Долг и совесть

Долг и совесть

  • Что наша жизнь: долг, долг, долг?
  • В чем тайна совести?

Что такое долг? Всю землю потрясла катастрофа Армении — землетрясение в декабре 1988 г. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не могут ею руководить. А готовиться заблаговременно? Выясняется, возможно. Существуют особые способы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть основное: сократить число жертв.

хороший пример — произошедшее спустя год по окончании Армении землетрясение примерно такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших 63 человека. А ведь это город многомиллионный, с огромными небоскребами (ни один из которых, кстати, не был уничтожен, кроме того не покосился). В Армении же многие строения рассыпались как карточные домики. Значительно чаще вследствие того что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны же были их выполнять.

Должны были.

И вдобавок раньше был Чернобыль — величайшая в истории авария. Тут уж на стихию не сошлешься. Были грубо нарушены обслуживания оборудования и правила эксплуатации станции, не сработала особая защита, по причине того, что была отключена, не смотря на то, что делать этого запрещено, запрещено категорически. Персонал станции обязан был неукоснительно, шепетильно выполнять эти правила.

А начальники должны были неизменно, неустанно все контролировать, осуществлять контроль, заботиться о безопасности и т. д. Должны были.

Вы, быть может, поразмыслили, что примеры приведены особенные, чрезвычайные. Вправду, мы обратились к ним чтобы сходу обострить ваше внимание.

Давайте сейчас присмотримся к тому, что иногда происходит в отечественной повседневной жизни.

Вот привычные приобрели цветной телевизор — радость для всей семьи. Продолжительно собирали деньги, переживали, выбирали и наконец стали обладателями современной техники. Но радость была недолгой: скоро телевизор запылал, как костер, чуть квартиру не сжёг.

А не редкость, горят дома, гибнут люди. Но так как тот, кто произвел данный телевизор, должен был, обязан был сделать его прекрасно, надежно. Должен быть.

Приятель поклялся постоянно быть рядом — и в эйфории, и в горе. Пришла беда. Приятеля рядом нет. А должен быть.

Случайно разбил в лаборатории прибор, но не согласился, соврал к тому же пробовал свалить вину на другого — сподличал.

А ведь должен был легко честно все поведать и по возможности исправить оплошность. Обязан.

Пишет анонимщик гнусный донос на невинного человека, рассчитывает, что на освободившееся место назначат его. А ведь обязан честно заслужить собственный продвижение по работе. Обязан.

Выросли дети, живут собственной судьбой — все в полной мере нормально. Но вот ветхих собственных своих родителей забывают — так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них.

Должны.

Примеры возможно продолжать. Но вы, само собой разумеется, осознали, что речь заходит о долге, а также приблизительно представили себе, что это такое. Предлагаем вам сопоставить ваши индивидуальные мысли с мыслями тех, кто намерено занимается вопросами морали.

Люди верующие вычисляют долг «искрой Божьей», которая вместе с голосом и разумом совести дана людям от Всевышнего. Имеется ученые, каковые, как бы продолжая линию религии, утверждают, что моральный долг есть для человека врожденным законом либо публичным инстинктом, сходным с инстинктами животных. Атеисты спорят с этими утверждениями, обосновывая, что чувство долга сформировалось у людей неспешно, по мере развития людской истории.

Что же такое долг? Как его выяснить? Но, не будем спешить с определением.

Давайте поразмыслит о сути, о главном.

Долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. Вступая в отношения с окружающими, с обществом, мы получаем тем самым определенные объективные обязанности — это во-первых, а во-вторых, ответственность, т. е. столь же объективную необходимость эти обязанности всегда выполнять. Ну, к примеру, вы ученик. Имеется у вас обязанности? без сомнений, сами понимаете.

Второй пример: вы пошли в кино, стали кинозрителем. Имеется обязанности? Само собой разумеется, нужно приобрести билет, занять в кинозале собственный, а не чужое место, не говорить на протяжении сеанса, не мешать вторым наблюдать фильм, не мусорить и т. д. Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас имеется родители, семья, приятели, одноклассники, сослуживцы, имеется легко окружающие люди, имеется отечественный дом, город, Отчизна, Почва. Долг связывает нас с ними.

Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас имеется определенные ответственность и объективные обязанности. Слово «объективные» свидетельствует свободные от отечественного личного жажды (т. е. желаем мы либо не желаем, но обязательно должны делать собственные обязанности). В противном случае мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных проблем (в противном случае и беды) для окружающих, да и для самих себя.

Одурачил, подвел товарища — можешь остаться по большому счету без друзей; скверная, халтурная работа в итоге ударит по самому халтурщику и т.д.

Долг публичный н долг моральный. Наука предлагает различать в долге две стороны: долг публичный и долг моральный. Публичный долг — это все объективные обязанности, каковые человеку нужно в жизни делать (либо, как говорят ученые, совокупность объективно нужных обязанностей человека).

Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе и на отдыхе, в учебе и в публичной деятельности, дома, в семье, в публичных местах, в отношении к приятелям, окружающим людям, природе, и по отношению к самому себе. Дабы отдельный человек и общество имели возможность жить и развиваться, любой обязан делать собственные обязанности независимо от склонностей и личных желаний — обязан, и все тут!

Кстати, многие публичные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный темперамент. Честное выполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

Но как сделать, дабы публичные обязанности исполнялись добровольно, добровольно? Эта задача столетиями тревожила и по сей день тревожит тех, кто думает о морали. И люди сумели решить ее, отыскать четкий ответ: необходимо, дабы к собственному публичному долгу люди относились как к моральному долгу.

Что же такое моральный долг?

Предлагаем снова обратиться к примерам. Одним из первых российских фермеров был Николай Сивков («Архангельский мужик», как назвали собственный фильм о нем сценарист А. Стреляный и режиссер М. Голдовская). Огромное мужество пригодилось этому человеку, дабы преодолеть сопротивление местных бюрократов. Не убоялся, выстоял.

Из-за чего?

А из-за чего не побоялись все те, кто боролся против тоталитарной совокупности? Мы сейчас знаем, сколько мужества, здоровья, а иногда и судеб настойчиво попросила от них борьба. Вот и давайте подумаем совместно: возможно ли утверждать, что люди только честно выполняли собственный публичный долг? Имел возможность же Сивков ограничиться честной работой в колхозе, а не брать на себя одного целую ферму? И не знал бы всех тех мучений, что выпали на его долю. И с публичным долгом было бы все в порядке.

Имел возможность же академик А. Д. Сахаров — выдающийся физик — ничем, не считая физики, не заниматься. И это также было бы в полной мере хорошим выполнением публичного долга. Но он начал заступаться за несправедливо обиженных людей, бороться за права человека у нас. Его оскорбляли, преследовали, позже сослали на семь лет, но он не сдался, не отошёл. Публичный долг? И да и нет. Тут что-то большее.

Это большее и имеется моральный долг, в то время, когда человек сознательно предъявляет моральные требования самому себе. Увидьте: не кто-то второй (глава, окружение и т. д.), в частности сам к себе. Исходя из этого нет ничего крепче морального долга. Осознавая его, человек действует по внутреннему побуждению, мужественно, смело, стойко.

Вот из всего этого и состоит моральный долг.

Если вы сравните долг публичный и долг моральный, то увидите, что они взаимосвязаны. И все-таки между ними имеется отличие. В случае если публичный долг имеется совокупность публичных обязанностей человека, то моральный долг не сводится к исполнению обязанностей.

В то время, когда человек сознательно предъявляет требования самому себе, он действует добровольно, по внутреннему нравственному побуждению, из искреннего рвения сделать людям добро.

Вместе с тем не нужно упрощенно толковать моральный долг как неизменно непротиворечивое согласие с внутренним побуждением. В человеке довольно часто борются между собой склонности и разные мотивы.

Философы утверждают, что высшее проявление морального долга именно и пребывает в умении преодолевать несоответствие между долгом и своими желаниями. Часто не редкость, что выполнить долг тяжело, а возможно, и страшно и человеку хотелось бы уклониться от его исполнения, но он преодолевает себя, собственную слабость, лень, трусость, и тогда моральная сокровище выполненного долга делается существенно выше.

Следовательно, для исполнения морального долга человеку необходимо, во-первых, функционировать осознанно, добровольно, во-вторых, иметь мужество преодолеть себя, смело идти к цели. Осознание морального долга оказывает помощь достигнуть для того чтобы состояния души, в то время, когда долг не тягостен и дисциплина слагается сама собой. Моральный долг как бы командует публичным долгом, направляет его, придает стойкость человеку, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.

Вы, конечно же, понимаете таких людей, видели, слышали, просматривали о них. Назовите их имена, объясните, из-за чего вы вычисляете их людьми большого морального долга.

Совесть. Вы, возможно, уже увидели, что в отечественных рассуждениях о долге потерян один принципиальный момент: мы не узнали, кто же осуществляет контроль, оценивает выполнение долга. Либо, возможно, по большому счету не существует контроля?

Существует, а также двойной: внешний — контроль общества (публичного мнения) и внутренний — самоконтроль человека, т. е. совесть. Вот о ней и поболтаем.

. Имеется в Польше маленькое селение Треблинка. На протяжении Второй мировой недалеко от него был один из самых ужасных фашистских лагерей смерти. Тут нацисты

стёрли с лица земли много тысяч людей, по большей части иудейской национальности, из различных государств. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».

Януш Корчак — великий польский педагог. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной стал директором Дома сирот, практически единственным родным человеком для одиноких детей.

В то время, когда немцы ворвались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было стереть с лица земли его мелких жителей, по причине того, что все они были иудеи. На директора приказ не распространялся, он имел нужные документы, имел возможность в любое время скрыться и продолжать вести борьбу. Но он поступил в противном случае. В то время, когда эсэсовцы, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду отправился преподаватель.

Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти.

Из-за чего Януш Корчак не стал спасать себя, не смотря на то, что такая возможность у него была? Из-за чего отправился на смерть в одном строю с детьми, конечно же осознавая, что ничего уже не сможет поменять в их судьбе?

Вопросы сложные, весьма индивидуальные. Открыть истину нам имел возможность лишь сам Януш Корчак. Мы же с вами способны только предполагать, строить догадки, высказывать личное вывод.

Давайте порассуждаем. Януш Корчак, как мы знаем, был не только педагогом, но и директором Дома сирот. Со собственными бессчётными обязанностями, Наверное, он справлялся замечательно. В противном случае говоря, собственный публичный (педагогический) долг он выполнял честно. Но вот для детей наступил особенный сутки: их последний урок в данной жизни — урок национальной неприязни, урок невиданной жестокости.

Преподали его нацисты, не щадившие кроме того детей.

Как обязан поступить в таковой ситуации директор школы, да легко обычный, порядочный человек? Вы сообщите: бороться со злом. Несомненно, это единственно приемлемый для морального человека метод действия.

Но вероятны различные дороги сопротивления злу. Корчак имел возможность уйти в партизаны, бороться в подполье, бить нацистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обреченных детей, но приблизил бы сутки победы и тем самым сберег бы жизни вторых детей.

Но Корчак выбирает собственный путь: он идет на самопожертвование, дабы в ужасный час быть моральной опорой для несчастных сирот, примером нравственной стойкости. Таков был персональный путь борьбы Януша Корчака со злом во имя хороша.

Отчего же он выбрал этот путь? Имеется неоспоримый ответ: он обожал этих детей и не имел возможности покинуть их одних в ужасный момент. Сердце, возможно, сказало ему, что не позже, в частности на данный момент, сию 60 секунд, перед тем как шагнуть в пропасть, детям нужна его помощь — единственно близкого человека.

И не смог он покинуть собственных воспитанников одних, кроме того во имя будущей победы, кроме того осознавая их и собственную обреченность.

На этом возможно было бы поставить точку, потому что любовь растолковывает все, для любви человек идет на любую жертву. Но было бы несправедливо утверждать, что любовь исключает другие высокие эмоции. Наоборот, хорошо как мы знаем, что она связана, к примеру, с совестью и долгом.

Давайте проследим эту сообщение.

Зададим себе вопрос: возможно ли вычислять, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Мы, само собой разумеется, не сомневаемся, что Корчак глубоко осознавал собственный публичный долг. Но имеем ли мы право утверждать, что долг обязывал его идти на смерть? В противном случае говоря, вычисляем ли мы самопожертвование публичным долгом преподавателя? Нет, само собой разумеется, это противоречит гуманистической морали. Никто не вправе потребовать от преподавателя дать жизнь.

Исходя из этого мы можем утверждать, что поступок Януша Корчака нельзя считать его публичным долгом. Как же быть?

Ну а вдруг взглянуть на обстановку с позиции морального долга? Тогда все изменяется, не смотря на то, что и обстоит существенно сложнее. В то время, когда речь заходит о моральном долге, в этом случае все решает лишь сам человек — лично, один на один с самим собой, глубоко в душе собственной, по глубокому личному убеждению, руководствуясь лишь своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем, как это сделал Корчак.

Он отыскал единственно приемлемый для себя вариант поведения — идти на казнь вместе с детьми.

А что это фактически такое — внутренний голос, внутренний моральный контроль? Вы уже, само собой разумеется, осознали, что речь заходит о совести. Давайте сейчас кратко обобщим отечественные рассуждения.

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но в человека любой его ход проверяется его совестью: человек сам сознательно разбирает собственные обязанности, сам сознательно требует от себя их исполнения и сам же сознательно осуждает себя, дает оценку своим поступкам. Меньше, совесть — это личное глубокое осознание ответственности и своего долга, т. е. внутренний самооценка человека и моральный самоконтроль.

Примечательно, что во многих европейских языках слово «совесть» свидетельствует «совместное знание». В русском языке оно имеет такой же суть и происходит от слов «со» (т. е. совместно) и «весть» (т. е. ведать — знать). Значит, совесть — это сознание, совместное знание. Совместно с кем? Возможно, с другими людьми.

А верующие считают, что совместно с Всевышним.

Совесть, сознание .долга проявляются необязательно на уровне рассудка, рационального знания, но и (а время от времени и в первую очередь) на уровне глубоко личностного эмоции. Человек может кроме того и не в полной мере сознавать, из-за чего совесть велит ему поступать как раз так, а не в противном случае. Значит, совесть — это не только сознание, но и, возможно, в первую очередь сочувствие, со своим глубоким внутренним эмоцией, со скрытыми душевными ощущениями.

Руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках собственной души делает выводы о добром и злом. В то время, когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, верно, т. е. не совершил ничего нехорошего, злого, выступил на стороне хороша, совесть человека чиста, спокойна. Ну а вдруг человек не посчитался с голосом совести — что тогда ожидает его?

Попытайтесь сами ответить на данный вопрос.

И все же тайну совести, возможно, ни при каких обстоятельствах не смогут раскрыть. Только бог ведает совершенно верно, откуда у человека совесть, из-за чего она владеет таковой силой, все видит и знает, из-за чего может посоветовать нам, какой сделать выбор, из-за чего может дать внутреннюю оценку отечественному выбору, отечественному поступку, из-за чего по большому счету как раз перед совестью нам необходимо держать ответ. Одни считают, что совесть — это голос Всевышнего в человека, другие утверждают, что она итог продолжительного развития людской опыта.

Но, так ли уж это принципиально важно? Принципиально важно, что она имеется.

Главные понятия

  • Мораль, совесть.
    • Термины

    • Моральный долг.

    Вопросы для самопроверки

    1. Случалось ли вам встречать людей большого долга? Как вы думаете, какие конкретно неспециализированные черты смогут характеризовать таких людей?
    2. Докажите, что вольный человек постоянно находится в ситуации морального выбора. Кто либо что оказывает помощь нам сделать выбор? Из-за чего свобода выбора и моральный выбор взаимосвязаны? Приведите конкретный пример.
    3. Как вы осознаёте суть выражений «муки совести», «угрызения совести», «больная совесть», «нечистая совесть», «спокойная совесть»?
    4. Как мы знаем, что совесть говорит о морали человека, его духовной глубине. Объясните из-за чего.

    Задания

    1. В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д. » имеется эпизод, в то время, когда главному храбрецу Володе говорят, что любой человек имеет определенные обязанности и обязан их делать. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Обязан, обязан. Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.
    2. Вы уже понимаете, что долг — это обязанность, умноженная на ответственность. Поразмыслите, что такое формализм, формальное познание долга. Дайте собственную оценку этому явлению.
    3. Известный русский автор В. И. Даль в собственном словаре так охарактеризовал совесть: нравственное сознание, нравственное чутье либо чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение либо осуждение каждого поступка, свойство распознавать уровень качества поступка; чувство, побуждающее к добру и истине, отвращение ото зла и лжи; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в разной степени развития.

    Как вы думаете, из-за чего автор приводит такое сложное определение? Попытайтесь разъяснить, как вы осознаёте суть каждой фразы. Укажите главные слова в этом определении. Что хотелось бы вам самим добавить к определению совести?

  • Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять душевным спокойствием и уверенностью». Раскройте суть этих слов. В каких случаях, из-за чего совесть преисполняет человека страхом? В чем возможно обстоятельство страха? А в каких случаях совесть дает человеку душевное спокойствие и уверенность?
  • Имеется философы (к примеру, представители старой известной школы тейквондо — корейского карате), каковые уверены в том, что человеком движет рвение к счастью, а счастье составляют любовь, красота (внутренняя и внешняя) и чистая совесть. Объясните, как вы осознаёте, что такое чистая совесть. Из-за чего она так высоко оценивается философами и из-за чего ее ставят рядом с красотой?
  • Кое-какие ученые уверены в том, что у высокоморального человека совесть ни при каких обстоятельствах не может быть спокойна. Выскажите ваше вывод. Попытайтесь его обосновать.
  • Имеется умное китайское изречение: «Те, кто не испытывает стыда, уже не люди». А каково ваше вывод? Попытайтесь раскрыть суть изречения.
  • Великий общественный деятель и индийский философ М. Ганди утверждал, что в вопросах совести закон большинства не действует. Объясните из-за чего.
  • Источник: tepka.ru

    #127891; ДОЛГ И СОВЕСТЬ#127891; Обществознание 8 класс #128218;

    Интересные записи

    Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

    • Долг и совесть

      Послать собственную хорошую работу в базу знаний легко. Применяйте форму, расположенную ниже. Подобные документы Совесть — особенный…

    • Почему разрушаются семьи или чувство долга перед родителями

      Вот мы тут нападаем на сыновей и мужей, и не можем кроме того высказать предположение, что ощущает мужчина, у которого две любимых дамы, жена и мама,…

    • Как освободиться от долгов

      Жизнь в долг. Как освободиться из паутины долгов Иногда чуть ли не каждый берет деньги взаймы. Но имеется люди, и их, увы, много, хронически не…

    • Семейный долг и его разновидности

      При социализме неспешно складывается новый тип нравственных домашних взаимоотношений, вольный от извращений, вероятных в семье в буржуазном обществе….

    • Как жить с долгами

      Дорогая Наталья! Нормально. Нормально. Совсем напрасно прекратили отвечать. Направьте банку письмо, в котором напишите, что платить не отказываетесь…

    • Моральный долг

      Информация — искусство и Культура Другие материалы по предмету искусство и Культура Введение Нравственность — один из самых ответственных и значительных…