1. Связь понятия «защита Отечества» с понятиями «гражданин», «менталитет», «долг», «обязанность».
2. Мировоззренческие, нравственные и духовные базы служения Отечеству.
В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических эмоций у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое основное, на государства и сохранение генофонда. Претворить в судьбу эти цели вероятно через актуализацию одной из основных обязанностей гражданина нашей страны — обязанности по защите Отечества, а в мирное время — через служение Отечеству на базе осознанного долга перед ним.
В этих условиях все больше проявляется потребность как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в судьбу мировоззренческих, нравственных и духовных баз сознательного служения Отечеству.
Расположение нашей страны вынуждало власть постоянно быть во всеоружии. Со своей стороны разноплеменные народы, населявшие Русь, на протяжении опасности постоянно объединялись для отпора неприятелю. Частота вражеских набегов и нападений на отечественные почвы обусловила то, что защита Отечества стала не только неотъемлемой функцией граждан страны, но и одной из основных обязанностей.
в течении всей истории Старой Руси, позднее России, летописи и хроники пестрят бессчётными примерами доблести, чести, самопожертвования во имя защиты Отечества.
Во многих источниках Старой Руси сохранились сведения о храбрецах, прославивших себя на боевом поприще. В случае если изначально защита Отечества рассматривалась с позиции работы князю в том либо другом владении (с учетом того, что солдаты имели возможность переходить от одного князя к второму), то потом это понятие начало трактоваться шире, как раз как работа всему Отечеству, что отражалось в таких лозунгах, как «За матушку Русь», «На благо Отечества».
Неспешно служение Отчеству переросло в святая обязанность. Долг человека, гражданина как святость прежде всего, а уже лишь позже как обязанность.
Фельдмаршал, генерал-адъютант граф М.С. Воронцов (1782-1856 гг.) писал в «Наставлении» от 1815 г. «Офицеры должны знать долг собственный и ощущать всю важность собственного звания».
Такие гражданские качества, как долг, закладывались столетиями и формировали менталитет народа.
В соответствии с «Громадной советской энциклопедии» менталитет — (от позднелат. mentalis — «умственный») — это образ мыслей, совокупность умственных духовных и навыков установок, свойственных отдельному человеку либо публичной группе.
Менталитет русского народа складывался много лет: это итог синтеза бессчётных культур разных народов, населявших территорию страны, традиции и обычаи, постоянное ожидание опасности, нередкие вооруженные конфликты с кочевыми племенами, коллективное, общинное начало во каждому, самопожертвование. Но дать четкое определение русскому менталитету весьма тяжело.
Выражение «гражданин собственной страны» звучит гордо, но обычно не совсем ясно для некоторых людей. Само понятие «гражданин» пришло к нам из Старой Греции. Оно появилось в тесной связи с понятиями «город», «житель». Первыми гражданами были свободные и равноправные обитатели свободных городов-общин в Греции и Древнем Риме.
Они имели гражданские права и обязанности, а также проходили службу в войске, принимали участие в народных собраниях, имели имущественные и индивидуальные права.
В нашей жизни слово «гражданин» имеет два главных значения:
1. Гражданин — это лицо, которое принадлежит к постоянным обитателям данного страны, имеет все права, обеспечиваемые Конституцией данной страны, выполняет все установленные законами обязанности.
2. Гражданин — это человек, что знает собственные права и обязанности и участвует в громадных и малых делах собственной страны. Это человек, что осознаёт собственный гражданская обязанность, у которого имеется гражданская ответственность, гражданская совесть, гражданская гордость.
В этом высоком значении понятие «гражданин» вошло и в русского культуру, стало выражением служения родному народу, эмоции готовности идти на жертвы во имя Отчизны.
Неприятность сегодняшнего восприятия понятия «гражданин» пребывает в том, что в советской республики довольно часто понятие «гражданин» противопоставлялось слову «товарищ». Из этого сегодняшнее иногда негативное познание данного понятия. Не обращая внимания на это, понятие «гражданин» неразрывно связано с гражданской позицией, гражданским долгом, с защитой гражданином собственной страны, развитием социальной политики страны, с жаждой людей быть гражданами той либо другой страны.
Статья 6 Конституции РФ гласит:
«1. Гражданство РФ приобретается и заканчивается в соответствии с законом , есть единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Любой гражданин РФ владеет на ее территории свободами и всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
3. Гражданин РФ не может быть лишен собственного гражданства либо права поменять его».
Обычно обывателям не легко принимать понятие «гражданин» как возвышенное, священное. Вследствие этого обществу, власти, субъектам воспитания нужно наполнять данный термин соответствующим содержанием посредством мастерства, литературных произведений, кинематографа, примеров из истории, другими словами всего того, что есть неотъемлемой составляющей патриотического воспитания.
Статья 59 Конституции РФ гласит:
«1. Защита Отечества есть обязанностью и долгом гражданина РФ.
2. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с законом .
3. Гражданин РФ , если его убеждениям либо вероисповеданию противоречит несение военной работы, а также в иных установленных законом случаях в праве на замену ее другой гражданской работой».
В отношении защиты страны в Конституции приводятся такие слова, как «обязанность и долг». Фундаментальный закон страны не рассматривает защиту Отечества как «заслуженную честь» либо «заслуженное право». Исходя из этого познание защиты Отечества как обязанности и долга гражданина РФ нужно дополнять все тем же патриотическим воспитанием, созданием условий для роста и развития патриотических эмоций среди молодого поколения, агитработой, а самое основное — обоюдной заботой страны о гражданине, а гражданина — о стране.
Так, защита Отечества как обязанность и долг россиян вбирает в себя и учитывает все трансформации на протяжении исторических событий страны. В следствии осознание человеком собственного долга перед Отчизной кроме того при некоторых пробелах либо недоработках в нюансе воспитания отражается в будущем как на жизни страны, так и судьбе самого гражданина.
Как было отмечено выше, служение Отечеству имеет исторический, культурологический, воспитательный, философский фундамент. Так, гражданин страны в собственных патриотических эмоциях, действиях, помыслах обязан сознательно доходить к работе собственному Отечеству через мировоззренческие, нравственные основы и духовные миропонимания.
«Громадная советская энциклопедия» приводит определение мировоззрения как совокупности взоров на место человека и объективный мир в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, и обусловленные этими взорами главные жизненные позиции людей, их убеждения, совершенства, деятельности
и принципы познания, ценностные ориентации.
Мировоззрение имеется неспециализированное познание мира, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Мировоззренческая составляющая присутствует во всех сферах судьбы без исключения. Мировоззрение — это публично-исторический феномен, появившийся вместе с возникновением людской самосознания и до сих пор проходящий видоизменения трансформации.
Само по себе мировоззрение не появляется. Дабы создать условия для его становления и развития, нужно опираться на традиции, историю, сравнительный анализ как исторических эр, так и разных государств. Мировоззренческие базы оказывают огромное влияние на сознательное служение каждого гражданина страны Отечеству.
Наравне с мировоззрением фундаментом осознания собственного долга перед Отчизной есть и нравственность.
Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно в первый раз попало в словарь русского в XVIII столетии и начало употребляться наровне со словами «мораль» и «этика» как их синоним.
Д. Ушаков в собственном словаре дает определение нравственности как совокупности норм, определяющих поведение человека.
Нравственность — это принятие на себя ответственности за собственные поступки. Потому, что нравственность, как направляться из определения, основана на свободной воле, нравственным возможно лишь свободное существо. В отличие от морали, которая есть внешним требованием к поведению индивида, наровне с законом нравственность — это внутренняя установка индивида функционировать в соответствии с собственной совести.
Нравственные сокровища — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Древние мудрецы главными из этих добродетелей вычисляли благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных сокровищ у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Нравственные регулятивы в обществе и в армии — это правила поведения, ориентированного на указанные сокровища. Нравственные регулятивы разнообразны. Любой индивид выбирает те регулятивы, каковые самый подходят для него.
Генерал Н.Д. Бутовский в статье «Воспитательные задачи командира роты» писал: «Покиньте воина без действия на его нравственные особенности, и вы получите в следствии человека, практически ненавидящего работу».
Протоиерей Алексий Марченко в статье «Православное пастырство в современной Русском армии в свете «Баз учения Русской православной церкви о преимуществе, свободе и правах человека» говорит: «Военному коллективу должна быть свойственна победоносная духовно-нравственная сила, которая возможно выражена в категориях внутренней свободы и любви людской личности.
Воинское служение нереально без любви к Отечеству, без воспитания у военнослужащих патриотического начала, которое должно переживаться совокупно с любовью к ближнему».
Духовная свобода воина, как каждый личности, выражается в свободе нравственного выбора между ложью и правдой, добром и злом, верностью Отчизне и предательством, уклонением и служением от работы. Нравственный выбор для воина постоянно существует как в мирное, так и военное время. Все выдающиеся полководцы отмечали, что исполнение и воинское служение воинского долга вероятны только на высокой духовно-нравственной платформе.
Без нравственных баз армия преобразовывается в сборище вооруженных людей, талантливых на самые злодеяния и страшные преступления.
В любой социальной сфере ценности и нравственные качества имеют превалирующее значение, в особенности в армии. Так, М.Д. Скобелев отмечал: «. Как мы знаем, что на войне нравственный элемент относится к физическому как 3:1. Это отражается на духе части. »
Большой нравственный уровень мировоззрения строится посредством общества, семьи, Церкви, образования. Любая социальная сфера вносит собственный неоценимый вклад в формирование нравственности человека. Высокая нравственность есть ступенью к росту и становлению духовности человека.
мировоззрения и Синтез нравственности ведет к созданию определенного уровня духовности.
До революции 1917 г. духовность в армии означала больше религиозную направленность, чем светскую, по окончании революции духовность начала рассматриваться с позиции морали, нравственности, долга.
Узнаваемый философ Н. Бердяев думал, что с духовностью связано глубинное «Я» человека. Как раз духовность, по его убеждению, имеется сила, образующая и поддерживающая личность в человеке. «Без духовности нельзя нести жертвы и выполнять подвиги», — писал Н. Бердяев.
Долг перед Отчизной, предками, страной, семьей есть стержнем духовности. Первостепенный обязанность гражданина, мужчины — помогать Отчизне, пройти работу в вооруженных силах, этим будет выполнен долг перед страной и родными в целом.
Такие категории, как мировоззрение, долг, духовность, отражаются в становлении сознания человека. Они приобретаются, накапливаются, наполняются личностным содержанием в течение развития, образования, самопознания личности и, конечно же, воспитания.
Для успешного становления указанных выше категорий нужно создать ряд требований:
— предпосылки формирования патриотических эмоций;
— заинтересованность страны в поддержании определенного уровня мировоззрения, нравственности, духовности граждан;
— развитие воспитания с культурологическим оттенком;
— опора на историю Отечества и исторические факты в целом (сохранение языка, обычаев, традиций);
— теоретическая, материальная и организационная помощь страны в будущем развитии и упрочении мировоззрения, духовности и нравственности в сознании граждан.
В случае если шкала сокровищ в сознании человека выстроена правильно, в случае если гражданин осознанно ставит наверху пирамиды сокровищ долг и защиту Отечества перед Отечеством, то точно возможно сказать о создании настоящих условий для становления и воспитания человека как гражданина собственной страны, о неоценимом вкладе страны в построение личности человека.
Методические советы
Начальник занятия обязан обратить внимание на философскую, этическую терминологию как одну из сложнейших сторон темы.
Актуально будет привести примеры из судьбы для наполнения разглядываемых понятий личностно значимым для каждого слушателя содержанием. Для самоё качественного изучения данной темы начальнику занятия целесообразно подвигнуть слушателей высказывать собственные точки зрения на поставленные вопросы, потому, что они являются дискуссионными.
Рекомендуемая литература:
1. Бутовский Н. Воспитательные задачи командира роты / О долге и чести воинской в русском армии / Под ред. Лобова В.Н. — М. Воениздат, 1991 г.
2. Бердяев Н. О назначении человека. М. Республика, 1993.
3. Взоры М.Д. Скобелева на военное дело. / О долге и чести воинской в русском армии /Под ред. Лобова В.Н. — М. Воениздат, 1991 г.
4. Конституция РФ.
5. Наставления графа М.С. Воронцова / О долге и чести воинской в русском армии/Под ред. Лобова В.Н. — М. Воениздат, 1991 г.
6. О нравственном образовании армейских людей. Армейский издание, 1812 г. / О долге и чести воинской в русском армии / Под ред. Лобова В. Н. — М. Воениздат, 1991 г.
7. Толковый словарь русского в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М. 2000.
Наталья ДЬЯЧЕНКО, старший учитель
Академии Национальной противопожарной работы МЧС России, кандидат педагогических наук
Ориентир 06. 2012
Источник: voenn.info
ПУТИН: Ориентир на позитивную и созидательную повестку — наш долг перед Отечеством | ПУТИН ИНФО
Интересные записи
- Нехватка магния в организме: симптомы и признаки. что делать, если не хватает магния в организме?
- Где проходят аукционы
- Кому принадлежит paypal
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Урок по теме: защита отечества — долг и обязанность гражданина
Урок по теме Защита Отечества – обязанность и долг гражданина. 7-й класс Цели урока: Обучающие: закрепить и систематизировать понятия и знания долга,…
-
Как узнать о долгах перед государством
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРТЫ Выполняют БОЛЕЕ 30 ВИДОВ СВОБОДНЫХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ и ИССЛЕДОВАНИЙ, А также В строительных работах, АВТОТЕХНИКЕ, КРИМИНАЛИСТИКЕ,…
-
Кого именуют патриотом? Каковы главные обязанности гражданина РФ? В Конституции записано: «Защита Отечества есть обязанностью и долгом гражданина РФ»….
-
Как проверить свои долги перед выездом за границу
Как проверить собственные долги перед выездом за границу? Судебные приставы смогут заблокировать русским туристам выезд за границу – как определить,…
-
Долг и обязанность защищать отечество.
Среди обязанностей гражданина, предусмотренных Конституцией РФ 1993 года особенную роль играется обязанность защищать собственный Отечество. В…
-
Почему разрушаются семьи или чувство долга перед родителями
Вот мы тут нападаем на сыновей и мужей, и не можем кроме того высказать предположение, что ощущает мужчина, у которого две любимых дамы, жена и мама,…