Планировать совершенствование законодательства далеко не всегда легко, кроме того тогда, в то время, когда это нужно. В платежной сфере такая необходимость в известной мере связана со стратегией развития Национальной платежной системы (НПС), определяющей направления развития НПС и принимаемой Банком России. Но настоящие драйверы развития смогут появиться и за ее границами.
Внешние угрозы как стимул внутреннего развития
Принимаемый в соответствии со стратегией развития НПС замысел мероприятий предполагает наличие конкретных мер и сроков их исполнения. Вместе с тем Банк России не наделен полномочиями законодательной инициативы, исходя из этого не страно, что в формулировках направлений развития господствуют такие императивы, как «помогать, принимать участие, содействовать». Это предопределяет совместную деятельность, а также в законодательной сфере.
Настоящие сроки замысла смогут сдвигаться, в особенности в то время, когда решаемая задача требует консенсуса всего сообщества: национальных структур, бизнеса, публичных организаций.
В разделе V стратегии «Развитие платежных платёжной инфраструктуры и систем» предусмотрены, в частности:
д) помощь инициатив участников рынка платежных одолжений по интеграции платежных клиринговых и расчетных инфраструктур розничных платежных совокупностей чтобы повысить эффективность их снижения и использования издержек операторов одолжений платежной инфраструктуры, в частности методом создания клиринговых центров национального уровня;
е) содействие созданию единой национальной инфраструктуры, снабжающей обмен платежными и иными денежными сообщениями в НПС.
Правильные сроки реализации данных направлений с выходом на практический ввод в эксплуатацию спланировать во время принятия стратегии вряд ли было вероятно. Тем более нужно учесть форс-мажор, который связан с внешними вызовами. Но как раз внешние вызовы стали их настоящими «двигателями».
Принятые Западом экономические санкции либо их угрозы явились сейчас главной мотивирующей силой в совершенствовании российского правового поля НПС и развития главных платежных инфраструктур. Они коснулись в первую очередь тех сфер, где позиции западных платежных инфраструктур были главными:
- сферы розничных платежных одолжений, оказываемых интернациональными совокупностями платежных карт (МСПК) Visa и MasterCard, что конкретно связано с направлением «д» стратегии,
- сферы одолжений межбанковского обмена денежными сообщениями, оказываемых совокупностью Swift, что очевидно коррелирует с направлением «е» этого документа.
Самый деятельно процессы регулирования реализуются, в то время, когда на первый замысел выходят неприятности всего сообщества и в первую очередь вопросы нацбезопасности
В сжатые сроки были внесены трансформации в закон о НПС, в соответствии с которыми, например, была создана национальная совокупность платежных карт, ставшая платежно-клиринговым центром МСПК, и национальной платежной системы «Мир». Проработан проект и введена в воздействие совокупность передачи денежных сообщений Банка России. Предстоящее развитие приобретает задача внедрения западных стандартов ISO 20022.
Принятые меры в значительной мере снижают уровень вероятных внешних угроз в платежной сфере. Вместе с тем купленный опыт заставляет внимательнее всматриваться в новации западных регуляторов.
Практика последних лет свидетельствует, что самый деятельно процессы регулирования реализуются, в то время, когда на первый замысел выходят неприятности всего сообщества и в первую очередь вопросы нацбезопасности.
Нарастающая тенденция — не банки в платежной индустрии
С недавних пор усиливается проблематика деятельности в платежной сфере организаций, не являющихся кредитными.
В Российской Федерации эта тема только начинает обсуждаться
В зарубежной практике она проявляется принятой в 2007 году в ЕС платежной директивой — устанавливающей требования к оказанию платежных деятельности и услуг провайдеров платежных одолжений (Payment Services Providers, PSP), среди которых выяснены платежные университеты (Payment Institution), не являющиеся банками. В Российской Федерации эта тема только начинает обсуждаться.
Так, Банк России отмечает ее актуальность в аналитическом обзоре НПС за 2014 год в связи с совершённым в 2012 году Базельским комитетом по рыночным инфраструктурам и платежам обследованием небанковских платежных учреждений, раскрывая самые важные элементы этого обследования.
Специалисты платежного рынка думают над тенденциями в оказании потребителям комплексного сервиса по приобретению товаров либо оказанию услуг с встроенным платежным приложением, разрешающим выполнить немедленную оплату, деятельностью агрегаторов в платежной индустрии, и над узкими местами в регулировании платежных агентов.
Агрегаторы и платежные совокупности: выживут ли изолированные услуги по приему платежей? В мире набирают силу высокотехнологичные агрегаторы, каковые трудятся во всевозможных секторах: от такси (Uber) до аренды жилья (AirBnB). Когда-то они просто помогали провайдерам и потребителям отыскать друг друга. Сейчас они смогут диктовать собственные правила целым сегментам экономики а также принудительно переводить их на безнал, как это случилось в сфере пассажироперевозок.
Это получается у них лучше, чем у банков. Вопрос в том, свидетельствует ли это введение дополнительного регулирования?
Появляющийся вследствие этого вопрос о необходимости совершенствования законодательства об НПС обязан так или иначе продвигаться в плане четкого понимания складывающейся обстановке в Российской Федерации и назревающих неприятностей для страны, бизнеса, общества, вероятных способов регулирования для ответа появляющихся неприятностей, а также с учетом интернационального опыта, ожидаемых результатов и др.
В 2015 году была принята вторая платежная директива. Ее главной новацией есть создание условий, упрощающих потребителям доступ к платежным услугам, что делается не зависящим от размещения средств для платежа (источника фондирования) в том либо другом денежном учреждении. Такое ответ достигается в значительной мере за счет введения специальных типов провайдеров платежных одолжений (PSP):
- провайдера одолжений по инициации платежей (Payment Initiation Services Provider, PISP)
- провайдера одолжений по консолидации информации о квитанциях (источниках фондирования) плательщика (Account Information Service Providers, AISP).
Отмечается, что подобное регулятивное ответ простимулирует появление высокотехнологичных посредников, каковые будут предоставлять лишь интерфейсы для управления финансовыми транзакциями, но наряду с этим не будут оперировать фактически финансовыми средствами.
Активное перемещение Запада — новые технические стандарты для платежей
На данный момент деятельно продвигается ответ задач, которые связаны с внедрением второй платежной директивы в ЕС: осуществляется имплементация в законодательства государств-участниц и в один момент идет разработка технических стандартов (Regulatory Technical Standards, RTS), в соответствии с которыми в 2018 году будут функционировать новые PSP.
Стандарты должны включать твёрдые требования по аутентификации клиентов, требования по безопасности для целостности и защиты конфиденциальности персональных учетных данных пользователей платежного сервиса
Стандарты разрабатываются в обеспечение требований директивы, нацеленной на то, дабы все предлагаемые платежные услуги в электронной форме осуществлялись в защищенном режиме. Кроме этого должны использоваться технологии, обеспечивающие надёжную максимальное снижение и аутентификацию пользователя уровня рисков. Эти стандарты должны быть созданы Европейским банковским регулятором (European Banking Authority, EBA) при активном сотрудничестве с Европейским центробанком.
Стандарты должны включать твёрдые требования по аутентификации клиентов, требования по безопасности для целостности и защиты конфиденциальности персональных учетных данных пользователей платежного сервиса. В них должны быть кроме этого требования в отношении неспециализированных открытых стандартов и стандартов безопасности для коммуникаций между разными PSP, получателями и плательщиками средств.
На данный момент созданный ЕBA проект стандартов как консультативный документ размещен на сайте ЕBА. Он учитывает предложения и замечания разных учреждений и организаций, поступивших в рамках дискуссионного проекта (декабрь 2015 года). При разработке окончательной версии стандартов учитываются предложения, направленные до 12 октября 2016 года.
В Европе регулятивные новации в платежной сфере содействуют формированию высоких разработок
Нужно подчернуть, что проект стандартов косвенно затрагивает применение интернета, поскольку он взаимосвязан с требованиями по уполномоченным центрам и электронной идентификации по электронным транзакциям (Electronic Identification and Trust Services for Electronic Transactions Regulation, eIDAS), установленным Европейской директивой 910/2014. В данной директиве указано, что для целей идентификации провайдеры должны взять квалификационный сертификат для аутентификации сайта, как это предусмотрено статьей 3 (39) данной директивы. Таковой сертификат выдается уполномоченным компетентным органом, в случае если выполнен комплект установленных требований, включая идентификационные сведения о обладателе сайта: имя, адрес расположения, доменное имя сайта и т. п. В Европе регулятивные новации в платежной сфере содействуют формированию высоких разработок.
Законодательные новации Европейского союза в сфере платежных одолжений, так, базируются на сертификации веб-серверов провайдеров и помогают развиваться инфраструктуры, выстроенной на сети интернет и Интернет-разработки. Учитывая это, целесообразно было бы посмотреть на задачу совершенствования законодательства о НПС в Российской Федерации не только в ракурсе европейского подхода, но и с учетом уже имеющегося возможных новых и опыта вызовов.
Русский практика — инициатива Минкомсвязи
Взять корневой сервер в распоряжение русских структур на данный момент маловероятно: для этого необходимо, дабы кто-то из сейчас действующих операторов от него отказался
В связи с западными санкциями о вероятных проблемах с интернетом в Российской Федерации заговорили уже давно. К примеру, рассматривались неприятности, которые связаны с прекращением деятельности сайтов зарубежных компаний в России. Либо, напротив, с инициативами и ответными мерами русского правительства.
Помимо этого, отмечена позиция, которая связана с вопросами глобального управления ее корневой и сетью частью.
Как мы знаем, что корневых серверов интернета, обслуживающих различные территории, в мире всего 13. Это предельное число, которое поменяно быть не имеет возможности.
Как отмечает управление компании «Технический центр „Интернет”», отвечающей большинство — десять корневых серверов — находится в Соединенных Штатах, по одному — в Швеции, японии и Нидерландах. У них имеется множество «зеркал» в различных государствах, а также пара в Российской Федерации. Взять корневой сервер в распоряжение русских структур на данный момент маловероятно: для этого необходимо, дабы кто-то из сейчас действующих операторов от него отказался.
Возможность отключения российского интернет-сегмента оценивается как малый. Отмечается, однако, что совокупность перехода на резервные серверы готовься уже давно, она продемонстрировала собственную устойчивость и может обеспечить бесперебойность работы Рунета. Вместе с тем санкционные меры привели к необходимости актуализировать оценку устойчивости Сети.
В июле 2014 года Минкомсвязи совместно с силовыми ведомствами совершило учения, дабы выработать «меры по предотвращению нарушений работы» интернета в Российской Федерации.
По результатам учений в Минкомсвязи подготовлен закон, призванный обеспечить целостность, непрерывность, стабильность, защищенность и устойчивость функционирования российского национального сегмента интернета.
Как сообщается, предусмотрена законодательная инициатива, в соответствии с которой российский сегмент интернета отправится под контроль национальных органов, а правильнее юрлиц. Планируется ввести в закон такое понятие, как критическая инфраструктура интернета. К ее составляющим будут относиться:
- национальная доменная территория,
- инфраструктура для ее обслуживания,
- совокупность точек обмена трафиком,
- национальная информационная совокупность обеспечения целостности, безопасности и устойчивости функционирования русском части Сети.
Совокупность, в соответствии с подробностям проекта закона, обязана содержать все данные об независимых совокупностях, IP-точках и адресах обмена трафиком. Управление совокупностью, соответственно и Рунетом, ведомство предлагает доверить уполномоченной организации, которая будет назначена самим министерством.
Внедрение новых стандартов для платежей связано не только с задачами развития соответствующей интернет-инфраструктуры, но и обеспечения ее надлежащего функционирования, что неразрывно связано с вопросами надзора и контроля, осуществляемого в платежной сфере, в большинстве случаев, банковскими регуляторами.
Не пора ли всесторонне оценить и начать настоящее перемещение
Устойчивость Рунета, непременно, серьёзная компонента противостояния и она играется значительную роль в том, дабы, как и при со Swift, отключение русского сегмента сети было событием маловероятным. Но угрозой технического отключения обстановка не исчерпывается.
Предстоящее развитие законодательства об НПС должно учитывать результаты всестороннего анализа интернациональной практики регулирования в сфере платежных одолжений с применением интернета
На практике предприниматели и российские организации так или иначе вовлечены в процессы интернациональной интеграции и торговли, а также при активном применении ресурсов интернета. И в любом случае для этих целей должны использоваться соответствующая инфраструктура и международные стандарты.
Нетрудно высказать предположение, что на протяжении реализации европейских новшеств их техническая реализация будет осуществляться либо уже осуществляется ведущими IT-производителями и компаниями оборудования. Наряду с этим предполагается очень твёрдый надзор в данной сфере, где главной будет роль лидирующих денежных регуляторов и вряд ли возможно исключить возможность политических манипуляций.
Вследствие этого предстоящее развитие законодательства об НПС должно учитывать результаты всестороннего анализа интернациональной практики регулирования в сфере платежных одолжений с применением интернета, а также, а вероятно и прежде всего, с учетом вероятных внешних угроз для национальной экономики.
Открыты новые полезные свойства витамина D
Интересные записи
- «Если бы я был президентом…»
- Moody’s: «слабые банки умрут»
- Андрей волчик: «судьба «пионера» – составить подробный план для тех, кто идет по твоим следам»
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Платежный сервис blik может составить конкуренцию visa и mastercard в польше
У молодого платежного оператора, созданного девятью польскими банками, имеется все шансы выйти в фавориты национального рынка мобильных платежей. Как…
-
Артем пецюха: «любое подключенное к интернету устройство может стать платежным инструментом»
Из-за чего Российская Федерация считается одним из фаворитов на рынке платежей, как компания отбирает финтехстартапы, о возможностях бесконтактных…
-
«Шумовая граната»: заявление visa напугало обывателей, но не банкиров
Интернациональная платежная совокупность Visa заявила об отказе от обслуживания внутрироссийских операций по своим картам в обход НСПК. Участники рынка…
-
Платежный терминал в разрезе банка. как выбрать правильную стратегию и избежать ошибок?
В настоящей статье хотелось бы поведать о практическом опыте, взятом компанией при работе с банками по внедрению сети платежных терминалов. // Дмитрий…
-
Олег тишаков: «платежная система „мир” будет доминирующей в развитии многих стран»
Первый этап по созданию платежной системы «Мир» заключался в организации национального трафика по интернациональным картам через национальный…
-
Платежная система paypal: как расплачиваться на ebay? (видео)
9 февраля ’12 8:46 Комментариев: 0 Последние новинки цифровой техники, актуальные вещи, необыкновенные часы либо гаджеты — их нет в соседнем магазине….