закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом
Начинает действовать : 1 февраля 2002 г.
Принят Госдумой 13 июля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года
Глава I. НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего закона
Настоящий закон направлен на защиту прав и законных заинтересованностей граждан, государства и общества методом создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом.
Статья 2. Сфера применения настоящего закона
Настоящий закон регулирует отношения россиян, зарубежных граждан и неизменно живущих в РФ лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, и национальных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с финансовыми средствами либо иным имуществом, в целях предупреждения, пресечения и выявления деяний, которые связаны с легализацией (отмыванием) доходов, взятых преступным методом.
В соответствии с интернациональными контрактами РФ воздействие настоящего закона распространяется на физических и юрлиц, каковые реализовывают операции с финансовыми средствами либо иным имуществом вне пределов РФ.
Статья 3. Главные понятия, применяемые в настоящем законе
Для целей настоящего закона употребляются следующие главные понятия:
доходы, полученные преступным методом, — финансовые средства либо иное имущество, полученные в следствии совершения правонарушения;
легализация (отмывание) доходов, взятых преступным методом, — придание правомерного вида владению, пользованию либо распоряжению финансовыми средствами либо иным имуществом, взятыми в следствии совершения правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 УК России, ответственность по которым установлена указанными статьями;
операции с финансовыми средствами либо иным имуществом — действия физических и юрлиц с финансовыми средствами либо иным имуществом независимо от способа и формы их осуществления, направленные на установление, изменение либо прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
уполномоченный орган — федеральный орган аккуратной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, в соответствии с настоящим законом ;
необходимый контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с финансовыми средствами либо иным имуществом, осуществляемому на основании информации, воображаемой ему организациями, осуществляющими такие операции, и по проверке данной информации в правовом поле РФ;
внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, по обнаружению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с финансовыми средствами либо иным имуществом, которые связаны с легализацией (отмыванием) доходов, взятых преступным методом.
Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ВЗЯТЫХ ПРЕСТУПНЫМ Методом
Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, относятся:
необходимые процедуры внутреннего контроля;
необходимый контроль;
запрет на иных лиц и информирование клиентов о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом;
иные меры, принимаемые в соответствии с законами .
Статья 5. Организации, осуществляющие операции с финансовыми средствами либо иным имуществом
В целях настоящего закона к организациям, осуществляющим операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, относятся:
кредитные организации;
опытные участники рынка ценных бумаг;
страховые и лизинговые компании;
организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;
ломбарды.
Статья 6. Операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
1. Операция с финансовыми средствами либо иным имуществом подлежит обязательному контролю, в случае если сумма, на которую она совершается, равна либо превышает 600 000 рублей, а по собственному характеру эта операция относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. К операциям с финансовыми средствами либо иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:
1) операции с финансовыми средствами в наличной форме:
снятие со счета либо зачисление на счет юрлица денежных средств в наличной форме в случаях, в то время, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
приобретение либо продажа наличной зарубежной валюты;
приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
обмен банкнот одного преимущества на банкноты другого преимущества;
внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление либо перевод на счет денежных средств, предоставление либо получение кредита (займа), операции с ценными бумагами , если хотя бы одной из сторон есть физическое либо юрлицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства либо место нахождения в стране (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, или одной из сторон есть лицо, являющееся обладателем счета в банке, зарегистрированном в указанном стране (на указанной территории). Список таких стран (территорий) определяется Правительством РФ и подлежит опубликованию;
3) зачисление либо перевод на счет денежных средств, предоставление либо получение кредита (займа), операции с ценными бумагами , если хотя бы одной из сторон есть физическое либо юрлицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства либо место нахождения в стране (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие либо представление информации при проведении денежных операций, или одной из сторон есть лицо, являющееся обладателем счета в банке, зарегистрированном в указанном стране (на указанной территории). Список таких стран (территорий) определяется Правительством РФ по согласованию с Центробанком РФ на базе перечней, утвержденных интернациональными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, и подлежит опубликованию;
4) операции по банковским квитанциям (вкладам):
размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на неизвестного обладателя, и поступление денежных средств из зарубежа со счета (с вклада), открытого на неизвестного обладателя;
зачисление на собственный счет либо списание со собственного счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, или юридическим лицом, операции по квитанциям которого не производились с момента их открытия;
5) иные сделки с движимым имуществом:
помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней либо иных сокровищ в ломбард;
выплата физическому лицу страхового возмещения либо получение от него страховой премии по иным видам и страхованию жизни пенсионного обеспечения и накопительного страхования;
получение либо предоставление имущества согласно соглашению денежной аренды (лизинга);
переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.
3. Сведения об операциях с финансовыми средствами либо иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с финансовыми средствами либо иным имуществом.
Статья 7. Обязанности организаций, осуществляющих операции с финансовыми средствами либо иным имуществом
1. Организации, осуществляющие операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, обязаны:
1) идентифицировать личность, которая совершает операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, или открывает счет (депозитный вклад), по предъявляемым документам;
2) документально фиксировать и воображать в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с финансовыми средствами либо иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:
основания и вид операции ее совершения;
дату совершения операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, и сумму, на которую она совершена;
сведения, нужные для идентификации физического лица, совершающего операцию с финансовыми средствами либо иным имуществом (эти паспорта либо другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства либо места нахождения;
наименование, идентификационный номер плательщика налогов, регистрационный номер, адрес места и место регистрации нахождения юрлица, совершающего операцию с финансовыми средствами либо иным имуществом;
сведения, нужные для идентификации физического либо юрлица, по поручению и от имени которого совершается операция с финансовыми средствами либо иным имуществом, идентификационный номер плательщика налогов (при его наличии), адрес места жительства либо места нахождения физического либо юрлица;
сведения, нужные для идентификации представителя физического либо юрлица, совершающего операцию с финансовыми средствами либо иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе или акте уполномоченного на то национального органа либо органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического либо юрлица;
сведения, нужные для идентификации получателя по операции с финансовыми средствами либо иным имуществом и его представителя, а также идентификационный номер плательщика налогов (при его наличии), адрес места жительства либо его нахождения представителя и места получателя, в случае если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;
3) воображать в уполномоченный орган по его письменному запросу данные, указанную в подпункте 2 настоящего пункта, как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством РФ по согласованию с Центробанком РФ.
Уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и данные по операциям, идеальным до вступления в силу настоящего закона , за исключением информации и документов, каковые представляются на основании соответствующего интернационального контракта РФ.
2. Организации, осуществляющие операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, взятых преступным методом, разрабатывать правила программы и внутреннего контроля его осуществления, назначать особых чиновниковов, важных за соблюдение указанных правил, и реализацию указанных программ, и предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с финансовыми средствами либо
иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования нужной информацим, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к обучению и подготовке кадров, и критерии обнаружения и показатели необыкновенных сделок с учетом изюминок деятельности данной организации.
Организации, осуществляющие операции с финансовыми средствами либо иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать данные, взятую в следствии применения указанных реализации и правил программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее тайный темперамент.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
запутанный либо необыкновенный темперамент сделки, не имеющей очевидного экономического смысла либо очевидной законной цели;
несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами данной организации;
обнаружение неоднократного совершения операций либо сделок, темперамент которых дает основание считать, что целью их осуществления есть уклонение от процедур необходимого контроля, предусмотренных настоящим законом ;
иные события, дающие основания считать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, взятых преступным методом.
Разработка правил внутреннего контроля осуществляется с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций — Центробанком РФ.
3. , если у работников организации, осуществляющей операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля появляются подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, взятых преступным методом, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся либо не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего закона .
4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящей статье, и копии документов, нужных для идентификации личности, подлежат хранению как минимум несколько лет.
5. Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) на неизвестных обладателей, другими словами без представления открывающим счет (вклад) физическим либо юридическим лицом документов, нужных для его идентификации.
6. Работники организаций, воображающих соответствующую данные в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций либо иных лиц.
7. Порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством РФ, а в отношении кредитных организаций — Центробанком РФ.
8. Представление в уполномоченный орган документов и сведений работниками организаций, осуществляющих операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, в порядке и целях, каковые предусмотрены настоящим законом , не есть нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.
9. Контроль за выполнением физическими и юрлицами настоящего закона в части фиксирования, представления и хранения информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством РФ, и уполномоченным органом при отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с финансовыми средствами либо иным имуществом.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ВЗЯТЫХ ПРЕСТУПНЫМ Методом
Статья 8. Уполномоченный орган
Уполномоченный орган, определяемый Президентом РФ, есть федеральным органом аккуратной власти, задачи, полномочия и функции которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, устанавливаются в соответствии с настоящим законом .
При наличии оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, взятых преступным методом, уполномоченный орган направляет соответствующие материалы и информацию в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
Работники уполномоченного органа при выполнении настоящего закона снабжают сохранность ставших им известными сведений, которые связаны с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую либо коммерческую тайну, и несут установленную законодательством РФ ответственность за разглашение этих сведений.
Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа либо его работниками в связи с исполнением уполномоченным органом собственных функций, подлежит возмещению за счет средств бюджета страны в правовом поле РФ.
Статья 9. Представление документов и информации
Органы власти РФ, органы власти субъектов РФ и муниципальные органы власти предоставляют уполномоченному органу документы и информацию, нужные для осуществления его функций (за исключением информации о личной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством РФ.
Центробанк РФ предоставляет уполномоченному органу документы и информацию, нужные для осуществления его функций, в порядке, согласованном Центробанком РФ с уполномоченным органом.
Предоставление по запросу документов и уполномоченного органа информации органами власти РФ, органами власти субъектов РФ, муниципальными органами власти и Центробанком РФ в порядке и целях, каковые предусмотрены настоящим законом , не есть нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.
Положения настоящей статьи не распространяются на документы и информацию, полученные указанными в настоящей статье органами при выполнении установленных законодательством РФ надзорных функций.
Глава IV. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ВЗЯТЫХ ПРЕСТУПНЫМ Методом
Статья 10. Обмен информацией и правовая помощь
Органы власти РФ, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, в соответствии с интернациональными соглашениями РФ сотрудничают с компетентными органами зарубежных стран на стадиях сбора информации, предварительного расследования, исполнения и судебного разбирательства судебных ответов.
Уполномоченный и иные орган власти РФ, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, предоставляют соответствующую данные компетентным органам зарубежных стран по их запросам либо по собственной инициативе в порядке и на основаниях, каковые предусмотрены интернациональными контрактами РФ.
Передача компетентным органам зарубежного страны информации, которая связана с обнаружением, конфискацией и изъятием доходов, взятых преступным методом, осуществляется в том случае, если она не причиняет ущерба заинтересованностям нацбезопасности РФ и может разрешить компетентным органам этой страны начать расследование либо сформулировать запрос.
Информация, которая связана с обнаружением, конфискацией и изъятием доходов, взятых преступным методом, предоставляется по запросу компетентного органа зарубежного страны при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов власти РФ, предоставивших ее, в целях, не указанных в запросе.
Органы власти РФ направляют в компетентные органы зарубежных стран запросы о предоставлении нужной информацим и дают ответы на запросы, сделанные указанными компетентными органами, в порядке, предусмотренном интернациональными соглашениями РФ.
Органы власти РФ, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, направившие запрос, снабжают конфиденциальность предоставленной информации и применяют ее лишь в целях, указанных в запросе.
Органы власти РФ. осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, в соответствии с интернациональными контрактами РФ и законами выполняют в пределах собственной компетенции запросы компетентных органов зарубежных стран о конфискации доходов, взятых преступным методом, и о производстве отдельных процессуальных действий по делам о обнаружении доходов, взятых преступным методом, наложении ареста на имущество, об изъятии имущества, а также выполняют экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, углубления, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, реализовывают вручение и пересылку документов.
Затраты, которые связаны с выполнением указанных запросов, возмещаются в соответствии с интернациональными соглашениями РФ.
Статья 11. Признание решения суда (ответа), вынесенного судом зарубежного страны
В РФ в соответствии с интернациональными соглашениями РФ и законами будут считаться вынесенные судами зарубежных стран и вступившие в законную силу решения суда (ответа) в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным методом.
В РФ в соответствии с интернациональными соглашениями РФ будут считаться и исполняются вынесенные судами зарубежных стран и вступившие в законную силу решения суда (ответа) о конфискации находящихся на территории РФ доходов, взятых преступным методом, либо эквивалентного им имущества.
Конфискованные доходы, полученные преступным методом, либо эквивалентное им имущество смогут быть переданы всецело либо частично зарубежному стране, судом которого вынесено ответ о конфискации, на основании соответствующего интернационального соглашения РФ.
Статья 12. транзитная перевозка и Выдача
Ответ о выдаче зарубежному стране лиц, совершивших правонарушения, которые связаны с легализацией (отмыванием) доходов, взятых преступным методом, принимается на основании обязательств РФ, вытекающих из интернационального соглашения РФ. В том же порядке принимается ответ о транзитной перевозке указанных лиц по территории РФ.
, если у РФ нет соответствующего соглашения с зарубежным страной, которое запрашивает выдачу, указанные лица смогут быть выданы за правонарушения, которые связаны с легализацией (отмыванием) доходов, взятых преступным методом, при условии соблюдения принципа взаимности.
Глава V. Последние ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего закона
Нарушение организациями, осуществляющими операции с финансовыми средствами либо иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 настоящего закона , за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего закона , может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Лица, виновные в нарушении настоящего закона , несут административную, граж
В России появилась новая схема легализации преступных доходов
Интересные записи
- Visa qiwi wallet — полное знакомство с возможностями сервиса
- Что такое терминал
- Бухгалтерская отчетность: все, что должен знать бухгалтер для правильной работы
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Коды доходов для справки 2 НДФЛ 1010 — Барыши 1011 — Проценты (за исключением процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007,…
-
20010,0,3500, Понятие, сущность, виды доходов и расходов предприятия Любая коммерческая организация строит свою деятельность исходя из перспективы…
-
Автоматизация в сфере противодействия легализации: проблемы и перспективы
Фактически с самого момента появления в жизни банков таковой функции как мониторинг и контроль в целях противодействия легализации появилась и…
-
Декларация О Доходах извещение, передаваемое в налоговые органы гражданином о практически взятых им за год доходах и произведенных расходах. Д.о.д….
-
Большая часть граждан не обращает внимания на термин «персональный доход», полагая простым словосочетанием. Но его значение значительно глубже, чем…
-
Кто обязан сдать декларацию о доходах
До 1 апреля необходимо подать декларацию о доходах в налоговую администрацию — но, не всем. Деньги узнали, кто это обязан сделать, а для кого в…