной концепции на правительстве.

Вероятнее это будет не раньше, чем май.

Сперва нужно определиться концептуально. Мы с концепцией должны определиться – как мы это делаем. Сейчас были выступления различные, по поводу – мы сообщили сроки и к нему побежали.

Еще раз говорю, не ответствен срок, принципиально важно определиться какая цель, задача, стратегия перехода. Реформа у нас шла, а в действительности на данный момент легитимной какой-то концепции и стратегии перехода не существует. Мы в далеком прошлом уже ставили данный вопрос.

Пресса. А здравое – это что?

Бендукидзе. Здравая концепция содержится в том, что , если используются МСФО вы не ведете отчетность по национальным стандартам.

Шаронов. Вы лишь составляете налоговую отчетность

Денежная отчетность должна быть одна, налоговая одна, управленческая одна и статистическая одна. Вот и все.

Пресса – Парфенов. Учет вы станете по ветхому вести, а отчеты сдавать по новому…

Бендукидзе. Нет, нет. Нет, находитесь, погодите… Вы что имели в виду осознаёте?

Парфенов. Имеется замысел квитанций, указания, ПБУ, каковые должны использоваться.

Бендукидзе. Нет, нет, нет.

Парфенов. А на основании этого ведете учет и пересчитываете в отчетность. Мало не покажется.

Бендукидзе. Никакие ПБУ использоваться не будут, если вы используете МСФО.

Парфенов. Ну значит это учет, а не отчетность….

Бендукидзе. Нет, это не учет, отчетность.

. Погодите минутку, в ПБУ у нас имеется и отчётность и учёт..

Бендукидзе. Нет, в ПБУ…

. … их нельзя разорвать…

Бендукидзе. В самом ПБУ, в действительности, по большей части отчетность. Исходя из этого ничего ужасного не будет, все нормально, бухгалтера пользуются в действительности не ПБУ, а пользуются общими рекомендациями и планом счётов, по большому счету бухгалтера трудятся по большей части так, как учили в советское время, в то время, когда ПБУ не было.

Пресса. Хотелось бы задать вопрос по поводу образования, опытной аттестации.

Шаронов. У меня такое чувство, что коли мы отдаем данный вопрос саморегулирующейся организации, она обязана выработать стандарты требований квалификаций людей, каковые будут уполномочены вести отчетность по стандартам, я не буду сказать интернациональным, национальным, по стандартам. Исходя из этого это вопрос:

А) концепции, которую мы запишем и

Б) ответ данной самой саморегулирующей организации.

Четкий принцип — национальной сертификации, аттестации бухгалтеров быть не должно. Это дело опытного сообщества. Все аттестации, каковые в добровольно-принудительном порядке существуют, в действительности они смогут существовать, но национального базиса тут не должно быть.

Возможно какая-то сертификация и другая аттестация второй опытной организации, признанной за..

Бендукидзе. Действующим законодательством о сертификации это не предусмотрено…И существует противозаконная припечатка, совершённая Министерством финансов о необходимости неких особых неправильных аттестатов.

Вы имеете возможность задать вопрос, а при чем тут колокола и дрова.

Весьма кроме того при деле. Легко храбрец Челентано, в случае если ему приспичивало — дрова колол, а его друг бил в колокола, а у нас опыты ставят.

До тех пор пока возможно сделать следующие выводы.

1.                          Банки переходят на МСФО уже с 1.01.2004. Концепции перехода на МСФО нет, легитимность не обеспечена и в то время, когда все это будет неизвестно.

2.                          Обращение все-таки идет больше об отчетности, а не об учете. Как из существующего учета взять нужную отчетность мало кого тревожит.

3.                          Битва гигантов за сферы влияния никак не затрагивает ни небольшой ни средний бизнес и никто с ними принимать во внимание не планирует.

4.                          Что всевышний ни делает, все к лучшему.

Кирилл Г. Парфенов

[1] Бухгалтеры смогут получить миллионы в случае если освоят МСФО. Коммерсант, 13.03.2003 № 42, с. 15.

МСФО не для всех. Ведомости, 13.03.2003, № 42, с. А3.

Разведопрос: Павел Перец про П.А. Кропоткина

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: