Что такое «представительские расходы» организации?

Что такое «представительские расходы» организации?

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО BKR-Интерком-Аудит

В условиях современного предпринимательского рынка тяжело представить себе организацию, которая существовала бы обособленно, не имея каких-либо связей с другими субъектами хозяйственной деятельности. Получая сырье, осуществляя реализации продукции и процесс производства, хозяйствующий субъект устанавливает определенные экономические связи.

Занимаясь бизнесом, организация часто проводит встречи и приемы представителей вторых организаций, в следствии проведения которых заключает нужные ему сделки. Но организация таких встреч влечет за собой определенные затраты. Такие затраты, являясь по собственной сути коммерческими, составляют, так именуемые, представительские затраты.

Итак, представительские затраты — это затраты организации на официальный прием и (либо) обслуживание представителей вторых организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (либо) поддержания обоюдного сотрудничества, и участников, прибывших на совещания правления (правления) либо иного руководящего органа организации, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся затраты на проведение официального приема (завтрака, обеда либо иного подобного мероприятия) для указанных лиц, и должностных лиц организации, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (либо) совещания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание на протяжении переговоров, оплата одолжений переводчиков, не пребывающих в штате плательщика налогов, по обеспечению перевода на протяжении проведения представительских мероприятий. (пункт 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ (потом НК РФ)).

Необходимо подчернуть, что на сегодня, само понятие «представительских затрат», и порядок отнесения их на затраты пара изменился.

Отметим, что до 1 января 2002 года, понятие представительских затрат организаций регулировалось Приказом Министерства финансов от 15 марта 2000 года №26н «О нормативах и нормах на представительские затраты, затраты на рекламу и на переподготовку и подготовку кадров по договору с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих затрат на себестоимость продукции (работ, одолжений) для целей налогообложения, и порядке их применения». Этот документ использовался в целях налогообложения и бухгалтерского учёта. Но с 1 января 2002 года данный Приказ потерял силу, в связи с вступлением в воздействие Главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Исходя из этого, начиная с 1 января 2002 года при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, организации должны использовать порядок учета представительских затрат, установленный НК РФ.

Налоговое законодательство относит представительские затраты к другим расходам, связанным с реализацией и производством. Данному виду затрат посвящена статья 264 НК РФ, а представительским расходам пункт второй данной статьи.

В случае если сравнить определение представительских затрат, данное Командой Министерства финансов от 15 марта 2000 года №26н и определение, данное НК РФ, то возможно заметить, что редакция Кодекса содержит пара значительных отличий.

Во-первых, Налоговым Кодексом установлено, что к представительским расходам относятся затраты не только связанные с обслуживанием представителей и официальным приёмом вторых организаций, но и должностных лиц самого плательщика налогов, участвующего в переговорах.

Во-вторых, Налоговый Кодекс исключил из состава представительских затрат затраты, которые связаны с посещением культурно-зрелищных мероприятий. В пункте 2 статьи 264 НК РФ прямо указано, что к представительским расходам не относятся затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики либо лечения болезней.

В третьих, Налоговый Кодекс дает уточнение, что представительские затраты являются таковыми независимо от места проведения указанных мероприятий. Как показывает арбитражная практика, до 1 января 2002 года налоговые органы не всегда принимали затраты, отнесенные налогоплательщиком на себестоимость продукции в качестве представительских затрат, в случае если официальная встреча проводилась не в месте фактического нахождения принимающей стороны, а на «нейтральной» территории.

В таковой ситуации, плательщик налогов был должен отстаивать собственную правоту по суду, неся наряду с этим материальные и моральные издержки. Думается, что новое определение состава представительских затрат исключит таких ситуации.

Но, необходимо заявить, что редакция пункта 2 статьи 264 НК РФ не совершенна. Это относится транспортного обслуживания участников встречи. Что имел в виду законодатель под данными затратами, остается тайной: транспортное обслуживание в пределах одного населенного пункта, либо что-то второе? А вдруг участник переговоров – чужестранец и прибывает из-за предела, на самолете, намерено направленном налогоплательщиком, то это, возможно, транспортное обслуживание?

Исходя из этого, по всей видимости, в будущем у плательщиков налогов будут появляться вопросы, касающиеся этого вида затрат.

Разбирая статью 264 НК РФ необходимо подчернуть, что список представительских затрат, установленный данной статьей есть закрытым и расширению не подлежит. Исходя из этого, хочется дать бухгалтерам совет, при отнесении каких или затрат в состав представительских, шепетильно проанализируйте их, дайте им верную оценку, дабы налоговые органы в данном вопросе не имели к вашей организации претензий.

Обратите внимание!

В соответствии с главой 25 НК РФ в составе представительских затрат нельзя отражать:

  • обед в казино либо пансионате;
  • затраты по проживанию в отелях, прибывших для ведения переговоров, представителей вторых компаний;
  • затраты по приобретению проездных билетов для представителей вторых компаний, участвующих в переговорах;
  • получение виз;
  • затраты на проведение торжественных юбилеев и мероприятий.

Раздельно, хочется отметить и вопрос, который связан с отражением в учете затрат, которые связаны с проведением презентаций. В условиях современного предпринимательского рынка это явление распространено достаточно обширно. Это в полной мере объяснимо, поскольку расширение рынка сбыта товаров, продукции, работ либо одолжений предполагает проведение таких мероприятий, как презентация отдельных товаров (работ либо одолжений).

Но возможно и презентация компании в целом. Исходя из этого при отнесении затрат, которые связаны с презентацией, нужно четко разграничивать, в то время, когда презентация будет признана такой в представительских целях, а в то время, когда будет отнесена к рекламе.

«Презентация » (от латинского – представление, предъявление) достаточно довольно часто употребляемое в деловом мире слово, свидетельствует мероприятие, проводимое с целью заявить о создании нового организации (магазина, павильона, выставки) либо с целью представить общественности продукцию действующей организации (в большинстве случаев — нового товара

либо нового вида одолжений).

Такую презентацию, проводимую для ограниченного числа лиц (представителей поставщиков, клиентов и иных потенциальных партнеров), нельзя отнести к рекламным расходам. Во-первых, состав приглашенных лиц четко выяснен и это вовсе не «неизвестный круг лиц». Во-вторых, такая презентация, в большинстве случаев, имеет согласованную программу, включающую в себя совместные совещания, переговоры, заседания.

Снятие ограничений по кругу приглашенных лиц делает эти затраты рекламными.

Для организаций, чей бизнес выходит за границы России, объективно нужными являются затраты по обслуживанию и приёму зарубежных отдельных лиц и делегаций. В большинстве случаев, наряду с этим организации требуются услуги переводчика. В соответствии с Налоговым Кодексом затраты по оплате одолжений переводчика возможно учесть в составе представительских, но, наряду с этим должно быть выполнено одно условие.

В случае если на официальном приеме либо встрече представителей вторых организаций ваша сторона применяет услуги переводчика, то отнести эти затраты к представительским возможно лишь в том случае, если в штате вашей организации штатная единица по этому языку не предусмотрена. В другом случае, оплату одолжений переводчика вам нужно будет отнести за счет затрат, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Имеется еще один момент, на что направляться обратить внимание. В случае если ваша организация пользуется одолжениями приглашенного переводчика, к примеру, физического лица, не зарегистрированного в качестве личного предпринимателя, то в качестве представительских затрат будет выступать лишь оплата его одолжений.

Отметим, что в соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам, не зарегистрированным в качестве личных предпринимателей, по контрактам гражданско-правового характера, предметом которых есть исполнение работ (оказание услуг), будут считаться объектом налогообложения по единому социальному налогу (направляться) у организации, создающей эти выплаты. Наряду с этим в налоговую базу по ЕСН в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ, вознаграждения по соглашениям гражданско-правового характера не включаются — основание пункт 3 статьи 238 НК РФ.

Так, в разглядываемой обстановке на сумму вознаграждения, выплачиваемого переводчику, организации направляться начислить ЕСН в порядке, установленном главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Помимо этого, потому, что в соответствии с пункту 2 статьи 10 закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об необходимом пенсионном страховании в РФ» объектом обложения базой и страховыми взносами для начисления страховых взносов на необходимое пенсионное страхование являются налоговая база и объект налогообложения по ЕСН, то на сумму вознаграждения, выплачиваемого переводчику, организации направляться кроме этого начислить страховые взносы на необходимое пенсионное страхование.

Что касается начисления страховых взносов на необходимое социальное страхование от несчастных случаев на производстве и опытных болезней с вознаграждения за сделанные одолжения по гражданско-правовому контракту, то в соответствии с пунктом 2 Правил начисления, расходования и учёта средств на осуществление необходимого социального страхования от несчастных случаев на производстве и опытных болезней, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 2 марта 2000 года №184, указанные взносы начисляются и уплачиваются организациями лишь в случае если это предусмотрено гражданско-правовым соглашением, заключенным с физическим лицом.

Исходя из того, что список представительских затрат, содержащийся в Налоговом Кодексе, закрытый и расширению не подлежит, то в качестве представительских затрат будет выступать лишь конкретно сумма вознаграждения, выплачиваемая переводчику.

В целях налогообложения прибыли суммы ЕСН учитываются в составе других затрат, которые связаны с реализацией и производством, так установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Разглядывая представительские затраты, нельзя не остановиться и на организациях, чей уставный капитал складывается из вкладов зарубежных юрлиц. Такие хозяйствующие субъекты неизбежно сталкиваются с этими видами затрат, как, к примеру, получение въездных виз для сотрудников зарубежных компаний. Как показывает опыт, часто организации отражают такие затраты в составе представительских затрат.

Но такая классификация этих затрат не правомерна. Налоговый Кодекс содержит закрытый список затрат, следовательно, затраты на получение въездных виз для сотрудников зарубежной компании в целях налогового учета не смогут быть учтены как представительские затраты. Списываются такие затраты на затраты, не снижающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

По данной же причине неправомерно отражать в составе представительских затраты и расходов, осуществленные организациями на выплату вознаграждений участникам правления, затрат в виде выплат затрат на проживание, перелет, питание и другое, нельзя учесть в виде представительских и затраты по обслуживанию и приёму участников ревизионной рабочей группе.

Отметим, что в соответствии с положениями законов от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной серьезностью» ревизионная рабочая группа общества создается для осуществления контроля над денежно-хозяйственной деятельностью и не относится к руководящему органу организации.

Помимо этого, затраты, учитываемые для целей налогообложения прибыли, должны соответствовать параметрам, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ:

«Затратами будут считаться обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными затратами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в финансовой форме.

Под документально подтвержденными затратами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в правовом поле РФ. Затратами будут считаться каждые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.»

Потому, что затраты, которые связаны с обслуживанием и приёмом участников ревизионной рабочей группе, не соответствуют параметрам, приведенным в данном пункте Налогового Кодекса, например, затратами будут считаться каждые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то указанные затраты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Более детально с вопросами учёта и выдачи подотчетных сумм, налогообложения и учёта командировочных и представительских затрат, Вы имеете возможность познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Подотчетные средства с позиций бухгалтерского и налогового учета. командировочные расходы и Представительские».

Советуйте статью сотрудникам:

Источник: www.audit-it.ru

Представительские расходы

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: