И. и. кучеров и др

И. и. кучеров и др

Денежное право: учебник Введение

Денежное право – одна из наиболее значимых публичных отраслей российского права. Оно регулирует самые важные публичные отношения, в частности экономические отношения. Денежно-правовое регулирование получает значимость и особую важность в кризисы экономического развития.

Глобальный финансовый кризис, охвативший большая часть государств, и те неприятности, каковые он распознал, говорят об необходимости и особой актуальности развивать денежно-правовые университеты.

Многие ученые совершено обоснованно поддерживают идею, что на советах денежно-правовой науки обязана строиться экономическая политика страны.

Денежное право как отрасль и как наука всегда развивается и совершенствуется, появляются новые правовые университеты. Это развитие происходит благодаря постоянным поискам ученых-исследователей, теоретиков права, складывающейся судебной практики, обобщения зарубежного опыта. Потому, что формирование и возникновение подотраслей денежного права имело определенную последовательность, эту последовательность постарались выдержать составители настоящего книжки.

В данном книжке отражены последние трансформации в русском законодательстве в области финансов, налогов и сборов, банков и банковской деятельности, ценных бумаг. Учебник составлен в соответствии с программой и учебным планом для студентов юридического факультета, и профессий налогообложение и налоги, национальное и муниципальное управление, кредит и финансы. Материал в книжке изложен несложным, понятным языком.

При подготовке книжки авторы применяли не только теоретический материал, но и действующее законодательство, практику Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Большое значение имеет тот факт, что учебник есть плодом общих усилий учителей кафедры денежного и налогового права ВГНА Министерства финансов России. Более десяти лет составители книжки преподают денежное право, участвуют в научных конференциях, обмениваются опытом с учителями вторых институтов, и это позитивно отразилось на содержании книжки. Все составители книжки имеют ученые степени кандидата юридических наук и ученое звание доцента.

Подготовленный коллективом авторов учебник рекомендован для студентов высших учебных заведений, изучающих юридические науки, аспирантов, соискателей, специалистов и учёных.

М.Н. Кобзарь-Фролова,

канд. юрид. наук, доцент.

Неспециализированная часть

Раздел I

Теоретические базы денежного права

Глава 1

Денежное право как отрасль российского права

1.1. Понятие, метод и предмет денежного права, его место в совокупности российского права

Современное денежное право есть на сегодня всецело сложившейся отраслью права. Как независимая отрасль российского права денежное право быстро начинается и совершенствуется, в следствии чего начинается и совершенствуется денежное законодательство.

Подтверждение того, что денежное право есть независимой отраслью права и относится к публичному праву, возможно отыскать у П.М. Годме, что не смотря на то, что и разделяет точку зрения, что денежное право выделилось из национального и административного, но в собственной книге пишет: «Сообщение финансов и экономики, оборотоспособность и гибкость данной части имущества и связанная с этим возможность злоупотреблений требует, дабы национальные финансы регламентировались особыми национальными нормами. Эти нормы позволяют: 1) распоряжаться средствами в достаточном их количестве (правила, регулирующие доходы); 2) совершенно верно учитывать перемещение средств (казначейские правила); 3) снабжать их применение в соответствии с волей народа и в неспециализированных заинтересованностях (бюджетные правила). Эти нормы воздействуют на все стороны судьбы и составляют независимую отрасль права»[1] 1

Годме П.М. Денежное право. М. 1978. С. 41.

Все отрасли российского права различаются между собой в первую очередь по методу и предмету правового регулирования.

Предмет правового регулирования денежного права имеет собственный содержание, разрешающее выделить его среди иных отраслей российского права. Содержание предмета денежного права содержится в регулировании определенного круга публичных взаимоотношений. Исходя из этого, дабы сформулировать определение понятия денежного права, нужно выяснить специфику публичных взаимоотношений, составляющих его предмет.

Предметом денежного права являются публичные отношения, появляющиеся в ходе осуществления государством и муниципальными органами власти денежной деятельности, т. е. деятельности по образованию, использованию и распределению фондов денежных средств.

Предмет денежного права — это публичные отношения, появляющиеся в ходе деятельности страны по планомерному образованию, использованию и распределению централизованных и децентрализованных финансовых фондов в целях реализации его задач.

Наиболее значимые черты взаимоотношений, составляющих предмет денежного права, заключаются в том, что они:

1) складываются в сфере денежной деятельности в целях образования нужных обществу финансовых фондов, т. е. имеют организационный темперамент;

2) в этих отношениях участвуют уполномоченные органы, организации, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных взаимоотношений, т. е. они властен ;

3) объектом этих взаимоотношений постоянно являются деньги либо финансовые обязательства, которые связаны с использованием и образованием финансовых фондов, т. е. эти отношения имеют имущественный темперамент.

Названные изюминки разрешают выделить из солидного круга финансовых взаимоотношений те, каковые по собственному характеру являются денежными. Они имеют последовательность изюминок, разрешающих их классифицировать по определенным группам. Так, денежные отношения появляются:

• между высшими, региональными и местными представительными органами власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, расходов и распределения доходов между отдельными видами бюджетов, порядка их исполнения и формирования;

• между высшими, региональными и местными аккуратными властями;

• между денежно-предприятиями и кредитными органами, учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами, физическими лицами в связи с уплатой налогов, иных платежей, их перечислением в бюджет и т. п.;

• в единой совокупности аккуратных органов в области финансов и кредита (к примеру, между Минфином РФ и Федеральной налоговой работой) в связи с реализацией функциональных обязанностей названных органов.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает изюминке способа регулирования, характерного денежному праву, каковые заключаются в том, что это подчинения и метод власти. подчинения и Отношения власти при регулировании денежных взаимоотношений, в большинстве случаев, не основываются на отношениях субординации, подчинения по вертикали.

Властные предписания исходят как правило от денежных, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники денежных взаимоотношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предписания носят организационный, имущественный темперамент в сфере денежной деятельности.

Главный способ денежно-правового регулирования – национально-властные предписания одним участникам денежных взаимоотношений со стороны вторых, выступающих от имени страны и наделенных вследствие этого полномочиями . Таковой способ характерен, к примеру, административному праву. Но в денежном праве он имеет специфику в собственном конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных страной на властные действия.

Исходя из этого вопрос о способе денежного права очень актуален, потому что от его решения зависит практическое осуществление муниципальными образованиями и государством права по образованию, использованию и распределению фондов денежных средств.

Наряду с этим нужно иметь в виду, что при регулировании денежных взаимоотношений одинаковый правовой прием используется институтами и различными подотраслями денежного права. Не обращая внимания на это, структура отраслевого способа властных предписаний остается неизменной, а отдельные правовые приемы смогут переходить от одного правового способа к второму, не разрушая их структуры. Понятие способа денежного права ни в коей мере не нужно связывать лишь с какой-то одной юридической изюминкой.

Способ — это неизменно совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие действия данной отрасли права на отношения денежной сферы.

Императивный (властный) темперамент денежно-правовым предписаниям свойствен потому, что государство самостоятельно устанавливает порядок образования, использования и распределения централизованных и децентрализованных финансовых фондов. В ходе денежной деятельности иногда возобновляются, повторяются и моделируются фактические обстановки, осуществляются реализация правового статуса субъектов денежного права, регулирование, охрана, изменение и устойчивость публичных взаимоотношений денежной сферы.

Волевой темперамент денежной деятельности детерминирован и тем, что в ходе ее исполнения происходят осмысление, оценка и познание настоящей действительности, принятие самых разнообразных рациональных ответов. Императивный способ правового регулирования предписывает участникам денежной деятельности функционировать лишь так, как предусмотрено нормой денежного права, и не в противном случае.

Действуя в соответствии с предписанием денежно-правовой нормы, субъекты денежного права поймут юридический суть собственной компетенции, полномочий, поставленных перед ними задач и целей, необходимость соблюдения денежной дисциплины, используют адекватные способы денежно-правового регулирования, познают меру хорошей и ретроспективной ответственности за собственные действия. К примеру, в соответствии со ст. 91 НК РФ чиновники налоговых органов есть в праве доступа на территорию либо в помещение с целью проведения налоговой проверки, но лишь при предъявлении этими лицами служебных решения и удостоверений начальника (его помощника) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого плательщика налогов, плательщика сбора, налогового агента. Но в случае если при наличии соответствующих документов плательщик налогов мешает доступу чиновниковов налоговых органов, проводящих налоговую диагностику, на указанные территории либо в помещения (за исключением жилых помещений), начальником

контролирующей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и контролируемым лицом.

Изюминкой проявления способа властных предписаний в денежном праве нужно считать расширение его внешнего закрепления обязывающими нормами.

Преобладание в денежном праве императивного способа правового регулирования, которому свойственны предписания и запреты, разъясняется публичной природой денежных взаимоотношений и их значимостью для обычного функционирования всего страны в целом.

Второй способ правового регулирования денежных взаимоотношений, применяемый в денежном праве, – диспозитивный.

Диспозитивность — право участников контракта либо суда функционировать по собственному собственному усмотрению, самостоятельно[2] 2

См. направляться Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М. 2006.

Диспозитивный способ основан на равенстве прав и обязанностей участников денежной деятельности и позволяет субъектам денежного права самим определять собственные права и обязанности, предоставляет субъектам денежного права другую возможность выбора вариантов поведения в рамках денежного законодательства.

Диспозитивный способ более свойствен гражданскому праву, исходя из этого его использование в сфере денежных взаимоотношений говорит о допустимости законодателем в некоей публичных сочетания интересов и степени частных.

К примеру, БК РФ в определенных случаях предусматривает возможность происхождения бюджетно-правовых взаимоотношений, выстроенных на принципе юридического равенства сторон, и свободу вступления в бюджетно-правовые отношения.

Диспозитивность проявляется в признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных взаимоотношений, поскольку в соответствии со ст. 132 БК РФ нормативы денежных затрат на предоставление национальных нормативов и услуг минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ по согласованию с субъектами РФ.

Кроме этого субъекты РФ и города не отвечают по долговым обязательствам друг друга, в случае если указанные обязательства не были гарантированы ими, и по долговым обязательствам РФ (п. 2 ст. 102 БК РФ).

Свидетельством допустимости диспозитивности в публичных отношениях могут служить нормы БК РФ, допускающие происхождение публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских правоотношений.

На основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, предоставляются бюджетный кредит либо бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся национальными либо муниципальными унитарными фирмами (п. 1 ст. 76, п. 1 ст.

80 БК РФ).

Внешнее юридическое выражение способ диспозитивности находит и в установлении страной рекомендательных денежно-правовых норм.

В денежном праве способ диспозитивности носит условный темперамент, и его воздействие имеет определенные изюминки, заключающиеся в том, что согласование каких-либо условий денежной деятельности вероятно лишь в случаях, прямо оговоренных денежным законодательством.

Обоснование наличия соответствующих методов и самостоятельного предмета правового регулирования денежного права разрешает сделать вывод, что денежное право представляет собой независимую отрасль российского права, которая регулирует публичные отношения, складывающиеся в ходе денежной деятельности муниципальных образований и государства. При помощи данной отрасли права государство, применяя способы правового регулирования, воздействует на совокупность своеобразных однородных публичных взаимоотношений, появляющихся в связи с формированием, использованием и распределением муниципальными образованиями и государством фондов денежных средств, осуществлением денежного контроля, осуществлением расчётов и денежного обращения, денежно-правовым регулированием банковской деятельности, регулированием налогообложения, привлечением к ответственности за нарушение денежного законодательства.

Денежное право — независимая отрасль российского права, воображающая собой совокупность юридических норм, каковые регулируют публичные отношения, появляющиеся в ходе образования, использования и распределения фондов денежных средств (денег) государства и городов, нужных для реализации их задач и функций.

Место денежного права в единой совокупности российского права полнее раскрывается при его отграничении и сопоставлении от вторых отраслей права.

В связи с тем, что денежное право распространяется на отношения в области денежной деятельности страны, оно тесно соприкасается с конституционным (национальным) и административным правом, которое охватывает своим действием деятельность и организацию страны в целом. Существует связь между ними и по видам национальной деятельности, на каковые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Конституционное (национальное) право – ведущая отрасль в совокупности российского права. Оно закрепляет базы политики и общественного строя РФ, правового положения личности, федеративное национальное устройство, деятельности органов и основы организации власти и муниципальных органов власти. Денежное право базируется и начинается на этих базах.

Административное право регулирует публичные отношения в области национального управления, осуществляемого органами аккуратной власти.

Денежное право распространяется на оба этих вида национальной деятельности, потому, что денежная деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Денежное право взаимодействует с гражданским правом, поскольку рыночные отношения, договорные отношения участников денежной деятельности, правоотношения по поводу расчётов и денежного обращения, отношения внутренних финансов фирм, денежной деятельности банков, органов страхования, товарно-финансовые отношения регулируются соответственно нормами гражданского права.

Так, все отношения, каковые являются предметом регулирования денежного права, являются и предметом регулирования гражданского права.

1.2. Совокупность денежного права

Совокупность права — это внутреннее строение (структура права), отражающее объединение и разделение юридических норм.

Главная цель разрешённого понятия – объяснить в один момент деление и интегрирование нормативного массива на отрасли, подотрасли и университеты, дать системную чёрта хорошего права в целом. Совокупность российского права складывается из отраслей, институтов и подотраслей.

Денежное право как отрасль российского права кроме этого имеет собственный внутренне строение (структуру).

Денежное право, являясь отраслью российского права, представляет собой, как отмечалось выше, обособленную совокупность правовых институтов и норм, регулирующих публичные отношения, появляющиеся в ходе осуществления денежной деятельности муниципальных образований и государства, т. е. деятельности, направленной на создание, использование и распределение определенных фондов денежных средств.

В отрасли денежного права существуют подотрасли и правовые университеты.

Подотрасль — это совокупность установленных страной общеобязательных правовых норм, регулирующих однородные публичные отношения в отрасли права.

К примеру, подотраслями денежного права являются бюджетное право, налоговое право, банковское право.

Бюджетное право – подотрасль денежного права, воображающая собой совокупность установленных страной общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих публичные отношения, складывающиеся в ходе бюджетной деятельности муниципальных образований и государства (см. гл. 8).

Налоговое право – это подотрасль денежного права, воображающая собой совокупность установленных страной общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих публичные отношения в сфере взимания и установления введения налогов, осуществления налогового контроля, защиты прав привлечения и налогоплательщиков к ответственности за нарушение законодательства о сборах и налогах (см. гл. 15).

Институт права — это обособленная несколько юридических норм, регулирующих публичные отношения конкретного вида.

К денежно-правовым университетам относятся – университет внебюджетных фондов, университет национальных и муниципальных доходов, университет расчётов и денежного обращения, университет налогового контроля, университет контроля и валютного регулирования и т. д.

Университет налогового контроля – это установленная страной обособленная несколько правовых норм, регулирующая публичные отношения, складывающиеся между субъектами налогового права при осуществлении мероприятий налогового контроля.

Университет расчётов и денежного обращения – это установленная страной обособленная несколько правовых норм, регулирующая публичные отношения в сфере обращения денежных проведения и средств расчетов.

Одновременно с этим нормы денежного права различаются по собственному конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т. д. В базе для того чтобы деления лежат в первую очередь специфика и разнообразие денежных взаимоотношений. Исходя из этого денежное право подразделяется на две части – Неспециализированную и Особую.

Неспециализированная часть денежного права включает нормы, регулирующие неспециализированные правила, методы и правовые формы денежной деятельности страны, совокупность органов страны, осуществляющих денежную деятельность, их правовое положение, и правовое положение всех субъектов – участников денежных правоотношений. Ко мне же относятся вопросы регулирования денежного контроля в стране, методов и форм денежного контроля, правила экономической политики, основания и порядок привлечения к денежно-правовой ответственности и т. д. Нормы Неспециализированной части используются ко всем денежно-правовым отношениям и действуют довольно всех сфер денежной деятельности местного самоуправления и государства.

Особая часть денежного права включает в себя расположенные в определенном научно логической последовательности и обоснованном порядке подотрасли и университеты денежного права, связь между которыми объективно обусловлена.

В Особую часть денежного права входят следующие подотрасли и правовые институты: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование национальных доходов; правовое регулирование национальных затрат; национальные внебюджетные фонды; публичное банковское право; национальный и муниципальный кредит; необходимое госстрахование; организация расчётов и денежного обращения; валютный контроль и валютное регулирование.

Построение совокупности денежного права позволяет самоё правильного применения денежно-правовых норм на базе объективно существующих денежно-правовых взаимоотношений, содействуя соблюдению денежной дисциплины и упрочнению законности.

Источник: fictionbook.ru

Сергей Кучеров брутальная фотосессия

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: