Что такое проектное финансирование

Что такое проектное финансирование Проектное финансирование: российский опыт и мировая практика

Понятие довольно часто неправильно употребляется и, пожалуй, еще чаще неверно понимается. направляться четко воображать, что оно не эквивалентно понятию. Финансирование проекта в зависимости от его специфики может осуществляться разными методами.

Проектное финансирование есть одним из них, но разглядывать его стоит обособленно от классических и легендарных вариантов финансирования. К последним относятся кредитование, размещение долговых ценных бумаг, повышение уставного капитала, лизинг и т.п. Их объединяет то, что финансируется не конкретный проект, а компания, инициировавшая его реализацию.

Это очень важно, поскольку в этом случае источником денежных средств для возврата взятого финансирования делается вольный финансовый поток компании, генерируемый всеми ее проектами. Обеспечением финансирования становятся все активы компании.

Проектное финансирование предполагает обеспечение средствами конкретно проекта, а не компании, выступившей его инициатором. Источником средств делается финансовый поток, генерируемый только данным проектом, а обеспечением финансирования в общем случае являются лишь те активы, каковые были куплены для его реализации. В этом и содержится главное отличие проектного финансирования от вторых его видов.

Разумеется, что в силу вышеназванных обстоятельств любой рациональный инвестор при других равных условиях предпочтет финансировать как раз компанию, а не конкретный проект. Но в настоящих условиях может оказаться, что компании, выступающие инициаторами проекта, ввиду внутренних либо внешних ограничений не приемлют вариант привлечения финансирования конкретно .

Как внутренние, так и внешние ограничения смогут иметь разную подоплеку. К примеру, проект такой крупный в масштабах простой деятельности компании, что неудача в его реализации может повлечь банкротство компании в целом. Это пример внутреннего ограничения.

Внешним ограничением может стать не хватает большой кредитный рейтинг организации, воздействующий на цена предоставляемого финансирования и соответственно снижающий экономическую эффективность проекта.

Одновременно с этим, не обращая внимания на существующие ограничения, в реализации проекта смогут быть деятельно заинтересованы одна либо, что более характерно, пара сторон.

К примеру, нефтяная компания, владеющая лицензией на разработку большого месторождения в географически удаленном регионе со непростыми климатическими условиями, разглядывает вариант независимого инвестирования в строительство нефтепровода и разработку месторождения как через чур рискованный.

Вместе с тем рентабельность разработки месторождения в полной мере приемлема. В один момент в поставках нефти с этого месторождения заинтересованы власти либо ведущие компании соседних государств, традиционно импортирующие нефтепродукты и нефть и стремящииеся увеличить источники поставок. Местные и региональные власти кроме этого заинтересованы в разработке месторождения, поскольку в этом случае будут созданы новые рабочие места и увеличатся налоговые поступления в бюджеты различных уровней.

Федеральные власти, при условии, что проект в масштабах страны, кроме этого готовься оказать помощь.

Так, создаются предпосылки для реализации проекта, что нефтяная компания самостоятельно или ни при каких обстоятельствах бы не реализовала, или реализовала весьма нескоро.

Но иметь нужные ресурсы не хватает. Нужен еще и механизм, разрешающий объединить эти ресурсы с учетом заинтересованностей всех вовлеченных сторон. Таковым и есть механизм проектного финансирования.

Его специфика складывается из нескольких составляющих.

Кроме источника возврата денежных средств, каковым есть вольный финансовый поток, генерируемый лишь самим проектом (главная составляющая), обозначим и ряд других моментов.

Во-первых, для реализации проекта создается особая проектная компания. Ее деятельность содержится лишь в реализации конкретного инвестиционного проекта. Соучредителями компании выступают инициаторы его реализации, каковые реализовывают финансирование в собственной части через оплату уставного капитала проектной компании.

Как раз особая проектная компания, а не компании-инициаторы проекта1, завлекает заемное финансирование для реализации проекта.

Во-вторых, механизм проектного финансирования постоянно предполагает создание целой совокупности обеспечений, защищающих как интересы сторон, предоставляющих заемное финансирование на реализацию проекта, так и соучредителей проектной компании. Неспециализированной целью создания таковой совокупности есть распределение всех рисков, которые связаны с реализацией проекта, между сторонами так, дабы любая из сторон несла на себе лишь те риски, действенными инструментами управления которыми она располагает.

В-третьих, простые для классических способов финансирования проектов требования по соотношению заемного и собственного капитала в структуре финансирования инвестиционного проекта не соблюдаются при применения механизма проектного финансирования. Дело в том, что сложная и многоуровневая совокупность обеспечений, в большинстве случаев, разрешает существенно расширить долю заемного капитала в общей структуре финансирования проекта.

В целом нужно подчернуть, что механизм проектного финансирования есть более эластичным, чем классические, методом реализации инвестиционных проектов.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Обрисованный выше механизм обширно употребляется во всемирной практике организации финансирования инвестиционных проектов. Годовой количество проектного финансирования исчисляется сотнями миллиардов долларов.

Современный этап развития проектного финансирования во всемирной экономике характеризуется разнообразием сфер его применения. Прежде всего это проекты, которые связаны с добычей, транспортировкой и переработкой природных ресурсов, и особенно нефти и газа. Проектное финансирование кроме этого широко применяется в электроэнергетике (строительство электростанций, магистральных линий электропередач и т.п.), в сфере телекоммуникаций, в горнодобывающей отрасли, и при реализации так называемых инфраструктурных проектов (строительство автомагистралей, аэропортов, водоочистных сооружений и т.п.).

Хорошим примером применения механизма проектного финансирования есть проект строительства евротуннеля под проливом Ла-Манш, соединившего в 1993 г. континентальную Европу и Великобританию.

Данный масштабный инфраструктурный проект в первый раз был реализован только за счет частных инвестиций, без участия национальных органов в организационной работе и без привлечения гос гарантий.

В рамках данного проекта предполагалось: во-первых, строительство двух ЖД и одного запасного туннеля под проливом Ла-Манш; во-вторых, строительство двух терминалов для отправки и приёма поездов, по одному на Франции и территории Великобритании; в-третьих, производство и разработка особых составов для грузов и перевозки пассажиров по туннелю; в-четвертых, строительство терминалов для таможенного оформления грузов; в-пятых, создание нужной инфраструктуры, например, предполагавшее интеграцию нового транспортного коридора в транспортные совокупности обоих государств.

Объем финансирования проекта составил 6 млрд англ. ф. ст. Из них 5 млрд ф. ст. было предоставлено в виде долгового финансирования так называемой особой проектной компании консорциумом из 40 банков, каковые со своей стороны привлекли к участию в финансировании еще больше банков, общее число которых составило в итоге 225. Еще 1 млрд англ. ф. ст. было получено от инициаторов проекта с английской и французской сторон в виде взносов в уставный капитал проектной компании.

Это предельно упрощенное описание проекта, которое, но, дает представление о том, для реализации какого именно рода масштабных проектов нужен механизм проектного финансирования.

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Громаднейшей и заслуженной популярностью в Российской Федерации пользуется проект, узнаваемый называющиеся. что был признан одним из самые авторитетных в данной сфере — The project finance magazine — сделкой 2000 г.

В декабре 1997 г. было заключено межгосударственное соглашение о поставках газа ГазПрома в Турцию. На основании этого соглашения ООО. являющееся дочерним предприятием ОАО. и турецкая национальная энергетическая компания Botas подписали долговременный коммерческий договор на поставку газа в Турцию. По этому договору размер поставки газа обязан составить до 30 млрд куб. м. сырья в год. Для сравнения:

годовая газодобыча ОАО за 2002 г. составила 530 млрд куб. м. газа, экспорт за тот же период составил 130 млрд куб. м. газа. Неспециализированная цена газа, планируемого поставить в течении более чем 20-летнего срока действия договора, оценочно, образовывает 25 млрд долл.

Отдельного внимания заслуживают технологические изюминки реализации проекта. Газопровод, намерено выстроенный в рамках этого проекта, складывается из трех участков. Два из них проходят по суше: один — по территории России, второй — по территории Турции.

Третий участокпроходит по дну Черного моря на глубине более двух километров и без применения промежуточных компрессорных станций.

Технологическая составляющая неповторима. Было создано и удачно внедрено множество новых технических ответов. Техническую сертификацию осуществляло одно из старейших в мире (более 130 лет на рынке) интернациональных сертификационных обществ — норвежская компания Det Norske Veritas.

К постройке морского участка трубопровода был привлечен итальянский энергетический концерн ENI. Выбор был обусловлен бесценным опытом данной компании по эксплуатации и строительству многониточного Транссредиземноморского газопровода, и наличием наибольшего в мире трубоукладочного флота.

Главным подрядчиком строительства газопровода стала дочка концерна ENI — итальянская Saipem SNAM, которая конкретно несёт ответственность за эксплуатацию морского участка газопровода. Русский компания ОАО выступила главным подрядчиком строительства русского участка газопровода. Строительство газопровода на территории Турции осуществлялось консорциумом турецких строительных компаний под контролем госкомпании Botas.

ОАО владеет, клиентом, оператором, и заемщиком в отношении русского участка газопровода. Главным страховщиком строительно-монтажных, транспортных, энергетических и других техногенных рисков на русском участке газопровода есть ОАО. которое со своей стороны перестраховывало эти риски в наибольших мировых перестраховочных компаниях.

Для постройки морского участка газопровода ОАО и компания SNAM создали совместную проектную компанию Blue Stream Pipeline Company B.V. которая выступила в качестве обладателя, клиента, заёмщика и оператора в отношении морского участка газопровода. Распределение долей участия составило 50% на 50%. Компания зарегистрирована в Королевстве Нидерланды, законодательство которого до определенной степени разрешает минимизировать налогообложение.

Финансирование Blue Stream Pipeline Company B.V. на 20% осуществлялось за счет взносов акционеров компании в ее уставный капитал и на 80% за счет заемного финансирования. Наряду с этим любой из акционеров нёс ответственность за привлечение половины заемного финансирования в соответствии с пропорцией владения данной компанией.

Конкретно финансиров-ание проекта осуществлялось следующим образом. ОАО и Blue Stream Pipeline Company B.V. привлекли 1,1 млрд долл. под гарантии агентств экспортного кредитования последовательности государств во главе с итальянским экспортно-страховым агентством SACE. Причем SACE в соответствии со своей внутренней политикой предоставило гарантии лишь на 95% всего кредита.

Остальные 5% составил тот риск, что банки-кредиторы приняли конкретно на себя. Компания SNAM выступила поручителем по ссудам общей стоимостью 866 миллионов. И в том, и в другом случае финансирование было предоставлено консорциумом, в который входят более 30 банков во главе с банками West LB, Banca Commerciale Italiana и Mediocredito.

Наконец, ОАО и Blue Stream Pipeline Company B.V. привлекли 626 миллионов. от японского банка Fuji Bank, поручителем которого выступили промышленности японии и Министерство торговли, и Японский банк интернационального сотрудничества. Привлечение денежных университетов Японии было обусловлено применением труб японского производства при прокладывании морского участка газопровода. Большинство привлеченных средств была направлена на финансирование как раз этого участка, но часть средств употреблялась на финансирование газопровода, пролегающего по русскому территории.

непременно, возможно назвать самым хорошим примером применения проектного финансирования у нас. Проект не мог быть реализован в противном случае как через механизм проектного финансирования. Ни ОАО. ни компания Botas, ни концерн ENI самостоятельно не имели возможность реализовать подобный проект, поскольку ни одна из компаний по отдельности не обладала собственными денежными ресурсами, нужными для реализации проекта.

Более того, маловероятно, что они имели возможность привлечь нужные заемные средства. Технологическая сложность проекта кроме этого предполагала большие техногенные риски, каковые ни одна из сторон кроме этого не смогла принять на себя по отдельности. Наконец, учитывая масштабность проекта, возможно утверждать, что при отсутствии долговременных обязательств на поставку газа, с одной стороны, и таких же долговременных обязательств на приобретение газа, с другой, заемное финансирование по приемлемой процентной ставке не было бы предоставлено.

Лишь механизм проектного финансирования разрешил устранить эти и многие другие препятствия на пути введения в строй. направляться также подчернуть, что для ОАО данный проект стал не первым, реализованным с применением для того чтобы механизма. Несколькими годами ранее совместно с германской компанией Wintershall AG, являющейся дочерней компанией германского химического концерна BASF, был реализован проект MIDAL-STEGAL, предполагающий создание совокупности газопроводов на территории Европы.

Объем финансирования составил 4,4 млрд нем. марок.

Еще одним известным примером есть проект по добыче нефти и газа с северо-восточного шельфа острова Сахалин. больше известен как проект, реализуемый через механизм СРП (соглашение о разделе продукции), что практически есть особым льготным режимом налогообложения. Одновременно с этим при реализации проекта употреблялся механизм проектного финансирования, о чем известно значительно меньше.

Помимо этого, направляться отметить проект по добычи нефти в Республике Коми. Инициаторами проекта выступили компании ОАО и финский энергетический концерн Fortum.

В целом же примеров применения проектного финансирования весьма мало, но сейчас наибольшие российские компании или конкретно заявили о замыслах применения этого механизма, или инициировали проекты, каковые во всемирной практике традиционно реализуются на базе проектного финансирования.

ВОЗМОЖНОСТИ Применения ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В Российской Федерации

Возможности расширения применения проектного финансирования во многом определяются как качеством экономического развития страны в целом, так и готовностью конкретных компаний к реализации масштабных проектов.

Если судить по приводимым ниже примерам, таких компаний делается все больше.

Глава фирмы С. М. Богданчиков заявил о замыслах применения проектного финансирования при реконструкции Комсомольского НПЗ2.

ОАО деятельно прорабатывает подробности строительства Северо-Европейского газопровода, о чем много раз заявлял глава компании А.Б. Миллер. Этот проект во многом схож с проектом. и при его реализации громадна возможность применения как раз механизма проектного финансирования.

Глава ОАО М.Б. Ходорковский много раз сказал о замыслах компании по постройке нефтепровода в Китай, отмечая наряду с этим неготовность компании и высокую стоимость проекта единолично принять на себя все риски, которые связаны с этим проектом. Исходя из этого возможно прогнозировать, что при реализации этого проекта кроме этого будет задействован механизм проектного финансирования.

Также, необходимо отметить еще пара потенциальных проектов, которые связаны с замыслами ОАО. ОАО. Альфа-групп.

Отдельного упоминания заслуживает реформирование сферы электроэнергетики у нас.

Дело в том, что инвестиционные проекты в данной сфере во всемирной практике, в большинстве случаев, применяют механизм проектного финансирования. Это обусловлено целым рядом обстоятельств, каковые в следствии реформирования электроэнергетики становятся актуальными и в Российской Федерации. Исходя из этого по всей видимости реформирование электроэнергетики даст дополнительный импульс формированию применения проектного финансирования у нас.

© ЗАО Несколько РЦБ.

Источник: old.rcb.ru

Проектное финансирование — курс по выбору

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: