Банковские отделения: миллиарды неэффективности

Банковские отделения: миллиарды неэффективности

Рэнкинг показателей в расчете на одно подразделение, на единицу инвестированных в развитие любого банка средств стал бы хорошим наглядным дополнением существующих объемных и нормативных показателей. Дмитрий Мотовилов, рекламы управления и начальник маркетинга Специалист банка

 

«Российская Федерация — уникальная страна, где писателю платят за количество написанного».

Сергей Довлатов

Слова советского и журналиста Сергея и американского писателя Довлатова, в далеком прошлом ставшие афоризмом, само собой разумеется, касаются не только литературы. Да и обращение ниже отправится не о том, за что платят, а об устоявшейся совокупности подачи обществу информации о их достижениях и банках.

Количества — это настоящая «громадная мысль» со времен СССР, исповедовавшего экстенсивный путь развития. Эра прошла, а любовь к количествам осталась. Лозунги, экономические сводки времен Содружества, пропагандирующие успехи народного хозяйства, прочно легли в базу совокупности бизнес-координат дня сегодняшнего. Примеров тому масса. В частности, эти отчетных форм Банка России и выстроенные на них денежные рейтинги специальных агентств и СМИ. Лишь количества, лишь хардкор!

Не говоря уже про рейтинги банковских продуктов, куда практически во всех случаях включают лишь банки из первой, максимум второй много по активам. Собственного рода дискриминация остального финсектора по показателю количеств.

Неискушенный потребитель, само собой разумеется, не оперирует данными нетто-активов, чистой прибылью и рентабельностью капитала. Но познание, что чем выше банк в рейтинге, тем лучше, надежнее, спокойнее, у него присутствует. Это справедливо и для сотрудников банков: банк в топе — респектабельно, имеется вера, что банк «не уронят» и без того потом.

Лишь вот рейтинги, выстроенные на базе роста количества активов либо отдельных балансовых показателей, не говорят об эффективности команды банка. А ведь как раз команда выстраивает бизнес-процессы, каналы привлечения, совокупность удержания клиентов и без того потом. В случае если проанализировать банки, у которых в 2015 году была отозвана лицензия (68 финучреждений на 16 сентября 2015 года) и забрать за базу их место в банковской совокупности по активам, то окажется занимательная картина.

Так, банки, входившие на момент отзыва лицензии в топ-100, составляют 5,88% от общего количества отзывов 2015 года, полностью такой же параметр и у банков из 4-й много — 5,88%.

Рейтинги, выстроенные на базе роста количества активов либо отдельных балансовых показателей, не говорят об эффективности команды банка

Помимо этого, тот же потребитель, да и большая часть клерков, разглядывая в очередном рейтинге миллиардный приток активов, не всегда способен оценить, чем обеспечен данный рост. В свежем обзоре аналитиков Moody’s «Российская Федерация может отложить ужесточение ограничений по кредитованию связанных сторон» приведен список банков, чей рост частично обусловлен выдачей кредитов связанным сторонам (их бизнесам и акционерам). При ФК «Открытие» количество таких кредитов на 30 июня 2015 года вдвое превышает капитал банка.

Обстановка касается бизнеса в целом, не только банковского. В первых числах Сентября РБК назвал одной из обстоятельств, каковые привели наибольшего застройщика СУ-155 на грань разорения, погоню за количествами.

К чему это я? Розничные банки постоянно отличались тем же экстенсивным методом развития. Масса внимания уделялась не повышению продаж, росту прибыли с точки присутствия (квадратного метра либо на сотрудника), а максимально стремительному масштабированию сети. Но кроме того в случае если банкиру думается, что его бизнес-модель, формат присутствия, команда, процессы и другое выстроены действенно, при громадном и стремительном масштабировании нереально эту самую эффективность сохранить на 100%.

Открыв большое количество неэффективных подразделений, банки не торопились с ними расставаться, пока эту сеть кто-то кормил. Помимо этого, неизменно имеется надежда и вера, что одновременно маркетинг-и бизнес подразделения «раскачают» эту дорогую инфраструктуру, и тогда все «полетит».

В случае если совершить рэнкинг банков с позиций пассивов роста и эффективности активов в расчете на одно банковское отделение, то вы заметите наглядный пример того, что громадная офисная сеть — это не просто пропасть затрат на ФОТ и аренду. Это море, в котором растворяются кроме того миллиардные приросты!

хорошим примером есть банк «Восточный», еще во втором квартале 2014 года содержавший 1427 структурных подразделений. Тогда он увеличил кредитный портфель физических лиц на 2,39 млрд руб., заняв 9-ю строке денежного рейтинга. Тот же итог, экстраполированный на всю сеть, продемонстрировал прирост всего 1,67 миллионов рублей. выданных кредитов на одно подразделение за квартал. Уже не так впечатляюще. Портфель вкладов в отчетном периоде продемонстрировал отрицательную динамику.

Наряду с этим инвестиции «Восточного» в рекламу составляли 298 тыс. руб. на одно подразделение в квартал. Непременно, имеется отложенный спрос, но в случае если объективно — рост розничных показателей (вклады и кредиты физических лиц) был на уровне 5,4 руб. на рубль рекламных инвестиций.

Сравним с ОТП-банком за тот же период. Прирост портфеля кредитов физическим лицам — 1,44 млрд руб., прирост вкладов физических лиц — 1,31 млрд руб. на банк. В расчете на одно подразделение (во втором квартале инфраструктура банка насчитывала 317 подразделений) — прирост 4,56 миллионов рублей. кредитов, 4,13 миллионов рублей. вкладов физических лиц.

Повышение розничных показателей было на уровне 107,88 руб. на рубль рекламных инвестиций.

Кроме этого как пример приведу фининститут, где тружусь сам,— Специалист банк. Все тот же период. Прирост портфеля кредитов физическим лицам — 0,14 млрд руб., прирост вкладов физическим лиц — 0,06 млрд руб. на банк.

Робко, если не сообщить мало. В расчете на одно подразделение (во втором квартале инфраструктура банка насчитывала 15 подразделений) — прирост 9,29 миллионов рублей. кредитов, 3,98 миллионов рублей. вкладов физических лиц. Повышение розничных показателей было на уровне 91,17 рублей на рубль рекламных инвестиций.

Эффективность пассивов и роста активов в расчете на одно банковское отделение в течение первых трех месяцев 2015 года (миллионов рублей.)

  кол-во отделений  кредиты физлицам вклады физлиц доход от валютно-обменных операций
Банк Восточный 851 -7,79 +6,58 +0,16
ОТП Банк 259 -49,15 -3,07 -0,32
Специалист Банк 15 -1,03 +21,46 +4,67

 

В текущих условиях сокращения прибыльной части пора признать: огромная инфраструктура «не полетела». Самая пора избавляться от тех отделений, куда люди не ходят и где сотрудники не реализовывают. Благо для «Восточного» смена правления банка уже в 2015 году отразилась значительным сокращением филиальной сети (минус 1014 подразделений по состоянию на второй квартал 2015 года).

Подобная обстановка с эффективностью сетей в таких больших розничных банках, как «Хоум кредит», «Русский стандарт» и других. К слову, количественные трансформации уже происходят и в этих банках.

Вышеприведенные примеры имеют большое количество «но». Да, различные «весовые категории», да, другая структура бизнеса. И, однако, рэнкинг показателей в расчете на одно подразделение, на единицу инвестированных в развитие любого банка средств стал бы хорошим наглядным дополнением существующих объемных и нормативных показателей.

А банковские команды, развивающие продажи, взяли бы наглядные эти по удачам сотрудников по цеху.

Источники:

Денежные рейтинги портала Банки.ру

Информация по кредитным организациям на сайте Банка России

Юрист: если у вас долг в банке, то платить его смысла нет

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: