Автоматизация в сфере противодействия легализации: проблемы и перспективы

Автоматизация в сфере противодействия легализации: проблемы и перспективы

Фактически с самого момента появления в жизни банков таковой функции как мониторинг и контроль в целях противодействия легализации появилась и потребность в применении инструментов автоматизации.

И чем больше ПОД/ФТ [1] укореняется в совокупности внутреннего контроля (комплаенс), тем более явной и насущной делается и внедрения и задача поиска адекватных программных ответов.

Казалось бы, столь очевидный интерес должен был породить массу конкурентных предложений – выбирай, не желаю. Но на деле все оказывается не так легко.

Начнем с того, что потенциальные клиенты (на данный момент обращение по большей части о кредитных организациях) были очень инертны. Не обращая внимания на родную заинтересованность в облегчении и повышении эффективности собственной работы, сотрудники подразделений ПОД/ФТ далеко не всегда могут доказать управлению (а время от времени, уж простите, наверное, и сами себе), что затраты на грамотный софт оправданы и окупятся.

Но затевать тут само собой разумеется нужно не с софта, а с осознания того, что ПОД/ФТ – это не чуждая, навязанная извне с неизвестно какими целями надстройка (непроизводительные затраты, лишняя головная боль, метод «давить на лицензию» и пр.), но прежде всего — инструмент внутреннего контроля для защиты заинтересованностей самого банка.

Но пока это осознание весами, так сообщить, не завладело, и ответ находится по пути мельчайшего сопротивления: ежедневный мониторинг и другие связанные с реализаций требований нормативных актов действия осуществляются или вручную, или с применением «малой механизации» (модулей уже имеющейся АБС [2]), после этого эти организованных сообщений подгружаются для логического контроля в Комиту («разориться» на которую вынудило 98-Т [3]). И, фактически, все.

Второй распространенный вариант – автоматизация сомостоятельно: тут предпринимаются, подчас кстати очень успешные, попытки автоматического анализа операций, ведения баз данных прочих справочников и анкет и максимально полного заполнения ОЭС [4] без ручного ввода. Наряду с этим понесенные затраты, скажем, на премирование вовлеченного персонала кажутся относительно низкими.

Кстати, показательно, что некогда жаркий спор о том, что лучше – собственный софт либо покупной – некое время назад ведшийся на форуме, сейчас фактически затих. Итак, со стороны потребителей имеем статус-кво в виде смеси безразличия с подспудным недовольством.

А что потенциальные производители? Не видя «тёплого рынка», они так же не спешат вкладываться во что-то принципиально новое. Производители АБС в собственном подавляющем большинстве неспешно (увы, время от времени ощутимо отставая от трансформаций в НПА [5] и/либо потребностях конкретного банка) обновляют модули денежного мониторинга.

Но в общем и целом это все тот же необходимый контроль, предварительная выгрузка и анкетирование сообщений. Плюс-минус попытки более логического контроля и углублённого анализа и возможность настройки не только со стороны производителя, но и банками.

Другие вяло плетутся в фарватере все той же неоднократно помянутой «Комиты» и предлагают собственные варианты модуля для последнего предела проверки – логического контроля организованного ОЭС перед его отправкой в ФСФМ [6].

Но, на мой взор, это равновесие временное – затишье перед ростом . И одним из двигателей может стать то, что сфера «заинтересованностей» ПОД/ФТ всегда расширяется. Это предполагает работу со все более  большим количествам информации и требует более узких, а также аналитических, инструментов.

Иначе, непоследовательность подхода к контролю и/либо его недостаточность, позванная внутренними человеческим фактором и организационными причинами, несет для банка все более значительные риски (начиная от «очевидных» штрафов и заканчивая проблемами с потенциальными инвесторами).

Мы, фактически, не станем первопроходцами – «западники» пережили приблизительно то же самое, легко мало раньше, и по сей день на рынке соперничает много производителей специального ПО для ПОД/ФТ. Кстати, кое-какие банки, в особенности в случае если таково требование головного офиса, стараются внедрить это ПО, но опыт говорит, что приживается оно с большим трудом, и на обоюдную адаптацию приходится тратить упрочнения, фактически сопоставимые с разработкой нового продукта.

Отечественная разработка на этом фоне может оказаться более действенной – и вследствие того что изначально будет учитывать реалии как раз российской банковской практики, и вследствие того что сможет избежать части неточностей, основываясь на исканиях и западном «опыте».

В специальном программном обеспечении для ПОД/ФТ должны быть в первую очередь охвачены три главных направления:

—  ежедневный контроль – проверка транзакций с целью сделок  и выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и (некоей части) необыкновенных и странных операций; проверка клиентской базы с целью обнаружения «террористов-экстремистов», и зарубежных публичных чиновниковов; формирование ОЭС (включая внутренний логический контроль сообщения перед его отправкой);

—   реализация принципа «знай собственного клиента» – хранение и сбор данных, взятых на протяжении изучения и идентификации клиента, выгодоприобретателя и иных предусмотренных лиц, и инструменты для анализа, а также ретроспективного, как по отдельному клиенту, так и клиентской базы в целом в целях определения уровня рисков ПОД/ФТ;

—   ретроспективный анализ транзакций – комплект методов для анализа транзакций за определенный период в целях обнаружения необыкновенной деятельности, сомнительных сделок и подозрительных операций.

Наряду с этим ответственным нюансом должно являться «дружественное» сотрудничество с применяемой банком АБС, наличие справочников (а также возможность включения неповторимых, применяемых конкретным банком), удобство интерфейса пользователя и, наконец, разумная политика по помощи. 

В качестве дополнительных опций возможно назвать специальные настройки для внутренних аудиторов, настраиваемые отчёты и запросы, включая столь в большинстве случаев любимую управлением статистику; и отдельный блок по обучению в сфере ПОД/ФТ и проверке взятых знаний. 

Конечно, разработчикам нужно будет приложить пара громадные упрочнения, чем это происходит на данный момент – быть в курсе не только уже произошедших, но и планируемых трансформаций в нормативной базе, не просто умозрительно воображать, но вправду разбираться в сложившейся практике, изучать тенденции и международный опыт. И вовремя отражать эти знания в собственных программных ответах.

Кстати! А ведь это хорошая возможность для «заскучавших» важных сотрудников, утомившихся от ежедневной однообразно-лихорадочной борьбы за сроки в ущерб качеству и, как говорится, не видящих леса за деревьями.

Попытаться себя в новом качестве, поставить задачу и принять яркое участие в построении (разработке, внедрении и тестировании) комплексного автоматизированного ответа для внутреннего контроля в целях противодействия легализации, но не в рамках одного, а для многих заинтересованных банков. Так как, как мы знаем, лучший консультант – это бывший практик. А в более дальней возможности, почему бы и нет, не только кредитных организаций, но компаний — опытных участников рынка ценных бумаг, иных сторон и страховых организаций, определенных законом.   [1] Всецело: противодействие легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, и финансированию терроризма [2] Автоматизированная финансовая система, см. обсуждение в профильном форуме. [3] Письмо ЦБР от 13 июля 2005 г. N 98-Т «О методических советах по применению инструкции Банка России от 31.03.1997 N 59 «О применении к кредитным организациям мер действия» при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, и финансированию терроризма» [4]Отчет в виде электронного сообщения – термин введен Положением ЦБР от 20 декабря 2002 г. N 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченныйорган сведений, предусмотренных Законом «О противодействиилегализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, и финансированию терроризма» [5] Нормативно-правовые акты [6] Федслужба по денежному мониторингу: http://www.kfm.ru/

Отмывание доходов и противодействие (лекция). Robinzon.TV

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: