Долг и совесть

Долг и совесть Послать собственную хорошую работу в базу знаний легко. Применяйте форму, расположенную ниже. Подобные документы

Совесть — особенный морально-психотерапевтический механизм, что действует изнутри души человека, придирчиво контролируя, выполняется ли долг. Самоконтроль. Виды совести по Э.Фромму — авторитарная и гуманистическая.

Соотношение долга и совести. стыд и Совесть.

реферат [28,4 K], добавлен 09.09.2008

Виды совести по Фромму. Совесть как категория нравственного сознания. Соотношение ценностности и императивности моральных суждений. Универсальность как безотносительность нормативных суждений к ситуациям и конкретным лицам.

Значение совести в педагогике.

курсовая работа [30,9 K], добавлен 18.05.2009

Совесть как сознание, оценивающий фактор, чувство и побудитель моральной ответственности человека за собственный поведение, служащее ему управлением в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Публичный и моральный долг, его свойства.

презентация [8,2 M], добавлен 15.05.2014

Императивность морали, моральный долг и нравственные ценности. Формирование совести в ходе воспитания человека и его социализации. Фальшивый стыд, источники эмоции вины.

необходимость и Моральная свобода. Понятие ответственности, порок и добродетель.

реферат [29,6 K], добавлен 08.12.2009

этимология понятия и История морали. Главные ориентиры для выработки моральных позиций человека. Сущность оценивающей, регулирующей и воспитывающей функций морали.

Понятие совести как осознания ответственности и своего долга, понятие самооценки человека.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 05.09.2009

Честь как запрос личности на определенную чёрта. Влияние воспитания человека на становление его моральных правил. Действие публичной морали на формирование параметров совести.

Скрытие неблаговидных поступков для сохранения собственного имиджа.

эссе [5,3 K], добавлен 27.11.2014

Природа морального закона и моральные нюансы людской поведения. Этика как разновидность духовно–теоретической деятельности. Особенности функционирования морали.

Предпосылки развития нравственности. Принцип диктата совести, рефлексивности морали.

реферат [29,1 K], добавлен 24.09.2012

долг и Моральный выбор. ее особенности и Понятие морали. Окончательный моральный запрет.

Парадокс моральной оценки. Мораль очерчивает внутреннюю смысловую границу людской деятельности, задаваемую самим человеком.

реферат [15,2 K], добавлен 15.05.2002

Понятие долга. Этика долга И.Канта. Опытный долг. Справедливость. Справедливость и добро.

Мыслители Старого мира о справедливости. Равенство — исходный принцип справедливости. Истоки справедливости.

Социальная справедливость.

реферат [28,6 K], добавлен 22.12.2003

Происхождение сознания долга, его роль и структура в жизни общества и личности. Этика долга И. Канта; личный интерес и гражданский долг. становление и Понятие этики, классификация этических сокровищ.

Ключевые принципы опытной медицинской этики.

реферат [57,2 K], добавлен 10.10.2014

Размещено на http://www.allbest.ru/

совесть и Долг

Введение

Моральные сокровища ориентируют человека в его поведении. Эти сокровища функционируют так, что оказывают действие на волю человека. Моральные сокровища не просто провозглашаются, они постоянно провозглашаются еще и в таковой форме, которая говорит о необходимости их практического воплощения в действиях. Следование моральным сокровищам воспринимается человеком как долг.

Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в муках и укорах совести.

Совесть является способностью человека, критически оценивая собственные поступки, мысли, жажды, осознавать и волноваться собственный несоответствие должному — неисполненность долга.

Бессовестным именуют человека, в котором отсутствует совесть как замечательный внутренний контролер. Таковой человек, по сути дела, аморален, потому что им не усвоены, не приняты душой наиболее значимые моральные ориентиры. Бессовестного сдерживает лишь внешний контроль.

Когда существо бессовестное приобретает свободу, оно тут же проявляет собственную безбрежную зловредность: лжет, ворует, издевается над вторыми без зазрения совести. Весьма интересно то, что психологи обратили внимание на следующий факт: в семьях, где существует твёрдый жестокие наказания и внешний контроль, больше шансов вырастить бессовестного человека, не осознающего ничего, не считая плетки.

Он будет идти к собственной цели, стремясь избегать внешнего наказания и не обращая внимания на страдания окружающих. Одновременно с этим семьи, где превалируют, доверительные отношения, воспитывают совестливых детей, у которых велик уровень внутреннего самоконтроля. Люди, вырастающие в воздухе ласки и внимания, глубоко усваивают идеалы и моральные нормы.

1 . Долг как императив моральной регуляции

Долг имеется принятая личностью необходимость подчиняться публичной воле.

Нравственный долг — это превращение требований публичной морали в персональный императив конкретного лица и необязательное его исполнение. Источником долга есть публичный интерес. В долге он обретает повелительный темперамент, Формируя нравственную обязанность индивида по отношению к вторым людям и самому себе.

Долг не тождествен обязанности: простое выполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованности в их выполнении, осознанием и добровольным принятием их необходимости. Так, долг это нравственная обязанность человека, делаемая им не только под влиянием внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.

Исходя из этого общество ожидает от человека не просто беспрекословного исполнения собственных обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со собственными заинтересованностями и ведет к появлению у человека осознания чувства долга и своего долга. Американский социолог В. Бэрри отмечает: «Людям нужно не только познание долга по отношению друг к другу, но что-то большее, чувство долга, появляющееся при социальной близости».

Наиболее значимым свойством долга есть его добровольность. Но в зависимости от степени осознания необходимости, отношения и важности долга к нему его требования смогут осуществляться на различном уровне добровольности: от выполнения по принуждению либо из боязни публичного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Само собой разумеется, очень многое зависит от обстановки, но подлинно моральным долгом есть свободное следование публично нужным требованиям либо личным обязательствам, свободное от и внешних и внутренних принуждений.

Люди нравственного долга активны, деятельны, не равнодушны к ущемлению прав другого человека, деятельно утверждают в жизни добро. Наровне с людьми, отрицающими любой долг либо уклоняющимися от его исполнения, имеется люди, наоборот, испытывающие трудности от признания и принятия множественности необходимости и долгов выбирать какой из них надлежит выполнять прежде всего.

Существует настоящая иерархия долгов: долг перед обществом перед коллективом, перед семьей, приятелями, наконец, перед самим собой. В случае если эти долги не просто выстроены по росту, если они к тому же взаимоисключающ (скажем ты обязан идти на занятия, а товарищу требуется твоя помощь)? Что предпочесть?

В этом случае решающее слово в собственности совести.

2. Совесть как глаза людской души

2 .1 Понятие совести

Совесть — особенный морально-психотерапевтический механизм, что действует изнутри отечественной собственной души, придирчиво контролируя, выполняется ли долг. Основная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед вторыми и перед самим собой.

Совестливый человек — это человек с острым эмоцией морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования.

Совестливый ни при каких обстоятельствах не относится к себе снисходительно, задаёт вопросы с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Негромкий, но настойчивый голос совести — замечательнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, в то время, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, имел возможность функционировать безо всяких ограничений. Но ограничителем безбрежной свободы выступает как раз совесть, которая имеется укор и предостережение со стороны собственного «я».

Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать собственные поступки в соответствии с установлениям и ценностям, существующим в обществе.

Совесть — феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через озабоченность и тревожность человека гуманностью и моральностью собственного поведения. О ней говорят «муки совести», «угрызения совести». В древнегреческой мифологии муки совести изображались в виде Эриний — ужасных чудовищ, каковые неотступно преследуют и терзают человека.

Будучи по собственной природе эмоциональной, совесть выступает в каком-то смысле как сверхразумная. Это что может значить? Само собой разумеется, совесть включается лишь тогда, в то время, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не имеет возможности заговорить. Дабы волноваться по поводу собственного отступления от сокровищ, необходимо их знать и принимать душою.

В этом смысле совесть связана с разумом. Но разум — громадной хитрец в отношении того, как отыскать оправдания для отечественного неморального поведения. В то время, когда человек отступает от повелений морали, он в большинстве случаев говорит себе: «я не имел возможности», «я не успевал», «мои старания все равно не дали бы результата», т.е. ищет рациональные, практические доводы, обосновывающие собственное несовершенство.

Вот тут и начинает действовать сверхразумная природа совести. Совесть игнорирует рациональные доводы, витиеватые доказательства и многословные рассуждения. Она приходит к человеку эмоцией, которое без слов говорит: «Ты лжешь себе, ты имел возможность повести себя по-второму». Совесть упрекает без звучно, но неотступно.

Она заставляет людей сказать самим себе правду и в итоге предпринимать настоящие упрочнения для исправления обстановки, в случае если это, само собой разумеется, вероятно.

Неизменно ли права совесть? Пологаю, что утверждать так было бы некорректно.

Совесть — чувство ответственности за конкретно осознанный долг, это внутренний самоотчет за исполнение совсем определенных моральных обязанностей! каковые далеко не всегда совпадают с обязанностями абстрактного морального субъекта и смогут на большом растоянии от них уклоняться. Человек может вычислять своим долгом совершение родной мести и мучиться упреками совести за то, что не имел возможности ее совершить.

Либо некто обязан докладывать руководству о благонадежности окружающих, и его мучает совесть, что он пожалел собственного соседа и скрыл от правительства его критические беседы. В аналогичных случаях постоянно встают вопросы: есть ли подлинным то добро, перед которым мы держим отчет? Тем ли совершенствам мы служим? Появляется неприятность иерархии сокровищ, рефлексии по поводу самих установок отечественной совести.

И тут совесть неизбежно снова возвращается к разуму, без которого человек не имеет возможности совершить верный выбор в непростой обстановке.

В простой речи мы можем использовать выражения «спокойная совесть» либо «чистая совесть». Под ними знают факт осознания человеком исполненности собственных обязательств либо реализации всех собственных возможностей в данной конкретной обстановке.

На эту тему существуют два противоположных взора. Один взор, высказываемый, например, Альбертом Швейцером, пребывает в том, что чистая совесть как таковая неосуществима. Это все равно, что круглый квадрат либо сапоги всмятку.

В случае если совесть — значит, обязательно больная.

Строго говоря, в таких случаях речь заходит о преимуществе, а слова «чистая совесть» смогут высказывать лишь амбицию человека на то, что им достигнуто совершенство, на гармоничность и внутреннюю цельность. Состояние «чистой», «успокоившейся» совести (в случае если принимать эта идиома в буквальном смысле) имеется верный показатель бессовестности, т.е. не отсутствия совести, а склонности не обращать внимание на ее суждения. Неспроста принято вычислять, что «чистая совесть» — это выдумка сатаны.

В подобном случае приводится тот довод, что человек совестливый по мере собственного самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Он делается суперчувствительным к мельчайшему собственному отступлению от моральных образцов и начинает волноваться такие тонкости, которых простой индивид и вовсе не увидит. Он все время страдает от собственного несовершенства и его совесть, как открытая рана.

Тот же, кто говорит, что его совесть чиста, просто не имеет совести, по причине того, что совесть именно и имеется инструмент, говорящий о уклонении от долга. Но так как мы не ангелы! Мы всегда грешим, попустительствуем своим слабостям, и, значит, чистая совесть — не более, чем иллюзия либо самообман.

В притче Иисуса о молитве фарисея и мытаря рассказывается, что фарисей в молитве благодарил Всевышнего за собственный особенное благочестие, мытарь же, не поднимая глаз к небу и ударяя себя в грудь, только просил Всевышнего о милосердии к себе за грехи собственные.

Оправданным перед Всевышним выясняется мытарь, «потому что каждый, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Фарисей не сомневается в том, что выполнил долг и что совесть его чиста. Но долг перед Всевышним свидетельствует кроме другого смирение. заносчивость и Самомнение ему противоречат.

Верховный моральный долг человека пребывает в том, дабы помогать благу вторых людей и совершенствоваться, в частности в исполнении долга.

Совершенствование — возможно вечно. Предположение индивида о том, что он достиг больших высот, говорит о его несовершенстве.

Второй взор пребывает в том, что признавать собственную совесть чистой вероятно и необходимо. Чистая совесть — это сознание того, что ты в общем справляешься со собственными моральными обязанностями, что за тобой нет значительных крупных отступлений и нарушений долга от нравственных ориентиров. Для чего нужно мучиться, если ты вправду делаешь то, что положено, и делаешь это честно и с радостью?

Чувство чистой совести дает человеку уравновешенность, самообладание, свойство оптимистично и бодро наблюдать в будущее. В случае если у морального индивида появятся настоящие основания для сомнений в правильности того либо иного собственного поступка, индикатор — совесть мгновенно получит. Это случится кроме того раньше, чем появится рефлексия, чем покажется идея — «что-то не так». Но в том месте, где таких настоящих оснований нет, изобретать себе муки и посыпать голову пеплом совсем незачем.

Совестливость не должна становиться заболеванием, мазохистской страстью, тем самым самоуничижением, которое паче гордыни. В этом случае человек может так увлечься муками совести, что забудет о настоящей жизни, которая длится.

Чистая совесть — обычное состояние человека, делающего моральный долг, это приз за нравственные упрочнения. Я совсем согласна с нашим отечественным ученым XX в. Г. Бандзеладзе, что уверен в том, что без чистой совести добродетель утратила бы всякую сокровище.

Но уверенность в чистоте собственной совести имеется или лицемерие, или символ нравственной неразвитости, слепоты в отношении собственных ошибок и оплошностей, неизбежных для каждого человека, или свидетельство успокоенности и, значит, смерти души. Напротив, в ощущении нечистоты собственной’ совести — надежда. В муках совести — не только презрение к самому себе, но и тоска по самоочищению и просветлению, соответственно, желание исправить неточность, ответить за правонарушение.

В муках совести — упрочнение к совершенству. Муки совести знаменуют неприятие себя как такового. В осуждении себя состоит раскаяние, либо покаяние, как очевидно выраженное сожаление о содеянном и намерение (либо по крайней мере надежда) не выполнять впредь того, что будет достойно сожаления. В признании собственной вины (которое может принимать форму исповедального признания) и в осознанном принятии наказания, искупляющего вину, это намерение может перейти в решимость.

В строгом смысле слова эта решимость и имеется добродетель по большому счету: как стойкость человека в исполнении собственного долга — вопреки естественным колебаниям, сомнению, скептицизму, унынию.

Значительно чаще видящееся выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной судьбы и возможность самому определять собственные убеждения; в узком и более распространенном смысле «свобода совести» свидетельствует свободу организованного отправления и вероисповедания культа.

Но в фактически этическом смысле слова совесть не может быть другой, как свободной, а свобода в последовательном собственном выражении — ничем иным, как судьбой по совести.

долг фромм совесть моральный

Увлекательнее познание совести дано в работах психоаналитика Э. Фромма. Фромм уверен в том, что совесть не редкость двух видов — авторитарная и гуманистическая. Авторитарная совесть высказывает отечественную подчиненность внешнему авторитету.

При авторитарной совести мы некритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной либо социальной, и делаем ее волю, по причине того, что опасаемся. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек направляться повелениям, каковые далеки от его собственных заинтересованностей. Власть преследует собственные корыстные цели и применяет индивидов только как средство, принуждая их к подчинению посредством формирования механизмов авторитарной совести.

В случае если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, опасаясь последующего наказания. Но когда люди знают, что власть потеряла силу и ничем не имеет возможности им повредить, они в тот же час теряют собственную авторитарную совесть и больше не подчиняются тому, перед чем днем ранее робели и преклонялись.

Гуманистическая совесть, по Фромму, это голос самого человека, лучшего начала в нем, талантливого на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, беспрекословно подчиняться чужим заинтересованностям. Она призывает к самореализации, к воплощению в реальность собственных возможностей, к тому, дабы строить собственную жизнь в гармонии с другими людьми.

Время от времени голос совести звучит косвенно через ужас старости либо смерти, в то время, когда человек внезапно осознаёт, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой. Совесть — это призыв.

Совесть как зов была осознана в XX в. еще одним выдающимся мыслителем М. Хайдеггером. Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека отыскать в памяти о собственной, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира, обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимой индивидуальности.

Зов совести приходит молчании.

Связь между долгом и совестью носит сверхсложный темперамент. С одной стороны они образуют единый морально-психотерапевтический механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в качестве основания для исполнения долга. Иначе между долгом и совестью смогут появляться конфликты, порождаемые, в большинстве случаев, несовпадением целей и общества и интересов личности.

Вопрос о правоте совести либо дола зависит от событий, от верного либо неправильного понимания долга. Так, к примеру, что было делать молодому советскому воину, сражавшемуся в Афганистане: делать интернациональный долг либо прислушаться к голосу совести, не разрешающей отправлять боеприпасы в дома, где скрываются старики и дети? И как жить позже, в случае если на твоей совести судьбы мирных граждан, виновных только в том, что они афганцы, оппозиционно настроенные по отношению к режиму?

совести и Противоречивость долга — неприятность не только историческая, но и актуальная, мучительно сказывающаяся на судьбах отечественных современников.

В совести ответа, действия и оценки соотносятся не с мнением либо ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным во мраке — быть честным, в то время, когда никто не имеет возможности проконтролировать тебя, в то время, когда тайное не станет явным, в то время, когда о вероятной твоей нечестности не определит никто.

Субъективно совесть может восприниматься как не смотря на то, что внутренний, но чужой голос (в особенности, в то время, когда он редко о себе заявляет либо к нему редко прислушиваются), как голос, как словно бы свободный от «я» человека, голос «другого я». Из этого делаются два противоположных вывода относительно природы совести. Один пребывает в том, что совесть — это голос Всевышнего.

Второй пребывает в том, что совесть — это обобщенный и интериоризированный (перенесенный во внутренний замысел) голос значимых вторых. Так что совесть истолковывается как своеобразная форма стыда, а ее содержание согласится личным, культурно и исторически изменчивым. В крайней форме данный вывод обнаруживается в положении о том, что совесть обусловлена политическими взорами либо социальным положением индивида.

Эти точки зрения не исключают друг друга: первая акцентирует внимание на механизме функционирования зрелой совести, вторая — на том, как она созревает, формируется; первая разглядывает совесть по преимуществу со стороны ее формы, вторая — со стороны ее конкретного содержания.

Совесть в действительности формируется в ходе воспитания и социализации, через постоянные указания ребенку на то, «что такое прекрасно и что такое не хорошо» и т.д. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы) — своих родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоего авторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед вероятным неодобрением, осуждением, наказанием, конечно в стыде за собственный настоящее либо мнимое несоответствие ожиданиям значимых вторых.

В практике воспитания обращение воспитателя к совести ребенка, в большинстве случаев, и высказывает требование повиновения, послушности, соответствия предписываемым правилам и нормам. Но так обстоит дело с позиций развития данной нравственной способности. Но организованная совесть говорит на языке вневременном и непространственном.

Совесть — это голос «другого я» человека, той части его души, которая не обременена утешениями и заботами каждого дня; совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к преимуществу личности. Совесть — это ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных сокровищ.

Раз совесть говорит о соответствии либо несоответствие поступка долгу, то, значит, «поступок по совести» — это поступок из эмоции долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть же настаивает на выполнении долга. О долге в отношении совести Кант сообщил: «Культивировать собственную совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и применять для этого все средства».

И это — тот долг, что человек имеет перед самим собой: совершенствоваться, а также в честном и последовательном выполнении долга.

Моральное сознание интригует заключениями, каковые здравому уму кажутся то логическими кругами, то тавтологиями. Но это все символы автономии морального духа, что не имеет возможности вывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себя самого.

Заключение

Так, совесть — особенный морально-психотерапевтический механизм, что действует изнутри отечественной собственной души, придирчиво контролируя, выполняется ли долг. Основная функция совести — самоконтроль.

В простой речи мы можем использовать выражения «спокойная совесть» либо «чистая совесть». Под ними знают факт осознания человеком исполненности собственных обязательств либо реализации всех собственных возможностей в данной конкретной обстановке.

На эту тему существуют два противоположных взора. Один взор, высказываемый, например, Альбертом Швейцером, пребывает в том, что чистая совесть как таковая неосуществима. Второй взор пребывает в том, что признавать собственную совесть чистой вероятно и необходимо.

Чистая совесть — это сознание того, что ты в общем справляешься со собственными моральными обязанностями, что за тобой нет значительных крупных отступлений и нарушений долга от нравственных ориентиров.

В совести ответа, действия и оценки соотносятся не с мнением либо ожиданием окружающих, а с долгом. Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, вторым людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной обстановке.

Долг возможно социальным: патриотический, воинский, долг доктора, долг судьи, долг следователя и т.п. Долг персональный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр. Совесть требует быть честным во мраке — быть честным, в то время, когда никто не имеет возможности проконтролировать тебя, в то время, когда тайное не станет явным, в то время, когда о вероятной твоей нечестности не определит никто.

Завершая разговор о совести, возможно заявить, что она постоянно выступает как особенного рода внимательность, как осмотрительное замедление рассмотрения морального сюжета и чуткое вслушивание в движение внутренних и внешних событий — все ли в порядке? Не требуется ли переосмыслить происходящее и предпринять душевные и практические упрочнения, дабы вернуть нарушенную моральную гармонию?

Перечень литературы

1. Разин А.В. Учебник для институтов. -2- изд. перераб. — М. Отвлечённый проект 2004. — 624 с.

2. Этика: учеб. Пособие /Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова/ — М. Нюанс Пресс, 1996. — 462 с.

3. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М. Гардарики, 2003.

4. Волков Ю.Г. Нечипуренко В.Н. и др. Обществознание: Курс лекций: Учебное пособие. — Ростов Н/Д: Феникс, 1999. — 512 с.

5. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Обществознание. В 3-х т. Т.3. процессы и социальные институты. — М. ИНФРА-М, 2000. — 520 с.

Источник: revolution.allbest.ru

Долги совести 1-2 серия (2016) Мелодрама сериал

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: