Могут ли внешние угрозы активизировать платежное законодательство?

Могут ли внешние угрозы активизировать платежное законодательство?

Планировать совершенствование законодательства далеко не всегда легко, кроме того тогда, в то время, когда это нужно. В платежной сфере такая необходимость в известной мере связана со стратегией развития Национальной платежной системы (НПС), определяющей направления развития НПС и принимаемой Банком России. Но настоящие драйверы развития смогут появиться и за ее границами.

Внешние угрозы как стимул внутреннего развития

Принимаемый в соответствии со стратегией развития НПС замысел мероприятий предполагает наличие конкретных мер и сроков их исполнения. Вместе с тем Банк России не наделен полномочиями законодательной инициативы, исходя из этого не страно, что в формулировках направлений развития господствуют такие императивы, как «помогать, принимать участие, содействовать». Это предопределяет совместную деятельность, а также в законодательной сфере.

Настоящие сроки замысла смогут сдвигаться, в особенности в то время, когда решаемая задача требует консенсуса всего сообщества: национальных структур, бизнеса, публичных организаций.

В разделе V стратегии «Развитие платежных платёжной инфраструктуры и систем» предусмотрены, в частности:

д) помощь инициатив участников рынка платежных одолжений по интеграции платежных клиринговых и расчетных инфраструктур розничных платежных совокупностей чтобы повысить эффективность их снижения и использования издержек операторов одолжений платежной инфраструктуры, в частности методом создания клиринговых центров национального уровня;

е) содействие созданию единой национальной инфраструктуры, снабжающей обмен платежными и иными денежными сообщениями в НПС.

Правильные сроки реализации данных направлений с выходом на практический ввод в эксплуатацию спланировать во время принятия стратегии вряд ли было вероятно. Тем более нужно учесть форс-мажор, который связан с внешними вызовами. Но как раз внешние вызовы стали их настоящими «двигателями».

Принятые Западом экономические санкции либо их угрозы явились сейчас главной мотивирующей силой в совершенствовании российского правового поля НПС и развития главных платежных инфраструктур. Они коснулись в первую очередь тех сфер, где позиции западных платежных инфраструктур были главными:

  • сферы розничных платежных одолжений, оказываемых интернациональными совокупностями платежных карт (МСПК) Visa и MasterCard, что конкретно связано с направлением «д» стратегии,
  • сферы одолжений межбанковского обмена денежными сообщениями, оказываемых совокупностью Swift, что очевидно коррелирует с направлением «е» этого документа.

Самый деятельно процессы регулирования реализуются, в то время, когда на первый замысел выходят неприятности всего сообщества и в первую очередь вопросы нацбезопасности

В сжатые сроки были внесены трансформации в закон о НПС, в соответствии с которыми, например, была создана национальная совокупность платежных карт, ставшая платежно-клиринговым центром МСПК, и национальной платежной системы «Мир». Проработан проект и введена в воздействие совокупность передачи денежных сообщений Банка России. Предстоящее развитие приобретает задача внедрения западных стандартов ISO 20022.

Принятые меры в значительной мере снижают уровень вероятных внешних угроз в платежной сфере. Вместе с тем купленный опыт заставляет внимательнее всматриваться в новации западных регуляторов.

Практика последних лет свидетельствует, что самый деятельно процессы регулирования реализуются, в то время, когда на первый замысел выходят неприятности всего сообщества и в первую очередь вопросы нацбезопасности.

Нарастающая тенденция — не банки в платежной индустрии

С недавних пор усиливается проблематика деятельности в платежной сфере организаций, не являющихся кредитными.

В Российской Федерации эта тема только начинает обсуждаться

В зарубежной практике она проявляется принятой в 2007 году в ЕС платежной директивой — устанавливающей требования к оказанию платежных деятельности и услуг провайдеров платежных одолжений (Payment Services Providers, PSP), среди которых выяснены платежные университеты (Payment Institution), не являющиеся банками. В Российской Федерации эта тема только начинает обсуждаться.

Так, Банк России отмечает ее актуальность в аналитическом обзоре НПС за 2014 год в связи с совершённым в 2012 году Базельским комитетом по рыночным инфраструктурам и платежам обследованием небанковских платежных учреждений, раскрывая самые важные элементы этого обследования.

Специалисты платежного рынка думают над тенденциями в оказании потребителям комплексного сервиса по приобретению товаров либо оказанию услуг с встроенным платежным приложением, разрешающим выполнить немедленную оплату, деятельностью агрегаторов в платежной индустрии, и над узкими местами в регулировании платежных агентов.

Агрегаторы и платежные совокупности: выживут ли изолированные услуги по приему платежей? В мире набирают силу высокотехнологичные агрегаторы, каковые трудятся во всевозможных секторах: от такси (Uber) до аренды жилья (AirBnB). Когда-то они просто помогали провайдерам и потребителям отыскать друг друга. Сейчас они смогут диктовать собственные правила целым сегментам экономики а также принудительно переводить их на безнал, как это случилось в сфере пассажироперевозок.

Это получается у них лучше, чем у банков. Вопрос в том, свидетельствует ли это введение дополнительного регулирования?

Появляющийся вследствие этого вопрос о необходимости совершенствования законодательства об НПС обязан так или иначе продвигаться в плане четкого понимания складывающейся обстановке в Российской Федерации и назревающих неприятностей для страны, бизнеса, общества, вероятных способов регулирования для ответа появляющихся неприятностей, а также с учетом интернационального опыта, ожидаемых результатов и др.

В 2015 году была принята вторая платежная директива. Ее главной новацией есть создание условий, упрощающих потребителям доступ к платежным услугам, что делается не зависящим от размещения средств для платежа (источника фондирования) в том либо другом денежном учреждении. Такое ответ достигается в значительной мере за счет введения специальных типов провайдеров платежных одолжений (PSP):

  • провайдера одолжений по инициации платежей (Payment Initiation Services Provider, PISP)
  • провайдера одолжений по консолидации информации о квитанциях (источниках фондирования) плательщика (Account Information Service Providers, AISP).

Отмечается, что подобное регулятивное ответ простимулирует появление высокотехнологичных посредников, каковые будут предоставлять лишь интерфейсы для управления финансовыми транзакциями, но наряду с этим не будут оперировать фактически финансовыми средствами.

Активное перемещение Запада — новые технические стандарты для платежей

На данный момент деятельно продвигается ответ задач, которые связаны с внедрением второй платежной директивы в ЕС: осуществляется имплементация в законодательства государств-участниц и в один момент идет разработка технических стандартов (Regulatory Technical Standards, RTS), в соответствии с которыми в 2018 году будут функционировать новые PSP.

Стандарты должны включать твёрдые требования по аутентификации клиентов, требования по безопасности для целостности и защиты конфиденциальности персональных учетных данных пользователей платежного сервиса

Стандарты разрабатываются в обеспечение требований директивы, нацеленной на то, дабы все предлагаемые платежные услуги в электронной форме осуществлялись в защищенном режиме. Кроме этого должны использоваться технологии, обеспечивающие надёжную максимальное снижение и аутентификацию пользователя уровня рисков. Эти стандарты должны быть созданы Европейским банковским регулятором (European Banking Authority, EBA) при активном сотрудничестве с Европейским центробанком.

Стандарты должны включать твёрдые требования по аутентификации клиентов, требования по безопасности для целостности и защиты конфиденциальности персональных учетных данных пользователей платежного сервиса. В них должны быть кроме этого требования в отношении неспециализированных открытых стандартов и стандартов безопасности для коммуникаций между разными PSP, получателями и плательщиками средств.

На данный момент созданный ЕBA проект стандартов как консультативный документ размещен на сайте ЕBА. Он учитывает предложения и замечания разных учреждений и организаций, поступивших в рамках дискуссионного проекта (декабрь 2015 года). При разработке окончательной версии стандартов учитываются предложения, направленные до 12 октября 2016 года.

В Европе регулятивные новации в платежной сфере содействуют формированию высоких разработок

Нужно подчернуть, что проект стандартов косвенно затрагивает применение интернета, поскольку он взаимосвязан с требованиями по уполномоченным центрам и электронной идентификации по электронным транзакциям (Electronic Identification and Trust Services for Electronic Transactions Regulation, eIDAS), установленным Европейской директивой 910/2014. В данной директиве указано, что для целей идентификации провайдеры должны взять квалификационный сертификат для аутентификации сайта, как это предусмотрено статьей 3 (39) данной директивы. Таковой сертификат выдается уполномоченным компетентным органом, в случае если выполнен комплект установленных требований, включая идентификационные сведения о обладателе сайта: имя, адрес расположения, доменное имя сайта и т. п. В Европе регулятивные новации в платежной сфере содействуют формированию высоких разработок.

Законодательные новации Европейского союза в сфере платежных одолжений, так, базируются на сертификации веб-серверов провайдеров и помогают развиваться инфраструктуры, выстроенной на сети интернет и Интернет-разработки. Учитывая это, целесообразно было бы посмотреть на задачу совершенствования законодательства о НПС в Российской Федерации не только в ракурсе европейского подхода, но и с учетом уже имеющегося возможных новых и опыта вызовов.

Русский практика — инициатива Минкомсвязи

Взять корневой сервер в распоряжение русских структур на данный момент маловероятно: для этого необходимо, дабы кто-то из сейчас действующих операторов от него отказался

В связи с западными санкциями о вероятных проблемах с интернетом в Российской Федерации заговорили уже давно. К примеру, рассматривались неприятности, которые связаны с прекращением деятельности сайтов зарубежных компаний в России. Либо, напротив, с инициативами и ответными мерами русского правительства.

Помимо этого, отмечена позиция, которая связана с вопросами глобального управления ее корневой и сетью частью.

Как мы знаем, что корневых серверов интернета, обслуживающих различные территории, в мире всего 13. Это предельное число, которое поменяно быть не имеет возможности.

Как отмечает управление компании «Технический центр „Интернет”», отвечающей большинство — десять корневых серверов — находится в Соединенных Штатах, по одному — в Швеции, японии и Нидерландах. У них имеется множество «зеркал» в различных государствах, а также пара в Российской Федерации. Взять корневой сервер в распоряжение русских структур на данный момент маловероятно: для этого необходимо, дабы кто-то из сейчас действующих операторов от него отказался.

Возможность отключения российского интернет-сегмента оценивается как малый. Отмечается, однако, что совокупность перехода на резервные серверы готовься уже давно, она продемонстрировала собственную устойчивость и может обеспечить бесперебойность работы Рунета. Вместе с тем санкционные меры привели к необходимости актуализировать оценку устойчивости Сети.

В июле 2014 года Минкомсвязи совместно с силовыми ведомствами совершило учения, дабы выработать «меры по предотвращению нарушений работы» интернета в Российской Федерации.

По результатам учений в Минкомсвязи подготовлен закон, призванный обеспечить целостность, непрерывность, стабильность, защищенность и устойчивость функционирования российского национального сегмента интернета.

Как сообщается, предусмотрена законодательная инициатива, в соответствии с которой российский сегмент интернета отправится под контроль национальных органов, а правильнее юрлиц. Планируется ввести в закон такое понятие, как критическая инфраструктура интернета. К ее составляющим будут относиться:

  • национальная доменная территория,
  • инфраструктура для ее обслуживания,
  • совокупность точек обмена трафиком,
  • национальная информационная совокупность обеспечения целостности, безопасности и устойчивости функционирования русском части Сети.

Совокупность, в соответствии с подробностям проекта закона, обязана содержать все данные об независимых совокупностях, IP-точках и адресах обмена трафиком. Управление совокупностью, соответственно и Рунетом, ведомство предлагает доверить уполномоченной организации, которая будет назначена самим министерством.

Внедрение новых стандартов для платежей связано не только с задачами развития соответствующей интернет-инфраструктуры, но и обеспечения ее надлежащего функционирования, что неразрывно связано с вопросами надзора и контроля, осуществляемого в платежной сфере, в большинстве случаев, банковскими регуляторами.

Не пора ли всесторонне оценить и начать настоящее перемещение

Устойчивость Рунета, непременно, серьёзная компонента противостояния и она играется значительную роль в том, дабы, как и при со Swift, отключение русского сегмента сети было событием маловероятным. Но угрозой технического отключения обстановка не исчерпывается.

Предстоящее развитие законодательства об НПС должно учитывать результаты всестороннего анализа интернациональной практики регулирования в сфере платежных одолжений с применением интернета

На практике предприниматели и российские организации так или иначе вовлечены в процессы интернациональной интеграции и торговли, а также при активном применении ресурсов интернета. И в любом случае для этих целей должны использоваться соответствующая инфраструктура и международные стандарты.

Нетрудно высказать предположение, что на протяжении реализации европейских новшеств их техническая реализация будет осуществляться либо уже осуществляется ведущими IT-производителями и компаниями оборудования. Наряду с этим предполагается очень твёрдый надзор в данной сфере, где главной будет роль лидирующих денежных регуляторов и вряд ли возможно исключить возможность политических манипуляций.

Вследствие этого предстоящее развитие законодательства об НПС должно учитывать результаты всестороннего анализа интернациональной практики регулирования в сфере платежных одолжений с применением интернета, а также, а вероятно и прежде всего, с учетом вероятных внешних угроз для национальной экономики.

Открыты новые полезные свойства витамина D

Интересные записи

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: