Казначейство – коллектив первопроходцев

Казначейство – коллектив первопроходцев

Из 15 лет существования Казначейства России Татьяна Геннадьевна Нестеренко руководила им практически 10 лет – с января 1998 г. по сентябрь 2007 г. 10 лет – это весьма большой отрезок времени не только для организации и человека, но и для страны в целом. Тем более что это было время громадных изменений. Татьяна Геннадьевна поделилась с нашим обозревателем некоторыми воспоминаниями о собственной работе в Казначействе.

– Татьяна Геннадьевна, в 1998 г. Вы стали начальником Главного управления Федерального казначейства, поменяв на этом посту Александра Васильевича Смирнова. Что оказало влияние на Ваше ответ занять это кресло?

– Возможно, логичнее было бы задать вопрос тех, кто внес предложение мне занять это кресло, – что оказало влияние на их выбор? Самовыдвижения на такие должности не бывает. Карьерные трансформации, как и многие другие, в жизни любого человека происходят в следствии множества факторов, каковые обычно мы сами не можем ни выявить, ни растолковать.

Это и имеется, возможно, будущее.

Моя будущее неразрывно связана со сферой публичных финансов. По окончании университета я трудилась на различных должностях в райфинотделе, после этого была начальником Денежного управления Чукотского независимого округа. Сама в течении многих лет составляла, выполняла, контролировала и отчитывалась об выполнении разных бюджетов – от бюджета сельского совета до бюджета субъекта РФ.

Так что практический опыт у меня был, а работа в русском парламенте дала мне серьёзный политический опыт.

Не смотря на то, что, соглашусь, в момент, в то время, когда тогдашний глава МинФина Михаил Михайлович Задорнов сделал мне это кадровое предложение, я испытала шок. Такая ответственность! Страшно не совладать.

Если бы не настойчивость Михаила Михайловича, я бы ни за что не дала согласие.

Вот так и не редкость: какой-то случай либо какой-то человек внезапно меняют течение судьбы.

– С чем Вы столкнулись? Что было самым сложным во время Вашей работы в Казначействе?

– Принципиально важно выделить, что я стала начальником Федерального казначейства тогда, в то время, когда главные политические ответы, которые связаны с созданием университета казначейства, были уже приняты: были изданы соответствующие указы Главы Российской Федерации и распоряжение Правительства РФ. В Бюджетном кодексе РФ был законодательно закреплен принцип казначейского выполнения бюджета. Так, первые – сложнейшие – шаги к созданию современной системы исполнения бюджета были сделаны.

Кстати, являясь членом Бюджетного комитета Госдумы и трудясь над Бюджетным кодексом РФ, я и представить себе не имела возможности, что самой его придется и выполнять.

С чем я столкнулась, в то время, когда стала начальником Федерального казначейства? Само собой разумеется, неприятностей хватало, но самым тяжелым было полное нарушение денежной совокупности. Год моего назначения на пост – 1998 г. Это печально известный год, с отказами от оплаты обязательств, дефолтом и т.д.

Налоги платили товарами, в расчетах превалировал бартер, «живые деньги» в казну текли тоненькими ручейками, да и те сразу же распределялись по квитанциям бюджетополучателей, потому, что единого казначейского счета еще не было. Любой рабочий сутки начинался с получения банковской выписки, над которой возможно было лишь рыдать.

В приемной были толпы – и не просителей чего-то сверхъестественного, а тех, кто не имел возможности взять финансирование, предусмотренное законом, дабы приобрести продовольствие для воинов, выдать заработную плат преподавателям, докторам

Выкручивались, как имели возможность, не смотря на то, что довольно часто приходилось сказать, что денег не будет ни сейчас, ни на следующий день. В тот момент я сконцентрировала и свои силы, и упрочнения всего центрального аппарата казначейства не на поиске «живых денег», а на срочном создании инструментария, что обеспечил бы абсолютное выполнение всех финансовых обязательств РФ.

Не вдаваясь в подробности, увижу, что в следствии созданных и внедренных казначейством процедур по распределению и учёту в бюджеты бюджетной совокупности доходов от уплаты налогов и сборов фактически закончилась практика уплаты налогов и сборов в товарной форме, и это сходу улучшило состояние счета бюджета страны. Помимо этого, мы попытались закрыть все счета участников бюджетного процесса в кредитных организациях и открыть им лицевые квитанции к единому казначейскому счету. Обрисованные действия разрешили наполнить счет бюджета страны, и очереди в приемной ушли в прошлое, потому, что все заблаговременно знали, в какую сумму и какой день они возьмут со счета Федерального казначейства.

Второй проблемой, которую требовалось срочно устранить, было фактически полное отсутствие нормативных документов, регулирующих бюджетный процесс. Кроме того инструкцию по бухучёту в организациях и учреждениях, состоящих на бюджете, Верховный суд России своим ответом от 30 июля 1998 г. признал незаконной (недействующей) со дня ее издания. Как в таких условиях трудиться?

Да, был Бюджетный кодекс Российской Федерации, но он, во-первых, начинал действовать лишь с 2000 г. а во-вторых, обрисовывал нормы и общие правила. Вся нормативная база России в тот момент регулировалась по большей части либо весточками, либо письмами за подписью одного-двух государственныхы служащих. Не было ни совокупности нормативного регулирования, ни понимания, как каждое конкретное правило вписывается в неспециализированную логику правовой совокупности, не противоречит ли соответствующая норма Гражданскому кодексу РФ, Налоговому кодексу РФ и т.д.

Это указывает, что бюджетная совокупность страны в те годы трудилась несинхронно. Процветало местничество: в каждом регионе, а время от времени и просто в бюджетном учреждении устанавливались собственные правила, внедрялись правила работы и свои методы. А работа с публичными финансами должна быть основана четко определенных руководствах.

Причем прописать в руководствах все необходимо так, дабы нормативные требования возможно было выполнить, проверить и в конечном итоге составить отчет об выполнении как бюджета отдельного публичного правового образования, так и отчет об выполнении консолидированного бюджета страны, а это, поверьте, нереально сделать, в случае если нет единых правил для всех участников бюджетного процесса.

Решали мы эту проблему методом весьма напряженной работы методологического совета при Главном управлении Федерального казначейства и всего центрального аппарата Федерального казначейства, и методом вовлечения в процесс создания нормативных документов сотрудников отечественных территориальных органов. на данный момент, возможно, тяжело представить, как трудились финансисты без многих известных руководств Министерства финансов России, но было и такое время. Слава Всевышнему, мы его пережили.

Казначейство – одно из наиболее значимых звеньев выполнения национальных ответов.

Алексей Кудрин

Коллегия Минфина РФ

20 февраля 2007 г.

– Татьяна Геннадьевна, как Вас встретил коллектив Казначейства?

– Создание команды – это третья неприятность, решать которую тяжело любому начальнику. Коллектив, куда я пришла со стороны, мне думается, встретил меня настороженно.

И это конечно, поскольку сотрудники пережили тяжелейшие времена со своим первым начальником, Александром Смирновым: так как это безумно тяжело – затевать новое дело, первенствовать .

Различное бывало… Что сейчас вспоминать. Трудиться приходилось фактически сутками, вникать в небольшие подробности, создавать сложнейшие документы. Начальником Казначейства меня прописали под Ветхий Новый год – 13 января 1998 г. а первое воскресенье, в то время, когда я разрешила себе не пойти на работу, я и по сей день не забываю – это было 26 мая 1998 г. (Кстати, суббота у меня до сих пор любимый рабочий сутки: реже звонит телефон, возможно сделать все, что опоздала за чемь дней, другими словами – нормально поработать.)

Я не стала никого увольнять. Мне самой нужно было обучиться трудиться со сложившимся коллективом. И я замечательно осознавала, что никто не сможет внушить к тебе уважение, сделать тебя начальником – лишь ты сам.

месяцы работы и Первые дни – прекрасная возможность и прекрасная школа для закалки духа. Как раз тогда я обучилась преодолевать каждые преграды, собственным примером, силой убеждения и энтузиазмом вовлекать людей в новые проекты и вести их за собой. Чего у меня не было ни при каких обстоятельствах – так это потребности в личной преданности сотрудников.

Достаточно, дабы сотрудники были преданы собственному делу. Такое уровень качества у моих сотрудников, непременно, было, потому, что, повторю, это был коллектив первопроходцев.

А вдруг человек сам что-то создал, он будет честно заинтересован в собственном детище.

Уже на первых заседаниях я увидела, что мы наподобие говорим об одном и том же, но по-различному понимаем кроме того суть употребляемых терминов. на данный момент смешно вспоминать, но чтобы обучиться сказать на одном языке, нам было нужно создать мелкий рабочий словарь.

На первых порах все проекты докладов моих сотрудников мы обсуждали в узком кругу у меня в кабинете – что сказать, как сказать, каждую позицию согласовывали, – и лишь позже они выступали на коллегиях и совещаниях. Эта работа заняла практически два года. Но сейчас, в то время, когда выступает любой из сотрудников Казначейства, я могу лишь радоваться тому, как мы понимаем друг друга, как профессионально и по делу говорим.

Эти неприятности во время становления и укрепления Федерального казначейства мы решили достойно и, учитывая масштаб, весьма скоро. И осознали, что настала пора сделать следующий ход.

– Что это был за ход?

– Проект модернизации совокупности Казначейства, поддерживаемый Мировым банком. Это вправду наиболее значимый этап в жизни Казначейства. Он занял много лет – начался с институционального обзора и постановки задач сложившейся к тому времени совокупности и длится до сих пор. Наряду с этим необходимо было, не переставая работу над техническим заданием

сложной информационной и телекоммуникационной совокупности, опережающими темпами создавать новую нормативную базу под современную совокупность казначейства. В следствии мы заключили , что без значительных реформ в бюджетной сфере совокупность казначейства не имеет возможности добиться таковой степени эффективности, которая отвечала бы современным вызовам.

Сотрудники Федерального казначейства были не только инициаторами, но и авторами многих направлений бюджетных реформ: трансформации бюджетной классификации, инструкции по бюджетному учету. Кое-какие главы Бюджетного кодекса в том виде, в котором он действует на данный момент, – плод труда сотрудников Федерального казначейства.

Министерство финансов России в лице Алексея Лаврова и Татьяны Голиковой по всем направлениям бюджетных реформ уточнял позицию тех, кто в будущем будет реализовывать солидную часть законодательных норм. Думаю, как раз Казначейства команд и сплочённость Минфина разрешила в столь маленькие сроки сделать так много в сфере публичных финансов России. Министерство финансов разрешил нам почувствовать себя соавторами реформ.

Дальше казначеев уже не требовалось подталкивать: так как люди в большинстве случаев поддерживают то, что помогали создавать, и не признают трансформаций, если они не принимали участие в их дискуссии.

– Но так как функции начальника не исчерпываются ответом глобальных задач. Я знаю, что в Казначействе создана и четко трудится совокупность взаимопомощи…

– Само собой разумеется. Казначейство – это громадный коллектив, причем это не только центральный аппарат, но и более 55 тыс. человек по всем регионам России. Везде имеется люди со бедами и своими проблемами: у кого-то ребенок заболел, у кого-то супруг погиб… Для многих единственная надежда – позвонить в Москву: а что если окажут помощь? И это самое тяжелое в работе начальника – столкнуться с горем настоящих людей, в особенности в случае если, не дай Всевышний, у тебя нет возможности им оказать помощь.

Очевидно, мы старались поддержать сотрудников, попавших в тяжёлую жизненную обстановку, делали это, что именуется, «всем миром».

Помимо этого, мы гордимся совокупностью взаимовыручки, которая сложилась у нас в территориальных органах. Она никак не формализована, но в случае если у кого-то появился сбой в работе совокупности либо другие сложности, в это управление сходу приедут сотрудники из ближайших УФК, окажут помощь, поделятся опытом. Но такие сбои на данный момент весьма редки.

Чаще коллективы территориальных органов видятся в рамках региональных рабочих групп, обсуждают насущные неприятности, разрабатывают предложения по внесению трансформаций в нормативные акты и присылают их в центральный аппарат Федерального казначейства.

По моему точке зрения, в Казначействе весьма хороший коллектив. Грамотные эксперты, уверенные в значимости и востребованности собственной работы для Отчизны.

Федеральное казначейство и имеется та совокупность, которая разрешает довести каждую копейку бюджетных средств от плательщиков налогов к получателям.

Алексей Кудрин

Встреча с Президентом России

28 июля 2007 г.

– Казначейство славится собственной работой с молодыми экспертами.

– Это целый проект, исполнение которого, я точно знаю, не будет прекращено и новым начальником Федерального казначейства. Начальник обязан применять возможности и любые инструменты, не побоюсь громкой фразы, для становления гражданского общества в Российской Федерации.

Мне довольно часто говорят: «Для чего Вы так усердствуете, ночами сидите, придумываете для молодых сотрудников все эти игры, тренинги, они же позже уйдут из казначейства – на другие зарплаты, за вторыми возможностями». «А куда они уйдут? – отвечаю я. – В другую организацию? Но так как они останутся в Российской Федерации».

Я не смогу оказать влияние на воспитание миллиона молодых граждан, но в случае если со мной рука об руку трудится более 55 тыс. человек, из которых минимум 30 тыс. молодежи, и в случае если я могу научить их чему-то, я буду это делать. Они окончательно запомнят отечественные дискуссии, размышления о будущем, об истории, о том, что такое преимущество, репутация, как получать поставленной цели, как возможно первенствовать , не унижая соперника, как принципиально важно разбирать пройденный путь и не повторять сделанных неточностей.

Вы не воображаете, какие конкретно способы мы изобретаем для работы с ними, как провоцируем их на творчество. Так как возможно сделать фотовыставку административными способами, а возможно кинуть клич среди сотрудников. И оказывается, что около столько творческих личностей, столько гениальных фотохудожников!

И выставка – вот она, приходите, смотрите. И вдобавок будет фотоальбом, пишется летопись. В нескольких региональных казначействах имеется кроме того собственные театры.

Понимаете еще, из-за чего это принципиально важно? Чем дальше, тем больше специалист будет отдаляться от творчества и эмоций. Так начинается мир. И я сама, руководя Казначейством, стремилась расписать любую процедуру на элементарные составляющие и технические регламенты, дабы никто кроме того не вспоминал, какую кнопку надавить, дабы все делалось машинально, дабы кругом был аудиторский след, дабы и любой человек, и вся совокупность трудились максимально четко.

А куда девать потребность человека в творчестве, в самовыражении? Да, на данный момент показалось большое количество танцевальных школ, фитнес-центров и пр. но они не всем по карману. Значит, нужно самим что-то придумывать – писать песни для концертов, ставить любительские пьесы. Это необходимо чтобы человек при отечественной работе оставался человеком.

Благодаря таковой молодежи у России будет громадное будущее.

– Я наслышана о семинарах, каковые Казначейство организовывает для молодых экспертов…

– Да. Семинары, тимбилдинги проходят везде – от Мурманска до Хабаровска. Мы проводим и центральные мероприятия, набираем сборные команды. На семинарах я сама в течение трех-четырех часов выступала перед молодыми ребятами, только что пришедшими к нам, говорила им о бюджете, о бюджетной совокупности.

Не считая меня лекции им просматривают лучшие эксперты Казначейства. А семинары мы предпочитаем игровые, к примеру даем задания в виде нормативного документа с неточностями, каковые необходимо отыскать. КВН проводим также с опытным уклоном. Придумать возможно большое количество.

Я, к примеру, сама написала игру «Остров сокровищ», которая обязана стимулировать ребят изучать Бюджетный кодекс Российской Федерации. Игра элементарная: плывет корабль, и на каждом отрезке его дороги появляются вопросы из Бюджетного кодекса и три ответа, отыщешь верный – можешь двигаться дальше. И цель была достигнута: начальники УФК позже по секрету информировали мне, что парни до пяти утра сидели и учили Бюджетный кодекс.

Ну как же, поскольку заявлено, что администратором семинара будет сама Нестеренко. Молодежь – это таковой податливый материал, лишь с ним нужно трудиться, не жалея, тратить силы и время.

– Будет ли продолжена эта работа?

– я точно знаю в этом. Во-первых, парни уже почувствовали вкус к творчеству и сейчас не дадут управлению спокойствия. Эти мероприятия стали классическими, а отменить традицию весьма тяжело.

Во-вторых, так сложилось, что Казначейство – это громадная семья, и его начальники не были ни равнодушными людьми, ни временщиками. Александр Васильевич Смирнов, первый начальник, до сих пор не производит Казначейство из вида, интересуется отечественной судьбой; я столько сил дала становлению и развитию данной совокупности, так полюбила всех, с кем мне посчастливилось за это время совместно трудиться, что просто не воображаю себе жизни без них.

Да и в силу новых должностных обязанностей я координирую работу Федерального казначейства. Сейчас эстафету принял Роман Евгеньевич Артюхин, для которого, я точно знаю, Казначейство – это все.

Блиц-опрос

– Какую роль в Вашей жизни сыграла работа в Федеральном казначействе?

– по поводу роли не знаю. Но это самое тяжёлое и самое занимательное время в моей жизни.

– Как бы Вы продолжили фразу «Казначейство – это…»?

– …это то, чем я могу гордиться.

– В текущем году Федеральное казначейство отмечает собственный 15-летие. Что бы Вы желали захотеть сотрудникам в связи с юбилеем?

– Я желаю захотеть им того, что хочу всем и неизменно, и себе а также: дабы они чувствовали собственную востребованность в работе, в личной судьбе, ощущали, что необходимы так многим, что кроме того погибнуть некогда.

Справка «Бюджета»

Татьяна Геннадьевна НЕСТЕРЕНКО, помощник главы МинФина РФ

Появилась 5 августа 1959 г. во Владивостоке.

В 1981 г. окончила Хабаровский университет народного хозяйства, специальность «кредит и Финансы». Кандидат экономических наук.

1981–1984 гг. – экономист по финансированию народного хозяйства денежного отдела Анадырского районого исполнительного комитета Чукотского независимого округа.

1984–1989 гг. – ревизор, инспектор по бюджету, помощник заведующего, глава инспекции по бюджету Анадырского райфинотдела Чукотского независимого округа.

1989–1991 гг. – заведующий денежным отделом Чукотского окружного исполнительного комитета (Анадырь).

1991–1994 гг. – помощник главы администрации, глава денежного управления администрации Чукотского независимого округа (Анадырь).

1994–1998 гг. – народный депутат ФС РФ, член Комитета Госдумы по бюджету, налогам, финансам и банкам.

1998–2004 гг. – помощник главы МинФина РФ – глава Главного управления Федерального казначейства, с 28 августа 2004 г. – член коллегии Министерства финансов России.

С мая по декабрь 2004 г. – глава Департамента – Главного управления Федерального казначейства Минфина Российской Федерации.

2005–2007 гг. – начальник Федерального казначейства (Казначейства России).

С сентября 2007 г. по настоящее время – помощник главы МинФина РФ.

Награждена орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетной грамотой Правительства РФ. Имеет признательность Главы Российской Федерации, Правительства РФ, главы МинФина РФ. Заслуженный экономист РФ.

Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА

Источник: © Бюджет, 2007, № 12

Источник: bujet.ru

Знамена главного управления ФСИН

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: