Консолидация сектора увеличит его эффективность

Одним из дорог сохранения маленьких банков есть формирование многоуровневой финансовой системы.

Отечественный финсектор неповторим как по неспециализированному количеству кредитных организаций, так и по многочисленности малых банков. Консолидация банков по окончании второй много разрешила бы создать еще сто больших игроков, каковые имели возможность бы расширить кредитное предложение на 1–2% ВВП за счет оптимизации ликвидности.

На данный момент, по нашим расчетам, Российская Федерация занимает третье место в мире по числу банков (рис. 1), не смотря на то, что страна не владеет ни многоуровневой банковской совокупностью, ни специальными кредитными организациями. Отечественный феномен уже попал под внимание опытных исследователей, начиная от отечественного соседа Центробанка Финляндии и заканчивая МВФ.

Как именно структура финсектора воздействует на его деятельность, и на какие конкретно шаги регулятору целесообразно пойти для ее оптимизации?

Эффективность изменения сбережений в инвестиции

Основной функцией банков есть изменение корпораций и сбережений домохозяйств в инвестиции. В зависимости от того, как банки удачно реализовывают изменение, возможно делать выводы об эффективности сектора. На рис. 2 приведена часть трудящихся активов банков в совокупных активах групп кредитных организаций, ранжированных по величине активов. В целом, любой рубль пассивов финсектора разрешает на 0,82 рубля организовать активы, приносящие доход.

Чем выше в активах часть «кассы», корреспондентских квитанций, недвижимости и других «неработающих» статей, тем ниже прибыльные активы и тем меньше свойство банков трансформировать накопления в инвестиции.

Самый действенно функцию денежного посредника реализуют большие банки, у которых трудящиеся активы достигают 85% совокупных активов. По мере понижения размера банков часть ликвидных средств в их активах возрастает. Это отражает низкие функциональные возможности малых банков по предоставлению кредитов, не сильный диверсификацию клиентской базы, громадную волатильность средств клиентов и необходимость дополнительного буфера ликвидности, и преобладание в бизнесе расчетно-кассового обслуживания.

консолидация и Укрупнение банков разрешают оптимизировать управление ликвидностью и как следствие – повысить эффективность работы банков в качестве денежных посредников. По экспертным оценкам, консолидация российского финсектора в группе за пределами двухсот наибольших банков, которая разрешила бы создать еще сто не меньше больших банков, разрешила бы расширить кредитное предложение за счет оптимизации ликвидности на 1–2% ВВП.

Ценообразование на кредиты

Рыночная структура финсектора во многом определяет ценообразование на основной банковский продукт – кредиты. От размера банка зависит цена денег для раздельно забранного заемщика и, в конечном итоге, – для экономики в целом. Со понижением размера банка эффект масштаба сходит на нет, и на цена кредита решающее влияние оказывают постоянные (внутренние) затраты банка на его выдачу. Помимо этого, чем меньше банк, тем дороже у него фондирование.

Как следствие – цена денег для клиентов выясняется выше.

Эта зависимость прекрасно видна на рис. 3, где отражено уровень качества кредитного портфеля разных групп банков, ранжированных по величине активов (отношение просроченной задолженности по кредитам к совокупной ссудной задолженности), и чистые процентные доходы банков. Последние вычислены как чистые процентные доходы по предоставленным кредитам (за исключением МБК) по окончании создания резервов на вероятные утраты.

Не смотря на то, что профиль заемщиков, и формы и виды кредитования у групп банков различаются, чистые процентные доходы являются одним из косвенных показателей цены денег для заемщиков.

На иллюстрации прекрасно видны две особенности, отличающие поведение групп банков. Во-первых, по мере ухудшения качества кредитного портфеля процентные доходы растут, что отражает возмещение банками утрат за счет более высоких ставок. Во-вторых, несколько банков за пределами двух первых сотен по величине активов имеет практически в пять раз более высокие чистые процентные доходы.

При сопоставимом кредитном риске в сравнении с остальными группами банков это говорит о более высоких процентных ставках. Так, увеличение и консолидация среднего размера банка будет вести к понижению процентных затрат по обязательствам банков и уменьшению ставок для заемщиков из нефинансового сектора.

Доступность банковских одолжений и затраты на денежную инфраструктуру

С позиций увеличения доступности банковских одолжений, главные надежды возлагаются на ведущих игроков рынка. Часто в банковских кругах возможно услышать аргументы, что, побуждая малые банки укрупняться, регулятор тем самым усугубляет проблему доступности банковских одолжений. Те, кто не выдержат новых требований по капиталу, будут вынуждены уйти с рынка, что создаст еще больший недостаток банковских одолжений.

В конечном итоге, маленькие банки не играются заметной роли в преодолении обеспечения доступности и дефицита финансирования банковских одолжений в экономике. На рис. 4 приведена динамика рыночных долей банков за пределами двух первых сотен кредитных организаций по величине активов за последние двенадцать лет.

По окончании переломного 2004 года, в то время, когда была запущена в воздействие совокупность страхования вкладов и началась медленная консолидация финсектора, сопровождаемая сокращением численности игроков, рыночная часть маленьких банков непрерывно уменьшалась. На начало 2010 года она упала ниже 6% активов сектора.

Консолидация сектора увеличит его эффективность

На практике это указывает, что наращивают активы и увеличивают предложение банковских одолжений вовсе не малые банки. Громаднейшую скорость в развитии показывают банки, входящие во вторую половину ведущей много банков. На них направляться рассчитывать прежде всего, говоря о расширении доступности банковских одолжений.

Что касается банков из первой полусотни, многие из них уже располагают разветвленной сетью отделений – и потому не склонны к стремительному наращиванию точек обслуживания.

Для корпораций и полноценного обслуживания домохозяйств сделать предстоит еще много. На данный момент развитие финсектора смещено в сторону столицы. Кроме Москвы самый обеспечены розничными одолжениями Петербург, Тюменская и Самарская области. Но подавляющая часть регионов находится за пределами полноценного банковского обслуживания.

Средняя обеспеченность розничными одолжениями регионов, измеренная как отношение депозитов населения и кредитов физическим лицам к численности населения субъекта Федерации, достигает всего 8–12% от уровня Москвы.

В целом направляться выделить два главных вида ограничений, мешающих доступности банковских одолжений: территориальные (связанные с недостаточностью развития денежной инфраструктуры) и технологические (заключающиеся в несоответствии разработок денежного обслуживания потребностям широких слоев населения, средних и малых предпринимателей). Преодолеть оба вида ограничений вероятно за счет многофункциональных сети банкоматов и развития отделений, и разработок удаленного обслуживания клиентов. И то и другое идут рука об руку, потому, что, в случае если кроме того клиент применяет совокупность интернет-банк, он остаётся привязанным по базисным операциям (открытие счета, оформление кредита и пр.) к местному отделению.

По интернациональным оценкам, Российская Федерация по–прошлому отстает в территориальном развитии банков, но отставание скоро уменьшается. На рис. 5 приведены результаты анализа числа банковских отделений по статистике 40 государств – участников Европейской банковской федерации.

Главными факторами, каковые помогают развиваться сети отделений, являются платежеспособный спрос на банковские услуги (ВВП на одного человека), численность населения и размер территории. Все три фактора определяют не меньше 60% вариации числа банковских контор. В Российской Федерации мы причисляем к ним дополнительные офисы и филиалы банков.

Чем выше уровень и плотность населения его благосостояния, тем больше потребность в банковских отделениях.

Количеству банковских контор у нас еще предстоит заметно подрасти. Но рост данный не будет многократным. С позиций численности населения и его платежеспособного спроса на банковские услуги развитие сетей отделений близко к насыщению.

По нашим расчетам, число контор может вырасти с текущих 25 тысяч до 40 тысяч единиц. Маловероятно, что сеть разрастется еще больше, учитывая альтернативу в виде электронных разработок удаленного доступа.

Розничный бизнес – это «игрушка» для больших банков. Маленькие банки со не сильный капитализацией не смогут позволить себе заниматься розницей, которая затратна (как по процентным расходам по вкладам, так и по административно-хозяйственным расходам на содержание офиса и персонала), и в отношении которой громадна роль результата от масштаба.

В зависимости от размера банка и профиля его клиентов затраты на содержание и открытие офиса очень сильно различаются. Минимализм возможно заметить на примере Россельхозбанка: помещения для региональных контор банк берет в аренду. При штатной численности до десяти сотрудников на 100 кв. м затраты на открытие допофиса не превышают миллиона рублей.

В случае если большой личный банк федерального масштаба захочет открыть бизнес-центр с просторными помещениями и профессиональным дизайном, находящимися в его собственности, то затраты на открытие допофиса смогут превышать 1 млн. долларов.

По нашим расчетам, для приближения к европейскому уровню территориальной обеспеченности предпринимателей и населения банковскими одолжениями минимальные совокупные инвестиции банков в сети контор возрастут до 450 млрд. рублей. Это образовывает около 10% собственного капитала финсектора. Маловероятно, что миллиардные долговременные вложения в инфраструктуру смогут быть сделаны банками за пределами двух первых сотен банков.

Так как их суммарный капитал на конец 2009 года достигал 370 млрд. рублей.

Влияние размера капитала на денежную стабильность банка

самоё надёжное приложение капитала требует от банков не только затрат на развитие сетей отделений, но и собственных средств определенной величины, бизнес-реальных владельцев и «возможностей менеджеров». Рвение маленьких по размеру либо фиктивно капитализированных банков получить выталкивает их в сферу обслуживания вызывающих большие сомнения операций либо высокорисковых денежных сделок. К последней традиционно относят финансирование коммерческой деятельности обладателя банка.

Вправду, не имея возможности положить капитал в массовый банковский бизнес, кое-какие банкиры применяют привлеченные банком средства для собственных инвестиционных выдумок. Во многих случаях их сложно отделить от операций по фиктивной капитализации банка.

Сочетание провальной венчурной идеи обладателей с ее завышенной ценой в активах банка и запутанными правами на конечный объект инвестиции ведет к тому, что мельчайший сдвиг в платежном календаре банка приводит к ликвидности, каковые нереально компенсировать в силу недоверия рынка таким банкам. Наровне с финансированием бизнеса обладателей в качестве единственного и неподвижного «якоря», тянущего ко дну маленькой банк, кроме этого выступают вложения в недвижимость либо другие активы, имеющие низкую ликвидность.

По сути банки, разоряющиеся сейчас, показали, что минимальная величина капитала – это не только структурная составляющая регулирования финсектора, но и фактор, напрямую воздействующий на устойчивость банка. Не смотря на то, что отчетные эти часто далеки от фактического положения дел, вскрывающихся при последующей ликвидации банков, однако кризисная статистка отзыва лицензий иллюстрируют картину денежной нестабильности маленьких банков.

В 2008 году на банки с капиталом до 180 млн. рублей приходилось 24% случаев отзыва лицензий из-за денежных неприятностей, а в 2009 году уже 48% (табл. 1).

Таблица 1. Распределение обстоятельств отзыва лицензий по группам банков в зависимости от величины собственного капитала (не учитывая отменённых лицензий)

Величина собственного капитала 2007 год 2008 год 2009 год
Денежное
положение
Легализация* Денежное
положение
Легализация Денежное
положение
Легализация
Отрицательный капитал 0 0 2 0 4 0
до 90 млн. рублей 2 27 3 1 12 3
от 90 до 180 млн. рублей 1 8 3 2 5 2
от 180 до 500 млн. рублей 0 9 11 2 4 3
более чем 500 млн. рублей 1 1 7 2 9 2
ИТОГО 4 45 26 7 34 10

* Статья 20 «Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций» часть I, п. 6 ФЗ «О банковской деятельности и банках» гласит, что основанием для отзыва лицензии возможно «неисполнение законов , регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, в случае если в течение одного года к кредитной организации много раз использовались меры, предусмотренные ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», и неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением п.3 ст. 7) ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом».

Таблица 2. Категории кредитных организаций (по классификации национальных регуляторов) в государствах с большой численностью банков

Категория кредитных организаций Число
Германия 2048
lending banks: major направляться, private banks and branches of banks 183
savings banks: Landesbanks, public savings banks, free savings banks 448
cooperative banks 1247
other institutions: building societies, mortgage banks, securities trading banks, federal and state housing promotion banks 170
Австрия 870
joint stock banks 51
state mortgage banks 11
building societies 4
special purpose banks 93
branches of credit institutions 28
savings banks 56
industrial credit cooperatives 69
Raiffeisen, or agricultural, credit cooperatives 558
Италия 793
Banks 245
cooperative banks 38
mutual banks 426
branches of foreign banks 84
Франция 751
Banks 316
mutual and co-operative banks: popular credit banks, mutual farm credit institutions, mutual credit banks, cooperative banks, savings and provident institutions 104
municipal credit banks 19
finance companies: finance companies authorised to carry out banking transactions under specific laws and regulations, finance companies authorised to carry out banking transactions by individual authorisation 306
specialised financial institutions 6
Польша 651
commercial banks which conduct operating activities: domestic banks, branches of credit institutions 64
commercial banks which do not conduct operating activities 6
cooperative banks 581
Китай 464
policy banks 3
large commercial banks 5
joint-stock commercial banks 12
city commercial banks 136
rural commercial banks 22
rural cooperative banks 163
village and township banks 91
foreign banks 32
Англия 397
banks 325
building societies 57
e-Money issuers 15
Испания 361
banks: domestic banks, foreign banks, branches, subsidiaries 156
savings banks 46
cooperatives 83
specialised credit institutions 75
electronic money institutions 1
Швейцария 327
cantonal banks 24
big banks 2
regional banks and savings banks 75
Raiffeisen banks 1
stock exchange banks 48
other banking institutions 9
foreign-controlled banks 123
branches of foreign banks 31
private bankers 14

Зарубежный опыт деления банков на классы

Забота об эффективности денежного посредничества, и о стабильности финсектора сподвигает финансовые власти стимулировать укрупнение и консолидацию банков. С 2010 года минимальная планка по собственному капиталу банков была удачно повышена до 90 млн. рублей, что не позвало какое количество-нибудь ощутимого влияния на банковскую деятельность сектора в целом. Ожидается, что к 2012 году большая часть малых банков сможет нарастить капитал до 180 млн. рублей.

Нельзя исключить, что по окончании 2012 года будет реализована инициатива главы МинФина Алексея Кудрина о последующем увеличении минимального капитала до 1 млрд. рублей.

Одним из дорог сохранения группы маленьких банков есть формирование многоуровневой финансовой системы, где в зависимости от класса банка и его собственного капитала ему будет разрешен определенный список операций. Это разрешит сократить риски банков, приведя их в соответствие с размером собственного капитала.

В случае если обратиться к интернациональному опыту, то во всех государствах, где действуют много банков, кредитные организации делятся национальными регуляторами на пара категорий (табл. 2). К каждой из них используется отдельный режим пруденциального надзора в зависимости от профиля рисков.

Российская Федерация наровне с США и Англией представляют собой исключения, где ко всем банкам независимо от специфики их деятельности предъявляются одинаковые требования.

Многочисленность банковских совокупностей за границей разъясняется наличием классов кооперативных банков и банков обоюдного кредитования. В Германии их часть от общего числа кредитных организаций образовывает 61%, в Австрии – 72%, в Италии – 54% и т.д. Риски кооперативных и обоюдных банков ограничены тем, что их клиенты являются в один момент собственниками банков.

Высоко рискованные операции ими не проводятся, благодаря чему они не воображают системную угрозу для финсектора и ведут собственную деятельность в замкнутой нише.

В Российской Федерации университеты кооперативных и обоюдных банков (до тех пор пока) отсутствуют. Запрещено исключать, что по мере усиления кредитных кооперативов на отечественном рынке покажутся кооперативные банки. Но это возможность не одного десятилетия.

Любопытно, что официальные классификации кредитных организаций, по которым национальные регуляторы относят банки к разным классам денежных посредников, строятся в основном по двум показателям: организационно-правовая форма юрлица и список разрешенных операций. Региональный показатель классификации, за исключением классов кооперативных и обоюдных банков, уходит в прошлое.

Возможность появления банков с ограниченной лицензией

В случае если малые банки наровне с большими системными банками будут выделены в Российской Федерации в отдельные классы банков с особенными режимами пруденциального надзора, главным критерием классификации станут размер собственного капитала (включая минимальную величину капитала) и закрытый список разрешенных операций. При таких условиях малые банки будут воображать собой банки с ограниченной лицензией. Их запрещено будет вычислять универсальными банками, но в рамках ограниченной бизнес-модели они смогут функционировать на территории всей страны.

Какие конкретно рамки смогут накладываться на банки с ограниченной лицензией? В первую очередь они связаны со профилем структуры и спецификой пассивов рисков, каковые они a priori не смогут на себя принимать. Речь заходит о сложных долгосрочных операциях и структурных продуктах – ипотечном кредитовании и секьюритизации, и о деривативах и других забалансовых операциях. Все они смогут быть запрещены для банков с ограниченной лицензией.

Одновременно с этим банки с ограниченной лицензией смогут так же, как и прежде проводить базисные операции по привлечению фирм на расчетно-кассовое обслуживание и депозитов населения, и выдавать хорошие кредиты. Валютное собственные операции и обслуживание клиентов в зарубежных валютах кроме этого должны сохраниться, учитывая экспортную направленность русском экономики.

Но вызывающе большие сомнения, что банкам с ограниченной лицензией направляться дать выходить на внешние рынки капитала и поддерживать корреспондентские отношения с зарубежными банками. Маловероятно, что они смогут адекватно оценить рыночные риски, которые связаны с операциями на международных денежных рынках.

Введение класса банков с ограниченной лицензией, в конечном итоге, разрешит решить нескольких задач. Во-первых, стимулировать обладателей и топ-менеджеров наращивать личный капитал для перехода банка в более большой класс универсальных банков. Во-вторых, сократить риски, приведя их в соответствие с размером собственного капитала банков.

В-третьих, сохранить нишу локальных банков, что разрешит поддержать региональные рынки и обеспечить одолжениями средний бизнес и местный малый.

Консолидация сектора авиаперевозок давно назрела

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: